На главную.
Виновный не назван.

Кто убил Элизу Лэм?
( интернет-версия* )

©А.И.Ракитин, 2014-2015 гг.
©"Загадочные преступления прошлого", 2014-2015 гг.

Страницы :     (1)     (2)     (3)     (4)     (5)     (6)     (7)     (8)     (9)

стр. 2



     Следует отдать должное интернет-активистам, сумевшим вытащить на свет Божий массу всевозможной любопытной (хотя и бесполезной по большому счёту) информации как об отеле "Сесил", так и обстановке вокруг него.

Чуть позже мы остановимся на этом подробнее, когда станем разбирать раного рода мифы, связанные с исчезновением Элизы Лэм. Кроме того, участники многочисленных обсуждений в интернете предприняли попытки самостоятельно проанализировать результаты полицейского расследования. И хотя зачастую эти попытки заводили данный вопрос в дебри глубокой мистики и даже бреда, кое-какие здравые мысли и суждения высказывались. Об тоже нам придётся говорить по мере развития криминального сюжета, связанного с исчезновением Элизы Лэм.
     В течение некоторого времени полицейское расследование, казалось, никак не продвигалось. Журналисты самостоятельно приезжали в отель, пытались разговаривать с его работниками и постояльцами. Интервью эти никак ситуацию не проясняли и что именно произошло с Элизой никто даже предположить не мог.
     Между тем, изучение видеозаписей из отеля позволило сделать первое важное открытие. Видеокамера, установленная в лифте (всего лифтов в отеле имелось два), снимала Элизу в интервале между 14 и 15 часами 31 января на протяжении примерно 4 минут. На этой видеозаписи видно, что девушка вела себя несколько странно - она неестественно жестикулировала, входила и выходила из кабины лифта, нажимала подряд по несколько кнопок и т.п. Она словно бы вела с кем-то разговор или играла - такое вот остаётся ощущение из просмотра этой видеосъёмки. Казус заключался лишь том, что девушка была одна. Никто, кроме неё, в кадре так и не появился. В своём месте мы подробнее остановимся на анализе упомянутой видеозаписи, поскольку она - последнее прижизненное свидетельство того, что происходило с Элизой Лэм. Но важно отметить деталь, значимую для всего последующего повествования: видеозапись сделана во время остановки лифта на 14 этаже отеля - а это самый верхний из жилых этажей (расположенный над ним 15-й этаж является техническим). Видеозапись начинается с того, что девушка входит в лифт и заканчивается тем, что выходит. Поскольку видеокамеры службы безопасности и банкоматов на 1-м этаже отеля не зафиксировали выхода Элизы из здания, получалось, что девушка так и осталась внутри "Сесиля". Причём, если и переходила с этажа на этаж, то пользовалась не лифтами, а пожарными лестницами. Т.о. получалось, что тайна исчезновения Элизы Лэм каким-то образом связана либо с самим отелем, либо с человеком, находившимся в отеле одновременно с пропавшей девушкой.
     Понятно, что этот вывод автоматически рождал массу принципиально важных вопросов, нуждавшихся в скорейших ответах: если Элиза убита и труп её спрятан, то где именно? если Элиза убита и труп её скрытно вывезен из отеля, то как это проделано? мог ли убить Элизу и избавиться от её трупа обычный клиент отеля или столь сложное преступление мог осуществить только преступник из числа работников отеля? и пр.
     Впрочем, остановимся пока на этом и вернёмся к хронологии расследования.
     На третий день поисков у полиции появился свидетель, заявивший, что видел исчезнувшую девушку около полудня 31 января. Кэти Офран, продавщица книжного магазина "Last", расположенного напротив гостиницы, утверждала, будто Элиза заходила тогда в магазин и купила три книги в мягком переплёте. В магазине находился стенд с книгами по цене 1$ каждая. Это была своего рода "книжная уценка", нераспроданные остатки старых тиражей, которые невзможно было реализовать по отпускной цене. Элиза, увидев этот стенд с книгами, почему-то странно воодушевилась, она несколько раз воскликнула "книги за доллар надо брать!" или что-то подобное.
     Собственно, из-за этого несколько необычного поведения Кэти Офран и запомнила девушку азиатской внешности. По утверждению свидетельницы, Элиза была одна, если с нею и был спутник, он к ней не приближался и она к нему не обращалась. Куда могла направиться Элиза работница книжного магазина также сказать не могла. В общем, показания Кэти Офран хотя и представлялись любопытными, поиску пропавшей девушки помочь реально не могли.
     По поступившим из Канады данным стало известно, что у Элизы было диагностировано биполярное расстройство (это завуалированное название маниакально-депрессивного психоза, характеризующегося чередованием двух состояний психики - вялого, упаднического, депрессивного и возбужденно-активного). Заболевание это протекало в мягкой, сглаженной форме и не представляло по мнению лечащего врача, опасности ни для окружающих, ни для самой Элизы. Девушка никогда не госпитализировалась с упомянутым заболеванием, всё время наблюдалась у одного врача, строго исполняла все медициские назначения, а кроме того, не имела вредных привычек - не курила, не употребляла наркотики и была весьма сдержанна в употреблении алкоголя. Именно потому врач разрешил ей длительную поездку в одиночку. Т.е. наличие биполярного расстройства само по себе не проливало свет на случившееся с Элизой.
     Одной из версий, которую в самом начале отработали детективы Теннелл и Стернз, сводилась к предположению, что Элиза Лэм приехала в Лос-Анджелес с целью поиска работы. В Ванкувере девушка некоторое время работала в крупном магазине верхней одежды, имела возможность видеть вблизи работу модельных агенств и работа девушек на подиуме вполне могла её заинтересовать. Лос-Анджлелес в этом отношении предоставлял массу возможностей, во всяком случае, много больше, чем Ванкувер. И хотя рост Элизы составлял 167 см., что было несколько ниже общепринятого для моделей стандарта 170 см., нельзя было исключать того, что Элиза умышленно проложила свой маршрут таким образом, дабы задержаться в Лос-Анджелесе и потратить некоторое время на поиск возможных вакансий в этой сфере.
     Версия эта, однако, никуда детективов не привела. Если со стороны Элизы и были попытки подыскать работу в Лос-Анджелесе, никто из возможных рекрутеров этого не подтвердил. Кстати, никакой ясности в том, чем занималась и как проводила в Лос-Анджелесе своё время Элиза Лэм, не существует и до сих пор. Даже если полиция и сумела прояснить этот вопрос, полученная ею информация не была разглашена и остаётся поныне тайной следствия.
     После 10 февраля появились сообщения о том, что Элизу (или другую девушку, похожую на неё) видели 7 февраля в двух кварталах от отеля "Сесил". Она якобы кричала, размахивала руками и вела себя совершенно неодекватно. Эта информация тоже была проверена полицией, в частности, были просмотрены видеозаписи камер наблюдения, направленных на упоминаемый свидетелями перекрёсток. Выяснилось, что к исчезнувшей девушке инцидент отношения не имеет ни малейшего.
     Расследование явно теряло обороты и начинало буксовать. Проходил день за днём, а никакого продвижения не отмечалось. Чтобы как-то простимулировать следствие, взбудоражить население и отыскать новых свидетелей, столь необходимых для ускорения розыска, руководство полиции Лос-Анджелеса санкционировало трансляцию по телевидению и в интернете последней видеозаписи, на которой можно видеть живую Элизу Лэм. Речь идёт о записи, следанной камерой наблюдения в лифте на 14 этаже отеля "Сесил" 31 января 2013 г. (впрочем, насчёт правильности общепринятой датировки этой записи есть определённые сомнения, о чём в своём месте ещё будет сказано).
     Надо сразу сказать, что известная ныне запись не аутентична оригиналу. Криминалисты обработали её, нарочно исказив продолжительность отдельных элементов, другими словами, некоторые части этой видеозаписи показаны немного замедленно, другие - ускоренно, а указания на паузы между отдельными фрагментами - вообще убраны (видеокамера в лифте работает автоматически - она включается при открытии двери и выключается при закрытии, если на полу лифтовой кабины нет груза. Моменты включения и выключения камеры фиксируются таймером внизу кадра). Для того, чтобы исключить возможность восстановление длительности отдельных эпизодов исходной видеозаписи криминалисты "замазали" показания таймера, сделав их нечитаемыми. Но полицейские явно не удовлетворились этим и в том варианте, который первоначально был передан журналистам, оказался к тому же "обрезан" и левый край изображения (строчная развёртка была уменьшена примерно на 10% слева).
     13 февраля такая "усеченная видеозапись" была передана журналистам и её демонстрация по телевидению сразу же вызвала всплеск страстей как в интернете, так и в средствах массовой информации. Руководство полиции явно осталось довольно достигнутым результатом. Чтобы подогреть всеобщий интерес, на следующий день был представлен несколько другой вариант той же самой видеозаписи - теперь уже без обрезанного края, но по-прежнему с "замазанными" цифрами таймера.
     Уже в ночь с 14 на 15 февраля и ранним утром 15 февраля в интернете начались горячие обсуждения видеозаписей. Примечательно, что участников дискуссий не смущали довольно очевидные (и даже тривиальные) вопросы о том, для чего криминалисты исказили представленную видео-нарезку? и что именно сделанные изменения были призваны замаскировать? Одновременно с жаркими обсуждениями того, что же именно демонстрировали обнародованные видеозаписи, разворачивались баталии о том, что же представляет из себя отель "Сесил"? Всем уже было ясно, что случившееся с Элизой Лэм каким-то образом сязано с отелем, поэтому немудрено, что это заведение привлекло к себе повышенное внимание.
     Мнения интернет-аудитории оказались диаметрально противоположны. Для того, чтобы читатель мог составить представление о том, что и как обсуждалось в те дни на англо- и испаноязычных форумах (китайские форумы по понятной причине выпали из анализа автора), кратко суммируем наиболее примечательные тезисы тех, кто проживал в "Сесиле" лично. Сделаем это в форме "тезы" и "антитезы", ибо именно такая форма подачи информации позволяет наиболее ясно понять предмет противоречия:
        - Утверждение: отель никуда не годится. Это убогая клоака, настоящий притон в самом сердце криминогенного района! - Антитеза: отель вполне соответствует заявленной цене и уровню услуг. Интернет на всех этажах быстрый и устойчивый, служба безопасности поддерживает порядок, никаких напрягов при проживании не возникало.
        - Утверждение: в обслуге отеля заняты азиаты, не понимающие английский язык. Они не понимают даже испанский! Персонал наглый и ленивый, при попытке отказаться от заселения предоплату не вернули! - Антитеза: видно, что менеджер по услугам школит персонал, в номере идеальная чистота, ни пылинки. При заселении первым делом проверил кровать - чистое бельё со свежим запахом, сразу понял, что устроился нормально.
        - Утверждение: короткие ванные в номерах - это убожество. А ведь есть ещё и номера без ванных и санузлов - их жильцам надо выходить для гигиенических нужд в санузел на этаже! Настоящая дикость! - Антитеза: Жил в номере без ванны и санузла. Никаких проблем не испытывал. Примерно как при посещении бассейна.
        - Утверждение: отель в самом центре гетто, место опасное, не рад был, что заехал туда, более в "Сесил" ни ногой. - Антитеза: видим полное соответствие цены качеству. Парковка стоимостью 15$ в сутки и номер cо скоростным бесплатным wi-fi за 55$ - это очень щадящие расценки для Лос-Анджелеса. Тем гламурным кисам, которым не нравится район следует переехать в более престижные места и платить там в разы больше!
     В общем, обсуждение достоинств и недостатков отеля "Сесил" протекало довольно энергично, кому интересно погрузиться в эту тему, может самостоятельно провести поиск в интернете и перечитать записи полутарогодовой давности. Как увидим из дальнейшего хода событий, все эти суждения имеют довольно опосредственное отношение к вопросу об исчезновении Элизы Лэм, но они достойны того, чтобы сейчас о них сейчас упомянуть.
     Одновременно с полемикой вокруг качества гостиничных услуг, на интернет-площадках живое обсуждение вызвала и тема о мистических тайнах, связанных с отелем. Об этом тоже надо сейчас сказать несколько слов, поскольку пресловутый "мистический аспект" исчезновения Элизы Лэм активно мусолился всем, кому не лень. В архивах старых лос-анджелесских газет была найдена информация о самоубийствах, совершенных в разные годы постояльцами "Сесила". Разумеется, как и всякое старое здание отель повидал на своём веку немало подобных криминальных драм.
     Например, некая Хелен Гарни (Helen Gurnee), 50-летняя дама, прожившая в "Сесиле" неделю, выбросилась из окна седьмого этажа и разбилась о мостовую у самого входа в отель, разрушив при падении навес над парадной дверью. Произошёл этот трагический инцидент 22 октября 1954 г. При себе погибшая имела всего 59 центов и газетчики поспешили объявить о самоубийстве нищенки, однако вскоре выяснилось, что Хелен имела более 1800 $ на счёте в одном из пенсильванских банков и её никак нельзя было назвать "нищенкой". Что толкнуло Хелен Гарни на фатальный шаг из окна так и осталось невыясненным. А уже 11 февраля 1962 г., менее чем через 8 лет, другая постоялица отеля - Джулия Мур (Julia Moore)- выбросилась из окна своего номера, расположенного на восьмом этаже. Прошло совсем немного времени и через восемь месяцев - 12 октября 1962 г. - Полин Оттон (Pauline Otton) отправилась в полёт из окна девятого этажа. При падении она угодила в 65-летнего Джорджа Джианинни (George Gianinni), возвращавшегося в отель с парковки, где он оставил свой автомобиль. В результате погибла и Полин Оттон, и оказавшийся не в том месте не в то время Джордж Джианинни. Полиция первоначально рассматривала версию двойного самоубийства, но впоследствии от неё отказалась - в момент смерти Джордж держал руки в карманах и казалось невероятным, чтобы в таком положении мужчина смог броситься из окна.
     Помимо самоубийств, с отелем "Сесил" оказались связаны и некоторые таинственные убийства, так и не раскрытые по сию пору. Наиболее интригующим из них оказалось жестокое убийство довольно известной защитницы природы и городской экологии Голди Осгуд (Goldie Osgood). Голди снискала популярность публичными скандалами в защиту голубей; из-за них городских голубей прозвали "голубями Голди". Сейчас бы выходки Голди назвали бы "флешмобом" или "инсталляцией", а саму поборницу гадящих птиц причислили бы к сословию "креативных талантов", но по меркам своего времени Голди Осгуд была просто городской сумасшедшей, надоедавшей властям своими выходками. Голди была убита 4 июня 1964 г. в своём номере - женщину зверски избили, изнасиловали и обворовали. Проводя расследование по горячим следам, полицейские задержали в парке неподалёку мужчину в окровавленной рубашке и даже поспешили объявить о поимке преступника. Однако, впоследствии выяснилось, что задержанный не может быть причастен к убийству и расследование в конечном итоге зашло в тупик.

     12 февраля 1950 г. в отеле "Сесил" был арестован бежавший из Северной Каролины убийца Рэймонд Хэйр. Он совершил убийство своего товарища по колледжу ещё в середине декабря 1949 г., но не успел вывезти труп для захоронения, в результате чего погибший был найден в автомашине Хэйра. Сообразв, что разоблачён, преступник пустился в бега. Он благополучно перебрался в Калифорнию и остановился в отеле "Сесил" под именем "Джеймс Ройстер", но неосторожно сделал несколько телефонных звонков знакомым, что в конечном счёте и позволило правоохранительным органам установить его местонахождение.
     Помимо Хэйра с "Сесилом" оказались связаны биографии и некоторых других преступников.
     В отеле неоднократно останавливался Ричард Рамирес, известный калифорнийский серийный убийца, об истории разоблачения которого на нашем сайте есть довольно обстоятельный очерк. Рамирес снимал самые дешёвые номера (по 14$ в сутки) на самом верхнем 14 этаже, где отсыпался после совершения некоторых из своих преступлений. Во время следствия преступник утверждал, что во время пребывания в отеле сортировал вещи, добытые в результате ограблений, и выбрасывал некоторые окровавленные предметы в мусорные баки, размещённые на пути от парковки к отелю. Достоверность этих заявлений вызывает некоторые сомнения; есть основания думать, что Рамирес не был столь опрометчив, но из песни, как известно, слов не выкинешь, поэтому считается, что кто-то из персонала отеля не информировал полицию о наличии в мусоре окровавленных вещей и, возможно, даже забирал себе важные для следствия улики.
     Также в "Сесиле" летом 1991 г. останавливался Джек Унтервегер (по-немецки Johann Unterweger, но немецкое имя "Йоханн" превратилось в энглизированное "Джек"), известный австрийский писатель, журналист и серийный убийца одновременно. Унтервегер приезжал в Лос-Анджелес, будучи командированным в "Город Ангелов" одним из венских телеканалов. Целью поездки являлся сбор информации об уличной проституции в Лос-Анджелесе и связанными с нею криминальными проявлениями - употреблением наркотиков, ограблениями клиентов, нападениями на проституток, сексуальном рабстве и т.п. Серийный убийца катался по Лос-Анджелесу в полицейской машине вместе с детективами отдела нравов и наблюдал за их повседневной работой, что само по себе весьма забавно, не правда ли? Писатель и серийный убийца для своего проживания нарочно выбрал отель "Сесил" - ему хотелось прикоснуться к "ауре Ричарда Рамиреса". На одном из допросов Унтервегер выспренно назвал отель "Сесил" "музеем великого убийцы", имея в виду именно факт проживания там Рамиреса. К моменту своей поездки в США Унтервегер уже совершал убийства женщин в Австрии и Лос-Анджелес явился для него своего рода "охотничьим заказником", в котором преступник был намерен поохотиться на "живую дичь". Во время своего "калифонийского турне" Унтервегер убил трёх проституток - Шэннон Эксли (Shannon Exley), Ирэн Родригес (Irene Rodriguez) и Пегги Джин Буз (Jean Booth). После своего ареста в феврале 1992 г. Унтервегер заявил, что знакомился с будущими жертвами на одной из пожарных лестниц отеля "Сесил", где жрицы любви имели обыкновение тусоваться. Впоследствии он изменил эти показания и стал утверждать, будто "снимал" проституток на городских улицах во время интервьюирования (у него ведь имелась отличная "легенда" - он журналист, собирающий материалы об эксплуатации женщин!).
     Как бы там ни было, связь Рамиреса и Унтервегера с отелем "Сесил" не вызывала сомнений и эта деталь постоянно подчёркивалась во время интеренет-обсуждений. Хотя, положа руку на сердце, трудно понять, как данное обстоятельство могло повлиять на исчезновение Элизы Лэм спустя более двух десятилетий?

     19 февраля 2013 г. история пропавшей без вести канадской студентки сделала совершенно немыслимый зигзаг и одномоментно превратилась в сенсацию общеамериканского масштаба. Началось всё с того, что накануне вечером и утром 19 февраля несколько постояльцев отеля заявили о неприятном запахе воды, поступающей в краны. Дежурный администратр направил на проверку заявки водопроводчика, который не мудрствуя лукаво, решил проверить качество воды на входе в раздаточную сеть. Отель "Сесил" запитывался от городского водопровода не напрямую, а через своеобразные "водные аккумуляторы", накопители воды, способные поддерживать гидравлическое давление даже в случае уменьшения поступления из городской сети. Эта особенность водоснабжения связана с тем, что в Лос-Анджелесе в сухие летние месяцы нередки перебои с водоснабжением и тогда городская сеть централизованно понижает давление. Чтобы в домах это понижение не ощущалось, устанавливаются те самые "водные аккумуляторы", которые представляют собой большие ёмкости, заблаговременно наполненные водой. Можно сказать, что это персональная водонапорная башня. В отеле "Сесил" роль такой водонапорной башни играли 4 бака объёмом по 2000 галлонов каждый, установленные на крыше. Водопроводчик весьма здраво рассудил, что если вода в баках окажется плохой, значит, во всём виновата городская сеть, а если хорошей, то значит источник плохого запаха находится где-то внутри водопроводной "разводки" отеля и его надо искать делее методом исключения.
     Водопроводчик стал открывать баки и в одном из них, наполовину заполненном водой, увидел... плавающее вверх животом человеческое тело. Произошло это по его словам примерно в 10 часов утра. Некоторое время ему потребовалось затратить на то, чтобы спуститься с крыши и добраться до телефона.
    
    
(на предыдущую страницу)                   (на следующую страницу)

.

eXTReMe Tracker