| |
Серийные убийцы. Загадки без ответов.
Впрочем, обо всём по порядку. После того, как повторная судебно-медицинская экспертиза заключила, что смерть Пьетро Пачиани носила насильственный характер и явилась следствием отравления, теории Габриэллы Карлиццы получили вес истины в последней инстанции. Всё, что изрекала эта дамочка не могло быть поставлено под сомнение, оспорено или хотя бы критически проанализировано. Общественное мнение, направляемое средствами массовой информации, теперь требовало отмщения и наведения порядка. Именно в такой атмосфере заканчивался суд над Ванни и Лотти. Если на начальной стадии процесса ещё можно было взывать к здравому смыслу судей, указывать на явную управляемость важнейших свидетелей (имбецила, проститутки и сутенёра), настаивать на запугивании обвиняемых и их самооговоре, то конечная его фаза не оставила адвокатам Ванни и Лотти ни малейшего манёвра. Общее настроение стало таким: "виноватый должен ответить", а оба обвиняемых сознались в суде... чего же больше? Впрочем, объективности ради нельзя не отметить, что бедолага Ванни сделал в суде судорожную (иначе не сказать!) попытку отказаться от прежних признаний и объяснить их непомерным давлением полиции и прокуратуры. Получилось это у него плохо, его буквально выволокли за жабры и распотрошили всю его жизнь на глазах многомиллионой аудитории. Обвинение представило записи о доходах и расходах Ванни в 80-90 гг. прошлого века, сделанные им собственноручно. Факты выглядели убийственно, укажем только малую их часть: в декабре 1984 г. Ванни фиксирует получение 70 млн. лир (примерно 42 тыс.$) из неизвестного источника; 27 февраля 1991 г. - получение 5 млн. лир (4 тыс.$) из ниоткуда; октябрь 1996 г. - получение 7 млн. лир (4,2 тыс.$) неизвестно от кого; 25 ноября 1996 г. - он снова получает 7 млн. лир (4,2 тыс.$) непонятно за что и от кого. В приходно-расходной книге Марио Ванни 17 июня 1986 г. собственной рукой пишет о задолженности в 12 млн.лир (около 7,2 тыс.$), а ровно через 14 месяцев - 17 августа 1987 г. - отмечает, что долг полностью выплачен. Не довольствуясь произведённым эффектом, обвинитель вызвал для дачи показаний племянницу Ванни по фамилии Барталеси (Bartalesi), которая рассказала под присягой, что её дядя во второй половине 1986 г. переживал сильную депрессию и не хотел с нею встречаться. А вот в середине 1987 г. неожиданно пришёл в хорошее настроение, пригласил её в гости и даже познакомил со своим другом. Чтобы окончательно добить Ванни обвинение пригласило для дачи показаний Габриэллу Гирибелли. Читатели уже получили примерное представление о том, что и как рассказывала проститука-всезнайка, но её информированность была, разумеется, куда шире, чем это изложено в очерке. Эта дамочка многое могла рассказать о Марио Ванни и допрос её растянулся чуть ли не на всё вечернее заседание суда. Именно тогда Гирибелли впервые появилась программах теленовостей, но телеоператоры по приказу полиции показывали её таким образом, чтобы в объективы не попадало лицо секретного свидетеля "гамма". Когда Гирибелли давала показания, касающиеся Марио Ванни, тот буквально пожирал её ненавидящим взглядом. Многие фото- и тележурналисты запечатлели выражение бешенства на его лице - оно казалось до того красноречивым, что не требовало комментариев.
Тут же - и как всегда удачно - выступил ещё один замечательный свидетель обвинения, Лоренцо Неси, тот самый торговец свитерами и женским трикотажем, что всегда оказывался в нужное время в нужном месте. Именно Неси в своё время опознал шофёра, спешно покидавшего в красном автомобиле (на самом деле - в белом - но это неважно!) поляну в Скопетти, где были найдены убитыми французские туристы. Этим шофёром, напомним, был Пьетро Пачиани. Потом именно Неси припомнил пассажира красной (белой - на самом деле, но это неважно!) автомашины и этим пассажиром оказался Марио Ванни. Теперь Лоренцо Неси припомнил ещё кое-что интересное. Он рассказал историю флорентийской проститутки Лейлы Касцито, убитой 14 декабря 1983 г. Неси был знаком с убитой, поскольку та покупала у него нижнее бельё, которым он тогда активно торговал. Касцито рассказывала ему о своём постоянном клиенте, почтальоне Марио из Сан-Касиано, с определёнными сексуальными причудами. Когда женщину нашли раздетой и задушенной телефонным шнуром в собственной спальне, Неси сразу подумал о возможной виновности Ванни. Впоследствии он узнал, что в руке Касцито была найдена прядь каштановых волос, явно вырванная из головы напавшего на неё человека. А Марио Ванни в начале 80-х как раз имел каштановые волосы (ко времени суда в 1997 г. он уже совсем поседел, так что слова Неси следовало принять на веру). А потом Неси услышал от полицейских, что обладатель каштановых волос имел кровь группы В с положительным резусом - ну, в точности, как Ванни. На этом Неси закончил давать свои показания, но представитель обвинения поспешил подтвердить точность всего сказанного им насчёт каштановых волос в руке убитой проститутки и группы крови Марио Ванни. Получилось в точности, как у Михаила Жванецкого: "Мы никого ни в чём не обвиняем, но осадок, знаете ли, остался нехороший"! Все эти речи свидетелей заставили бедолагу Ванни умолкнуть. Ещё раз подчеркнём, что хотя оглашённые обвинением суммы таинственных денежных переводов казались сами по себе не очень большими, для обычного пожилого тосканского крестьянина ( Ванни родился в 1927 г.) они были весьма значительны, а главное - совершенно необъяснимы. А если принять во внимание, что к моменту окончания судебного процесса стало известно об аналогичных денежных "премиях", полученных примерно в то же время Пьетро Пачиани, то на ум приходили совсем уж нехорошие аналогии. К моменту окончания суда защита Марио Ванни оказалась полностью разрушена, у неё не осталось ни единого довода, на который она могла бы напирать, доказывая невиновность обвиняемого - только голословные утверждения про давление полиции, пытки и запугивания. Нельзя не отметить и ту весьма своеобразную "заговорщическую" ауру, которую придали процессу показания некоторых свидетелей. Чтоб было понятно о чём идёт речь, можно привести такой замечательный пример. Проститутка Гирибелли со ссылкой на Лотти рассказала, что место, где были убиты немецкие туристы Уве Раш Сенс и Хорст Мейер было необычным. Прямо напротив той поляны, где они припарковали свой микроавтобус, находилась частная лечебница (по-русски говоря, дом престарелых) известная как "вилла Сфаччата". В этом учреждении, по словам Гирибелли (опять-таки со ссылкой на Лотти), был врач, занимавшийся изучением мумификации человеческих тел. Ему-то для его таинственных экспериментов и были нужны женские груди и половые органы. Из любви к науке, а может, по какой другой причине, доктор убил собственную дочь и её органы использовал в экспериментах. Всем работникам клиники доктор объявил, что дочь уехала на учёбу в Швейцарию. Когда судья поинтересовался у Лотти, рассказывал ли он подобное своей подруге, тот только кивнул: конечно рассказывал! На вопрос откуда Джанкарло Лотти, сельский батрак, старикашка-алкоголик узнал эту историю в стиле "horror", тот не моргнув глазом ответил - от Пачиани! Пачиани был уже мёртв, так что на него можно было валить что угодно... Суд завершился 24 марта 1998 г. вынесением вполне ожидаемых обвинительных приговоров. Лотти и Ванни признавались виновными в соучастии в убийствах восьми человек. Марио Ванни был приговорён к пожизненному заключению в тюрьме, а Джанкарло Лотти, как активно сотрудничавший со следствием, оказался милосердно удостоен 26 лет тюремного заключения. Услыхав приговор, Лотти закричал со своего места нечто сумбурное, что-то вроде, "за что меня в тюрьму, ведь я же дал показания против Пачиани и Ванни?!", но бедолагу быстро вывели из зала, не позволив закончить эмоциональный монолог. Однако впоследствии адвокат Лотти объяснил эту странную фразу, высказавшись примерно так: "Я пытался объяснить ему, что судят именно его, но Лотти был уверен, что он всего лишь даёт показания против Пачиани и Ванни и ему ничто не грозит". На несколько лет восторжествовала точка зрения, согласно которой три сельских выпивохи преклонных лет - Пачиани, Ванни и Лотти - являлись наёмными убийцами некоей могущественной тайной организации. То, что эта троица мало годилась на роль киллеров-профи, хотя бы из-за своего возраста и семейного положения (большая семья - это всегда много глаз, а значит и опасных свидетелей) никого не смущало. То, что трое убийц располагали всего одним старым пистолетом, тоже не вызывало вполне обоснованного недоверия. Никому не казалось странным, что могущественная (а значит - богатая!) тайная организация для совершения чудовищных по кровожадности и сложных по реализации преступлений почему-то обратилась к сельским мужланам в возрасте далеко за 50 лет каждый... И это в стране, пережившей в 70-80-е гг. прошлого века настоящий бум террора разного рода подпольных организаций, в стране, в которой настоящих убийц с навыком конспиративной работы насчитывались сотни, если не тысячи! Основных итальянских террористов в конце-концов выловили - и леваков, и фашистов, да и организованную преступность сильно поприжали, а вот таинственный средневековый орден удивительным образом избежал внимания правоохранителей. И это тоже никого не смущало. Все эти логические нестыковки если и вызывали сарказм и недоверие, то лишь у незначительной части населения и журналистов вроде Марио Специ. Сложившаяся в обществе обстановка "охоты на ведьм" была расценена Микеле Джуттари как своеобразный карт-бланш на дальнейшую разработку версии "тайного сатанинского Ордена". Теперь, когда "наёмные киллеры" этой организации были обезврежены, пришёл черед заняться её штаб-квартирой. Правда, хорошо было бы узнать, как её отыскать. Осуждённые Лотти и Ванни ничего на сей счёт подсказать не могли - они вообще ничего не знали кроме того, что уже было написано в следственных материалах. И тут в очередной раз неоценимую услугу следствию оказала госпожа Карлиццы, подкинувшая Джуттари весьма глубокомысленную идею - сатанисты должны были оставлять на местах совершения преступлений некие "амулеты", тайные знаки "для посвящённых", свидетельствующие об особом смысле содеянного. Почему это так? для чего сатанистам нужно подчёркивать необычность убийств? предположение Карлиццы не объясняло, но фанатасмагорическая идея попала на благодатную почву. Джуттари понял в каком направлении надо двигаться - ему надлежит отыскать "тайные знаки" на местах преступлений. Он тщательно изучил все фотографии с мест двойных убийств, совершенных "Флорентийским Монстром", опросил криминалистов, выезжавших для осмотра местности и поиска следов, потратил на это занятие массу времени и сил и в результате пришёл к неутешительному выводу, согласно которому "тайные знаки сатанистов" были не замечены или уничтожены по неосторожности в ходе криминалистических исследований мест совершения убийств. Только в двух случаях Микеле Джуттари обнаружил свидетельства действий тайного рыцарского ордена. Что же это были за свидетельства? Долгое время это оставалось тайной и лишь после того, как Джуттари перестал быть полицейским и сделался писателем, он поведал миру о "тайных знаках" сатанистов, обнаруженных им лично. В одном случае таковым оказался... шестигранный камень, похожий на усеченную пирамиду, который был найден на месте убийства Сюзанны Камби и Стефано Балди в октябре 1981 г. на огородах Бартолине. Кто-то из криминалистов, осматривавших местность, положил камень в картонную коробку для вещдоков. На камне не было следов крови и найден он был примерно в 20 м. от автомашины погибших, а потому оставалось совершенно непонятно, чем этот камень привлёк внимание криминалиста, подобравшего его. Но спустя почти два десятилетия главный инспектор Микеле Джуттари увидел тайный смысл странного камня - это сатанинский "тайный знак" для посвящённых. Правда, Марио Специ в своей книге, посвящённой "Флорентийскому Монстру" (написанной в соавторстве с американцем Дугласом Престоном), не без ехидства заметил, что подобные камни можно найти в любом сельском доме - тосканские жители используют их в качестве дверного упора. Практично, долговечно, надёжно и главное - бесплатно.
Другой сатанинский "тайный знак", обнаруженный Джуттари, имел отношение к месту убийства французских туристов. На той поляне, где Надин Мориот и Жан-Мишель Кравеишвили разбили палатку, был найден круг, выложенный из не очень крупных камней, в центре которого лежала горсть ягод и католический нательный крест. Странная композиция находилась в нескольких десятках метров от палатки туристов и неизвестно, видели ли они её вообще. Полицейские фотографы сделали несколько снимков круга из камней, но этим всё и ограничилось - криминалисты пришли к выводу, что данное творение, хотя и явно рукотворное, к убийству туристов отношения не имеет. Джуттари рассудил иначе, с подсказки "специалиста по эзотерическим знаниям" госпожи Карлиццы он решил, что сложенные кружочком камешки явно имеют скрытый смысл и символически свидетельствуют о принесённой на поляне человеческой жертве. Каково? Приободрённый данными открытиями, в котором Джуттари увидел подтверждение компетентности Габриэллы Карлиццы, главный инспектор двинулся дальше в своих розысках, приобретавших всё более затейливый вид. Хитромудрыми рассуждениями, опираясь на собственный жизненный опыт и советы "специалиста по эзотерике", Джуттари предположил, что тайное общество никак не могло ограничиваться убийствами, совершаемыми раз в год. Владение великой тайной неизбежно должно было порождать либо борьбу за её обладание, либо проявляться в каких-то иных криминальных деяниях, возможно, непонятных и неоценённых по достоинству современниками. Поэтому директиву, которую главный инспектор дал своим подчинённым в начале 1999 г., можно кратко сформулировать так: надо искать следы деятельности тайного общества, не связанные явно с преступлениями "Флорентийского Монстра"! Разумеется, столь расплывчатое указание, побудило сотрудников ГИДЕС поинтересоваться у премудрого шефа, а что собственно надлежит искать? Джуттари ответил так, как понимал проблему сам - искать надо необычные преступления. Без этого пояснения совершенно невозможно понять тот зигзаг, который описала работа ГИДЕС в последующие годы. Речь идёт о настойчивых расследованиях "убийства Франческо Нардуччи", а также некоторых других преступлений прошлых лет, никак не связанных с описанными в данном очерке преступлениями "Флорентийского Монстра". Для того, чтобы разъяснить последовавшие события, совершенно необходимо сделать некоторое отступление. В течение 1999 г. и 2000 г. сотрудники ГИДЕС проверили несколько сотен преступлений в окрестностях Флоренции, постепенно всё более расширяя радиус поиска. Изучались обстоятельства всех более или менее странных правонарушений, самоубийств и просто происшествий - исчезновения людей, подозрительные случаи суицидов, осквернения кладбищ и церквей и т.п. Особое внимание ГИДЕС привлекли, в частности, следующие "дела давно минувших дней": - Убийство Лейлы Касцито, о котором уже упоминалось в этом очерке. Касцито, первоначально работавшая санитаркой, с конца 70-х гг. профессионально стала заниматься проституцией и для приёма клиентов специально сняла квартиру в историческом центре Флоренции. Лейла была убита посредством удушения телефонным проводом 14 декабря 1983 г. Труп был обнаружен обнажённым с широко разведёнными ногами, привязанными к противоположным углам кровати. Квартира и вещи убитой подверглись обыску, однако ценные вещи и деньги не пропали. Женщина оказала отчаянное сопротивление нападавшему и сумела вырвать из его головы клок волос. Как показало судебно-медицинское исследование, естественно-каштановые волосы принадлежали мужчине, имевшему кровь группы В с положительным резусом. Марио Ванни, осуждённый как помощник "Флорентийского Монстра" Пьетро Пачиани, по утверждению Неси и Гирибелли регулярно пользовался услугами Касцито. Как прозрачно намекали упомянутые свидетели, Ванни мог быть и её убийцей, поскольку имел кровь группы В с положительным резусом и в 1983 г. его волосы были каштанового цвета. К сожалению, ДНК-тест волос, обнаруженных в руке убитой, оказалось невозможно провести в 1999 г. ввиду утраты улики. Официально считается, что убийство Касцито нераскрыто; - Убийство Джузеппины Басси, ещё одной флорентийской проститутки, имевшее место 27 июля 1984 г., также привлекло внимание Микеле Джуттари и группы ГИДЕС. Басси была найдена своим сутенёром полностью обнажённой с широко разведёнными ногами, привязанными к противоположным углам кровати. Квартира убитой подверглась обыску, но ничего ценного не пропало. Картина убийства Джузеппины Басси сильно напоминала убийство Лейлы Касцито; - Убийство проститутки Луизы Меони, произошедшее в 1984 г. по адресу: улица делла Чиеза, дом 42. Проститутка была задушена 13 октября в собственной кровати, по-видимому, клиентом, которому она оказывала интимные услуги. Ноги убитой были привязаны к противоположным ножкам, в силу чего нагой труп был зафиксирован с широко раздвинутыми ногами. Преступник осмотрел вещи жертвы, вывернул её сумочку, однако ограбление явно не являлось мотивом убийства (в одном из отделений тумбочки осталась довольно большая денежная сумма, кроме того, не пропали золотые украшения Луизы). Данное преступление привлекло внимание Джуттари тем, что в бумагах погибшей была найдена найдена расписка Сальваторе Винчи, того самого, о котором в данном очерке написано немало. Расписка была датирована 21 октября 1982 г., в ней Сальваторе от лица принадлежавшей ему фирмы гарантировал качество выполненных ремонтных работ. Было установлено, что Луиза Меони на протяжении длительного срока оказывала Сальваторе Винчи интимные услуги. Расследование этого убийства чрезвычайно интересовало Микеле Джуттари, однако в конце 90-х гг. детективам ГИДЕС ничего существенного отыскать не удалось. Местонахождение самого Сальваторе Винчи оставалось неизвестным и реанимация старого расследования не дала ни малейшего практического результата. Убийства проституток Касцито, Басси и Меони, схожие как выбором жертв, так и многими техническими деталями, наводили на мысль о существовании во Флоренции в 1983-84 гг. активного серийного убийцы, так и не найденного в последующие годы. Джуттари, по-видимому, намеревался доказать, что этим убийцей мог быть Марио Ванни, однако потерпел неудачу; - Убийство флорентийской проститутки Джулианы Мончатти хотя и отличалось заметно от трёх, описанных выше случаев, тоже однако привлекло внимание сыщиков ГИДЕС. Мончатти была убита 11 февраля 1982 г., т.е. ранее Касцито, Басси и Меони. Её тело было найдено в спальне, на полу у кровати, женщина была полуодета, джинсы приспущены до середины бёдер, в район лобка и груди убийца нанёс около полутора десятков ударов ножом. Судебно-медицинское исследование тела проводил профессор Маурри, также работавший с некоторыми жертвами "Флорентийского Монстра". По его мнению убийство Мончатти не могло быть делом рук "Монстра", как ввиду несовпадения использованного для нападения оружия, так и характера причинённых ранений. Однако Джуттари провёл прямую аналогию между убийством Мончатти и смертью другой женщины, квалифицированной первоначально как самоубийство. Речь идёт о странной гибели Элизабетт Чиабани (Elisabett Ciabani). Обстоятельства насильственной смерти Элизабетт Чиабани, найденной мётрвой 22 августа 1982 г., не могли не вызывать множества вопросов, как и квалификация случившегося судмедэкспертом. Элизабетт была привлекательной молодой женщиной из хорошей флорентийской семьи, лишь за несколько месяцев до трагической гибели получившей диплом архитектора. В свои 22 года она только начинала жить и погибла (точнее, покончила с собой по версии полиции) во время отдыха в курортном посёлке Шикли в округе Рагуза, на юге Сицилии, за тысячу сто километров к югу от Флоренции. Её нашли совершено обнажённой в прачечной комнате арендованного ею коттеджа с ножом, торчавшим из левой груди. На теле имелись неглубокие порезы в районе пупка и разрез от пупка к лобку длиной 12 см. Защитных ран, а также следов какого-то физического или сексуального посягательства со стороны постороннего лица, аутопсия не зафиксировала. Изучение места трагедии криминалистами не выявило следов присутствия посторонних. На ноже были обнаружены отпечатки окровавленных рук Элизабетт, а в крови - некоторое количество алкоголя (на кухне стояла початая бутылка красного вина), а потому судмедэксперт без особых колебаний заключил, что имело место самоубийство. В этом была определённая логика, поскольку хорошо известно, что самоубийцы, решившиеся прибегнуть к саморанению ножом или иным режущим орудием, обычно наносят себе несколько пробных ран, привыкая к боли и проверяя свою готовность к смерти. Порой число пробных саморанений может достигать нескольких сотен (описаны суициды с использованием ножа, во время которых самоубийца наносил себе более 300 порезов!). Кроме того, самоубийцы обычно не наносят удары ножом или порезы через одежду, для них характерно обнажение того участка тела, который они намерены разрезать. Так что с точки зрения судебного медика, Элизабетт действовала как классический самоубийца - выпив вина "для храбрости", она полностью разделась, нанесла сама себе несколько поверхностных порезов живота, после чего одним мощным ударом вогнала нож прямо в сердце. Что касается мотивации такого поступка во время отдыха на курорте, то над этим местные полицейские долго не раздумывали: суицид они объяснили неудачным курортным романом и тем, что богатый папенька не выслал денег своей избалованной доченьке... В конце-концов, мало ли какие причины могут толкнуть на самоубийство неуравновешенную молодую особу, предоставленную самой себе! Однако такое объяснение не устроило главного инспектора Джуттари в конце 90-х гг. Он усмотрел некую схожесть характера ранений, причинённых Джулиане Мончатти и Элизабетт Чиабани - в обоих случаях неглубокие порезы группировались в районе пупка, а также наблюдался длинный разрез от пупка к лонному сращению. Да и отделены оба случая были сравнительно небольшим интервалом времени - всего семью месяцами; - Много времени и сил группа ГИДЕС уделила повторному расследованию двойного убийства Гразиэллы Бенедетти (Graziella Benedetti) и Паоло Ридджо (Paolo Riggio), очень схожего с теми преступлениями, которые совершал "Флорентийский Монстр". Убийство это произошло 21 январе 1984 г., в субботу, примерно в 23:30. Как видно, выбор времени суток и дня недели в точности соответствовал манере действий "Монстра". Парочка сидела в автомашине fiat-131, принадлежавшей Паоло, припаркованной у реки Серхио в городе Лукка, примерно в 60 км. от Флоренции. Молодые люди, видимо, занимались сексом, либо намеревались им заняться - на это явственной указывал беспорядок их одежды. Паоло находился на месте водителя, Гразиэлла - на пассажирском сидении. Неизвестный убийца произвёл 5 выстрелов через лобовое стекло, причинив смертельные ранения обеим жертвам. Все выстрелы были произведены с одного места с правой стороны капота. Убийца во время стрельбы не передвигался, не открывал двери автомашины и не осуществлял с телами пост-мортальных манипуляций. Другими словами, он просто произвёл выстрелы и убежал. В качестве оружия был использован пистолет beretta модели 73 (или 74), подобный тому, что использовал "Флорентийский Монстр", и патроны .22 калибра серии L, изготовленные в Италии ("Монстр", как известно, использовал патроны серии H австралийского производста). Баллистическая экспертиза с абсолютной надёжностью доказала, что пистолет, который использовал убийца 21 января 1984 г., не является пистолетом "Флоретнийского Монстра", хотя и одной с ним модели. Адвокат Нино Филасто, нанятый семьями погибших для защиты их имущественных интересов, заявил, что убийство Бенедетти и Ридджо совершено "Флорентийским Монстром", который умышленно несколько видоизменил присущую ему манеру действия, дабы создать впечатление, будто в северной Италии появился его "подражатель". Это предположение очень заинтересовало Джуттари, который спустя 15 лет после выдвижения данной версии, вновь вернулся к расследованию двойного убийства в Лукке. Правда, забегая вперёд, можно сразу сказать, что все усилия ГИДЕС по раскрытию этого преступления ни к чему не привели - след давно остыл;
| |