На главную.
Загадки без ответов.

Так провожают пароходы...

( интернет-версия* )

©А.И.Ракитин, 2011-12 гг.
©"Загадочные преступления прошлого", 2011-12 гг.

Страницы :     (1)     (2)     (3)     (4)     (5)     (6)     (7)     (8)     (9)     (10)

стр. 10 (окончание)


     Эрнст Волльвебер, разумеется, не был альтруистом и возню по созданию Международного Союза Моряков затеял вовсе не потому, что его сильно беспокоило материальное положение семей погибших моряков. Созданная им организация явилась ширмой, прикрываясь которой действовали низовые ячейки разветвлённой разведывательно-диверсионной сети, осевшей во всех крупных портовых городах мира.

В первый раз Международный Союз Моряков "прокололся" осенью 1934 г., когда один из боевиков Волльвебера был схвачен при попытке пронести взрывное устройство на борт корабля и во время последовавшего расследования дал разоблачительные показания. Гестапо готовилось к похищению Волльвебера и его нелегальному вывозу из Копенгагена, но товарищи из Коминтерна и НКВД опередили противника и обеспечили Эрнсту переправку в СССР. Впоследствии Волльвебер вновь выехал на Запад и в 1941 г. загремел-таки на нары - его "расшифровала" контрразведка Швеции и арестовала по обвинению в организации многочисленных диверсий против судов нацистской Германии. Нацистский МИД требовал выдачи Волльвебера, того же самого добивался и Советский Союз. Шведские власти раздумывали, видимо, высчитывая политические дивиденты от сделки с той или другой стороной.

  
Встречайте, товарищ Волльвебер собственной персоной! На снимке слева он депутат рейхстага, справа - уже Министр МГБ ГДР. Взгляд потух, плешь стала побольше, зато иллюзий насчёт социализма - поменьше. Иллюзий у него совсем не останется, когда его пнут с должности министра за попытку тайно обратиться к товарищу Никите Сергеевичу Хрущёву в обход местного ГДР-вского руководства. Очень смешная история, которую незачем пересказывать здесь - она достойна более обстоятельного рассказа, который читатель без труда сможет отыскать во всех монографиях, посвящённых этому "другу Советского Союза".

Но лучше бы шведам было не связываться с товарищем Волльвебером, ибо за него всегда могли отомстить его единомышленники и соратники! Что в конечном итоге и произошло: 17 сентября 1941 г. загорелся стоявший у пирса эсминец шведских военно-морских сил "Гётеборг", огонь с него перекинулся на стоявшие рядом эскадренные миноносцы "Класс Угла" и "Класс Хорн", в результате чего все три корабля полностью выгорели, пришли в негодность и выбыли из состава флота. Это были крупнейшие потери шведского военного флота в 20 столетии (правда, ради исторической правды стоит упомянуть, что затонувший у пирса "Гётеборг" шведы впоследствии подняли, отремонтировали и ввели в состав флота). Шведские власти усвоили преподнесённый им болезненный урок и Волльвебер не был выдан нацистам, благодаря чему сохранил жизнь и в послевоенное время даже стал Министром госбезопасности социалистической ГДР (в 1953-57 гг.).
     Впрочем, все эти занимательные события будут происходить много позже, а в первой половине 30-х гг. никто не связывал международную организацию Волльвебера с разнообразными актами саботажа на судах по всему миру. Тогда был отмечен прямо-таки феерический всплеск аварийности на кораблях торгового и пассажирского флотов самых разных стран мира, совершенно необъяснимый с точки зрения статистики и не имевший аналогов в мировой истории морской техники. Перечислим только самые громкие из таких аварий. В марте 1929 г. на новейшем германском трансатлантическом лайнере "Европа", почти готовом к передаче заказчику, вспыхнул пожар. Огонь невозможно было погасить силами пожарных и колоссальный корабль, водоизмещением почти 50 тыс. тонн пришлось затопить у пирса, затем поднять и отстроить заново.

Горящая у достроечной стенки "Европа" должна была доказать германской нации, что Веймарская республика - самая демократическая страна того времени - погружается в пучину хаоса. В 1929 г. так на самом деле и происходило и германские коммунисты трудились над погружением страны в хаос больше всех остальных политических негодяев. В этом деле деле даже троцкисты и анархисты не могли тягаться с тельмановскими демагогами. У германских коммунистов был наготове рецепт спасения - твёрдая власть товарища Тельмана, проверенного наследника учения товарищей Ленина-Сталина. Но немецкий народ рассудил иначе и твёрдой руке товарища Тельмана предпочёл твёрдую руку "вождя арийской нации" Адольфа Гитлера. Последний, в отличие от товарищей-коммунистов, хотя бы не обещал организовать колхозы и не грозился национализировать чужую собственность. Что само по себе было уже намного гуманнее шизофренических реформ коммунистов. Товарищ Волльвебер со своими подрывниками как мог сокрушал устои Веймарской республики, надеясь, что после её падения "взойдёт заря социализма". И не его вина, что результата он добился прямо противоположного...

В результате ввод лайнера в строй был задержан более чем на 10 мес. В феврале 1930 г. во время стоянки в порту Нью-Йорка загорелся и сел на грунт немецкий лайнер "Мюнхен", водоизмещением 14,7 тыс. тонн (его, как и "Европу", подняли, восстановили и ввели в строй. "Мюнхен" получил новое имя - "генерал Штойбен" - и был окончательно уничтожен советской подводной лодкой С-13 под командованием Александра Маринеско в ночь на 10 февраля 1945 г.). В июне 1930 г. во время стоянки в порту Гамильтон на острове Бермуда сгорел новый - 1927 г. постройки - английский лайнер "Бермуда". Едва только японские войска осенью 1931 г. вторглись в Манчжурию, начались неприятности на кораблях японцев - за три последних месяца 1931 г. месяца на маршруте Роттердам-Токио погибли в результате пожаров два японских грузопассажирских судна.
     В мае 1932 г. во время своего первого рейса сгорел роскошный французский лайнер "Жорж Филиппар", совершивший плавание на Дальний Восток и возвращавшийся обратно в Марсель. В ходе этого рейса корабль доставил японцам большое количество ценных военных грузов - оптических приборов, новейшие французские радиостанции и пр. На корабле несколько раз начинался пожар, особенно опасным было возгорание во время стоянки в Шанхае. Тогда огонь затушили, но в выгоревшем отсеке был найден труп моряка, китайца по национальности, который попал в состав экипажа по протекции Международного Союза Моряков. На обратном пути во Францию на борту "Жоржа Филиппара" восемь раз срабатывала пожарная сигнализация, в основном в вечернее и ночное время, и в конце-концов в интересах пассажиров некоторые её шлейфы были отключены. Пожар, имевший фатальные последствия, начался в 01:35 16 мая 1932 г. в Аденском заливе. Источник огня по показаниям свидетелей находился электросиловом щите, но сообщение о задымлении поступило на мостик лишь в 02:10. Менее чем через четверть часа вышел из строя дизель-генератор и корабль остался без электричества (напрашиваются прямые аналогии с "Морро кастл", не правда ли?). К сожалению, на "Филлипаре" не оказалось своего радиста Роджерса и потому корабельная радиостанция передала сигнал SOS всего пять раз. Никто этот сигнал в радиоэфире не разобрал. Запасной дизель-генератор запустить не удалось и людям на судне явно грозила судьба мяса на барбекю. Ситуация усугублялась тем, что экипажу удалось спустить всего 6 шлюпок из 22 (один из спущенных ботов остался пустым). Помощь пришла откуда не ждали - огонь в море увидели работники маяка на мысе Гвардафуй, они-то и передали в радиоэфир сообщение о терпящем бедствие судне. К горевшему кораблю устремились танкер "Советская нефть", а затем английский грузовой корабль "Контрактор" и уже после 6 часов утра - английский "Махсуд". Советские моряки подняли 4 бота с людьми и большую группу оставшихся на корабле лиц вместе с капитаном Полем Виком. Число погибших на "Жорже Филиппаре" в точности не было установлено, по разным оценкам таковых насчитывалось от 70 до 100 чел.
     Все сомнения в существовании разветвлённой диверсионной сети, действующей в интересах Коминтерна, пропали после начала Гражданской войны в Испании. По оценкам фашистских спецслужб примерно на 20% кораблей, занятых поставками оружия и техники войскам генерала Франко, происходили взрывы и пожары. Причём национальная принадлежность судов значения не имела - горели германские, итальянские, шведские, бразильские, польские корабли. 9 апреля 1938 г. люди Волльвебера устроили пожар на новейшем польском лайнере "Стефан Баторий", водоизмещением более 14 тыс. тонн, который на пути в Испанию зашёл в Копенгаген. Там-то диверсанты Волльвебера и передали на борт лайнера мину с магниевым порошком, срабатывавшую от нагрева и не нуждавшуюся в часовом механизме. Корабль был построен в 1935 г. в Италии для эксплуатации на линии Гдыня-Нью-Йорк и считался флагманом пассажирского флота Польши.

  
Крупный польский лайнер "Стефан Баторий", предназначенный для эксплуатации на трансатлантических маршрутах, в апреле 1938 г. явился объектом одной из диверсионных атак "сети Волльвебера". Цель диверсии сводилась к тому, чтобы заставить польское государственное руководство свернуть торговлю с режимом генерала Франко в Испании... Или максимально эту торговлю затруднить, что тоже в глазах руководства Коминтерна могло бы стать немалым успехом. Лайнер не погиб, прошёл восстановительный ремонт и в годы Второй Мировой войны был интернирован англичанам. "Стефан Баторий" явился одним из трёх кораблей, на которых в 1940-41 гг. был вывезен в Канаду золотой запас Великобритании. Уже в послевоенное время лайнер был возвращён Польше.

В том, что к пожару на "Батории" приложили руку товарищи коммунисты из числа соратников Волльвебера не может быть ни малейших сомнений, поскольку об этом прямо написал в своих воспоминаниях Павел Анатольевич Судоплатов, "главный диверсант Советского Союза". Дословно рассказ его выглядит так: "По пути, отправляясь на встречу с Коновальцем, я проверил работу сети наших нелегалов в Норвегии, в задачу которых входила подготовка диверсий на морских судах Германии и Японии, базировавшихся в Европе и используемых для поставок оружия и сырья режиму Франко в Испании. Возглавлял эту сеть Эрнст Волльвебер, известный мне в то время под кодовым именем "Антон". Под его началом находилась, в частности, группа поляков, которые обладали опытом работы на шахтах со взрывчаткой. Эти люди ранее эмигрировали во Францию и Бельгию из-за безработицы в Польше, где мы и привлекли их к сотрудничеству для участия в диверсиях на случай войны. Мне было приказано провести проверку польских подрывников. Волльвебер почти не говорил по-польски, однако мой западноукраинский диалект был вполне достаточен для общения с нашими людьми. С группой из пяти польских агентов мы встретились в норвежском порту Берген. Я заслушал отчет об операции на польском грузовом судне "Стефан Баторий", следовавшем в Испанию с партией стратегических материалов для Франко. До места своего назначения оно так и не дошло, затонув в Северном море после возникшего в его трюме пожара в результате взрыва подложенной нашими людьми бомбы." Павел Анатольевич ошибся в одном - "Стефан Баторий" не затонул, корабль был восстановлен и с началом Второй Мировой войны интернирован Великобританией.

Во время своей встречи с Волльвебером в 1938 г.будущий "главный диверсант Советского Союза" Павел Анатольевич Судоплатов ещё не знал толком, что же за человек перед ним. Впоследствии они сойдутся намного ближе, ведь после упразднения Коминтерна в 1943 г. вся диверсионная сеть Эрнста Волльвебера перейдёт в подчинение НКВД-МГБ и будет курироваться именно Судоплатовым.

Кстати, этот лайнер участвовал в совершенно секретной операции по вывозу британского золотого запаса в Канаду - это было проделано на случай возможной оккупации Великобритании фашистскими войсками. В послевоенное время "утопленный" Судоплатовым лайнер был возвращён Польше и плавал под флагом ПНР более 10 лет.
     Ну, а что же с "Морро кастл"? Какие резоны могли иметь коминтерновские "бойцы невидимого фронта" для уничтожения американской "яхты для миллионеров"?

     Вообще-то, никаких особых резонов им и не требовалось. В чёрно-белом мире коммунистической идеологии не было места полутонам и нравственные оценки подменялись классовыми. А с классовыми оценками, как мы знаем, всё очень просто - "кто не с нами, тот против нас"! "Классовая ненависть" была таким же естественным элементом мировоззрения настоящего коммуниста-интернационалиста, как и "классовое чутьё", "классовое правосознание" и "классовая справедливость". На основании упомянутой "классовой ненависти" можно было выкалывать глаза царским портретам и расстреливать лики на иконах - без всякой практической пользы и смысла, просто "по велению сердца". Быдло, которому чувства гуманности и сострадания заменило "классовое чутьё", знало наперёд, что все женщины на борту "Морро кастл" - проститутки, а все мужчины - либо капиталисты, либо "наймиты капитала" (разница невелика!). Одного этого было достаточно для того, чтобы обосновать необходимость хорошенько запалить корабль.
     Но помимо такого, чисто умозрительного довода, как "классовая ненависть", существовали куда более практичные соображения в пользу целесообразности теракта на борту лайнера.
     В этом очерке уже был дан краткий анализ политической ситуации в Соединённых Штатах во время трагедии, разыгравшейся на "Морро кастл". Небывалое для этой страны гражданское противостояние реально грозило стабильности общества, а коммунисты, как мы хорошо знаем, при любом удобном случае старались разжечь внутренние противоречия в любой из капиталистических стран. Во всех странах и во все времена Коминтерн провозглашал солидарность с бастующими и всячески подталкивал профсоюзы к более радикальным мерам "классовой борьбы". Любые акции солидарности - сбор пожертвований, бойкот товаров, митинги и т.п. - активно пиарились коммунистической прессой по всему миру. И пожар на крупном американском корабле мог послужить серьёзным предупреждением американским властям воздерживаться от применения силы против бастующих. Напомним, сами бастующие весьма активно бесчинствовали, благо профсоюзы Восточного побережья были подконтрольны итальянским мафиозным кланам из Нью-Йорка и Филадельфии и зачастую действовали как самые настоящие бандитские шайки. Сковать активность правоохранительных органов в борьбе с ними было бы очень неплохо - с точки зрения Коминтерна, разумеется. Теракт на таком роскошном корабле, как "Морро кастл", не вызвал бы протеста рядовых коммунистов, но мог оказаться эффективной акцией устрашения государственной власти.
     В том, что это была именно "акция устрашения", которая преследовала цель не причинить максимальный урон, а лишь напугать "Власть предержащих", нас убеждает место и время трагедии. В самом деле, пожар начался лишь в 20 милях от входа в фарватер нью-йоркской гавани - для "Морро кастл" это всего 1 час хода! Корабль уже находился в зоне видимости с берега... Да, пожар мог напугать и экипаж, и пассажиров, сотворить большой скандал, привлечь к себе внимание журналистов и политиков - и всё это было очень хорошо с точки зрения инициаторов поджога. Но погубить лайнер он никак не мог, поскольку был устроен вне зоны устройств и механизмов, важных для управления и жизнеобеспечения корабля. Кроме того, поджигатели не использовали взрывчатку, а потому изначально не причинили совершенно никаких разрушений. Примерно так могли рассуждать инициаторы этой акции, принимая решение о поджоге.
     Однако расчёт террористов не оправдался и рядовая "акция устрашения" обернулась настоящим кошмаром. Новейшая пожарная сигнализация оказалась отключена, а водяные магистрали, для экономии ресурса корабельных систем, оказались без напора. Поэтому пожар тушить было просто-напросто нечем и ущерб от него оказался по-настоящему чудовищным - 134 человеческих жизни и гора искорёженного металла, не подлежащая восстановлению.
     Вся совокупность обстоятельств, связанных с последним рейсом "Морро кастл", убеждает нас в том, что причина случившегося - отнюдь не тривиальное возгорание шкафа с письменными принадлежностями, который, вообще-то, как мы уже выяснили, никак не мог воспламениться сам собою. Пожары на других американских кораблях, также произошедшие в ночь с 8 на 9 сентября 1934 г. в Карибском бассейне, указывают на чётко скоординированные действия группы людей, действовавших по общему плану. Путаница в документах лиц, якобы поднявшихся на борт "Морро кастл" в Гаване, представляется чем-то более серьёзным, нежели обычная небрежность персонала. Ведь кто-то же предъявил документы Памелы Шарротт, которые были зарегистрированы в судовой росписи, в то время как сама Памела осталась в Гаване. Ведь исчез без следа таинственный Гарри Липскомб, прошедший таможенный контроль в Нью-Йорке, но так и не поднявшийся на борт "Морро кастл" перед отплытием лайнера в последний круиз (скорее всего, поднявшийся, но уже под другими именем). Ведь кто-то же стрелял из пистолета во время пожара, но кто именно и в кого, так и осталось невыясненным. В истории с пожаром на "Морро кастл" сохраняются многочисленные "зоны умолчания" и думается, что это неспроста - ответственные американские должностные лица прекрасно поняли, с чем они имеют дело. Не случайно ведь на протяжении 14 дней по требованию руководителя ФБР Гувера действовал запрет на авиасообщение с Гаваной и американским кораблям рекомендовали не заходить в кубинские порты. Чего боялись американцы? Терактов и провокаций, которые могли устроить кубинские троцкисты и коммунисты для демонстрации солидарности с бастующими американскими рабочими.
     И вот ведь интересное совпадение - 22 сентября 1934 г. забастовка профсоюза текстильщиков Восточного побережья закончилась полным поражением бастующих, а на следующий день - 23 сентября - Гувер снял запрет на авиаперелёты в Гавану!
     Тут возникает вполне обоснованный вопрос: почему причастные к расследованию причин пожара официальные лица не вскрыли упомянутые "области умолчания", не назвали вещи своими именами, а напротив, как будто бы даже постарались замаскировать истинные причины возгорания, списав случившееся на совершенно нереальное самовоспламенение писчей бумаги в шкафу? Думается, тут работали соображения политической целесообразности. Выше уже упоминалось, что 1934 г. явился годом лавинообразного роста торговли Соединённых Штатов и Советского Союза, лишь незадолго перед тем установивших дипломатические отношения (в ноябре 1933 г.). Масштабные заказы для "сталинской индустриализации", за которую Советский Союз расплачивался золотом, были очень важны для промышленности США, неспособной преодолеть тяжкую пору "Великой Депрессии". Особенно радужными казались перспективы такой торговли - накроминдел Литвинов в ноябре 1933 г. официально заявил представителям американской деловой и финансовой элиты, что СССР готов обеспечить заказ на американские товары товары и оборудование в размере 500 млн.$ в год. Это была колоссальная сумма для того времени (желающие могут пересчитать её в "современные" доллары через цену золотого эквивалента: унция золота в 1934 году стоила 35$, а а январе 2012 г, на момент написания данного очерка - примерно 1600 $. Т.о. "сталинские" 500 млн.$, обещанные Литвиновым, равны сегодняшним 22,8 млрд.$ в год)! Поставить под удар отношения со столь ценным партнёром из-за пожара на каком-то там океанском лайнере было бы верхом политического неблагоразумия. Скажем мягко, американская деловая элита закрывала глаза и не на такие пустяки. В те же самые годы американцы поддерживали мексиканского диктатора Плутарко Кальеса, допускавшего порой весьма антиамериканские экспады, но при этом абсолютно управляемого северным соседом.
     Помимо финансовой заинтересованности в перспективах развития отношений с СССР, определённую роль могли сыграть и чисто прагматические соображения психологического характера. Ко второй половине 1934 г. американское ФБР уже добилось впечатляющих успехов на ниве борьбы с преступностью. К тому времени были пойманы или уничтожены многие гангстеры, получившие общенациональную известность. А руководитель Бюро, Джон Эдгар Гувер, умело PR-ил эти успехи где только мог - уже работала общенациональная радиопрограмма "Час лаки страйк", каждый день рассказывавшая простым американцам о конкретных операциях "джи-менов", а журналист Кортни Купер вовсю кропал свою бесконечную сагу о ФБР (в период 1933-40 гг. он настрочил 24 отдельных рассказа, три романа и 4 киносценария о героических буднях специальных агентов). И вот на фоне этого бесконечного благостного рапорта о победах и удачах вдруг признать собственный провал и полную неспособность противостоять агентам "невидимого" Коминтерна?! Надо было быть сумасшедшим, чтобы предложить такое всемогущему Гуверу! Для руководителя Бюро расследований такой исход событий явился бы просто-напросто личным оскорблением.

Так вершится настоящая история. Старички на этой фотографии начала 1950-х гг. реально направляли внешнюю и внутреннюю политику США. Крайний слева - сенатор Джозеф МакКарти, крайний справа - Джон Эдгар Гувер. Ни тот, ни другой в особом представлении читателям murders.ru не нуждается. Встречи за покерным столом, на поле для игры в гольф или просто на заднем дворе на субботнем барбекю всегда значили больше любых юридических процедур - это правило справедливо для всех времён и народов. Даже для тех, где нет покера, гольфа и барбекю...

Наивным американцам предстояло убедиться в том, сколь всемогуща и всеохватна советская разведка ещё очень нескоро - для этого должна будет закончиться Вторая Мировая война и советский шифровальщик Игорь Гузенко должен будет в сентябре 1945 г. передать канадцам целый портфель с неуничтоженными шифроблокнотами ГРУ, посредством которых будут прочитаным многие шифротелеграммы 40-х гг. Они-то и лишат господина Гувера многих иллюзий насчёт собственного всеведения и могущества. Но осенью 1934 г., подчеркнём, до этого было ещё очень и очень далеко.
     Наконец, мог иметь место ещё один момент, который нельзя не принять во внимание. Вполне возможно, что расследование прокурора Мартина Конбоя всё же вышло на истинных виновников пожара на "Морро кастл". В принципе, это можно было сделать основываясь на тщательном изучении соответствия списка лиц, находившихся на борту лайнера, с фактическим наличием этих людей (либо наличием их трупов). Общее число исчезнувших и ненайденных людей (возможно, унесённых океаном или вообще не попавших на корабль) не превышало 4 человек, т.е. количественно списочный состав (т.н. "судовая роспись") довольно хорошо соответствовал фактическому наличию лиц, снятых с "Морро кастл", либо поднятых из воды. Тщательным изучением их анкетных данных и дактилоскопированием, можно было всех их проверить. Ведь в любом случае, речь идёт о сотнях людей, а не десятках тысяч или миллионах. Т.е. задача с точки зрения оперативной проверки вполне посильная. Нельзя исключить того, что ФБР совместно с Министерством юстиции "вычислило" возможных агентов Коминтерна, либо очень точно очертило круг потенциальных подозреваемых. Но все подозреваемые погибли в ходе пожара, либо пропали без вести и потому судить банально оказалось некого.
     Можно было объявить на всю страну, что "Морро кастл" сожгли агенты Коминтерна, но привычного американцам happy end'а за этим не следовало. Кого судить? Кого разоблачать? Сталина в Кремле? Так он формально "был не при делах", как были "не при делах" Молотов, Литвинов, Мануильский, Ягода и прочая интернациональная сволочь из Москвы. А про Волльвебера тогда никто и знать толком ничего не знал, самому Судоплатову он был известен лишь под псевдонимом "Антон". Потому, даже нащупав коминтерновскую диверсионную ячейку, американское правосудие ничего не получало для публичного судебного процесса. Все соображения - предположительны, улики - косвенны, мотивация - неочевидна, "классовая ненависть" - недоказуема. Именно поэтому абсолютное большинство судебных процессов по "шпионским делам" либо проводилось в особом закрытом режиме (что в СССР, что на Западе - разницы принципиальной нет), либо получало офомление в виде особой сделки с правосудием, после чего следовал "размен" "наших разведчиков" на "ваших шпионов". Когда говорят о таких "разменах", обычно имеют в виду историю с обменом Пауэрса на Абеля, но на самом деле, примеров таких "сделок разведок" много больше. Причём, проводились они не только с участием советских разведслужб, но и между западными, например, между гестапо и английской MI-6 ещё до начала Второй Мировой войны. Впрочем, сейчас мы рискуем погрязнуть в таких дебрях истории мировых разведок, которые совсем уж никак не относятся к истории катастрофы на "Морро кастл".
     Завершая своё краткое и далеко неполное исследование, автор напоследок хочет лишь отметить, что по его мнению в 1934 г. в США были люди - они есть и поныне, вполне осведомлённые об истинной причине пожара на "Морро кастл". Но в силу самых раз причин их возможности по огласке результатов засекреченного расследования ФБР и Минитерства юстиции, равны ныне нулю и будут оставаться таковыми ещё долгие годы. По мнению автора, так будет продолжаться до тех самых пор, пока в Российской Федерации будут оставаться секретными все материалы о подрывной деятельности против стран Запада как Коминтерна вообще, так и "сети Волльвебера" в частности. Раскрытие информации в этом вопросе может быть только взаимным.

     Тем более, что остаются серьёзные подозрения относительно диверсионных операций советской госбезопасности против кораблей стран НАТО во время войны на Корейском полуострове в 1950-53 гг. Судоплатов в своих воспоминаниях написал, что вопрос о диверсиях на кораблях США рассматривался Сталиным и несколько диверсионных групп даже прибыли на территорию Соединённых Штатов из Латинской Америки. Но Сталин, согласно версии Судоплатова, санкции на уничтожение кораблей военно-морских сил США так и не дал, поэтому возможности МГБ по проведению диверсий остались невостребованы. Между тем, имеется информация, что на двух британских авианосцах в конце 1950 г. были обнаружены однотипные мины с магниевым порошком и термически чувствительными взрывателями, подобные тем, которые использовались диверсантами "сети Волльвебера". Мины не были "самоделками", а представляли собой изделия фабричного производства. Их принадлежность никогда не была установлена и за прошедшие годы никто не принял на себя ответственность за подготовку пожаров на борту английских военных кораблей.
     Что же остаётся у нас в "сухом остатке"?
     Автор надеется - и верит, что убедил в этом читателей - что радист "Морро кастл" Джордж Роджерс не поджигал лайнер. Может быть, он действительно убил Уилльяма и Эдит Хэммель, возможно, он совершал какие-то иные преступления - это не является предметом рассмотрения настоящего очерка - но Роджерс точно не поджигал свой лайнер и во время пожара этот человек действительно вёл себя как настоящий герой. Не забывайте - отравленный угарным газом, он отказался покинуть корабль и вместе с капитаном в числе 12 человек всё время оставался на баке. Его ботинки прогорели до дыр, потому что палуба была раскалена от бушевавшего внизу пламени... Какие ещё нужны доказательства личного мужества этого человека?
     Ушедший в небытие почти семь десятилетий тому назад "Морро кастл" остался в памяти потомков классическим примером технической загадки, не получившей в своё время должного объяснения. Автор постарался доказать, что загадка эта химерическая, эфемерная, несуществующая. Корабли уходят от причала, оставляя чуство недосказанности и расставания. Их провожают в морской туман, в темноту и ветер... но их и встречают, пусть даже через много десятилетий, без всякой тайны, мистики и лжи.
     Это просто закон жизни.
    
    
( в начало )


eXTReMe Tracker