| |
Серийные убийства. Загадки без ответов.
В самом начале очерка автор упомянул о сериале "The keepers", выпущенном стриминговой компанией "Netflix" в 2017 г., и посвященном истории похищения и убийства Цесник. Сериал этот претендует на глубину и объективность, по своему содержанию он исполнен разоблачительного пафоса и прямо-таки подталкивает зрителей к вполне определенной эмоциональной реакции. Какой? Негодованию против бездействия коррумпированной полиции. Почему "бездействию" и почему "коррумпированной" читатель поймёт после просмотра сериала. Посмотреть его следует хотя бы для того, чтобы понять, сколь по-разному можно рассказать один и тот же криминальный сюжет. В сериале, претендующем на полноту и срыв всяческих покровов, вы не найдёте ничего об убийствах Памелы Коньерс, Грейс Монтанье, Донны Фрей, Розиэен Штарц и др. жертвах предполагаемого серийного убийцы. Вообще ни слвоа! Режиссёр и сценарист обрывают повествование о расследовании на моменте обнаружения трупа Катерины Цесник в январе 1970 г. и после этого переходят к рассказу о событиях 1990-х гг. Мы тоже проанализируем события той поры самым придирчивым образом и сделаем свои неожиданные открытия, но речь сейчас немного не о том. По мнению автора, честный и объективный кинодокументалист просто не имел права обрывать повествование на событиях января 1970 г. и игнорировать всё то, что написано в этом очерке! В этом месте, вполне возможно, кто-то захочет возразить автору и скажет нечто вроде: "Алексей Иванович, не надо умничать! Вы кропаете свою цидулку в марте 2020 года, а директор и режиссёр Райан Уайт (Ryan White) осуществил свой беспримерный творческий подвиг в 2016 - 2017 гг. и обо всех деталях, упоминаемых вами, просто не знал, поскольку они тогда не были известны!" Если кто-то действительно подумает, будто Райан Уайт не знал тех деталей, о которых сейчас пишу я, то поспешу внести необходимую ясность - он знал эти детали! Более того, члены съёмочной группы отыскали родственников Грейс Монтанье, и отсняли огромный материал с их участием! Изначально планировалось сделать целую серию, но... той серии мы не увидели, точнее, никто не увидел! Как и упоминаний всего того, о чём написано в данном фрагменте очерка. Почему? Ответ прост и незатейлив, как юмор солдата Швейка: если бы Райан Уайт рассказал обо всём том, что написал Ракитин, то его сериал попросту провалился бы! Никто бы не поверил талантливому директору и режиссеру, ибо всем стало бы ясно, что тот нагло манипулирует мнением зрителей. Он не то, чтобы врёт - нет! - он просто не говорит в своём фильме правды! Чтобы исключить негодующую реакцию зрителей - вполне оправданную, надо сказать! - господин Уайт попросту обошёл молчанием истории, связанные с другими жертвами предполагаемого серийного убийцы из южного Балтимора. Но зачем господину директору поступать так? Какую такую правду он продвигает своим сериалом? Ведь чего-то же он хочет добиться, коли решается на малопочтенные и даже постыдные шулерские приёмы манипулирования фактами... Вот тут мы подошли к очень интересному моменту настоящего повествования, когда нам придётся внимательно присмотреться к главной героине сериала "The keepers" Джин Харгадон Венер (Jean Hargadon Wehner) и прислушаться к тому, что она рассказала в ходе своих весьма продолжительных интервью. Теперь, когда у нас появилось общее представление о криминогенной обстановке в Балтиморе в конце 1960-х - начале 1970-х гг., имеет смысл перейти к рассмотрению рассказов Джин Харгадон Венер (Jean Hargadon Wehner). Эта женщина является центральным героем сериала "The keepers", точнее, героиней, её истории уделено много экранного времени и приямая речь Джин не раз и не два слышна с экрана. Джин родилась в 1953 г. в большой и дружной семье полицейского. Эпитеты "большая и дружная" следует понимать буквально - кроме Джин в семье росли ещё 9 братьев и сестёр и отношения между ними, вроде бы, всегда были очень тёплыми. Семья придерживалась строгих католических правил, во всяком случае рассказчица старается убедить в этом своего зрителя.
Однако уже в этой части повествование Джин рождает первые серьёзные вопросы, которые почему-то никто из создателей сериала ей не задал. А между тем, они прямо-таки просятся с языка. О чём идёт речь? Джин Харгодон сообщает телезрителям, что ещё в детском возрасте её изнасиловал дядя, брат отца. И не просто изнасиловал один раз что называется "по пьяни", а делал это неоднократно! И не просто делал неоднократно, а даже позволял насиловать маленькую Джин своим друзьям, с которых брал за подобное дело деньги. Как это всё обставлялось в реальности? Да очень просто: дядя являлся владельцем бара, к нему в бар приходила Джин, он запирал её в задней комнате и запускал клиентов. А сам стоял в дверях и контролировал. Резковатое начало, не так ли? Но для затравки последующих откровений самое то... Рассказ про неоднократные занятия сексом в задней комнате бара дядюшки заставляет усомниться в уверениях Джин в том, будто она росла в нормальной семье. Сложно представить, чтобы девочка 12-13-ти лет смогла скрыть от матери регулярную половую жизнь, разумеется, если отношения с матерью нормальные и последняя проявляет должный интерес к жизни ребёнка. То есть напрашивается вывод об отсутствии доверительных отношений с матерью и отцом. Но если доверительных отношений не существовало, то для чего Джин утверждает обратное? Харгадон заявляет, будто ей совсем не нравилось то, чем мужчины занимались с нею в баре, и при этом всерьёз уверяет, будто ничего не понимала поскольку была ребёнком. Это тоже довольно странное утверждение, поскольку если человеку не нравится то, что его заставляют делать, то для чего он раз за разом приходит в такое место, где это требуют? Честное слово, совсем не хочется иронизировать - тема совсем не та - но в этом месте пословица про ёжиков и кактус прямо просится с языка. Ладно, не станем пока фиксироваться на нестыковках, спишем странности на дурацкую работу режиссёра, искромсавшего исходный текст Харгадон, в результате чего возникли указанные выше недоговренности и неясности. Пойдём далее. Чтобы закончить с рассказами Джин про неоднократные изнасилования в баре, сообщим, что в конечном итоге никто из родственников ничего не узнал и происходившее осталось маленькой тайной дяди и племянницы. Кстати, имени дяди Джин на протяжении всего своего рассказа не называет, по-видимому, щадит чувства родственников. Хотя впоследствии Харгодон расскажет, что спустя много лет на большом семейном совете сделала признание об имевших место изнасилованиях и роли дяди в этой истории. Впрочем, не станем забегать вперёд и проследим хронологию событий далее. Осенью 1968 г. Харгодон Венер стала учиться в 9-м классе католической школы для девочек "Кео" ("Keough high school"), куда она попала, пройдя строгий конкурс. Последняя деталь имеет значение - школа "Кео" считалась очень хорошей и поступить туда можно было только по результатам вступительных экзаменов. То обстоятельство, что Джин показала необходимый результат и прошла по конкурсу, однозначно свидетельствует об её интеллектуальных качествах и общем уровне развития, которые были никак не ниже среднего для своего возраста. А скорее всего, заметно выше. Через несколько недель после начала учёбы, т.е. в конце сентября или начале октября 1968 г., Джин во время исповеди рассказала священнику Нейлу Магнусу (Neil Magnus) об изнасилованиях в дядюшкином баре. Священник её осудил, заявил, что она сильно согрешила и он будет особо молиться о смягчении гнева Господня. По прошествии некоторого времени - примерно двух недель - отец Магнус сообщил Джин, что грех её очень велик и для спасения её души необходимо осуществить особый обряд.
Особый обряд, совершенный Нейлом Магнусом заключался в том, что священник, прочитав молитву, приказал Джин орально удовлетворить его, а всю сперму, которую он назвал "особым святым причастием" - проглотить. Впоследствии он ещё несколько раз повторял этот "особый обряд", но в конце концов заявил, что грех Джин слишком велик и для спасения души школьницы нужна помощь ещё одного уважаемого и опытного священника. Таковым оказался школьный психолог Энтони Джозеф Маскелл (Anthony Joseph Maskell). Именно этот человек и является своеобразным антигероем сериала "Хранители", а отнюдь не Нейл Магнус, который первым использовал зависимое положение Джин Харгодон для начала её сексуальной эксплуатации в стенах католической школы. Маскелл в присутствии Магнуса повторил "особый обряд", т.е. совершил фелляцию, если называть вещи своими именами. Подобное повторялось неоднократно на протяжении некоторого времени, не очень продолжительного. По прошествии нескольких недель Маскелл стал совершать "особый обряд" в одиночку, т.е. Нейл Магнус оказался как бы отодвинут от Джин Харгадон и более с ней не пересекался. В чём причина отдаления Магнуса не совсем понятно, сама Харгадон ничего на сей счёт не сообщает, а создатели сериала то ли не поинтересовались у неё этой деталью, то ли посчитали излишним полученный ответ озвучить. Как бы там ни было, примерно с декабря 1968 г. Джозеф Маскелл стал своего рода единоличным хозяином 15-летней школьницы, полностью подчинивший её своей воле и причудам похоти. Поскольку в дальнейшем нам придётся постоянно возвращаться к этому персонажу, имеет смысл сказать о нём несколько слов.
Казалось бы, на этом священническая карьера отца Маскелла должна была закончиться, но - нет! - ничего особенно неприятного с ним не случилось. Из восточного Балтимора его перевели служить на юго-запад, в церковь Святого Климента (St. Clement Church), а на следующий год - в 1967 г. - в качестве нагрузки назначили на должность психолога в католической школе для девочек "Кео". Да-да, читатель понял всё правильно - педофила направили работать психологом в школу для девочек! Функции Маскелла оказались довольно нетривиальны. О них мы знаем из сериала "Хранители" - там изложению круга его обязанностей уделено некоторое внимание. Маскелл не утруждал себя классными занятиями и не отправлял религиозные службы, а делал кое-что иное - вёл задушевные разговоры с воспитанницами, записывал содержание бесед, а затем отдавал свои черновики перепечатать машинистке. Машинисткой являлась одна из школьниц и благодаря её рассказу, мы знаем, что беседы школьного психолога с ученицами касались по преимуществу вопросов пола и секса. Тематика была весьма широка, но не очень-то разнообразна и в основном очерчивалась следующим кругом вопросов: кто из девочек видел эротические сновидения? кто занимался сексом лично? кто подглядывал за родителями или подслушивал? Психолога особенно интересовали ученицы, которые признавались в том, что занимались мастурбацией с использованием каких-либо причудливых предметов, а также те, кто экспериментировал с животными. В общем, школьный психолог был чрезвычайно озабочен вопросом полового созревания воспитанниц и непрестанно вёл разговоры на эту тему. Записи Маскелла не содержали имён и фамилий интервьюируемых школьниц, поэтому машинистка не знала, кто именно в чём сознаётся психологу, но понимала, что признания делались её соученицами. Перепечатанные машинисткой записи Маскелл раскладывал по папкам - в его кабинете имелась целая картотека с личными делами школьниц. В своём месте мы вернёмся ещё к этому архиву...
В школе "Кео" отец Маскелл проработал до 1975 г., затем получил повышение и был переведён в Отдел школ Управления архиепархии, где стал курировать все католические школы штата Мэриленд. Так продолжалось вплоть до 1980 г. Говоря об этом периоде жизни Джозефа Маскелла, можно упомянуть о наличии у него крепких связей с полицией Балтимора. И дело тут не только в том, что сводный брат священника служил в полиции, но и в том профессиональном взаимодействии, что наладил Маскелл между архиепархией и Департаментом полиции. Полицейские патрули привлекались для охраны праздников, проводимых в школах, а также крестных ходов, и Джозеф Маскелл занимался организацией надлежащиего взаимодействия с силами полиции. В период 1980 - 1982 гг. Джозеф Маскелл служил в церкви Благовещения, а затем на протяжении 10 лет - с 1982 г. по 1992 г. - в церкви Святого креста. В этом месте у читателя может возникнуть оправданный вопрос: рассказ про священника-извращенца познавателен во всех отношениях, но причём здесь Катерина Цесник? Вопрос хороший! Автор должен признаться, что ответа на него не знает, но зато он знает, как на этот вопрос ответили создатели сериала "Хранители". По их версии событий, Катерина Цесник, работавшая в школе "Кео" до мая 1969 г. включительно, узнала о педофильских наклонностях Джозефа Маскелла и потому был убита. Да-да, создатели телесериала всерьёз доказывают причастность упомянутого священника к похищению и убийству монахини по причине, озвученной выше. В союзники себе создатели сериала берут Джин Харгадон - именно по этой причине постаревшая выпускница школы "Кео" сделалась главной героиней телеэпоса.
В своём месте мы увидим, что союзник из Джин Харгадон так себе, плохонький, никуда не годный, но вперёд забегать пока не станем, а вернёмся к изложению основных тезисов Джин. Харгадон Венер весьма развёрнуто описала то, чем занимался с нею Джозеф Маскелл. Последний не только лично совокуплялся с нею в разнообразных формах, но и требовал, чтобы Джин занималась этим в его присутствии с другими лицами. В числе таковых был некий человек в облачении священника, по-видимому, чиновник из архиепархии, а также полицейские. Интересная деталь: позади кабинета Маскелла была устроена комната отдыха с уборной, так вот Маскелл никогда не пускал туда Джин для того, чтобы та привела себя в порядок после полового акта. Деталь эта представляется весьма достоверной - Маскелл понимал, что если девушка запомнит там обстановку или подбросит какой-то мелкий предмет, то подобная деталь сразу повысит доверие к её словам в случае заявления в полицию о его противоправных действиях. Маскелл ни на секунду не выпускал свою жертву из поля зрения и полностью её контролировал; подобная осторожность выдаёт в нём искушенного и очень хитрого педофила. В принципе то, что Джозеф Маскелл являлся педофилом, особых сомнений не вызывает. Речь сейчас идёт немного о другом. Как мы знаем, лица подобной ориентации делятся на два несхожих типа - т.н. ситуационных педофилов и фиксированных. Уже из названий этих категорий можно понять смысл такого разделения: первые покушаются на детей и подростков просто в силу их доступности, а также благоприятного стечения обстоятельств; вторые - строго зациклены на лицах юного возраста и целенаправленно реализуют продуманную стратегию растления. Можно сказать так: ситуационный педофил просто использует случайно представившийся момент, удобный для посягательства, фиксированный - создаёт такую ситуацию целенаправленными, хорошо продуманными действиями. Как и все фиксированные педофилы, Джозеф Маскелл не просто пользовался временной доступностью Джин Харгадон, но по-настоящему поработил её в эмоциональном отношении. Так, например, он не переставал твердить о её глубокой порочности, греховности и похотливости, которые якобы угрожают спасению души. Священник говорил Джин, что её отец - честный и порядочный полицейский - не перенесёт позора и покончит с собою, если узнает, насколько же она грешна. Тут мы видим, конечно же, явную манипуляцию суждениями девушки. Вручив девушке вибратор и потребовав удовлетворить себя, после чего Джин испытала оргазм, Маскелл с сожалением заметил, что на самом деле она упивается грехом и все её молитвы о спасении души - неискренни. Понятно, что Маскелл не верил в Бога и выступал в роли сатаны, искушающего жертву, а потом ставящего проявленную слабость ей же в вину. Рассказы обо всех этих похотливых проделках педофила в сутане не вызывают особых сомнений, во-первых, потому, что рассказ Джин Харгадон об этом выглядит психологически достоверным, а во-вторых, потому, что независимо от Джин о том же самом рассказывали другие потерпевшие. Но педофилия - это одно, а похищение и убийство монахини - это совсем другое. И вот тут мы подходим к узловому моменту сериала "Хранители", сердцевине его сюжета. Джин Харгадон заявила, что Катерина Цесник знала о том, что отец Маскелл растлевает учениц школы "Кео". От кого монахиня это узнала? Правильно, от самой же Джин Харгадон. Если верить словам последней, в мае 1969 г., в самом конце учебного года, Катерина встретила её в школьном коридоре после звонка на урок. Джин опаздывала в класс после соития с Маскеллом, была совершенно не в себе и не смогла толком объяснить почему задержалась на перемене и куда ей надо попасть. Встревоженная её неадекватным поведением, Катерина отвела школьницу к нужной двери, а после уроков поговорила по душам. Если верить Джин, монахиня к тому времени уже догадывалась о проделках школьного психолога и не очень-то удивилась её рассказу. Идём далее. Как мы знаем, летом 1969 г. Катерина Цесник ушла из школы "Кео". Джин Харгадон заявляет в сериале, что более с учительницей не общалась. Однако в ноябре того же года о монахине вспомнил Джозеф Маскелл. В конце первого учебного дня после исчезновения Катерины, он обратился к Джин со словами: "Я знаю, где находится сестра Кэти, и могу тебя к ней отвезти". На что Харгадон ответила удивленным вопросом: "Как? Сестра Кэти пропала?" Это буквально дословное цитирование рассказа Джин из "Хранителей". Запомним эту деталь, перед нами то, что принято называть "оговоркой по Фрейду".
Если верить Джин Харгадон, то после упомянутого разговора Джозеф Магнус усадил её в свой автомобиль и... отвёз куда-то за город, прямиком к трупу Катерины Цесник. Да-да, именно так, в какое-то глухое место, где на земле лежало тело убитой монахини. Потрясенная Джин опустилась перед телом на колени и стала смахивать с лица убитой женщины опарышей - личинки мух, похожих на червей - а священник, стоявший позади, задумчиво произнёс: "Ты видишь, что бывает, если плохо говорить о другом человеке?" (дословно: "You see what happens when you say bad things about people?"). Поскольку речь идёт о событиях 10 ноября, когда никто не знал о местонахождении Катерины Цесник и её судьбе, осведомленность Маскелла о местонахождении трупа монахини заставляет считать его связанным с данным преступлением. Это единственный вывод, который можно сделать из рассказа Джин Харгадон.
Между тем, делать этого нельзя. Нельзя воспринимать сказанное этой женщиной некритично! Оговорка "если верить" употреблена автором несколько выше совсем неслучайно - это не фигура речи и не литературная красивость. Джин Харгадон, рассказывая о причастности Джозефа Маскелла к похищению Катерины Ценсик, лжёт, хотя эта ложь выглядит довольно правдоподобно. И судя по обсуждению сериала американскими интернет-ресурсами, жители США на ложь госпожи Харгадон, как говорится, "купились с потрохами". Почему автор в этом уверен? Пойдём по порядку. Первая деталь в многословных монологах Джин, которая обратила на себя внимание забористой завиральностью - это её рассказ про дядю-бармена, который не только насиловал юную Джин лично, но и за деньги давал это делать своим дружкам. Этот рассказ выглядит очень недостоверно и вовсе не потому, что столь неосторожный дядя выглядит полным идиотом, а потому, что наивность самой Джин кажется несколько неестественной и преувеличенной. Ну в самом деле, мы же видим, что она росла девочкой умной, выдержавшей конкурс в школу "Кео", и при этом очень религиозной. В религиозных семьях дети к 12-13 годам хорошо знают Священное Писание, зачастую цитируют наизусть его весьма и весьма обширные отрывки. В Библии мы находим большое количество отсылок не просто к сексу, а сексу извращенному. В книге Левит глава 18 - прямой запрет гомосексуализма, в книге Бытия глава 19 - история Лота и его дочерей (история инцеста), глава 38 - история старика Онана и пр. Человек, который хоть раз читал Библию знает про секс довольно много... И вот когда Джин Харгадон начинает рассказывать о своей наивности в 14 лет, то, знаете ли, в душу закрадывается подозрение, что рассказчик пытается обмануть слушателей. Можно понять и поверить в патриархальное воспитание, в наличие запрещенных для обсуждения с детьми тем и пр. - да, такое бывает и порой подобные табу соблюдаются очень строго... Но тем не менее, уверения, будто девочка в 13 лет совершенно не понимает, что с ней делают взрослые дяди, звучат совершенно недостоверно. Ещё ладно, если бы жертвой насильников была девочка-олигофрен, но ведь это не наш случай! А когда Джин Харгадон начинает рассказывать всё то же самое про школу "Кео" и проделки Магнуса и Маскелла, то начинаешь испытывать чувство неловкости за проявленную ею прямолинейность. Она явно считает всех вокруг дураками. Секундочку, не станем забывать, что когда католические падре устраивали с её участием "особые службы" и заставляли глотать сперму, ей уже шёл 16-й год! Какой бы наивной ни была девушка в таком возрасте, она способна уже понять, что коитус со священником совершенно не похож на литургию, а его сперма - никак не тянет на вино для причастия (уж извините автора за прямоту!). Ну нельзя же на голубом глазу придуриваться до такой степени! Джин была совсем не дурочка, так зачем же она примеряет на себя эту роль?
| |
. |