| |
Серийные убийства. Загадки без ответов.
Почему соседка пропавшей монахини позвонила Джерри Кубу, а не в полицию? Своевременное оповещение полиции могло бы изменить весь ход дела по той простой причине, что у полицейских патрулей была возможность быстро осмотреть как окрестности торгового центра, так и весь маршрут к нему от дома Катерины Цесник. Рассел Филлипс объяснила своё поведение и это объяснение оказалось довольно необычным. Дело заключалось в том, что Катерина Цесник и Джерри Куб любили друг друга. Нет, между ними не было плотских отношений, однако таковые вполне могли начаться в будущем. Дело в том, что после значительной реформы католической обрядности, предпринятой в середине 1960-х гг Папой Римским Павлом VI, жизнь служителей культа претерпела довольно странную с точки зрения православного человека трансформацию. У католического монашества и священничества появилась возможность брать отпуск, временно слагая с себя обязанности, наложенные саном, а потом... возвращаться обратно на стезю духовного служения. Отпуск можно было брать на год. Норма эта, именуемая временным отказом от сана, конечно же, выглядит до некоторой степени странной, ведь с точки зрения служителя культа жизнь в миру - это жизнь греховная. Поэтому снимая с себя обязательства, наложенные саном, священник как бы окунается в корыто с помоями. Согласитесь, довольно странно плескаться в таких помоях целый год, а потом возвращаться в лоно Церкви и как ни в чём ни бывало служить далее. Вообще, эта реформа католической церкви производит при ближайшем рассмотрении довольно... э-э... неоднозначное впечатление. Так, например, она дала право католическому епископальному начальству принимать на службу православных священников, что выглядит полнейшим нонсенсом для всякого, знакомого с различиями канонов, обрядов и укладами жизни обеих Церквей. Казалось бы, как можно совместить католический целибат (безбрачие священства) с неотъемлемым правом на венчание белого православного священства? Да очень просто! Папа Римский разрешил переходящим в католическую веру православным священникам принимать католическое крещение и оставаться в браке. То есть, целибат на перебежчиков не распространялся. Так вот Куб и Цесник, хотя и не поддерживали интимных отношений в плотском их понимании, тем не менее любили друг друга и планировали сочетаться браком после того, как возьмут отпуск от служения. При этом они допускали вероятность того, что к религиозному служению более не вернутся. Такой вот неожиданный поворот, правда? Хотя некоторая часть особо проницательных читателей наверняка заподозрила нечто подобное в самом начале, едва только было сообщено о телефонном звонке Рассел Филлипс молодому священнику. Но даже эти особо проницательные читатели вряд ли могли предугадать вторую половину этой истории.
Дело заключалось в том, что летом 1969 г - т.е. за несколько месяцев до исчезновения монахини - она обсуждала перспективы своих отношений с Джерри. Об этом полиции рассказал сам Куб. Результат этого обсуждения оказался для него совершенно неожиданным: Катерина заявила, что любит Джерри, но тот должен оставаться священником и ему не следует вступать с нею в брак! Как видим, отношения пары странным образом запутались. Вроде бы между ними была любовь, сильная искренняя симпатия, но плотских отношений никогда не существовало и таковые даже не планировались. И что интересно, один из участников этого дуэта желал дальнейшего сближения, а у второго с некоторого момента это желание пропало. Что должны были подумать полицейские, услышав подобный рассказ? Как минимум, они должны были признать такие отношения несколько странными. Однако к настоящим странностям мы сейчас только подходим. Первоначально Куб и МакКеон заявили, что вечером 7 ноября занимались каждый своими делами и встретились после того, как Рассел Филлипс позвонила по домашнему телефону Джерри с рассказом об исчезновении Катерины. Рассказ как рассказ - ничего особенного... Этой версии оба священника придерживались некоторое время, МакКеон даже посчитал возможным рассказать о своём времяпрепровождении журналистам и слова его попали в газетные публикации. Но по прошествии пары дней показания Куба и МакКеона вдруг странным образом видоизменились. Неожиданно выяснилось, что вечер 7 ноября они провели вместе. Причём новая версия событий, озвученная священниками, сомнению не подлежит - дело в том, что Джерри и Питер ходили в кинотеатр на фильм "Призрачный гонщик", где их видели и запомнили работники кинотеатра, что исключало любую ошибку. Мужчинам не надо было встречаться перед приездом в "Carriage house" - они во время телефонного звонка Рассел Филлипс и так находились вместе в квартире Джерри Куба. Хорошо, что мы узнали-таки правильный ответ! Но он рождает по меньшей мере два взаимосвязанных вопроса: 1) почему порознь проживающие священники были вместе в столь поздний час (в 23:30)? и 2) почему они сразу не ответили правдиво на вопросы о своём времяпрепровождении? Древнеримский сатирик Марциал однажды пошутил, сказав, что скрытый порок кажется бОльшим всегда. Как известно, в каждой шутке есть только доля шутки и Марциалу не отказать в мудрости! Врать полиции, устанавливающей alibi - это не очень умный поступок, особенно в том случае, когда с твоим alibi всё в порядке. Так для чего же, спрашивается, Джерри Куб и Питер МакКеон попытались обмануть детективов полиции Балтимора и скрыли свой поход в кинотеатр? Вопросы эти в телесериале "The keepers" толком не обсуждались, хотя ответы на них представляются очень важными. Куб и МакКеон, сообщая неверные сведения о том, чем занимались вечером 7 ноября, должны были руководствоваться весьма веским мотивом. Причём, в этой связи интересно то, что они не противоречили друг другу, т.е. попытку обмана они согласовали заранее. Священники лгали бы и далее, но необходимость отвести подозрения полиции вынудила их в конечном итоге сказать правду. В телесериале часто появляется Джерард Куб - он даёт разнообразные пояснения, делится воспоминаниями о Катерине Цесник, говорит вообще много и часто не по делу. Но вот его товарищ Питер МакКеон не появляется вообще, хотя на момент съёмок он был жив. Он явно избегал внимания к собственной персоне и был очень лаконичен в том единственном разговоре, когда до него удалось дозвониться. МакКеон повторил рассказ о походе в кинотеатр, заявил. что деталей не помнит, как не помнит того, что именно рассказывал журналистам о своём времяпрепровождении вечером 7 ноября. В общем, никакой ясности Питер так и не внёс и его слабая память забавно контрастировала с велеречивостью Куба! По мнению автора, священники во время первого допроса полицией действительно попытались скрыть нечто неприглядное, но это относится не к криминальному поведению, а скорее к постыдному. То, что они незадолго до полуночи находились в квартите Джерри Куба, а до того посетили кинотетар и ресторан, заставляло подозревать существование между ними гомосексуальной связи. Для нас сейчас даже не важно, являлись ли Куб и МакКеон гомосексуалистами в действительности, для нас важно то, что именно так их общение могли расценивать окружаюшие в 1969 г. Если бы обычные мужчины-миряне выпили в пятницу вечером пива, сходили в кино, поели в ресторане и под конец дня один из них заглянул бы гости к другому - это выглядело бы в общем и целом нормально. Ибо у обычных мужчин есть жёны, любовницы, а иногда и те, и другие одновременно, а потому сексуальная ориентация мужчин по умолчанию признаётся окружающими нормальной, т.е. традиционной гетеросексуальной. Но с католическими священниками всё не так. Они возлагали на себя целибат, формальный отказ от плотских связей с женщинами! Именно поэтому совместный отдых двух католических священников вечером в пятницу и совместные посиделки до полуночи автоматически приобретают такой, знаете ли, подозрительно голубоватый оттенок... Повторюсь, на самом деле не очень-то и важно, чем именно занимались священники тем вечером в квартире Джерри Куба - чистили друг другу дымоходы или разучивали наизусть таблицу котангенсов, близких к 90°. Мы знаем, что Куб и МакКеон не убивали Катерину Цесник и во время её исчезновения оба находились за несколько десятков километров от "Edmondson village shopping center" - это было установлено полицией ещё в ноябре 1969 г и не может быть поставлено под сомнение. Но для нас очень важен сам факт изменения показаний, поскольку вопрос искренности этих свидетелей имеет большое значение и будет подниматься в дальнейшем. В последующие дни, т.е. начиная с 8 ноября, полиция самым тщательным образом допросила работников торгового центра, его посетителей и жителей кварталов, мимо которых могла проезжать машина Цесник при её проезду к месту жительства. Не сказать, чтобы эти поиски свидетелей много дали.
Один из свидетелей, однаруженный 10 ноября, заявил, будто видел молодую женщину, боровшуюся с мужчиной в автомашине, похожей на "форд-мейверик". Женщина пыталась выбраться через дверь со стороны пассажира, а мужчина находился на водительском месте. Машина, вроде бы, была припаркована неподалёку от "Carriage house", но свидетель был в этом не уверен, поскольку проезжал мимо и следил за тёмной дорогой. Рассказ звучал не очень убедительно по целому ряду причин. Во-первых, под ногами пассажирского места находилась коробка с пирожными, купленными пропавшей монахиней в "Эдмондсон вилладж". Сложно было представить, что сидя на этом кресле можно было бороться, не задев ногами коробку. Во-вторых, было непонятно, как нападавший смог очутиться на водительском месте, поскольку Катерина Цесник была очень ответственным водителем и всегда соблюдала правила вождения автомашины. Это означает, что она обязательно бы пристегнулась. Вытолкнуть пристёгнутого водителя на пассажирское место, внезапно открыв дверь, скажем, на светофоре, довольно проблематично, проще выдернуть его наружу. Если преступник запрыгнул в салон во время остановки на светофоре, то ему разумнее было бы разместиться на пассажирском месте. В-третьих, свидетель появился после того, как об исчезновении монахини написали газеты. На самом деле, сложно сказать, что же в действительности видел обратившийся в полицию человек, вполне возможно, что он стал свидетелем совершенно невинной сцены, которой придал агрессивный оттенок задним числом, после прочтения газетных сообщений. Такое происходит сплошь и рядом в ситуациях, когда средства массовой информации активно "педалируют" какую-то тревожную информацию. Люди с подвижной психикой "подгружаются" такого рода вестями и их мозг начинает генерировать ложные воспоминания, которые возникают либо как результат переосмысления чего-то, что действительно происходило, либо вообще как фантомное видение небывшего. В обоих случаях имеет место добросовестное заблуждение. Именно поэтому полиция с большой неохотой сообщает детали произошедшего.
Кое-какие интересные результаты принесло и тщательное изучение автомашины Катерины криминалистами. Ранее отмечалось, что уже при первоначальном осмотре их внимание привлекла сухая веточка с травой, зацепившаяся за брелок с ключом. В последующие дни было обращено внимание другую деталь, на первый взгляд довольно неочевидную. Педали сцепления и тормоза оказались испачканы одинаковой грязью, а газа - нет. Из этого криминалисты сделали вывод, что человек, управлявший автомашиной, неправильно работал ногами, переставляя левую ногу с педали сцепления на педаль тормоза и обратно, а правой - выжимая газ. Поскольку левая подошва его обуви была запачкана, то грязь оказалась перенесена на педали. Подобный способ вождения сам по себе не указывал ни на левшизм, ни на какое-либо отклонение в развитии, но он является неправильным и встречается у сравнительно небольшого числа водителей. А значит, его можно было использовать в качестве ориентирующего следствие признака. Хотя детективы сержанта Роэмера довольно быстро убедились в том, что священники Куб и МакКеон имеют alibi - собственно, это стало ясно уже к 10 ноября - подозрения с них полностью не снимались. Правоохранители были уверены, что священники чего-то недоговаривают и это побуждало детективов встречаться с ними снова и снова. И Джерри, и Пит были допрошены с использованием полиграфа. Сложно сказать, как повернулись бы события далее, но 11 ноября произошло такое, что заставило Балтимор оцепенеть от неожиданности. Вечером того дня исчезла ещё одна девушка - 20-летняя Джойс Малеки (Joys Malecki) - и многие детали произошедшего невольно рождали ассоциации со случаем Катерины Цесник. Да и сама внешность худощавой светловолосой Джойс заставляла проводить параллели с пропавшей несколькими днями ранее монахиней. Оба случая казались до такой степени схожими, что уже в первых публикациях местных газет между таинственными событиями 7 и 11 ноября проводились прямые аналогии. В тот день, точнее, вечер, Джойс приехала на работу к брату Дэррилу в ресторан быстрого питания "Gino's". Сестра попросила его поменяться автомашина - она хотела ему оставить свою и забрать родительскую, на которой Дэррил отправился на работу. Это был большой "шевроле" 1967 г с вместительным багажником, более подходящий для поездки в универсальный магазин, куда намеревалась отправиться Джойс. Дэррил возражать не стал и отдал сестре ключи от машины. Они перебросились несколькими фразами, брат напомнил ей о пропавшей монахине и попросил быть осторожнее. Джойс на это ответила, что то же самое ей сказала и мама и попросила Дэррила не беспокоиться. На том брат с сестрой и расстались. Это поизошло около 20:30, после этого времени никто Джойс не видел. Как, впрочем, и жёлтый "шевроле", на котором она уехала.
Полиция приняла в работу заявление родителей Джойс о её исчезновении, но первые дни никаких видимых подвижек не принесли. Поиски в районе торгового центра, куда отправилась девушка, никаких результатов не дали - ни саму Джойс, ни её жёлтый "шевроле" там никто не видел. Полиция в конце-концов пришла к тому выводу, что Джойс до торгового центра не доехала. Либо, как вариант, можно было заподозрить, что она вообще не собиралась туда ехать! Не полагаясь на правоохранительные органы, родственники Джойс принялись за самостоятельные розыски. Братья пропавшей девушки - Майкл, Донован и Дэррил - а также её сестра Пэтси, привлекли в помощь друзей на автомашинах и принялись разъезжать по улицам Балтимора, пытаясь обнаружить жёлтый "шевроле", на котором отправилась в свою последнюю поездку Джойс. Это был ноябрь, хмурый, дождливый месяц и автомашины светлых тонов особенно бросались в глаза посреди унылого городского пейзажа.
В бесплодных поисках проходил день за днём. Минули 12, 13, 14 ноября... Никто не знал, можно ли вообще обнаружить исчезнувшую автомашину таким вот методом "случайного поиска", ведь от транспортного средства могли избавиться самыми разными способами - утопить, замаскировать в лесу, спрятать в гараже, наконец! Непонятно было, как долго можно вести подобный поиск вслепую: неделю? две? месяц? полгода? Ведь у всех своя жизнь, свои дела, как долго друзья смогут бескорыстно жертвовать своим временем и силами? Может показаться невероятным, но друзья семьи нашли пропавшую машину! Без всяких подсказок, без наводящих телефонных звонков и анонимных писем... И где нашли - за 17 км от дома! Отнюдь не ближний свет. Жёлтый "шевроле", на котором Джойс отправилась за покупками, оказался на парковке позади небольшого магазинчика в городке Форт-Мид, расположенном южнее Балтимора. Нашедшие машину сразу же позвонили родителям Джойс. Службу шерифа никто не оповещал до того момента, пока на парковку не прибыли братья пропавшей девушки. Они бегло осмотрели автомашину, разумеется, не открывая её и ни к чему не прикасаясь. В время этого осмотра молодые люди обратили на два важных нюанса: в рулевой колонке находился вставленный ключ, словно предлагая угонщику сесть и уехать, а кроме того, в салоне не было пакетов с покупками, свидетельствовавших о посещении торгового центра. После того, как на парковку прибыли сотрудники службы окружного шерифа, выяснилось, что автомобиль стоял незапертым. Тот, кто оставил его возле магазина, явно рассчитывал на то, что на открытую машину с торчащим в замке зажигания ключом позарится какой-либо случайный угонщик.
Такой расчёт следовало признать разумным - это была логика человека с криминальным складом мышления. В том, что машину обнаружили вне городской черты Балтимора влекло за собой последствия, неочевидные для человека, далёкого от американских реалий. Форт-Мид являлся местом довольно необычным, из числа тех, что в советской прессе и киножурналах тех лет характеризовали особым штампом: "гнездо американской военщины". "Гнёзд" таких было несколько, например, Форт-Брэгг - там находилась главная база американских "зелёных беретов", или Фотр-Детрик - там находился центр военной микробиологии. А в Форт-Мид в 1969 году располагались, как впрочем, располагаются и поныне, весьма важные службы, занимавшиеся организацией и обеспечением функционирования систем закрытой связи, электронной разведки, криптографии и т.п. Прежде всего речь идёт о штаб-квартирах таких организаций, как NSA (National Security Agence - Агентство Национальной безопасности, по-русски АНБ), SCE (Service Cryptologic Element - это Служба шифрования, исчезнувшая в 1972 г в ходе переформированная) и DCA (Defence Communications Agency - Агентство защиты систем связи, переформированное в 1991 г). Кроме того, на территории Форт-Мид размещался также ряд вспомогательных организаций и служб связи, безопасности и подготовки личного состава. В общем, место это было очень специфическое, с наибольшей в США, пожалуй, плотностью на квадратный километр секретоносителей. Форт-Мид находился вне юрисдикций местных органов защиты правопорядка, другими словами, никаких оперативно-следственных действий ни служба окружного шерифа, ни полиция штата, ни окружная прокуратура, ни Департамент юстиции штата проводить не могли. Всё, что могли сделать должностные лица, занятые розыском Джойс Малеки - это убедиться в том, что найдена именно та машина, которую искали несколько послдених дней, и после этого вызвать сотрудников ФБР. Поскольку только Бюро, федеральное агентство, имело право проводить оперативно-следственную работу на территории Форт-Мид.
Обнаружение пустой автомашины Джойс рождало самые мрачные предчувствия, связанные с её судьбой. Конечно, можно было надеяться на лучшее и верить в то, что девушка жива и её ещё удастся вернуть домой, но, судя по тому, как предусмотрительно похититель избавился от автомашины, такой исход представлялся очень маловероятным. То, что машина оказалась найдена к югу от тех мест, где проживала Джойс и куда собиралась поехать, заставляло думать, что именно в южном или юго-восточном направлении похититель направился со своей жертвой. Именно там - к югу от Балтимора - убийца должен был оставить тело убитой жертвы. Не прошло и двух суток со времени обнаружения "шевроле" как этот прогноз сбылся с пугающей точностью. Труп Джойс Малеки был найден 17 ноября на территории заказника Патаксон (Patuxent research retuge) - обширной заболоченной территории, находящейся к югу и юго-западу от Форт-Мид. Там нет жилья, не ведётся хозяйственной деятельности - это глухое место идеально для сокрытия трупа и, скорее всего, тело Джойс никогда бы не было найдено, если бы на него случайно не наткнулись два охотника.
Расследование убийства "забрало" ФБР, поскольку ранее автомобиль убитой оказался найден на территории Форт-Мид, за и сам заказник Патаксон относился к федеральным землям. Весьма вероятным представлялась причастность к убийству кого-то из военнослужащих или особо режимных ведомств, дислоцированных в Форт-Мид. Работа Бюро по этому делу оказалась весьма внушительной, но по большому счёту безрезультатной. Официально признано, что объём следственных материалов превышает 4 тыс. листов - это 10 полноценных томов. Убийца так и не был назван и ничего неизвестно о том, чтобы подозрения офифциально выдвигались в отношении кого-либо.
В настоящее время расследование считается неактивным, что питает определенные надежды на то, что какая-то часть следственных материалов будет предана огласке на основании "Закона об открытии информации". Последний даёт формальное право добиваться раскрытия федеральных документов ограниченного доступа по истечении 30 лет со времени их составления при соблюдении определенных условий и процедуры. Хотя данные расследования ФБР в настоящее остаются закрытыми, кое-какие его детали известны. В частности, известно, что при криминалистическом исследовании автомашины, в которой Джойс Малеки отправилась в свою последнюю поездку, был найден отпечаток пальца неизвестной принадлежности. Нельзя исключать того, что этот отпечаток оставил похититель Джойс. Также известно, что следствие не сомневалось в сексуальном характере похищения и убийства Малеки. Детали в интересах следствия не разглашались, но очевидно, что результаты судебно-медицинской экспертизы дали основания для такого рода умозаключений. Также известно, что сотрудники ФБР, работавшие по этому делу, считали убийство Джойс никак не связанным с похищением Катерины Цесник. Это официальнвя точка зрения, которая господствует с 1969 г и никогда не пересматривалась. Но как отмечалось выше, уже в первых публикациях 1969 г между исчезновениями Цесник и Малеки проводились определенные параллели. И после 15 ноября - т.е. после обнаружения исчезнувшей автомашины Джойс - такого рода параллели получили некоторое подтверждение.
Можно привести навскидку перечень довольно необычных деталей, которые присутствовали в обоих случаях: - обе пропавшие девушки имели схожий типаж: белой расы, молодые (26 и 20 лет), невысокие (ниже 170 см), худенькие, шатенки, короткая стрижка; - обе потерпевшие относились к лицам низкой виктимности; - обе в одиночку отправились в поездки в крупные торговые центры в автомашинах; - обе пропали в вечернее время (после 20 часов); - автомашины обеих пропавших девушек были оставлены незапертыми, с ключами, вставленными в замки зажигания. Тот, кто оставлял автомашины, по-видимому, рассчитывал на их угон посторонним лицом, что должно было затруднить последующую работу правоохранительных органов по фиксации улик и восстановлению маршрута передвижений похитителя. Данным перечнем список деталей, подозрительно схожих в обоих преступлениях, не исчерпывался, но во второй половине ноября 1969 года это ещё не было известно.
| |
. |