На главную.
УБИЙСТВА. Виновный не назван.

©А.И.Ракитин, 2023 гг.
©"Загадочные преступления прошлого", 2023 гг.

Книги Алексея Ракитина в электронном и бумажном виде.


Таинственное исчезновение "самого надёжного юриста Нью-Йорка"


стр. 1             стр. 2             стр. 3            стр. 4            стр. 5


     Самое поразительное в этой истории заключалось в том, что вокруг находилось множество людей и потенциальных свидетелей, а потому трагедию должны были видеть многие. На воде курсировали яхты - находившиеся на них люди прекрасно видел и здание яхт-клуба, и злосчастный балкон - в самом танцевально зале присутствовала публика, как танцевавшая, там и просто стоявшая вдоль стен и сидевшая за столиками. Кроме того, на самом балконе постоянно толпилась люди - разгоряченные зажигательными танцами мужчины и женщины выходили из покурить, подышать прохладным воздухом с реки и пропустить пару-другую холодных коктейлей. И тем не менее, никто момента падения Орелии с балкона 2-го этажа не увидел. Все так удачно одновременно отвернулись, а музыка играла так громко, что и криков никто никаких не услышал.

 
Слева: Дотти Кинг, жестоко убитая в ночь на 15 марта 1923 года. Справа: Орелия Фишер-Дрейфус, странным образом упавшая с балкона поздним вечером 20 октября 1929 года во время танцевального вечера в яхт-клубе. Обе являлись "лучшими подругами" Вивьен Гордон и обе оказывали интимные услуги на возмездной основе очень богатым клиентам. Но в американских реалиях 1920-х годов понятия "богатый" и "опасный" являлись синонимами, соответственно "очень богатый" означало одновременно и "очень опасный".


     Подозрительно? Ну как сказать... полицейские - люди бывалы е и хорошо знают, что совпадения случаются! И в данном случае никакого злого умысла или чьих-то злонамеренных действий они не усмотрели. Дамочка была нетрезва и вообще отличалась любовью к танцам в не всегда одетом виде, а люди такого сорта известны тем, что могут попадать в опасные и неловкие ситуации. Сегодня она танцует нагишом на рояле, завтра неудачно падает с балкона, воистину, жизнь - индейка!
     В общем, в октяре 1929 года Орелию Фишер-Дрейфус тихонько предали земле, да и забыли думать о ней. Коронер дело возбуждать не стал и на этом, казалось бы, всё закончилось.
     Но не прошло и пары месяцев епе история эта неожиданно забурлила. Причём сразу с выходом в местную прессу и с максимальной оглаской. Бурление эмоций до некоторой степени поразило самих "зконников", поскольку обо всём происходившем они узнали из газет, как, впрочем, и остальные обыватели.
     Началось всё с того, что родственники Орелии рассказали о своих подозрениях, связанных с её возможным умышленным убийством. Был сразу назван предполагаемый убийца - Эд МакБрайен, тот самый джентльмен, что на пару с Орелией в марте 1923 года обеспечивал alibi Альберту Гаймаресу. Вечером 20 октября именно МакБрайен привёл Орелию Фишер-Дрейфус в яхт-клуб и именно он обнаружил её бездыханное тело под балконом!
     Родные сёстры умершей - Эльза Кнорр и Фрида Фишер - заявили журналистам, что Орелия в последние месяцы жизни очень переживала из-за того, что лжесвидетельствовала в 1923 года и помогла Гаймаресу, истинному убийце Дотти Кинг, избежать наказания за содеянное. Орелия согласилась обеспечить этому негодяю alibi под сильным давлением Вивьен Гордон, которую считала тогда лучшей подругой и которой очень доверяла. По словам сестёр, Орелия действиетльно провела ночь на 15 марта в обществе МакБрайена в отеле, вот только Гаймареса там не было!
     История получилась забористая! Градус обвинения добавила и мать Орелии, рассказавшая о том, что в последние месяцы жизни дочь во время приездов к ней, плохо спала и кричиала по ночам. Мать, если верить её словам, также знала о фальшивом alibi Гаймареса и той роли, что выграла в истории убийства Дотти Кинг её лучшая подруга Вивьен Гордон.

В середине декабря 1929 года сестрый трагически погибшей Орелии Фишер-Дрейфус взорвали местную прессу рассказами о том, женщина была убита с целью сокрытия совершенного несколькими годами ранее убийства Дот Кинг. Эльза Кнорр и Фрида Фишер не только назвали конкретного исполнителя убийства сестры - по их версии это был её любовник Эдмунд МакБрайен - но и заказчика преступления. Таковым являлась Вивьен Гордон, организовавшая в 1923 году ограбление и убийство своей лучшей подруги Дотти Кинг. Опасаясь, что Орелия не справится с эмоциональным напряжением и расскажет известную ей правду об убийстве Кинг, Вивьен заставила МакБрайена позаботиться о том, чтобы тайна не вышла наружу. Тот и позаботился...


     Более того, мамочка сообщила и кое-что такое, чего не сказали её дочери Эльза и Фрида. По её словам, она видела на шее умершей дочери следы, похожие на следы сдавления пальцами рук. По мнению матери Орелия не погибла при падении с балкона, её душили после того, как она оказалась на земле, точнее, на деревянной терассе клуба. По мнению матери сделать это мог только МакБрайен, поскольку он был первый человеком, подошедшем к телу Орелии после падения.
     История звучала захватывающе, однако имелся один важный вопрос, весьма неудобный для родственников трагически погибшей женщины. А именно: почему они так долго молчали о своих подозрениях, ведь со времени смерти Орелии минули почти 2 месяца?!
     Честно говоря, сложно избавиться от подозрения в том, что близкие Орелии попытались на её смерти "замутить" маленький гешефт. Если называть вещи своими именами, то попросту шантажировать Эда МакБрайена и Вивьен Гордон, угрожая разгласить неприятные и даже опасные для них детали жизни и смерти Орелии. Без подобного предположения сложно понять, почему рассказы о синяках от пальцев на шее умершей и её рассказы о фальшивом alibi не были сообщены полиции в октябре 1929 года [до похорон Орелии]. Согласитесь, своевременное сообщение подобных деталей могло бы значительно упростить и ускорить неизбежное расследование.
     После того, как в последней декаде декабря 1929 года скандальные воспоминания близких Орелии Фишер-Дрейфус выплеснулись на страницы нью-йоркских газет, полиции пришлось заняться их проверкой. Подключилась и служба коронера, ведь речь шла о нераспознанном в своё время убийстве, точнее говоря, возможном убийстве.
     Судмедэкспертиза в данном случае могла помочь мало. Хорошо известно, что лучший способ замаскировать смерть от побоев - это устроить жертве падение с высоты. Точнее говоря, устроить имитацию такого падения. Если с большой высоты сброшено тело недавно умершего человека, либо ещё живого, но находящегося в состоянии агонии, то ни один ответственный судебно-медицинский эксперт не возьмётся определить какие именно травмы причинены нападавшим, а какие были получены при соударении с поверхностью при падении. Не существует никаких специфических повреждений, которые человек может получить в случае избиения руками и ногами, и которые оказались бы невозможны в случае его падения с высоты.
     По этой причине служба коронера отклонила запрос об эксгумации трупа Фишер-Дрейфус и его повторном судебно-медицинском исследовании.


     История тянулась довольно долго, имела множество всевозможных перипетий, которые пересказывать здесь незачем, дабы не удлинять и без того длинное отступление от главного сюжета. Поэтому сразу, без долгих затей, скажем итог всего этого напряженного действа - оно вполне ожидаемо закончилось ничем. В марте 1930 года [то есть за несколько месяцев до исчезновения судьи Крейтера] Большое жюри рассмотрело собранный окружной прокуратурой материал и постановило, что обвинение Вивьен Гордон и Эдмунда МакБрайена в убийстве Орелии Фишер-Дрейфус судебной перспективы не имеет и расследование должно быть закрыто.
     Его и закрыли.
     И вот в сентябре вдруг выяснилось, что Вивьен Гордон водила короткое знакомство с уважемым судьёй Верховного суда штата, "самым надёжным юристом Нью-Йорка" господином Крейтером. И у всякого, кто следил за криминальными новостями, рождались вполне уместные и очень неприятные для властей вопросы: не было ли в решении Большого жюри некоей коррупционной составляющей? Может быть, окружная прокуратура умышленно подобрала обвинительный материал так, чтобы он не имел шансов получить положительный вердикт? Может быть, господин Крейтер нашёл возможность повлиять определенным образом на окружного прокурора и вывести из-под удара свою близкую подругу?

Вивьен Гордон. По-настоящему пугающая фотография из газеты "The Washington times". Смотришь на такое лицо и понимаешь, что видишь ведьму. Без всяких карт таро и магических сфер, лишь глядя на эту фотографию и основываясь на простейшем виктимологическом анализе, обычный воспитаник старшей группы детского сада скажет, что эта женщина добром не кончит и конец её будет ужасен. И как стнет ясно из дальнейшего повествования, любитель криминальной психологии из детского сада не ошибётся...


     Появление в этом деле Вивьен Гордон и её подозрительных дружков чрезвычайно встревожило Джейкоба фон Вейзенштейна. На что жила Вивьен? Даже если считать её "шлюхой для богатых", что вряд ли было большой ошибкой, вопрос этот приемлемого ответа не находил. Проституция не объясняла ту роскошь, в которой эта женщина купалась - доростоящий апартамент, золото и бриллианты, меха, аренда автомобиля с шофёром... Подобное в кредит не приобреталось, да и какой кредит может быть в такое время, когда в стране в полный рост разворачивалась "Великая депрессия", банки лопались дюжинами, а их владельцы при каждом гэпе вниз на бирже стройными рядами выпрыгивали из окон своих офисов в небоскрёбах. Кто в такое время даст кредит "гламурной самке"?!
     В полиции Нью-Йорка в сентябре 1930 года лежало заявление некоей дамочки Вернон Рэйпз (Vernon Rapez), владелицы танцевального шоу, отвечавшее до некоторой степени на вопрос о способе заработка Вивьен Гордон. Рэйпз сообщала, что подвергается преследованию со стороны Вивьен Гордон, которая вела себя как настоящий рекэтир. Она требовала "отстёгивать" ей деньги за выступления, гарантируя взамен некое "покровительство", предлагала организовать на базе танцевальной группы публичный дом и обещала "подгонять" девочкам очень богатых клиентов, настаивала на том, чтобы Рэйпз включила в состав труппы "мёртвые души", а также согласилась сообщать налоговому ведомству информацию о выступлениях, которых в действительности не было. Цель последнего предложения, очевидно, заключалась в отмывании доходов, полученных преступным путём. Гордон буквально преследовала Рэйпз, последняя была вынуждена уклоняться от нежелательных встречь всеми правдами и неправдами. При этом заявительница подчёркивала, что опасается за свою жизнь, поскольку Вивьен Гордон имеет репутацию очень злопамятной и мстительной особы.
     Попытка детективов MPB поговорить с Вивьен закономерно закончилась неудачей. Дамочка не то, чтобы отказалась от разговора - нет! - она просто ничего не сказала по существу и не ответила ни на один из заданных ей вопросов. Фактически она переадресовала все вопросы полицейских своему адвокату, тому самому Рэйделоффу, разговор с которым был обречён на неудачу, так сказать, по определению.
     К концу сентября была получена и другая информация, имевшая важное ориентирующее значение. Прежде всего, проверка в Пенсильвании подтвердила правдивость рассказа об угрозах в адерс Джозефа Крейтера со стороны одного из его подзащитных. Но последний умер в тюрьме в 1921 году и, соответственно, не мог быть причастен к событиям 1930 года.
     Кроме того, с высокой точностью - буквально до минут - были восстановлены все перемещения и времяпрепровождение исчезнувшего судьи 4, 5 и 6 августа, то есть со времени его прибытия в свои апартаменты на 5-й авеню [из дома в Белгрэйд-лэйкс] и вплоть отъезда в такси от ресторана "Billy Haas".
     Утром 4 августа, в понедельник, горничная видела, как он собирался уходить и приводил себя в порядок. Джои сделал кое-какие распоряжения, связанные с уборкой апартаментов, в частности, он попросил явиться её 7 августа, сказав, что после этого она может быть свободна до 25 числа [именно в тот день ей предстояло провести следующую уборку]. Перерыв между уборками жилого помещения в 18 дней был слишком велик и не находил рационального объяснения. Ранее апартаменты Крейтера убирались не реже раза в неделю или даже чаще в тех случаях, если судья принимал гостей.
     В середине дня 4 августа Джои Крейтер в полном одиночестве пообедал в ресторане, расположенном неподалёку от здания окружного суда. Некоторое время он работал в своём кабинете в Верховном суде штата, а вечером посетил знакомого врача, которому показал опухший указательный палец правой руки, поврежденный несколькими днями ранее. Про травму пальца полицейские уже знали - на неё Крейтер жаловался персоналу гостиницы в Атлантик-сити. По словам судьи, палец он повредил, прихлопнув его дверью такси.
     Повреждение пальца наводило на подозрения о травмировании в ходе драки или по причине иных насильственных действий, но врач, допрошенный полицейскими, отверг подобные предположения как несостоятельные. По его мнению причина повреждения пальца полностью соответствовала тому, как об этом рассказывал Крейтер.
     На следующий день - 5 августа, т.е. накануне исчезновения - судья ещё раз увиделся с тем же врачом, но теперь уже по другому поводу. Они пообедали в доме врача по приглашению последнего, после чего распивали спиртные напитки и играли в карты. Это непринужденное времяпрепровождение продолжалось более 7 часов и закончилось уже после полуночи.
     О событиях 6 августа выше уже было сказано.
     Ценную информацию полиции принесло изучение финансового положения Джозефа Крейтера. Выяснилось, что он не был азартен и не играл в карты, не делал ставок на тотализаторе, не интересовался скачками. Он не проигрывал на бирже значительных денежных сумм и общий баланс его биржевых операций был положительным. Джои бессистемно покупал небольшие пакеты акций или корпоративных облигаций - буквально по 5 штук - и продавал их едва цена продажи начинала превышать стоимость покупки. Если же цена не поднималась, он просто держал ценные бумаги без какого-либо движения. Для него это была своеобразная форма развлечения или отдыха, если угодно. Он не пытался заработать много денег игрой на бирже и потому, соответственно, много не терял. Даже биржевой крах осени 1929 года на благосостоянии Крейтера особенно не отразился. На больших интервалах времени его доход от биржевых спекуляций стабильно превышал убытки.
     В конце мая и начале июня - то есть примерно за 2 месяца до исчезновения - судья принялся закрывать счета и депозиты в финансовых организациях. Из "International Trust Company" он забрал векселями на предъявителя 7 тыс.$. По его указанию биржевой брокер тогда же продал акции и облигации и обналичил выручку на общую сумму 15,8 тыс.$. Также судья закрыл 3 самых крупных депозита в банках, хотя 4 других с меньшими суммами оставил. Джои "вышел в кэш" в начале лета с общей суммой собранной наличности и векселей почти на 35 тыс.$. К этой сумме следовало добавить деньги, переданные ему Джозефом Марой днём 6 августа. Получалось очень немало...
     Для чего Джои накапливал наличность и что с нею стало? Ведь после исчезновения судьи деньги эти так и не были найдены.


     29 сентября 1930 года окружной прокурор Томас Крейн (Thomas C. T. Crain) получил письмо без подписи. Его текст гласил: "Джои Крейтер мёртв. Бесполезно его искать. Он был похоронен 22 августа, после двухнедельного пребывания в воде. Так как личность его не была установлена, он был предан земле как неизвестный нищий в 75 милях от Нью-Йорка. К сожалению, я не могу сказать вам, где именно это произошло, но это правда." (Дословно: "Joe Crater is dead. No use looking for him. He was buried August 22, after being in the water two weeks. As no identification was made, he was buried as an unidentified pauper 75 miles from New York. Sorry I can’t tell you where it is but it’s true.")
     Кто-нибудь поверил бы такому сообщению? Шляпа, стало быть, плавает у пирса в Гудзоне, а труп почему-то всплывает через 2 недели где-то в 120 км от Нью-Йорка выше по течению... Правда? Так бывает? Мёртвые тела могут плыть против течения? Содержание письма выглядело совершенно завиральным, самое смешное заключалось в том, что автору не было никакого резона скрывать свою личность. Напротив, ему следовало назвать себя и предоставить возможность проверить сообщаемые сведения - в этом случае он получил бы 5 тыс.$, обещанных полицией Нью-Йорка.
     Строго говоря, существовала только одна причина, по которой автор мог желать остаться неизвестным - в том случае, если он умышленно сообщал лживые сведения и опасался наказания за это. Немалый интерес представляло то, что же именно из сообщенного в письме является ложным - время смерти судьи? обстоятельства захоронения? сам факт смерти? Что же касается авторства, то все, знакомые с почерком судьи, заявляли в один голос, что письмо написано не им. Более того, при внимательном анализе текста возникало ощудение того, что над над поработали 2 разных человека, причём имевших большую разницу в возрасте. Но в этом месте следует сразу же оговориться, что графология как научное направление криминалистики в те годы ещё не сформировалась, фактически это была лженаука, оперировавшая в большей степени субъективными доводами, нежели объективными параметрами почерков.

Анонимное письмо, полученное окружным прокурором Томасом Крейном 29 сентября 1930 года. Автор письма пытался убедить прокурора в том, что разыскиваемый судья мёртв. Но то, что послание оказалось анонимным и его автор не пожелал получить обещанную полицией денежную премию, заставлялло предполагать лживость сообщенной в письме информации.


     Факт получения письма был сохранен в глубокой тайне, но лица, причастные к расследованию исчезновения Крейтера, разумеется, всё знали. Мнение детективов было однозначным - Крейтер жив и умышленно вводит правоохранительные органы в заблуждение. Главная интрига заключалась в том, чтобы выяснить, какие именно обстоятельства явились побудительным мотивом бегства "самого надёжного юриста Нью-Йорка" и не оказалось ли его бегство следствием какого-либо криминального давления [шантажа, запугивания, требования услуги или денежной выплаты]. Если последнее имело место, то Крейтеру необходимо было предоставить полноценную защиту.
     Примерно в то же время - то есть в начале или середине октября - между Стеллой Крейтер и детективом Джейкобом фон Вейзенштейном произошёл довольно напряженный разговор, связанный с ходом проводимого MPB расследования. Из этого разговора жена судьи узнала некоторые детали, до того ей неизвестные, в частности, то, что Джои собирал наличные деньги, которые предположительно исчезли вместе с ним. Также жена узнала о многочисленных изменах любимого мужа. Стелла страшно удивилась этому сообщению или возможно, только сделала вид, будто удивилась. Впрочем, нельзя исключать того, что женщина действительно ничего не знала о бесконечных адюльтерах своего благоверного - сплошь и рядом случается так, что партнёры по браку узнают о подобных вещах последними.
     Может показаться удивительным, но Стелла возмутилась тому, что услышала от детектива. Её обескуражил сам уклон расследования в сторону изучения личной жизни пропавшего. По мнению жены, личная жизнь мужа не должна была интересовать полицию и попытки детектива объяснить ошибочность такого суждения успеха не возымели.
     После отъезда Вейзенштейна - а разговор этот произошёл в доме в Белгрэйд-лэйкс - Стелла не придумала ничего умнее, как позвонить окружному прокурору Томасу Крейну. Искренне негодуя, она пожаловалась на детектива и потребовалв отстранить его от ведения дела. В этой связи примечательно то, что окружной прокурор не понял сути претензий женщины. Крейн долго уточнял, не грубил ли ей детектив, не допустил ли он неких оскорбительных оценок или неуместных шуток и, выслушивая отрицательные ответы, никак не мог взять в толк, что же именно в поведении Вейзенштейна спровоцировало гнев женщины. Наконец, уяснив, что Стелле не понравилось "вторжение в частную жизнь" её мужа, прокурор успокоился и лишь махнул рукой.
     Никаких оргвыводов в отношении Вейзенштейна не последовало.

Стелла Крейтер и Саймон Рифкинд. Последний являлся младшим партнёром в юридической фирме "Wagner, Quillinan and Rifkind" и это именно он 3 сентября 1930 года подал в Департамент полиции Нью-Йорка заявление о безвестном отсутствии судьи Джозефа Крейтера.


     На протяжении октября, ноября и декабря 1930 года MPB "отработало" несколько десятков сообщений о появлении Джозефа Крейтера в различных частях Соединенных Штатов. Все они оказались ошибочны - судья нигде не появлялся и его никто не видел. Начало 1931 года в этом отношении никаких сюрпризов не принесло. Новых зацепок не появлялось. а старые по-прежнему никуда не вели.
     20 января Стелла Крейтер возвратилась из Мэна в Нью-Йорк. Впервые с момента исчезновения мужа она провела ночь в апартаменте, являвшимся прежде их любовным гнёздышком. Даже во время полицейского обыска она не присутствовала - тут находились Мара и горничная. Утром 21 числа женщина вошла в кабинет мужа, куда обычно не входила и решила осмотреть его. В конце концов, теперь всё это принадлежало ей и требовалось хозяйским взглядом оценить что же именно ей досталось.
     Усевшись за роскошный письменный стол, Стелла принялась проверять содержимое ящиков. Женщина вспомнила, что стол был оборудован небольшим тайником, о существовании которого ей рассказал Джои. Не ожидая увидеть что-либо необычное, Стелла открыла скрытую полость и... обнаружила в ней 4 конверта. Все они были запечатаны... Все они были адресованы ей... И все они были надписаны рукой пропашего без вести мужа...
     Вне себя от ярости - даже не вскрыв ещё найденные конверты! - Стелла схватила телефонную трубку и потребовала соединить с окружным прокукрором. Томас Крейн услышал из уст женщины много уничижительных слов о бездарной работе полиции, неспособной даже провести нормальный обыск помещения! Прокурор узнал, что если бы "бестолочь Вейзенштейн" умел нормально работать, то он бы ещё 4 сентября обнаружил в тайнике конверты и не затевал бы всю эту позорную многомесячную возню!
     Стелла орала на прокурора и её наверное можно было понять - она испытала стресс! Но стресс испытал и прокурор Томас Крейн. Он пообещал Стелле немседленно во всём разобраться и примерно наказать виновных.
     Положив телефонную трубку, окружной прокурор потребовал немедленно отыскать сержанта-детектива Вейзенштейна и обязать его перезвонить лично ему - Томасу Крейну. Детектив перезвонил буквально через 2 минуты. Услыхав рассказ окружного прокурора о тайном отделении письменного стола и 4-х запечатанных письмах внутри, Вейзенштейн моментально всё понял и дал исчерпывающий ответ.
     Он заявил. что при осмотре стола обнаружил тайник и лично его осмотрел. Никаких писем в нём не было. В тайнике лежали небольшой дамский перстень и раритетный китайский веер с тонкой резьбой по кости. Крейн тут же перезвонил Стелле и попросил посмотреть, лежат ли в тайном отделении маленький дамский перстень и костяной китайский веер.
     Оказалось, что лежат.
     Из этого происшествия можно было сделать единственный вывод - некто проник в кабинет пропавшего без вести судьи и подложил в тайное отделение его письменного стола 4 запечатанных письма. Этот человек появился после 4 сентября 1930 года - дня полицейского осмотра апартаментов - но ранее 21 янврая 1931 года. И этим человеком не мог быть Джозеф Крейтер - его все в доме знали и он в случае появления [хоть днём, хоть ночью] был бы непременно опознан.
     Что же находилось в 4-х запечатанных конвертах, которые Стелла Крейтер не стала открывать?
    

В начало                                                          Читать далее

Вернуться к оглавлению "Ленты"

На первую страницу сайта


eXTReMe Tracker