©А.И.Ракитин, 2020 г.
©"Загадочные преступления прошлого", 2020 г.
"Все грехи мира" (фрагмент новой книги).
Небольшое авторское пояснение к тому, что читатели увидят ниже. С октября 2019 г занят новой книги (условное название "Все грехи мира"). Если коротко - это история очень необычных преступлений, совершавшихся в США в начале 20-го столетия. Часть из них с большой долей вероятности, явились серией убийств, совершенных одним человеком, но не все.
Помимо очень интересных криминальных сюжетов, данная тема позволяет раскрыть весьма любопытные элементы быта и нравов американского общества той поры. Не перестаю удивляться тому, сколь необычные персонажи населяли тогда просторы Америки и как порой они чудили.
Не побоюсь сказать, что тема очень любопытна, признаюсь, что сам не ожидал от себя такого интереса и погружения в необычные детали. Надеюсь, читатели вместе со мной оценят американские будни начала прошлого века.
Сразу хочу подчеркнуть, что не ставлю перед собой каких-то сроков, буду работать так, как работается. Пишу я вообще быстро, но бывает с паузами, обусловленными объективными причинами личного порядка.
Ещё хочется сказать пару слов на правах рекламы. Поскольку наш сайт поддерживают читатели и мы эту поддержку всегда с благодарностью принимаем, то мною принято решение разослать эту книгу всем, переводившим деньги в наш "Яндекс-кошелёк" после 14 октября 2019 г. более 200 руб. Сразу подчеркну - это не краудфандинг и не прямая продажа книги от автора. Люди переводят нам деньги постоянно и ничем свою поддержку не оговаривают. Я, как автор ещё не написанной книги, хочу и имею полное право их отблагодарить за это. Пожалуйста, при переводе указывайте адрес электрической почты, после окончания книги я вышлю по нему электрическую книгу. На сайте книга в полном виде размещаться не будет.
По мере продвижения работы буду время от времени помещать на сайте её фрагменты, дабы посетители смогли составить представление о чём именно пойдёт в книге речь.
Разумеется, работа над книгой не отменяет традиционных обновлений сайта и размещения на нём новых очерков.
(...)
Мэгги Нелсон (Maggie Nelson), 28-летняя негритянка, проживавшая в городе Хьюстон-Хайтс, на территории округа Харрис (Harris county), штат Техас, работала прачкой и 16 марта 1910 г явилась к дому №732 по Эшланд-стрит (Ashland street), который уже несколько месяцев арендовал один из её клиентов. Согласно договорённости, Мэгги являлась по указанному адресу каждую неделю и настирывала целую корзину белья, которую ей вручала хозяйка дома, 21-летняя Элис Шульц (Alice Schultz). Элис была матерью двух детей - 3-летней Бетти и 6-месячного Сэнди - а потому грязного белья за неделю накапливалось очень много. Элис была замужем, её мужа звали Гас (Gus), но прачка его никогда не видела, знала только, что ему 23 года и он работает электриком.
Итак, утром 16 марта Мэгги Нелсон явилась к дому Элис Шульц, как не раз это делала ранее, но... подходить к нему не стала. Женщину очень смутило бельё, вывешенное ею же самой для просушки ровно неделю назад. С той поры бельё никто не перевесил и не снял! Это было очень странно, ведь хозяйка дома в этом белье нуждалась и не могла без него обойтись! Если бельё провисело с 9 марта, значит, Элис со всеми членами семьи уехала, но... почему же она не предупредила об этом прачку?
Пока Мэгги Нелсон раздумывала над тем, как лучше ей поступить, из рядом стоящего дома вышла соседка, явно привлеченная видом Мэгги. Район, в котором проживала семья Шульцев считался белым, но пограничным, до ближайших домовладений чернокожих было всего 2 квартала. Между этими территориями - где жили белые и той, где жили чёрные - проходила железная дорога, являвшаяся своего рода зримой границей расового размежевания. Близость "чёрных" кварталов приводила к тому, что в Хьюстон-Хайтс сложились довольно специфические межрасовые отношения. Чуть ниже мы скажем об этом несколько слов. Посему любое появление чернокожего на территории белых соседей вызывало пристрастное и не лишенное подозрительности любопытство последних. Объективности ради надо сказать, что появление белых на территории "чёрных" также никогда не оставалось незамеченным и вызывало их демонстративное раздражение.
Дабы исключить всякую двусмысленность, Мэгги представилась вышедшей белой женщине и рассказала о своём беспокойстве. Соседка ответила на это, что её тоже настораживает подозрительная тишина, окружающая дом №732 уже 3 или 4 дня. Раньше 3-летняя Бесси много шумела и постоянно показывалась перед домом, кроме того, была очень активна и сама Элис Шульц, теперь же - ни звука... После некоторых колебаний, соседка отправилась к ближайшей аптеке и оттуда позвонила в офис шерифа, попросив прислать по указанному адресу кого-либо из сотрудников.
Прошло некоторое время, должно быть немалое, поскольку автомобильного транспорта служба шерифа тогда ещё не имела и должностные лица перемещались либо верхом на лошадях, либо гужевым транспортом. Но во второй половине дня возле дома №732 появился помощник шерифа и направился прямиком к интересующему его строению. Однако, так и не дойдя до входной двери, мужчина остановился в нерешительности, подобно тому, как часом ранее остановилась Мэгги Нелсон.
Правда смутило помощника шерифа вовсе не развешенное на верёвках бельё. Мужчина почуял отчётливый запах разлагающейся плоти, исходивший от дома. Даже не входя внутрь, помощник шерифа понял, что дом является местом преступления, хотя покуда было непонятно какого именно.
Представитель Закона и Порядка обошёл дом, пытаясь по его внешнему виду составить хоть какое-то представление о том, чего следует ждать внутри. Дом №732 представлял собой 3-комнатную дощатую постройку размером 6,5 на 12 метров, выходившую на Эшланд-стрит своей узкой частью (эта стена являлась северной). Веранды с фасадной части дома не было, как не было и окон - одна лишь входная дверь. Окна располагались по длинным сторонам дома - на западной стене 3 окна, на восточной - 1, но там же, на восточной стене, имелась вторая дверь.
Помощник шерифа, обратил внимание на то, что все окна плотно завешены изнутри различной одеждой, ввиду чего заглянуть внутрь не представлялось возможным. Также его внимание привлёк щит, сколоченный из реек, которым закрывался вход, или точнее, лаз в подпол. Щит стоял криво и не полностью прикрывал проём - он явно должен был стоять иначе! Присев перед щитом и заглянув в пространство под домом, помощник шерифа увидел в полумраке две старые винтовки и дробовик, небрежно брошенные на грунт. Вытащив оружие на свет, помощник шерифа принюхался и уловил запах сгоревшего пороха - это означало, что после последней стрельбы это оружие от нагара не чистили. Рачительный хозяин так бы не поступил! Да и на голую землю рачительный хозяин оружие не положил бы, как минимум, подстелил бы дерюжку...
Как-то странно всё это выглядело!
Пребывая в твёрдой уверенности, что в доме №732 находится по меньшей мере один труп, помощник шерифа отправился обратно в свой офис, прихватив с собою найденное под домом оружие. После довольно продолжительной возни в офисе, вызванной написанием ордера на обыск дома и подписанием его у окружного судьи, на Эшланд-стрит появилась целая колонна должностных лиц Хьюстон-Хайтс. Во главе колонны двигался Арчи Андерсон (Archie Rolander Anderson), шериф округа Харрис.
Арчи являлся колоритнейшим персонажем, получившим известность задолго до описываемых событий. Родился он в 1853 году, всю свою жизнь посвятил работе в службе окружного шерифа, много разъезжая по территории Техаса и часто рискую собственной жизнью. В седле он провёл, наверное, больше времени, чем в постели. Более двух десятков лет он был помощником шерифа, в 1899 г его избрали на должность шерифа округа Харрис. За год до описываемых событий Андерсон сумел погасить крупный конфликт, грозивший окончиться большой кровью.
Арчи Андерсон был энергичным и предприимчивым шерифом, за словом в карман не лез, сразу вытаскивал револьвер.
Причём конфликт этот оказался напрямую связан с Хьюстон-Хайтс. Дело заключалось в том, что чернокожая часть населения города в 1908-1909 гг. стала сильно шалить. Сначала некие ухари обворовывали пьяных в "чёрной" части города, затем начались уличные грабежи и вылазки в другие районы. Первое время грабители действовали в масках, однако со временем осмелели до такой степени, что перестали скрывать свои лица. В январе - феврале 1909 г. имела место серия грабежей, жертвами которых оказались одинокие белые мужчины, перемещавшиеся по улицам в вечернее время. Грабители мало того, что действовали без масок, так и нападали они на освещенных улицах! Последнее обстоятельство особенно возмутило горожан, которые расценили подобное бесстрашие чернокожих преступников как своего рода свидетельство крайнего неуважения к белой расе. Белая часть горожан взорвалась от негодования, местные газеты сообщили о подготовке массового расстрела чернокожих. Выше мы уже видели примеры того, как резво белые американцы хватались за свои "ремингтоны", "винчестеры" и "смит-вессоны" даже по сравнительно невинным поводам или вообще без повода. Но в Хьюстон-Хайтс дело могло не ограничиться линчеванием отдельных персонажей - всё грозило закончиться массовым погромом без выяснения кто прав, а кто - виноват.
Арчи Андерсон немедленно отреагировал на происходившее, прибыл в Хюстон-Хайтс и лично занялся расследованием скандальных нападений. Буквально в течение двух суток смелые грабители без масок были найдены и доставлены в окружную тюрьму. Белые горожане спрятали в сусеки свои волыны, удовлетворенные тем, насколько быстро и эффективно служба шерифа отработала свою зарплату.
Хотя округ Харрис был довольно велик - более 4,5 тыс.квадратных километров - 16 марта шериф Андерсон по счастливой случайности оказался в Хьюстон-Хайтс и по этой причине решил принять личное участие в осмотре дома №732 по Эшланд-стрит. Шериф, как впрочем и все его спутники, был уверен, что в доме Шульцев окажется труп или даже два трупа, но реальность превзошла самые мрачные ожидания.
В доме находились 5 человеческих тел, сброшенных в спальне в узкий проход между дсумя кроватями. Все убитые были страшно обезображенных чудовищными травмами, причиненными неким тупогранным орудием. Головы людей оказались деформированы до такой степени, что черепа потеряли присущую им форму, кроме того, тела оказались частично расчленены, о чём будет сказано чуть ниже. Крови было очень много, фактически она была везде - на потолках, стенах, мебели, пол был залит кровью до такой степени, что по нему невозможно было пройти, не запачкав обуви. Тела подверглись сильному посмертному разложению, запах гниющей плоти был силён до такой степени, что дом пришлось провертивать около 3 часов, прежде чем детективы и коронер смогли приступить к планомерному осмотру обстановки.
Тела убитых оказались размещены на небольшой площали - примерно 2,5 метра на 1 метр. Местные газеты в марте 1910 года сообщали, будто трупы лежали в одной куче, но если говорить формально, это было не совсем так. Тела Гаса и Элис Шульц лежали на полу между кроватями, причём голова женщины лежала на ногах мужа. Что свидетельствовало о том, что труп Элис положили на это место после того, как преступник бросил труп Гаса между кроватями. В руках Элис оказалось обезображенное тело 6-месячного Сэнди, причём в руки матери его поместил убийца уже после умерщвления обоих. Убийца своими посмертными манипуляциями явно пытался что-то сказать... Труп 3-летней Бетти лежал поперёк кровати, расположенной у северной стены спальни, нижняя часть тела девочки свешивалась вниз. А на другой кровати - у южной стены - находилось... тело неизвестного мужчины. Кто это такой, никто из соседей не знал, соответственно, никто не мог опознать неизвестного. Присутствие этого трупа в спальне явилось первой загадкой, которую предстояло разрешить следствию.
Но далеко не последней.
Судя по следам на полу, людей убивали в разных комнатах, а инсталляцию из тел убийца соорудил уже после умерщвления жертв. Женщина была облачена в ночную сорочку из тонкого полотна, грубо разорванную спереди, 3-летняя девочка - полностью обнажена. Двое мужчин и младенец были одеты в пижамные пары - нормальную для того времени ночную одежду мужчин. Голова неизвестного мужчины оказалась замотана в москитную сетку, а голова женщины - в простыню.
Окна в доме были завешены изнутри различным тряпьём, для этого не предназначенным - плащами, пиджаками, скатертями и т.п. Проделано это было явно для того, чтобы преступник мог обстоятельно осмотреть дом при свете керосиновой лампы. Данная деталь наводила на мысль о его действиях в тёмное время суток. Следы, оставленные на лампе окровавленными пальцами, свидетельствовали о том, что убийца брал её в руки и, по всей видимости, ходил с нею по дому. Тела убитых он мог свалить в одну кучу в спальне как раз для того, чтобы они не мешали ему перемещаться и открывать мебель. Этот человек явно провёл на месте преступления много времени. Методичность его действий свидетельствовала о полном самообладании.
Орудие убийства на месте преступления отсутствовало, а это означало, что преступник унёс его с собою. Ходить по улицам с окровавленным топором занятие нетривиальное, если преступника поймают с такой уликой, то путь на виселицу будет ему гарантирован. Очевидно, что преступник должен как-то скрыть топор - поместить его под пальто или замтотать в какую-то ветошь. В любом случае, преступник должен подумать о таких деталях. Если этот человек унёс с собою окровавленный топор, значит он хладнокровен, прагматичени и очень опытен!
Помимо орудия убийства с места преступления исчезли и кое-какие другие вещи. В частности, пропал мужской золотой гарнитур - запонки и булавка для галстука - принадлежавший хозяину дома. Также отсутствовали наличные деньги, хотя кошельки, принадлежавшие взрослым, были найдены. Привлекло внимание и исчезновение нового револьвера 38-го калибра, купленного Гасом Шульцем всего двумя неделями ранее.
Появление трупа неизвестного мужчины в ночной пижаме выглядело до некоторой степени необычно. У правоохранителей ушли сутки на то, чтобы установить личность этого человека, но когда это удалось сделать, картина произошедшего лишь сильнее запуталась. Вторым убитым оказался некий 25-летний Уолтер Эйхман (Walter Eichman), отец двух детей, зять владельца дома. Как выяснилось в ходе следствия, Уолтер состоял в интимной связи с Элис Шульц, он периодически сбегал от жены, чтобы провести ночь в обществе любовницы и... её мужа.
Да-да, вы всё правильно поняли. И мужа тоже! Бывают и такие любовниые трегольники!
Правоохранители с немалым удивлением погрузились в мир весьма причудливых сексуальных отношений молодого поколения техасцев. Знакомые убитых супругов на допросах рассказали о том необычайно свободном для своего времени отношении к половой сфере, что демонстрировали Гас и Элис. Они не чурались группового секса и секса за плату, который называли между собой "арендой". Она заключалась в том, что один из супругов на некоторое время уходил из дома для сексуальной подработки на стороне, так сказать, совмещал приятное с полезным. Также супруги пускали в свою кровать желающих из близкого круга друзей и подруг. Такие отношения даже нельзя было назвать свингом - это была скорее какая-то смесь проституции и разнузданного поиска запретных удовольствий. До появления хиппи с их полнейшим отрицанием традиционной морали было ещё более полувека, но супруги Шульц явно обогнали своё время!
Тело Гаса Шульца, как отмечалось выше, находилось ниже тел других убитых, что по мнению следствия, указывало на наступление его смерти до того, как погибли другие. Наверное, этот вывод нельзя считать безусловно правильным, поскольку не вызывало сомнений то, что тела после смерти перемещались, а потому преступник мог осуществлять свои манипуляции с трупами в любой очередности. Иначе говоря, то, что труп Гаса был брошен на пол между кроватями первым, вовсе не означает того, что он первым же был и убит. Тем не менее, на упомянутой детали - муж убит первым! - почему-то делался особый акцент как во время расследования 1910 года, так и в последующие годы.
Проведенный офисом коронера осмотр трупов, который мы вряд ли можем назвать судебно-медицинским исследованием в современном понимании этого термина, дал результаты довольно поверхностные и не прояснившие полностью картины произошедшего в доме №732. Патологоанатом, осмотревший трупы, заявил, что телесные повреждения на всех из них группировались в районе головы и не были отмечены ниже плеч. Для нанесения ударов использовался некий тупогранный предмет - это стало ясно ещё при первичном осмотре тел на месте их обнаружения - но при последующем изучении ран врач сделал уточнение, что убийца забил всех обухом топора. Ран, оставленных лезвием топора, на телах не оказалось.
Разумеется, большую важность для расследования представлял ответ на вопрос о возможном изнасиловании Элис и Бетти, двух лиц женского пола. В силу очевидных причин - присутствия в доме мужа и любовника - патологоанатом не мог с уверенностью говорить об изнасиловании взрослой женщины, поскольку перед смертью Элис мог иметь место вполне добровольный половой акт и даже не с одним партнёром. Но осмотр тела 3-летней Бетти и специфических повреждений половых органов навёл врача на мысль о том, что с телом ребёнка имел место посмертный половой акт.
Во время осмотра врач констатировал полное исчезновение трупного окоченения всех тел, на основании чего сделал вполне оправданное заключение о давности наступления смерти, которая последовала, по его мнению, более чем за 3 суток до времени осмотра. То есть заведомо до 14 марта.
Заключение коронера давало следствию серьёзный мотив - совершение убийства с целью последующего удовлетворения извращенного полового чувства. То, что ночная рубашка Элис Шульц оказалась разорвана, а труп 3-летней малышки был полностью обнажён, казалось, хорошо этому мотиву соответствовало.
Когда же Гаса, Элис и их детей соседи видели в последни раз? Опрос жителей Эшланд-стрит показал, что вечером 11 марта в доме №732 проходила небольшая вечеринка, без всякого повода и цели, то, что принято называть "party". Помимо четы Шульц присуствовала группа их друзей, молодых мужчин и женщин, на заднем дворе жарились свиные рёбрышки и лопатки, было много пива, виски и рома, имелась и гитара. Соседи слышали звуки игры на фортепиано, в гостиной стоял инструмент и все знакомые убитых отмечали музыкальную одаренность Элис. Компания весело развлекалась часов до 11 вечера. Но никто из соседей не жаловался, никто не видел и не слышал никаких конфликтов, всё прошло очень позитивно и дружелюбно.
Но рассказ одного из свидетелей, жильца расположенного по соседству с местом преступления дома, вызвал особый интерес следствия. Мужчина сообщил, что один из гостей, присутствовавший на "party" вечером 11 марта, появился возле дома 13 марта, в воскресенье. На вопрос соседа, что он здесь делает, неизвестный ответил, что ищет супругов Шульц, но не может найти. Чтобы подтвердить справедливость своих слов, этот человек демонстративно постучал в дверь дома №732 и пожал плечами, дескать, видите, никакой реакции! А затем подозрительный визитёр добавил странное: "Если никого нет, значит все ушли кататься на лодке и утонули!" Это была совершенно необъяснимая фраза, никак не тянувшая на шутку, и неудивительно, что этот мелкий, в общем-то, эпизод, врезался свидетелю в память.
Эти фотографии парка в Хьюстон-Хайтс относятся к 1908 году. На территории Хьюстон-Хайтс находился парк Хайленд с озером и связанной с ним системой речек и проток. На лодочной станции можно было арендовать лодку и заняться ловлей рыбы или поупражняться в гребле. Парк являлся любимым местом отдыха горожан.
Служба шерифа бросилась на поиски таинственного визитёра и менее чем за сутки тот был найден. Им оказался 27-летний техник местной пивоварни Александер Хортон Шеффилд (Alexander Horton Sheffield), импозантного вида блондин ростом 190 см, почти великан по меркам того времени! Правоохранители выяснили, что Александер жил с супругами Шульц до их переезда в дом №732 по Эшланд-стрит. Элис всем говорила, что это её родной брат, однако обман раскрылся, когда домохозяйка застала Элис в момент удовлетворения похоти Александера в извращенной форме. Вышел грандиозный скандал, во время которого Гас Шульц встал на сторону жены и посоветовал домохозяйке не совать нос в чужие дела... Как несложно догадаться, после подобного объяснения с домохозяйкой супругам пришлось подыскивать новое жильё. В результате чего они оказались на Эшланд-стрит.
Шеффилд просил называть его "Сэнди" (Sandy), а именно так, как мы помним, звали второго ребёнка Элис Шульц. Детективы, узнав о таком совпадении, вполне здраво заподозрили, что именно Шеффилд являлся отцом ребёнка, тем более, что Александер явно был любовником Элис в то самое время, когда та должна была забеременеть вторым ребёнком. Подозрения эти ещё более окрепли после того, как в службу шерифа обратился ювелир, около двух лет знавший Элис Шульц. По словам этого свидетеля, последняя получала от некоторых своих знакомых мужчин значительные денежные суммы и драгоценности в качестве подарков. Элис довольно откровенно рассказывала свидетелю о своих воздыхателях и признавалась, что любит одного только "Сэнди". Ювелир не знал подлинные имя и фамилию этого мужчины, но детективы не сомневались, что им являлся именно Александер Шеффилд.
Кстати, ювелир дал следствию весьма ценные показания относительно того, какие украшения должны были находиться у Элис. Описанные им драгоценности были найдены в тайнике, кустарно оборудованном в дамском трюмо. Это открытие навело следствие на предположение, согласно которому убийца, либо ничего не знал об украшениях хозяйки дома, либо провёл очень поверхностный обыск.
Помимо ювелира ценным свидетелем оказался и хозяин магазина музыкальных инструментов, в котором Шульцы приобрели фортепиано. Тот сообщил следствию, что музыкальный инструмент был куплен в кредит, первый взнос внесла Элис, а последующие некий высокий светловолосый мужчина, представлявшийся "братом Элис". В описании легко угадывался Александер Шеффилд. В общем, всё выглядело довольно очевидным.
Шеффилд был разыскан 18 марта и в тот же день взят под стражу, хотя в тот момент ему нечего было вменить в вину. Тем не менее, о задержании было объявлено с такой помпой, словно в руки правосудию угодил настоящий убийца. На следующий день местные газеты сообщили жителям округа Харрис о крупном успехе правоохранительных органов, хотя, как показал ход последующих событий, этот рапорт оказался явно преждевременным.
19 марта техасские газеты порадовали жителей рассказом о ярком успехе службы шерифа округа Харрис, разысквашей и взявшей под стражу подозреваемого в массовом убийстве на Эшланд-стрит.
Однако буквально на следующий день правоохранительным органам пришлось дезавуировать собственные победные реляции. "Сэнди" Шеффилд на первом же допросе признал факт своего пребывания вечером 11 марта на "party" в доме Шульцев. Кстати, компанию ему там составила 17-летняя девушка, состоявшая с ним в интимных отношениях, что по тем временам уже признавалось совершеннейшим развратом. Шеффилд признавал растление несовершеннолетней, но категорически настаивал на том, что ничего не знал об убийстве супругов, их детей и Уолтера Эйхмана. В доказательство своих слов он простодушно рассказал о том, как 13 марта, в воскресенье, явился в дом №732 на Эшланд-стрит, чтобы проведать друзей. Строго говоря, он не планировал визит, но проходя мимо дома увидел корову, жующую одежду, развешенную на заднем дворе. Корова была чужой, она вошла на придомовую территорию через отпертую калитку позади дома. Шеффилд прогнал корову и решил пообщаться с хозяевами. На его стук никто из дома не вышел, зато появился сосед. Таким образом, Шеффилд, сам того не зная, в точности подтвердил рассказ свидетеля.
"Сэнди" Шеффилд признал, что действительно высказал вслух предположение об утоплении семьи Шульц и объяснил смысл своих странных слов. Он сообщил, что накануне описываемых событий, т.е. в субботу, Шульцы собирались отправиться в парк покататься на лодке. Поскольку в воскресенье их дома не оказалось, стало быть... они могли утонуть, о чём Шеффилд прямо и сказал! Что же в этом подозрительного?
Шериф Арчи Андерсон, лично допрашивавший Шеффилда, уточнил у того, известно ли ему что-либо о ружьях и дробовике? "Сэнди" рассказал, что оружие принадлежало Гасу Шульцу и во время "party" все 3 ствола находились в доме. Однако во время своего воскресного визита Шеффилд увидел, что оружие лежит под домом. Кто его туда положил он не знал.
Натуральное поведение Шеффилда, его простодушие и многословная болтливость убедили Андерсона в том, что мужчина к убийству непричастен. Шериф считал, что убийца пяти человек был бы очень напуган задержанием и вёл бы себя во время допросов совершенно иначе. Следует отдать должное Арчи Андерсону - это был весьма опытный человек, на момент описываемых событий ему шёл 57-й год и он возглавлавлял службу окружного шерифа уже 11 лет. Он приказал проверить сообщение Шеффилда о возможной лодочной прогулке, в результате чего выяснилось, что супруги Шульц действительно несколько раз арендовали лодку на целый день для рыбалки. Шериф обратил внимание и на другую мелочь в рассказе Шеффилда, а именно - на упоминание об открытой калитке, через которую на задний двор вошла корова. Мог ли оставить её открытой убийца, покинувший дом через чёрный ход? Очевидно, что да.
Шериф решил лично пройти маршрутом, которым мог бы двигаться в тёмное время суток человек, желавший остаться незамеченным. Андерсон вышел через чёрный ход в восточной стене дома, миновал калитку, далее пошёл по узкой тропинке позади квартала и уперся в колею железной дороги, за которой находились негритянские кварталы. Шериф решил не пересекать железнодорожных путей, здраво рассудив, что убийца, если только он был белым, вряд ли дерзнул бы в тёмное время войти в "негритянскую" часть города. Арчи решил идти вдоль железной дороги, но не к центру города, а в сторону окраины, благо там лишь время от времени попадались жилые дома, а сплошная застройка отсутствовала.
Преодолев около 200 м, шериф увидел старый колодец, выкопанный, по-видимому, ещё во времена первых поселенцев, т.е. лет за 40 до описываемых событий. Андерсон приказал осмотреть колодец и в результате на его дне был обнаружен... топор с окровавленной рукоятью. Его металлическая часть была погружена в воду, но поскольку колодец оказался сильно обмелевшим, воды в нём оказалось слишком мало для того, чтобы скрыть топор целиком.
Арчи Андерсон не сомневался, что прошёл путём отхода преступника и обнаружил орудие убийства. Поскольку это открытие было сделано благодаря показаниям Александера Шеффилда, сообщившего об открытой калитке, шериф окончательно поверил в честность этого человека и распорядился освободить "Сэнди".
Это было важное во всех отношениях открытие, однако следствие после него застопорилось. Шериф считал, что убийство совершил некто, незнакомый жертвам, по-видимому, привлеченный той обстановкой веселья, что царила во время "party" вечером 11 марта. Дождавшись, когда гости разойдутся, злоумышленник проник в дом и без особых затруднений расправился с крепко выпившими людьми, после чего провёл несколько часов на месте преступления и уже перед рассветом покинул дом №732. Очень вероятно, что убийца планировал вернуться на место преступления, чтобы забрать огнестрельное оружие, принадлежавшее хозяевам. Он подготовил его к выносу, спрятал под дом, чтобы впоследствии можно было забрать "стволы", не проникая в жилище. Это была разумная предосторожность - даже если бы его поймали в момент извлечения ружей из-под дома, убийца мог бы признать попытку хищения, но при этом настаивать на том, что об убийстве ему ничего неизвестно. Подобное планирование являлось ещё одним доводом в пользу предположения о криминальной опытности убийцы.
Ход рассуждений Арчи Андерсона следовало признать разумным. Принимая во внимание то, что утром 12 марта Шульцы на рыбалку не отправились и, начиная с той даты, никто их более не видел живыми, следовало признать версию шерифа весьма и весьма правдоподобной.
Однако она никак не объясняла, как и где искать преступника? Между тем, происшествие на Эшланд-стрит находилось в фокусе общественного внимания и от властей округа Харрис все ждали победного рапорта о разоблачении негодяя.
Ситуацию запутало довольно странное происшествие, произошедшее в середине апреля с некоей Лидией Хоувелл (Lydia Howell), подругой Элис Шульц. Лидия была молода - всего-то 20 лет! - и довольна привлекательна, по-видимому, нрав она имела разбитной, иначе сложно сказать, что же могло объединять её с четой Шульц. Лидия присутствовала на том самом памятном "party" 11 марта, о котором уже не раз упоминалось выше, причём она пришла на вечеринку с одним молодым человеком, а ушла с другим. Наверное, этому удивляться не следовало, такое поведение, судя по всему, являлось в том кругу совершенно нормальным. Лидия была допрошена во второй декаде марта детективами в числе первых свидетелей, но тогда её показания внимания не привлекли и о молодой женщине все быстро позабыли.
Однако 19 апреля Лидия Хоувелл совершила нападение на незакомого мужчину - сначала попыталась перерезать ему горло опасной бритвой, а когда мужчина обезоружил нападавшую, выхватила из сумочки сапожный молоток и попыталась им ударить противника по виску. Молоток также был благополучно отнят и мужчина отделался, в общем-то, малой кровью - порезаным предплечьем, да залитой кровью одеждой. Но сам по себе факт нападения следовало признать в высшей степени странным и подозрительным, как ни крути, а женщины не имеют обыкновения носить с собою в сумочках опасные бритвы и молотки!
Разумеется, сразу же возникли подозрения, связанные с возможной причастностью Лидии к массовому убийству в доме №732 по Эшланд-стрит. Могла ли молодая сильная женщина, вооруженная топором, расправиться с тремя взрослыми людьми? Расследование инцидента привело к неожиданному результату. Лидия, по-видимому, и ранее являлась женщиной с неустойчивой психикой, но после убийства Элис Шульц её нервная система пошла в полный разнос. Хоувелл практически перестала спать, её стали преследовать видения и голос убитой подруги, побуждавший отомстить за неё.
Хоувелл предстала перед судом, официально была признана душевнобольной и на этом основании освобождена от наказания. Её передали в больницу штата, где она и находилась в полной изоляции от мира до мая 1913 года, т.е. на протяжении трёх лет. При этом следует отметить, что подозрения в возможной причастности Лидии к убийству в доме Шульцев, с неё не снимались. По общему мнению, сумасшествие женщины являлось как раз-таки следствием её вовлеченности в кровавое убийство.
Произошедшее с Хоувелл побудило окружную прокуратуру потребовать от службы шерифа сосредоточиться на молодых людях, присутствовавших на "party" 11 марта. Дескать, не надо рассказывать про неизвестных бродяг, таинственных живодёров и прочих анонимных уркаганов, давайте-ка займёмся теми, кто был на вечеринке и хорошо знал убитых. То есть правоохранительные органы решили воспользоваться порочным правилом "ищем не там, где потеряли, а там, где светлее". То, что преступник не обнаружил украшений Элис Шульц, довольно очевидно свидетельствовало о его неосведомленности об их существовании. Это соображение являлось серьёзным доводом пользу того, что никто из близкого круга жертв к претуплению не причастен. Но данный довод в расчёт не был принят и детективы из службы шерифа взялись за интенсивную обработку всех, присутствовавших на "party". Расчёт, по-видимому, строился на том, что кто-то во время допросов даст слабину и его-то во всём и запутают.
Свидетельство о смерти Гаса Шульца.
Арчи Андерсон возражал против такого разворота следствия, но окружной прокурор Ричард Мори (Richard Maury) проигнорировал его точку зрения и обратился за содествием к начальнику полиции Хьюстона "Даффу" Воссу с предложением принять расследование. Надо иметь в виду, что Хьюстон-Хайтс хотя и располагался рядом с Хьюстон - их объединили в один город в 1919 году - в то время являлся отдельной юрисдикцией. Тем не менее полиции Хьюстона было дано право проводить оперативно-следственные действия на территории Хьюстон-Хайтс и два успешных хьюстонских детектива - Чарльз Кейн (Charles Cain) и Дэйв Робинсон (Dave Robinson) - ретиво принялись за дело.
Перед ними стояла задача "слепить" уголовное дело и целой колоды замечательных кандидатов - друзей и подруг убитых. Замечательных в том смысле, что все эти люди вели предосудительный образ жизни - не ходили в церкви, много пили, свободно занимались сексом и не всегда гетеросексуальным. В общем, детективам надлежало выбрать из целого списка грешников самых грешных!
Довольно быстро сноровистые детективы сосредоточились на 22-летнем Фрэнке Туни (Frank Turney). Этот молодой человек покинул вечеринку около 21 часа, причём ушёл он в обществе упомянутой выше Лидии Хоувелл. Фрэнк был из числа тех людей, коих принято называть тугодумами, он не то, чтобы был очевидно дебильным, а просто долго соображал и сильно ошибался. Таких людей в те времена было гораздо больше, чем сейчас, сие связано с недостаточным развитием здравоохранения и недоступностью медицинских услуг. Следует помнить, что женщины тогда занимались тяжёлым трудом на больших сроках беременности, процесс деторождения без надлежащей квалифицированной помощи сопровождался многочисленными родовыми травмами. Помимо этого сильно вредили детскому развитию чрезвычайно распространенные инфекции, которые переносились очень тяжело ввиду отсутствия антибиотиков и т.д. и т.п. Именно в виду такого рода обстоятельств процент людей с разного рода дефектами развития оставался в те годы стабильно высоким. Фрэнк Туни был из числа таких вот "немного дефектных" - сильный, добрый, ласковый, совершенно бестолковый...
Детективы зафиксировали встречу Шеффилда с Туни, причём полицейские посчитали, что молодые конспирировались. Сложно сказать в чём заключалась эта "конспирация", но полицейские насторожились. Люди шерифа взяли Фрэнка в оборот и быстро добились от него нужного результата. Без пыток явно не обошлось - в те времена в Штатах это была норма полицейского расследования. В августе 1910 г Туни признался в соучастии в убийстве семьи Шульц и Уолтера Эйхмана, якобы преступления было совершено им в компании с "Сэнди" Шеффилдом и Лидией Хоувелл в ночь на 12 марта, то есть в скором времени по окончании "party". Если следовать версии событий, изложенной Туни, то непосредственно в дом вломился один Шеффилд, а он, Фрэнк, и его подруга Лидия сторожили двери, дабы никто не вырвался наружу. О намерении Шеффилда убить находившихся внутри ни Туни, ни Хоувелл якобы ничего не знали. Правда, при таком изложении событий в воздухе повисал безответный вопрос "зачем же в таком случае вы сторожили выходы из дома?", но нелогичность повествования не смущали ни самого Туни, ни детективов, добившихся от бедолаги признания. Имелись в рассказе Фрэнка и иные нелепые "косяки", явно свидетельствовавшие о том, что признание сделано человеком, не имеющим даже приблизительного представления о том, что он говорит. Так, например, Туни заявил, будто "Сэнди" Шеффилд вломился в дом через окно, что выглядело полнейшей околесицей, поскольку все окна в доме были не только целы, но и закрыты изнутри и завешены тряпками. Впоследствии, кстати, Туни подкорректировал свой рассказ и заявил, будто Шеффилд открыл дверь то ли запасным ключом, то ли отмычкой.
Надо сказать, что Туни довольно внятно рассказал о переносе оружия, которое, как мы помним, вечером 11 марта находилось в гостиной, а потом странным образом переместилось под дом. Туни заявил, что ружья спрятал под домом Шеффилд, сделал он это, якобы, незаметно для хозяев в конце вечерники. Также Шеффилд похитил новый револьвер, принадлежаший Гасу Шульцу. Цель всех этих действия была понятной без слов: Шеффилд убирал из дома оружия, опасаясь, что оно будет использовано для самообороны.
Бедолага Туни никак не мог додуматься до всех этих деталей самостоятельно, ему явно помогли опытные детективы! Однако звучали его утверждения до такой степени убедительно, что поначалу впечатлился даже Арчи Андерсон. Для окружного шерифа и начальника полиции Хьюстона был устроен показательный допрос Фрэнка Туни, хотя наверное, правильнее его следовало бы назвать "сольным выступлением". После заслушивания Туни окружной шериф заявил журналистам, что показания этого человека значительно дополняют те факты, что известны правоохранительным органам и проясняют картину случившегося. Пройдёт время и шериф пожалеет о сказанном и полностью изменит свою точку зрения, пустив тем самым под откос собственную карьеру, но это будет позже. А тогда, летом 1910 года вокруг "признаний" Туни закрутилась серьёзная кутерьма.
Шеффилд, уехавший к тому времени из Хьюстно-Хайтс, на основании сделанного Фрэнком Туни заявления был объявлен в розыск.
Подобная ретивость правоохранительных органов ничего хорошего ему не сулила.
(...)
|