©А.И.Ракитин, 2019 г.
©"Загадочные преступления прошлого", 2019 г.

Книги Алексея Ракитина в электронном и бумажном виде.


Сказка с несчастливым концом (фрагмент I)


     Вечером 7 ноября 1969 г Катерина Цесник (Catherine Cesnik), 26-летняя преподавательница английской литературы, отправилась в торговый центр за покупками. Последний находился в западной части Балтимора, самого крупного города штата Мэриленд, США. Обратно домой она не вернулась и история, с ней приключившаяся, стала одной из самых загадочных и запутанных криминальных драм, возбуждающих интерес и по сей день.
     Автор сразу считает нужным сделать важное уточнение, которое поможет правильнее понять всё, изложенное ниже. В 2017 г американская ТВ- и стриминговая компания "Netflix" выпустила телесериал "The keepers" ("Хранители"), посвященный изложенной ниже истории. Автор не может не признать, что у "Netflix'а" работают талантливые режиссёры и операторы - они умеют снимать сериалы и могут интересно подать. Это, однако, не отменяет того, что автор испытывает глубокие сомнения в этической чистоте и добросовестности тех информпродуктов, что выходят порой из монтажных студий этой компании.

В 2017 г американская стриминговая компания "Netflix" выпустила телесериал "The keepers" ("Хранители"), посвященный истории исчезновения монахини Катерины Цесник.


     Те, кто читает "Загадочные преступления прошлого" достаточно долго, наверняка знают очерк под названием "Пока не прольётся кровь пролившего кровь невинную...", длинный и очень тяжёлый в эмоциональном отношении. Очерк этот тоже написан по мотивам документальных фильмов "HBO", но не только не повторяет выводы продюссеров и авторов, а прямо им противоречит. В очерке показано, что создатели фильмов намеренно скрывали от зрителей значимую информацию (например, обнаружение крови на месте преступления, обнаружение ножа, выброшенного в пруд возле места проживания одного из подозреваемых и т.п.) и даже сами создавали провокативные ситуации, заявляя о подозрениях в адрес то одного, то другого отца убитых мальчиков. К морально-этической стороне того, что делают люди, сотрудничающие с "HBO", имеются большие вопросы. Можно только гадать, для чего "HBO" упражняется в создании явно предвзятых фильмов, но для автора - это факт.
     В данном случае, автор считает нужным подчеркнуть, что в данном случае история в какой-то степени повторяется. Очерк, который вы только что начали читать, ни в коем случае не является калькой с телесериала "The keepers", напротив, автор считает, что в упомянутом сериале имеются, как минимум, грубые передёргивания. Если выразиться общо, то сказать можно так: создатели сериала принимают на веру то, в чём следует сомневаться, и не задают те вопросы, которые задать необходимо. При всех художественных достоинствах сериала, его выводы рождают веские сомнения.
     Вы можете со спокойной совестью посмотреть сериал, а потом прочесть этот очерк. Можете поступить прямо наоборот - одно другому никак не помешает, поскольку данный очерк и телесериал - это два разных рассказа.
     После этого совершенно необходимого пояснения, вернёмся к событийной канве той драмы, что разворачивалась в ноябре 1969 г в Балтиморе.
     Строго говоря, Катерина Цесник была не совсем обычной учительницей. Она являлась католической монахиней, жившей по решению епархиального руководства "в миру", то есть в обычной квартире, рядом с обычными соседями-мирянами и работавшей в самой обычной школе. Это был своеобразный церковный эксперимент - католическое архиепископство пыталось инкорпорировать служителей культа в светские учебные заведения. В одной квартире с Катериной проживала другая монахиня - Рассел Филлипс - которая преподавала математику в той же школе, что и Цесник. Девушки ходили в обычной "мирской" одежде и ничем, в принципе, не отличались от своих современниц... Ну, разве что мировоззрением.

Катерина Цесник на уроке.


     Эксперимент по преподаванию в обычной школе продлился с сентября по декабрь 1969 г и был признан церковным начальством неудачным. По решению епархиального руководства Цесник и Филлипс должны были в январе 1970 г прекратить преподавание и вернуться в распоряжение архиепископства. В Балтиморе существовали церковные (католические) школы и предполагалось, что сестры будут трудоустроены в одну из них.
     Итак, около 19 часов 7 ноября, в пятницу, Катерина собралась в крупный торговый центр "Edmondson village shopping center", удаленный от места её проживания менее чем на 2 км по прямой. Ей требовалось обналичить чек (пятница - день зарплаты!) и сделать кое-какие закупки. В частности, Катерина планировала купить подарок младшей сестре Мэрилин, выходившей замуж, а также что-нибудь к столу. Рассказав Рассел о планах на вечер, Катерина ушла к автомашине, находившейся на парковке позади дома.
     Проживали монахини в квартире на 1 этаже малоэтажного комплекса "Carriage house" в доме №131 по Норт-бенд-роад. Дом этот сохранился и поныне.

Дом №131 по Норт-бенд-роад, в котором в квартире на 1-м этаже осенью 1969 г проживали Катерина Цезник и Рассел Филлипс. Современная фотография.


     Катерина не возвратилась из поездки ни в 8 часов вечера, ни в 9, ни в 10...
     Примерно в 23:30 Рассел сняла телефонную трубку и позвонила... нет, не в полицию - она позвонила священнику Джерарду Кубу (Gerard Koob). Рассел хорошо знала Джерри, поскольку все они - Цезник, Филлипс и Куб - до июня 1969 г работали вместе в католической школе для девочек под названием "Keogh school". Куб преподавал там религиоведение (религиозную философию).
     Сам по себе этот звонок представляется довольно странным, согласитесь, позвонить бывшему коллеге по прежней работе - это не самый очевидный выход в той ситуации, в какой находилась Рассел в тот момент. Но мы вернёмся к этому нюансу позже, пока же сосредоточимся на хронологии того, что последовало далее.
     Джерри Куб, выслушав взволнованный рассказ Рассел, заверил её, что скоро приедет. Приехал он не очень скоро, поскольку проживал довольно далеко от "Carriage house" (~40 км). Приехал не один - его сопровождал другой католический священник, Питер МакКеон, также работавший одно время в "Кео скул" и знавший всех участников этой драмы.
     То, что Куб привёз с собою товарища, представляется также несколько неожиданным. Не забываем, что Филлипс позвонила ему за полчаса до полуночи. Можно предположить, что Куб после звонка Филлипс перезвонил МакКеону и предложил тому поехать в "Carriage house" вместе. Логика в этом есть, поскольку поездка молодого священника к молодой монашке на ночь глядя, может выглядеть как-то двусмысленно и неправильно кем-то расценена впоследствии. Поэтому желание Куба обзавестись свидетелем в щекотливой ситуации понятно. Но не это самое странное!

   
Слева направо: Катерина Цесник и Рассел Филлипс в монашеском облачении, Джерри Куб в рясе католического священника и Пит МакКеон.


     Священники приехали в "Carriage house", поговорили с Рассел и решили вызывать полицию. И все втроём занялись этим ответственным делом. Это умно, не поспоришь! Странно, что после этого не родился анекдот на тему "сколько нужно католических священников для того, чтобы вызвать полицейского?" Знаете, наверное, такие издевательские шутки в стиле "сколько нужно коммунистов, чтобы ввернуть лампочку?"
     Этот вызов полиции втроём представляется ещё одной несообразностью, на которую следует обратить внимание. Для чего находиться в квартире втроём? Почему не была осмотрена территория, прилегающая к дому и парковке? Пока Рассел Филлипс звонит в полицию, мужчины вполне могли рысцой пробежать по окрестностям и, глядишь, сделали бы кое-какие любопытные открытия... Либо не сделали - и такой вариант, как мы увидим из дальнейшего, тоже мог бы прояснить кое-какие важные нюансы. Может быть, Катерина Цесник подверглась нападению возле дома или в самом доме, ведь сложно представить, чтобы с ней что-то могло случиться в многолюдном торговом центре! Может быть, в то самое время, пока благообразные священники грели свои чресла в квартире Катерины, она отчаянно нуждалась в помощи, находясь буквально в двух шагах?! Почему Филипп Рассел тратит время, дожидаясь Куба, и не начинает активные поиски? И сам Куб со своим другом МакКеоном занимается чем угодно, кроме того, чем действительно имело смысл в ту минуту заниматься? Тут просится очень много разных "почему?" и притом без всякого намёка на ответ.
     В общем, Джерри Куб сделал то, что надлежало сделать Рассел Филлипс много раньше. А именно - он позвонил в полицию. Звонок был сделан около 1 часа ночи на 8 ноября. Если считать, что Катерина должна была вернуться к 21 часу - и это с запасом, на самом деле раньше! - то задержка составила оповещения полиции составила 4 часа. Это много, на самом деле звонить в полицию и поднимать тревогу можно было уже в 22 часа и никто бы не осудил и не сказал бы "зачем вы порете горячку?".
     Патрульный примчался не очень скоро, возможно, через полчаса или около того, т.е. в районе 01:30. Некоторое время - минут 7-10 или чуть более он записывал сообщение Рассел Филлипс. Уточнил, в частности, предполагаемый маршрут следования отсутствующей монахини к торговому центру и обратно и заверил присутствующих, что патрули сейчас же проверят улицы. Записал патрульный и приметы отсутствовавшей монахини - рост 162 см, вес - 46 кг, а также данные автомобиля, на котором она уехала: "форд-мейверик" ("ford maverick") зелёного цвета, 1969 г года выпуска, номерной знак "HG 6341".
     И на этом попрощался.

Взаимное расположение дома, в котором проживала Катерина Цесник (обозначен красной звёзочкой *), и торгового центра "Эдмонтон вилладж" (красная точка), куда она отправилась за покупкой. Расстояние между объектами напрямую было невелико - менее 2 км - но напрямую проехать было нельзя, требовался объезд, немного удлинявший путь. Маршрут был прост, единственное тонкое место - выезд на главную дорогу в конце маршрута. Нельзя было исключать мелкого ДТП или поломки автомашины и полиция первым делом проверила маршрут и прилегавшие улицы. .


     Как вы думаете, чем занялись священники по отбытии полицейского? Правильно, они отслужили мессу, освятили хлеб и вино, причастились сами и оставили причастие Катерины на столе.
     Эти действия тоже вызывают некоторую оторопь. Понятно, что логика верующего человека несколько отличается от логики атеиста - он глубоко фаталистичен и вручает свою судьбу и ход событий во власть Господа. Там, где атеист развернёт лихорадочную деятельсноть, верующий может остаться совершенно спокоен, полагаясь Высший промысл. Но при этом совершенно неправильно думать, будто верующий всегда пассивен и в ответственные минуты бездеятелен. Напротив, верующий знает, что Господь Бог в материальном мире действует через людей и "как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (из послания апостола Иакова). Именно поэтому в минуты чрезвычайных испытаний и душевного напряжения именно верующие люди демонстрируют удивительное присутствие духа, самообладание и хладнокровие.
     Тем удивительнее та пассивность, что проявили Куб и МакКеон в ночь на 8 ноября. Вместо того, чтобы после ухода полицейского отправиться на осмотр придомовой территории, они вернулись к столу и... провели в благостных разговорах ещё несколько часов.


     Лишь около 4 часов утра священники встрепенулись и засобирались. Попращавшись с Рассел, они вышли из дома, но направились не к своей автомашине, а в противоположную сторону. Для чего они решили прогуляться и почему не сделали этого ранее, никто из них так никогда и не объяснил. Но они двинулись по Норт-Бенд-роад на север, прошли до пересечения с Лантерн-корт (Lantern Ct) и... увидели у тротуара автомашину Катерины Цесник.
     Автомобиль был припаркован неправильно, можно даже сказать, вызывающе неправильно - его задняя часть сильно выдавалась на проезжую часть, мешая повороту в этом месте и потенциально создавая угрозу проезжавшим мимо машинам. Катерина никогда бы не припарковала автомашину столь нелепо и опасно, тем более, что совсем рядом, буквально в 50 метрах, находилась парковочная площадка для жителей "Carriage house". Ещё более странным выглядело то, что дверь со стороны водителя оказалась открыта! А ключ остался в замке зажигания! Никогда бы Катерина не бросила свою машину в таком месте в таком виде...
     Священники бросились обратно к Рассел Филлипс и вновь вызвали полицию.

 
Полицейские фотографии автомашины Катерины Цесник, сделанные утром 8 ноября 1969 г. Слева: общий вид на автомобиль со стороны Лантерн-курт. Позади можно видеть здание "Carriage house", парковка, на которой жильцы апартаментов ставили свои машины, находилась позади дома (виден въезд на парковку). Слева: вид на сиденье водителя при открытой двери. Дверь со стороны водителя не была закрыта, ключ находился в замке зажигания. Очевидно тот, кто оставил машину в таком виде, рассчитывал на её угон.


     Теперь полиция отреагировала более оперативно и ответственно. Поскольку появление возле дома автомашины при отсутствии её владелицы выглядело в высшей степени зловеще и рождало самые разные предположения о причинах происходившего, в район проживания пропавшей быстро стали подтягиваться полицейские силы. Начался более внимательный осмотр улиц, прилегавших к предполагаемому маршруту поездки Цесник, а также района в непосредственной близости от "Carriage house".
     Осмотр "форда мейверика", принадлежавшего пропавшей монахине, позволил сделать немаловажные выводы. Корпус машины был сильно запачкан грязью, на бампере и колёсах можно было видеть налипшую траву - ничего этого, если верить Рассел Филлипс, не было несколькими часами ранее. Автомобиль явно съезжал с асфальта и двигался по бездорожью.
     В салоне остались вещи, принадлежавшие хозяйке - перчатки и зонт. Последний лежал на полу у заднего сидения, хотя обычно Катерина помещала его на пассажирское место. Очевидно, кто-тио переложил его назад, дабы занять место рядом с водителем.
     Однако в ногах перед пассажирским сиденьем находилась коробка с пирожными, купленными в "Эдмондсон вилладж". Там же лежал целый ворох одноразовых салфеток, которыми Катерина имела обыкновение протирать руль. Непохоже было, что кто-то сидел на пассажирском месте, поскольку ему попросту некуда было ставить ноги.

 
Полицейские фотоснимки запечатлели обстановку в салоне автомашины Катерины Цесник такой, какова она была утром 8 ноября 1969 г.


     Во время осмотра криминалисты обратили внимание на любопытную деталь: в цепочке, соединявшей брелок с ключом зажигания, оказался запутанным пучок сухой травы. Казалось невозможным, чтобы аккуратная Катерина вставила ключ в замок, не стряхнув этот пучок. Его наличие наводило на двоякую мысль - ключом в последний раз пользовалась не Катерина Цесник, либо это сделала она, но в темноте (как вариант - в сильной спешке).
     В любом случае, появление на цепочке пучка травы выглядело очень странным. Вкупе с тем, что машина оказалась перепачкана землёй и травой, это рождало предположение о поездке в сельскую местность.
     Автомобиль пропавшей монахини был отбуксирован в полицейский гараж, где его тщательно осмотрели криминалисты. Никаких следов борьбы - пятен крови, надрезов или разрывов обивки и т.п. - осмотр не выявил. Если Катерину и убивали, то явно не в автомашине.

 
Слева: "форд-мейверик" Екатерины Цесник в полицейском гараже. Справа: пучок сухой травы, прицепившийся к цепочке с брелоком.


     У полицейских было две точки, с которых следовало начинать розыск пропавшей монахини - это её место проживания и цель поездки, торговый центр "Edmondson village shopping center". Последний был введён в строй ещё в конце 1940-х гг и являлся местом довольно популярным среди жетелей западного Балтимора. Там находилось большое количество магазинов и большая автостоянка. Это место было хорошо освещено круглые сутки и потому считалось безопасным, похитить там человека наверное можно было, но решиться на это мог только отчаянный преступник, настоящий сорвиголова. Такое нападение с точки зрения преступника следовало признать весьма неразумным.


     Полицейские полностью проверили весь торговый центр, допросили практически весь работавший там персонал. Результаты оказались довольно любопытны и до некоторой степени неожиданны.
     Удалось установить, что Катерина заходила в отделение банка и обналичила в нём чек, полученный в школе (пятница 7 ноября являлась днём получения зарплаты!). Были найдены свидетели, видевшие, как Катерина покупала пирожные, обнаруженные в салоне её автомашины.
     А вот в магазинах бижутерии и ювелирных украшений никто Цесник вспомнить не смог! Это было интересное открытие, ведь Катерина отправилась в "Эдмондсон вилладж" в надежде купить подарок на свадьбу младшей сестры Мэрилин. По смыслу, это должно было быть нечто необычное и недешёвое - кольцо, подвеска, серьги и т.п. То есть, не перчатки какие-то и не носки, нечто солидное, на память, так сказать. Наверное, подарок должен был быть двойным, т.е. жениху и невесте. В любом случае, такие подарки обычно не покупаются на ходу: надо зайти в магазин, присмотреться, поговорить с продавцом - дело это не быстрое, а напротив, обстоятельное. Но никто из продавцов ювелирных и сувенирных магазинов не вспомнил девушку, отвечавшую приметам Катерины!
     Это, конечно, выглядело очень странным. Сразу скажем, что никакой ясности с тем, купила ли Катерина подарок (или подарки) в тот вечер, так и не появилось, и в своём месте мы увидим, что этот вопрос весьма важен для правильной трактовки событий того дня.

 
Торговый центр "Эдмондсон вилладж" в 1940-1960-х гг.


     Интересные открытия в торговом центре не ограничились только лишь изложенным выше.
     Полиция обнаружила свидетеля, точнее, свидетельницу, видевшую Цесник на парковке. Та сидела в своей автомашине, не уезжая. Это показалось свидетельнице довольно странным, она подумала, что девушка в машине (т.е. Цесник) кого-то ждёт. Свидетельница носила покупки из магазина и укладывала их в багажник своей автомашины, пакетов было много и она сделала 3 "ходки" туда и обратно и на протяжении всего этого времени Катерина оставалась в своей автомашине на водительском сиденьи.
     Особенно важным в показаниях этой женщины явилось точное указание времени, когда она видела на парковке торгового центра "форд-мейверик" с Катериной внутри. По словам свидетельницы это произошло в 20:30 и данная привязка по времени представляется очень важной. Фактически это последний момент, когда Катерина оставалась живой, здоровой и свободной - что происходило с ней после этой отметки мы не знаем и можем только строить догадки разной степени достоверности.
     Сколько времени могло потребоваться на то, чтобы свидетельница совершила 3 "ходки" от магазинных дверей до собствыенной машины? Наверное, 10 минут на это должно было хватить... Перегрузив покупки в багажник, женщина уехала с парковки, оставив на ней "форд-мейверик" с хозяйкой внтури.
     Даёт ли это что-нибудь для понимания событий того времени? Предположение насчёт того, что на парковке перед торговым центром Катерина Цесник назначила некую встречу, по-видимому, овладело воображением создателей сериала "The keepers", однако оно представляется ничем не обоснованным. Есть гораздо более простое и притом достоверное объяснение тому, почему Катерина сидела неподвижно за рулём своей автомашины.
     Она молилась. Не надо забывать, что героями этой истории будут либо священники и монахини, либо люди с сильным религиозным чувством. Будет не совсем верно измерять их поведение и психологические реакции обычными мирскими лекалами. Для атеиста молитва перед поездкой может показаться бессмыслицей и пустой тратой времени, но для верующего человека это действо исполнено глубочайшего смысла. Открыть "Молитвослов" и прочесть несколько молитв (либо сделать это по памяти) в дорогу для христианина также разумно, как проверить уровень масла или запас толпива в баке.

 
Полицейские, с первых часов принимавшие участие в расследовании исчезновения Катерины Цесник. Слева: Джон Барнольд (John Barnold), капитан полиции Балтимора, на момент описываемых событий ему исполнилось 38 лет, он являлся самым молодым капитаном полиции. Справа: Бад Роэмер (Bud Roemer), сержант, начальник отдела расследования убийств.


     Расследованием исчезновения монахини занималась группа из 6 детективов под руководством сержанта Бада Роэмера (Bud Roemer), работы группы курировал капитан Джон Барнольд, блестящий 38-летний полицейский, самый молодой из 18 капитанов, состоявших в штате Департамента полиции Балтимора.
     Помимо поиска свидетелей в "Эдмондсон вилладж", полиция пыталась обнаружить кого-то, кто видел или слышал нечто подозрительное в районе "Carriage house".
     Такого свидетеля - точнее, даже двух! - найти удалось. Им оказались 15-летняя Мэри Кэтлин Криг (Mary Kathleen Krieg) и её подруга, находившиеся вечером 7 ноября на пересечении Карридж-корт (Carriage Ct) и Норт-Бенд-роад, примерно в 100 м или чуть более от дома, в котором проживала Катерина Цесник. Девушки сообщили, что около 21 часа с той стороны, где находились апартаменты "Carriage house", раздался сильный и очень злобный мужской крик. Крик этот напугал девушек и они поспешили бежать.

Мэри Кэтлин Криг.


     Это сообщение хорошо соответствовало тому, что полиция уже знала. Если в 20:30 автомашина Катерины Цесник ещё стояла на парковке перед торговым центром, то она без всяких затруднеий успевала попасть в район "Carriage house" к 21 часу. Последняя датировка весьма условна, истинное время, когда школьницы слышали крик, могло быть и 20:40, и 20:45, и 20:50. Главное заключалось в том, что сообщение Мэри Криг не противоречило известной информации о времени пребывания Катерины Цесник в районе торгового центра.
     Таким образом, уже в первые дни расследование исчезновения монахини стало склоняться к выводу, гласившему: Катерина Цесник благополучно покинула торговый центр и что бы с ней ни случилось, это произошло либо на пути к апартаментам, либо непосредственно возле апартаментов, в которых она проживала. Хотя автомашина Цесник была найдена возле дома, нельзя было с уверенностью считать, что девушка благополучно доехала до апартаментов - в приципе, её могли перехватить где-то по пути, а потом бросить пустую машину случайно или умышленно возле "Carriage house". Тут бы очень пригодилась информация о том, когда именно "форд-мейверик" появился на пересечении Норт-Бенд-роад и Лантерн-корт, но, как мы знаем, никто окрестности дома вечером и ночью не обходил, а потому никакой ясности в этот вопрос внести не мог. Очень жаль, такая информация, как мы увидим из дальнейшего, весьма пригодилась бы.
     В первые дни полицейское расследование сосредоточилось не только на поисках свидетелей, но и на выяснении характера отношений пропавшей монахини и приехавших в её дом священников. Речь идёт о Джерарде Кубе и Питере МакКеоне.
     Полицейских можно было понять. Выше уже отмечалось, что поведение всех друзей Катерины Цесник - то есть Рассел Филлипс, Джерри Куба и Пита МакКеона - выглядело в тот вечер не совсем рациональным и рождало множество вопросов. Нетрудно догадаться, что таковые вопросы роились и в головах детективов. Тем более, что ответы допрошенных приводили к появлению новых вопросов.

Читать дальше

Оглавление "Ленты"

На первую страницу сайта


Голова Эндрасси была найдена на удалении около 80 м от тела после тщательного осмотра прилегавшей территории.

Мэр г. Атланта М. Джексон перед деньгами, поступившими в городской фонд помощи жертвам "похитителя детей".

Обвиняемые в серийных убийствах медсёстры ветеранского госпиталя в Энн-Арбор в сопровождении своих адвокатов.

Невысокого роста (166 см.), со сломаным и криво сросшимся носом, вечно нечёсаными тёмно-рыжими волосами, (...)

Эти иллюстрации демонстрируют основные виды хвата ножа - 1) прямой и 2) обратный - и связанные с ними (...)

eXTReMe Tracker