На главную.
Убийства детей.
Уральский Монстр.
(Хроника разоблачения самого таинственного серийного убийцы Советского Союза.)

20. Неизвестный Неизвестный. (окончание главы)


     На самом же деле подтекст странного инцидента довольно прозрачен.

Очевидно, что Винничевский был чрезвычайно чувствителен к сексуальным раздражителям, пусть даже в глазах окружающих таковые вовсе и не казались сексуальными. Но из протоколов его допросов нам известны его признания о сильном возбуждении, которое он переживал еще даже до начала душения жертвы, то есть во время переноски ребенка на руках, до перехода к "активной фазе" нападения. В те минуты, когда он расстегивал штаны и начинал душить ребенка, его член уже находился в состоянии сильной эрекции. Очевидно, что нечто подобное произошло и в те минуты, когда он остался наедине с сестренкой Эрнста. Винничевский не пытался ее душить - подобное скрыть не удалось бы - но сильно возбудился из-за близости объекта вожделения. Именно для того, чтобы скрыть эрекцию, он и сел на диван - в противном случае неприлично выпирающие брюки без слов рассказали бы о его эмоциях все.
     Есть в показаниях молодого Эрнста Иосифовича еще один интересный момент, мимо которого нельзя пройти без комментария. Процитируем нужный фрагмент:
     "Вопрос: Часто Винничевский носил с собой конфеты?
     Ответ: Нет, часто конфет я у него не видел, но семечки у него были всегда в карманах, и он часто ими угощал". Для понимания поведенческой модели преступных посягательств Винничевского в этих двух предложениях содержится очень любопытная информация. Из протокола личного досмотра задержанного мы знаем, что в его карманах были найдены как конфеты, так и обертки от шоколадных конфет. Понятно, что угощение всевозможными сладостями - шоколадными конфетами, пастилой, засахаренными орешками, шоколадкой и т. п. - является прекрасным способом познакомиться с ребенком, расположить его к себе и увести от дома, пообещав еще купить подобную вкусняшку. Тем более если речь идет об очень скудных в материальном отношении довоенных годах и детях из неблагополучных семей. Ну в самом деле, какой ребенок устоит перед обещанием получить еще одну конфету, если одну ему уже дали? Ни один не устоит, как бы мама его ни учила отказываться от конфет...
     Но носить конфеты "с запасом" в карманах неудобно - они тают, слипаются с оберткой, на них налипает всякий мусор, который всегда имеется в карманах мальчишеских брюк. Поэтому конфеты надо либо всегда носить с собою и постоянно их есть, тем самым обновляя запас, либо... конфеты надо покупать непосредственно перед целевым использованием. Фактически Эрнст Неизвестный сказал допрашивавшему его лейтенанту Лямину следующее: Володя Винничевский не был сладкоежкой, он не носил в карманах запас конфет, он грыз семечки, как и все "нормальные пацаны". Кстати, при задержании в карманах Винничевского семечек не оказалось вообще.
     Это означает, что обвиняемый вовсе не был спонтанным, плохо управляющим собой убийцей, напротив, он заблаговременно планировал свои нападения, покупал конфеты только перед нападением и, возможно, совершал в течение одного дня несколько попыток похищений. Подходил к одному ребенку, угощал конфетой, заговаривал, если что-то настораживало его и казалось опасным, тут же отходил и принимался искать новую жертву. Таких подходов в течение дня могло быть несколько - пять-семь-десять - пока оставались в карманах конфеты, либо пока попытка похищения не приводила к успеху.
     Никаких спонтанных всплесков, никаких неуправляемых невротических позывов и реакций, напротив, человек действует абсолютно рационально, продуманно и по уже доказавшей свою эффективность схеме. Перед нами серийный убийца в своем кристально чистом, если угодно, эталонном виде.
     Мы должны быть благодарны Эрнсту Иосифовичу Неизвестному - он очень много рассказал нам о своем друге, много больше, чем остальные сверстники, и явно больше, нежели сам мог предположить. Через десятилетия этот рассказ был услышан самыми благодарными слушателями - читателями этой книги.
     Уже после написания первого варианта нашей книги стало известно о смерти Эрнста Неизвестного, последовавшей 9 августа 2016 г. Месяцем ранее - 7 июля 2016 г. - автор передал через посредника, уважаемого человека, доктора наук, профессора американского университета, 15 вопросов, на которые, как предполагалось, Эрнст Иосифович не откажется ответить. Его суждения как свидетеля, имевшего возможность непосредственно наблюдать Винничевского в неформальной обстановке, представлялись исключительно интересными и могли обогатить книгу уникальным материалом. Более того, автор считает, что ответы Неизвестного могли показать тайную историю Винничевского в очень неожиданном ракурсе и сильно поколебать официальную версию событий. Во всяком случае, расспрашивать Эрнста Иосифовича предполагалось о тех деталях, которыми лейтенант Лямин во время допроса не интересовался… К сожалению, не хватило времени, совсем немного, и от этого очень досадно, поскольку книга потеряла целый пласт важной информации, которую автор предполагал использовать в соответствующем месте для обоснования собственной версии событий, сильно отличающейся от той, которую выработало следствие в 1939 г.
     В тот же самый день, когда был допрошен Эрнст Неизвестный - 17 ноября 1939 г. - в кабинете лейтенанта Лямина оказалась Зарганкова Лариса Александровна, учительница математики у того самого 7 "б" класса школы № 16, в котором обучался Владимир Винничевский. Лариса Александровна уже давала показания 30 октября, но об этом факте мы не упоминали ввиду его совершенной незначительности, учительница явно не хотела говорить ничего плохого о Володе Винничевском либо действительно не знала ничего такого, что представило бы хоть малейший интерес для следствия.
     Однако к 17 ноября появилось сразу два повода для повторного допроса учительницы, причем оба повода весьма весомых. Но чтобы правильно их понять, необходимо некоторое пояснение.
     В первой половине ноября 1939 г. произошло важное событие, к которому в той или иной форме нам в дальнейшем придется возвращаться не раз. Предоставим слово Елизавете Ивановне Винничевской, поскольку она довольно полно рассказала об этом в своем письме на имя Михаила Ивановича Калинина, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, написанном много позже указанных событий - в августе 1940 г.: "Мой муж написал отречение от сына и сам просил применить ему высшую меру наказания - расстрел, в чем расписалась и я. Но через некоторое время [я] стала просматривать его тетради, в которых обнаружила нечто подозрительное, по моему мнению. Например: в одном черновике было написано несколько фамилий и номеров телефонов, в другом про Пелагею Нестеровну и Липочку, на одном листке было написано "чем вызвано замедление? телеграф" и номер телефона 11-23, [а также в] одной тетради с рисунками написано "урок № 8". Некоторые слова написаны не его рукой и еще ряд подозрительных черновиков, которые были мною сданы начальнику уголовного розыска тов. Вершинину. Возможно, что я ошибаюсь, но по всем признакам его (то есть Владимира Винничевского - А. Р.) кто-то учил всему этому. Об этом я говорила следственным органам, которые на это, видимо, не обратили внимания...". Итак, Елизавета Винничевская нашла в бумагах сына нечто такое, что показалось ей очень подозрительным. Зная его школьную программу, она поняла, что странные записи не имеют к ней ни малейшего отношения.
     Любопытно, что на эти записи не наткнулись товарищи милиционеры, нагрянувшие с внезапным обыском к Винничевским утром 25 октября, сразу после ареста сына. В этом обыске, напомним, участвовали самые, с позволения сказать, светила сыска: Урусов, Брагилевский, Вершинин, и масса "шнурков" рангом пониже. Получается, что вся эта компания профессионалов не удосужилась внимательно ознакомиться с книгами арестованного и его рукописными записями. Что тут скажешь? Не в первый уже раз свердловские пинкертоны показали удручающе низкий уровень профподготовки. К слову сказать, их коллеги из управления госбезопасности во время обысков изымали все рукописные материалы, дабы их внимательно изучить в спокойной обстановке, независимо от того, идет ли речь о блокнотах или записях на полях газет. Вывозили все! Но то - госбезопасность...
     Итак, Елизавета Винничевская, абсолютно убежденная в том, что у сына нет друзей, вдруг с удивлением обнаружила в его непонятных записях какие-то телефоны, даты, странные фразы... Собрав находки, женщина отправилась на прием к начальнику областного угро Вершинину, допрашивавшему ее прежде, и передала их для изучения. Несложно догадаться, что Евгению Валериановичу очень не понравился ход мысли матери обвиняемого - та стала подозревать наличие соучастника, выдумывать какие-то усложненные схемы, дескать, кто-то подучил ее любимого сыночка-душегуба, сам-то он мальчик хороший, не додумается до плохого, в общем, городить огород - а это все было не нужно следствию. Следствие прекрасно шло своим чередом - Владимир Винничевский "кололся", все признавал, никаких фортелей не выкидывал, так чего ж тут рака за камень заводить? Советская милиция так не работает, теории заговора ей неинтересны.
     Поэтому Вершинин принял все эти бумажки без всякого оформления и не выразил ни малейшего интереса. Нет никаких описей, текстовых или фотографических копий этих подозрительных бумаг. Скорее всего, Вершинин по-тихому уничтожил бы все, принесенное Елизаветой Винничевской, и никто бы никогда вообще не узнал о существовании этих бумаг, если бы не одно "но". Дело заключалось в том, что на одном из кусочков бумаги были проставлены какие-то цифры и рядом с каждой какие-то непонятные слова - обязательно одна из двух букв - либо "м", либо "д". Последовательность записей в целом совпадала с последовательностью нападений на детей. Дабы читатель понял, о чем идет речь, воспроизведем текст странной записки: "I - Ц. П. К. и О. дец II - дец III - ряд. с шк. дец IV - сад. м V - гор. Благ. м VI - увоз м VII - шарташская ул. дец VIII - пион. пос. д IX - виз д".
     Уж на что Вершинин не хотел заниматься этой чепухой, но тут ему пришлось задуматься. Титаническим напряжением ума он понял, что перед ним шифр, каким-то образом связанный с проводимым расследованием. Идут вроде бы порядковые номера и указаны географические названия или ориентиры: "Ц. П. К. и О." - это Центральный парк культуры и отдыха, "гор. Благ." - это гора Благодатная, "шарташская ул." вообще разъяснять не надо, да и с "пион. пос." тоже все ясно - это Пионерский поселок. В некоторых из этих мест Винничевский совершал нападения, о которых правоохранительным органам уже было известно. Но почему-то пунктов в записке всего 9, хотя Винничевский сознался уже в бОльшем числе нападений, и непонятно, что означают приписки "дец", "м" и "д". Наверное, это какие-то условные сокращения, вот только что они сокращают?

Записка с "шифром", найденная Елизаветой Винничевской среди бумаг сына и переданная следствию. Мать рассчитывала, что записка поможет отвести от сына подозрения, получилось же в точности наоборот. Нельзя не обратить внимание на то, что записку не обнаружили сотрудники милиции, проводившие обыск по месту жительства - эта мелочь прекрасно характеризует убогий уровень профессионализма советских пинкертонов, не подумавших о том, что изъятию подлежат не только обувь и одежду арестованного, но и его записи.


     Это единственная улика, с которой уголовный розыск в конце-концов стал работать, но если не знать предыстории, описанной выше, из следственных материалов понять ее происхождение невозможно. Вообще! Ее никто не находил, официально не приобщал к следственным материалам, не оформлял никакой справки, никакого постановления - записка эта словно бы сама собой материализовалась из воздуха.
     Еще раз подчеркнем, что точная дата появления этой бумажки в распоряжении следствия неизвестна. Но известно, что это произошло до 17 ноября. Потому что во время допроса 17 ноября лейтенант Лямин прямо спросил учительницу математики Ларису Зарганкову о возможном использовании условного шифра учениками ее класса (читай, Винничевского). Судя по реакции допрашиваемой, та не поняла о чем идет речь, но сразу постаралась дистанцироваться от опасной темы: "Случая обнаружения в школе у бывшего ученика Винничевского Владимира какого-либо шифра я не знаю. Мать его я совершенно не знаю, и мне она ни о каком шифре также не говорила. Ученики нашей школы, в частности 7 класса, пользуются иногда азбукой Морзе - это в большинстве мальчике в переписке между собой".
     Ну что ж, преподаватель отрицает свою осведомленность о любых деталях сокрытия Владимиром Винничевским содержания своих записей, хорошо!
     Другой вопрос, требовавший разъяснения во время допроса Ларисы Зарганковой, касался возможного наличия у обвиняемого алиби на время похищения и убийства Таисии Морозовой 2 октября 1939 г. Изучение сотрудниками уголовного розыска классного журнала 7 "б" показало, что Владимир Винничевский в октябре 1939 г. учился во вторую смену и 2 октября присутствовал на всех уроках. Но, как известно, в тот же самый день в 17 часов либо несколько позже этого времени была похищена Тася Морозова. Однако, если Винничевский учился в школе во вторую смену, то... у него железное алиби! Значит, не он похищал Тасю, не он убивал и не он сбрасывал ее труп в выгребную яму барака № 29 по улице Первомайской в районе ВИЗа.
     Итак, что же припомнила учительница математики на допросе 17 ноября? Дословно Лариса Александровна о событиях того дня рассказала так: "2 октября сего года Винничевский учился во вторую смену, в этот день первые два урока были по математике и проводила оба урока я. Я не помню случая, чтобы Винничевский отсутствовал на [моих] уроках. Случаи опозданий у него были. В части 2 октября сего года я, проверяя себя, разговаривала с учениками этого класса, и никто не сказал, чтобы Винничевский в этот день сбегал с уроков".
     Очевидно, что свидетельство Ларисы Александровны достоверно, поскольку учительница восстанавливала события того дня, уточняя детали у учеников. Даже спустя полтора месяца вспомнить детали конкретного урока можно, имея перед глазами записи, сделанные в тот день, а у школьников таких записей хватало. Вряд ли ученики стали бы покрывать бегство Винничевского с уроков - тот уже три недели как находился под арестом, и всем было ясно, что влип он в какое-то очень серьезное дело. Выгораживать его - значит подставлять самого себя, а кому это надо? Так что к словам учительницы математики можно относиться с доверием - они точны. Но что это означает?
     Уроки во вторую смену начались в тот день в 14 часов 30 минут, то есть два академических часа по 45 минут и 5-минутный перерыв между ними не могли закончиться ранее 16:05. Даже если считать, что Винничевский сбежал с 3-го и последующего уроков - что Зарганкова отрицает, хотя, разумеется, и не может гарантировать - то из школы он ушел примерно в 16:10. Как нам известно, мать заметила исчезновение Таси Морозовой в 17 часов, хотя соседка впоследствии утверждала, что "несколько позже 17 часов" видела девочку возле соседнего дома (ул. Плеханова, д. 20). Хорошо, положим, что соседка видела девочку в 17:10. Это означает, что у Винничевского на движение от школы по адресу ул. Якова Свердлова, д. 11а до дома № 20 по улице Плеханова оставался примерно час. Расстояние по прямой между этими адресами - 2,2 км. Погода в тот день была на удивление теплой, днем воздух прогрелся почти до +11° С, осадков не было. Начало октября 1939 г. оказалось в Свердловске вообще весьма комфортным, заморозки ударили только после 7 числа.
     Прямиком пройти от школы к улице Плеханова было невозможно, поскольку этому мешал Г-образный выступ Городского пруда. (**) Обойти его можно было как с севера, так и с юга. В первом случае следовало пройти мимо городской мельницы, через подъездные железнодорожные пути, далее дорогой вдоль пруда и через мост-плотину у так называемых Генеральских дач попасть на территорию бывшего деревообрабатывающего завода, ставшего позднее Парком железнодорожников. С южным маршрутом дело обстояло еще хуже - двигаясь этим путем, следовало пройти всю улицу Челюскинцев, далее мимо ипподрома выйти на улицу Кирова и от нее отправиться прямо на север - на улицу Бебеля. Последняя была параллельна улице Плеханова, так что можно было считать, что преступник попадал к месту совершения преступления. Длина первого маршрута - то есть с огибанием пруда по северной стороне - составляла 2,9 км, а второго - при подходе к месту похищения девочки с юга - 4,4 км. Правда, обвиняемый мог воспользоваться общественным транспортом: трамвай маршрута № 2 шел от улицы Якова Свердлова в район ВИЗа.
     Мог ли Винничевский успеть преодолеть такое расстояние за 60 минут? Да, мог, но для этого ему следовало убежать с третьего урока и более в школу не возвращаться. А это противоречило как записям в классном журнале, так и сообщениям одноклассников.
     Ситуация вырисовывалась очень интересная, возникала явная "логическая вилка": либо ошибаются школьные педагоги и соученики Винничевского, либо... либо врет сам Винничевский. Разобраться в возникшем дуализме следовало непременно, но лейтенант Лямин интереса к показаниям Ларисы Александровны Зарганковой не проявил ни малейшего. В последующие дни не были вызваны на допросы учителя, проводившие 2 октября третий и четвертый уроки, не появились в кабинете лейтенанта Лямина и ученики 7 "б" класса. То есть, какие-то опросы, быть может, и проводились с целью разбить алиби Винничевского, но поскольку разбить его не получилось, про них забыли. Опытные свердловские сыскари сделали вид, будто ничего не было - ни классного журнала, подтверждавшего присутствие обвиняемого в школе, ни показаний Зарганковой, ни самого алиби.


     Другим педагогом, мнение которого об обвиняемом чрезвычайно интересовало следствие, оказалась преподаватель по классу фортепиано Антонина Владимировна Булыгина. Разумеется, следствие интересовала вовсе не абстрактная тяга Винничевского к прекрасному, а намного более прагматичный вопрос: замечала ли Антонина Владимировна на открытых частях тела или одежде ученика следы крови или грязи, следы борьбы или нечто такое, что указывало на недавнее нападение, совершенное Винничевским? На одном из допросов он заявил, что совершил убийство по пути на урок музыки, после чего явился на занятие, благополучно оттарабнил гаммы и отправился домой с чувством честно выполненного долга.
     Поиски Булыгиной оказались до некоторой степени анекдотичны. В начале ноября выяснилось, что Антонина Владимировна выехала из Свердловска в Ленинград к своей матери Ксении Николаевне Рудаковой, и потому 3 ноября начальник областного угро Вершинин "накатал" целый опус в адрес ленинградского уголовного розыска, в котором предложил отыскать Булыгину и задать 20 вопросов о ее бывшем ученике Винничевском. Все вопросы содержались в тексте письма, причем особое умиление доставляет его последнее предложение: "Допрос Булыгиной прошу поручить опытному оперативному работнику и материал срочно выслать нам". Почему умиление? Да потому, что на самом деле Булыгина находилась отнюдь не в Ленинграде, а уже выехала обратно в Свердловск. Здесь ее через 3 дня благополучно и допросили. И никто, разумеется, не сообщил в Ленинград, что прежнее обращение утратило актуальность и незачем тратить силы и время на розыск учительницы музыки.
     Ленинградские сыщики добросовестнейшим образом провели свою часть работы - совершенно бесполезную - и отписали в Свердловск то, что там и так уже знали: в городе на Неве Антонины Владимировны нет, она, дескать, отправилась обратно в столицу Урала. И деликатно напомнили товарищу Урусову, что тот еще в середине сентября посылал в Питер алармистское письмо с просьбой помочь в расследовании и заняться розыском похитителей детей. Каковы оказались результаты работы питерских сыщиков, мы не знаем - да это сейчас и неважно! - но важно другое: в Ленинграде случайно выяснили, что похититель детей в Свердловске уже найден, а их никто об этом не предупредил. Получалось очень некрасиво: товарищ Вершинин раздавал поручения направо и налево, но при этом не считал нужным передать "отбой", чтобы сотрудники не тратили силы и время на выполнение ставших ненужными заданий. Заместитель начальника ОУР Ленинграда младший лейтенант Веселов в письме от 17 ноября 1939 г. на имя начальника свердловского УРКМ Урусова не без скрытого раздражения попенял за подобную бесцеремонность: "На основании присланного Вами отношения от 14/IX-39 г. нами производится розыск преступников о хищении малолетних детей. В настоящий момент вами задержан и арестован Винничевский В. Г., а поэтому просим сообщить, дальнейший розыск продолжить или же прекратить".
     Впрочем, не станем более углубляться в таинства бюрократической переписки, а вернёмся к интересующей нас учительнице музыки. Антонина Булыгина, родившаяся в 1915 г., являлась студенткой Свердловской консерватории, и уроки Володе Винничевскому давала неофициально, то есть занималась репетиторством. До 1932 г. Антонина жила в Ленинграде, но в том году вышла замуж за командированного в город на Неве чиновника Народного Комиссариата путей сообщения и отправилась с мужем по месту его жительства в город Свердловск, где и проживала до лета 1939 г. Муж Антонины до июля 1939 г. занимал крупную должность в управлении железной дороги им. Кагановича, женат он был вторым браком и от первого имел 15-летнюю дочь. Проживала семья в квартире 12 дома № 14 по улице Шевченко - это был новый 5-этажный дом для номенклатурных работников, там, в своем узком мирке обреталась новая советская элита. На первый взгляд, все вроде бы складывалось у четы Булыгиных неплохо: молодая жена-студентка, муж - важный функционер, всем обеспеченный, живи да радуйся! Однако важный чиновник оказался запойным алкоголиком, лечился несколько раз в психиатрической больнице в Ленинграде, а также в Свердловске. Брак явно пошел под откос, и после того, как в августе 1939 г. мужа направили на работу на Дальний Восток, в бухту Нагаева, Антонина поехала не к нему, а к матери в Ленинград. В Свердловск она вернулась 4 ноября.
     Лейтенант Лямин, допрашивавший Антонину, углубился в обсуждение не только ее социального происхождения, но и семейной и даже половой жизни, вытащил из уст допрашиваемой рассказ об аборте, сделанном еще до официального запрета в Советском Союзе такого рода операций, попросил назвать поименно подруг, с которыми Антонина общалась в Свердловске. Протоколы допросов многих десятков молодых женщин подшиты к делу, но ни в одном нет столь пристрастного интереса к подобного рода деталям личной жизни. Это до известной степени даже сбивает с толку: что хотел услышать Лямин? Что он заподозрил? Или заподозрил не он, а его шеф Вершинин, а лейтенант Лямин лишь выполнил поручение и задал вопросы? После того, как были записаны имена подруг жены и друзей мужа, допрос коснулся репетиторства и Лямин предложил назвать всех учеников, бравших у Антонины Булыгиной уроки по классу фортепиано. Покончив и с этим, добрались-таки до Винничевского.
     Владимир попал к Антонине по рекомендации другого педагога, занимавшегося с Винничевским ранее. Булыгина согласилась работать с юношей при одном условии - чтобы он приходил к ней домой, а не наоборот. Между домами 600 метров, и учителя, приходящие на дом к ученику, обычно берут бОльшую плату, но Антонина Владимировна ценила свои комфорт и время больше каких-то там копеек. Так что к Винничевским она никогда не ходила...
     Услыхав такое, лейтенант Лямин задал довольно неожиданный вопрос: "Как смотрел ваш муж на эти уроки, не было ли на этой почве ссоры, ревности?". Булыгина в ответ заявила, что "муж был не против этого, а наоборот - он этим был доволен, и никогда никаких ссор у меня с ним на этой почве не было".
     Зимой 1937-1938 гг. Антонина занималась с Винничевским по рабочим дням два раза в пятидневку. (Про трудовой график советских людей в этой книге уже было написано - рабочие и служащие трудились 5 дней подряд с выходным на шестой. Это была одна из многих мер большевиков по борьбе с "религиозными предрассудками". Хотя традиционный счет по дням недели сохранялся, люди часто считали дни "пятидневками". Такой порядок был изменен в 1940 г. при переходе на 7-дневную рабочую неделю.) Занятия начинались в 12 или 13 часов и продолжались 30 минут. Винничевский после этого шел в школу ко 2 смене. После летнего перерыва - то есть с осени 1938 по весну 1939 г. включительно - занятия проводились в четвертый день пятидневки и начинались либо в 15, либо в 16 по договоренности. Занятия прекратились в мае. Булыгина подчеркнула, что на каждом уроке делала записи в тетрадях учеников, поэтому точные даты занятий установить очень легко. Также она подчеркнула, что Винничевский всегда приходил один.


     Антонина Владимировна дала ему такую характеристику: "Винничевский и в прошлый год, и нынче уроки пропускал, но указать точную дату пропусков я не могу, но повторяю, что это можно узнать из тетради Винничевского... стучал он в дверь очень тихо, и было несколько случаев, когда его видели мои соседи стоящим у нашей двери, но он боялся постучать. Я ему об этом несколько раз говорила". На самом деле это больше похоже на то, что молодой человек подходил к двери и слушал доносившиеся через нее звуки, кстати, интерес его могла вызывать вовсе и не квартира Булыгиных, а кого-то из соседей. Но манера поведения, конечно, примечательная.
     О чистоплотности ученика Антонина Владимировна высказалась следующим образом (стилистика оригинала сохранена): "Я его ругала один раз за неряшливый вид, и это [было] по отношению его верхней одежды... Руки у него были часто грязны, за что я ему также неоднократно говорила и не один раз я его заставляла у себя же вымыть руки и сама же остригала ногти на руках". Как видим, урок музыки приравнивался к посещению маникюрного салона! Насчет наличия пятен крови на видимых частях тела или одежде Булыгина высказалась однозначно: "Пятен крови или похожих на это пятен ни на руках, ни на его одежде я никогда не замечала".
     Характер и поведение Владимира Винничевского учительница музыки обрисовала очень емко и образно, процитируем эти фрагменты ее показаний: "Я с первых дней встречи с ним отметила в нем большую застенчивость, молчаливость, равнодушный взгляд. Иногда у него [начинается] ненормальный, беспричинный смех. Я его иногда об этом совершенно неуместном и беспричинном смехе спрашивала - он тушевался, краснел и говорил, что вспомнил какой-то прошлый [поступок или] смешной рисунок. Вообще, я его находила ненормальным человеком и имела по этому поводу разговор с его матерью, высказав свое мнение, что не занимается ли он онанизмом? На это мать мне ответила, что она сама все время следит за ним... У меня среди учеников были и девицы лет 15-16 - Винничевский никакой дружбы с ними не вел, редко разговаривал, если они его о чем спросят, он покраснеет, смутится, и если начнет отвечать, то заикается... я приказывала [себе] быть с ним строгой, но он продолжал оставаться таким же равнодушным, со своей, мягко сказать, глупой улыбкой и полусогбенными плеч[ами]".
     Антонина Булыгина рассказала, что узнала об убийстве Герды Грибановой на следующий день после того, как было найдено тело девочки. По ее собственному признанию, дело это ее чрезвычайно взволновало и заинтересовало, зная, что Винничевский живет в соседнем доме, она заводила разговоры об убийстве как с самим Владимиром, так и его матерью. На вопрос о поимке преступников Владимир отделался лаконичным ответом: "Нет, не нашли", а Елизавета Ивановна рассказала, что арестован был дед девочки. В другой раз она сообщила об аресте каких-то подростков, но в конце-концов все подозреваемые оказались выпущены и убийца не найден. Антонина Владимировна описала поведение Винничевского во время разговоров об убийствах детей, которые иногда происходили в его присутствии: "Он про это говорил с опущенными вниз глазами. Разговоры [эти], по-моему, он вел неохотно и вообще старался их избежать".
     Что ж, показания Булыгиной интересны и очень образны. Но уголовный розыск мало интересовал абстрактный образ Винничевского. Строго говоря, сотрудники уголовного розыска могли наблюдать его хоть 24 часа в сутки, как во время допросов, так и в перерывах между ними, речь в данном случае шла не о простом человеческом любопытстве. Следствию нужен был свидетель, готовый показать, что ему довелось видеть юного убийцу в крови жертв или, на худой конец, со следами борьбы - с расцарапанным лицом, порванным рукавом рубашки и т. п. В этом отношении преподаватель фортепиано Булыгина помочь следствию не смогла. Или не захотела...
     И это было очень плохо, ибо несмотря на признание убийцы и его всемерное сотрудничество со следствием, с уликами у правоохранительных органов дело обстояло очень и очень туго.

    

( на предыдущую страницу )                                ( на следующую страницу )

.

eXTReMe Tracker