| |
Убийства детей.
Есть в показаниях молодого Эрнста Иосифовича еще один интересный момент, мимо которого нельзя пройти без комментария. Процитируем нужный фрагмент: "Вопрос: Часто Винничевский носил с собой конфеты? Ответ: Нет, часто конфет я у него не видел, но семечки у него были всегда в карманах, и он часто ими угощал". Для понимания поведенческой модели преступных посягательств Винничевского в этих двух предложениях содержится очень любопытная информация. Из протокола личного досмотра задержанного мы знаем, что в его карманах были найдены как конфеты, так и обертки от шоколадных конфет. Понятно, что угощение всевозможными сладостями - шоколадными конфетами, пастилой, засахаренными орешками, шоколадкой и т. п. - является прекрасным способом познакомиться с ребенком, расположить его к себе и увести от дома, пообещав еще купить подобную вкусняшку. Тем более если речь идет об очень скудных в материальном отношении довоенных годах и детях из неблагополучных семей. Ну в самом деле, какой ребенок устоит перед обещанием получить еще одну конфету, если одну ему уже дали? Ни один не устоит, как бы мама его ни учила отказываться от конфет... Но носить конфеты "с запасом" в карманах неудобно - они тают, слипаются с оберткой, на них налипает всякий мусор, который всегда имеется в карманах мальчишеских брюк. Поэтому конфеты надо либо всегда носить с собою и постоянно их есть, тем самым обновляя запас, либо... конфеты надо покупать непосредственно перед целевым использованием. Фактически Эрнст Неизвестный сказал допрашивавшему его лейтенанту Лямину следующее: Володя Винничевский не был сладкоежкой, он не носил в карманах запас конфет, он грыз семечки, как и все "нормальные пацаны". Кстати, при задержании в карманах Винничевского семечек не оказалось вообще. Это означает, что обвиняемый вовсе не был спонтанным, плохо управляющим собой убийцей, напротив, он заблаговременно планировал свои нападения, покупал конфеты только перед нападением и, возможно, совершал в течение одного дня несколько попыток похищений. Подходил к одному ребенку, угощал конфетой, заговаривал, если что-то настораживало его и казалось опасным, тут же отходил и принимался искать новую жертву. Таких подходов в течение дня могло быть несколько - пять-семь-десять - пока оставались в карманах конфеты, либо пока попытка похищения не приводила к успеху. Никаких спонтанных всплесков, никаких неуправляемых невротических позывов и реакций, напротив, человек действует абсолютно рационально, продуманно и по уже доказавшей свою эффективность схеме. Перед нами серийный убийца в своем кристально чистом, если угодно, эталонном виде. Мы должны быть благодарны Эрнсту Иосифовичу Неизвестному - он очень много рассказал нам о своем друге, много больше, чем остальные сверстники, и явно больше, нежели сам мог предположить. Через десятилетия этот рассказ был услышан самыми благодарными слушателями - читателями этой книги. Уже после написания первого варианта нашей книги стало известно о смерти Эрнста Неизвестного, последовавшей 9 августа 2016 г. Месяцем ранее - 7 июля 2016 г. - автор передал через посредника, уважаемого человека, доктора наук, профессора американского университета, 15 вопросов, на которые, как предполагалось, Эрнст Иосифович не откажется ответить. Его суждения как свидетеля, имевшего возможность непосредственно наблюдать Винничевского в неформальной обстановке, представлялись исключительно интересными и могли обогатить книгу уникальным материалом. Более того, автор считает, что ответы Неизвестного могли показать тайную историю Винничевского в очень неожиданном ракурсе и сильно поколебать официальную версию событий. Во всяком случае, расспрашивать Эрнста Иосифовича предполагалось о тех деталях, которыми лейтенант Лямин во время допроса не интересовался… К сожалению, не хватило времени, совсем немного, и от этого очень досадно, поскольку книга потеряла целый пласт важной информации, которую автор предполагал использовать в соответствующем месте для обоснования собственной версии событий, сильно отличающейся от той, которую выработало следствие в 1939 г. В тот же самый день, когда был допрошен Эрнст Неизвестный - 17 ноября 1939 г. - в кабинете лейтенанта Лямина оказалась Зарганкова Лариса Александровна, учительница математики у того самого 7 "б" класса школы № 16, в котором обучался Владимир Винничевский. Лариса Александровна уже давала показания 30 октября, но об этом факте мы не упоминали ввиду его совершенной незначительности, учительница явно не хотела говорить ничего плохого о Володе Винничевском либо действительно не знала ничего такого, что представило бы хоть малейший интерес для следствия. Однако к 17 ноября появилось сразу два повода для повторного допроса учительницы, причем оба повода весьма весомых. Но чтобы правильно их понять, необходимо некоторое пояснение. В первой половине ноября 1939 г. произошло важное событие, к которому в той или иной форме нам в дальнейшем придется возвращаться не раз. Предоставим слово Елизавете Ивановне Винничевской, поскольку она довольно полно рассказала об этом в своем письме на имя Михаила Ивановича Калинина, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, написанном много позже указанных событий - в августе 1940 г.: "Мой муж написал отречение от сына и сам просил применить ему высшую меру наказания - расстрел, в чем расписалась и я. Но через некоторое время [я] стала просматривать его тетради, в которых обнаружила нечто подозрительное, по моему мнению. Например: в одном черновике было написано несколько фамилий и номеров телефонов, в другом про Пелагею Нестеровну и Липочку, на одном листке было написано "чем вызвано замедление? телеграф" и номер телефона 11-23, [а также в] одной тетради с рисунками написано "урок № 8". Некоторые слова написаны не его рукой и еще ряд подозрительных черновиков, которые были мною сданы начальнику уголовного розыска тов. Вершинину. Возможно, что я ошибаюсь, но по всем признакам его (то есть Владимира Винничевского - А. Р.) кто-то учил всему этому. Об этом я говорила следственным органам, которые на это, видимо, не обратили внимания...". Итак, Елизавета Винничевская нашла в бумагах сына нечто такое, что показалось ей очень подозрительным. Зная его школьную программу, она поняла, что странные записи не имеют к ней ни малейшего отношения. Любопытно, что на эти записи не наткнулись товарищи милиционеры, нагрянувшие с внезапным обыском к Винничевским утром 25 октября, сразу после ареста сына. В этом обыске, напомним, участвовали самые, с позволения сказать, светила сыска: Урусов, Брагилевский, Вершинин, и масса "шнурков" рангом пониже. Получается, что вся эта компания профессионалов не удосужилась внимательно ознакомиться с книгами арестованного и его рукописными записями. Что тут скажешь? Не в первый уже раз свердловские пинкертоны показали удручающе низкий уровень профподготовки. К слову сказать, их коллеги из управления госбезопасности во время обысков изымали все рукописные материалы, дабы их внимательно изучить в спокойной обстановке, независимо от того, идет ли речь о блокнотах или записях на полях газет. Вывозили все! Но то - госбезопасность... Итак, Елизавета Винничевская, абсолютно убежденная в том, что у сына нет друзей, вдруг с удивлением обнаружила в его непонятных записях какие-то телефоны, даты, странные фразы... Собрав находки, женщина отправилась на прием к начальнику областного угро Вершинину, допрашивавшему ее прежде, и передала их для изучения. Несложно догадаться, что Евгению Валериановичу очень не понравился ход мысли матери обвиняемого - та стала подозревать наличие соучастника, выдумывать какие-то усложненные схемы, дескать, кто-то подучил ее любимого сыночка-душегуба, сам-то он мальчик хороший, не додумается до плохого, в общем, городить огород - а это все было не нужно следствию. Следствие прекрасно шло своим чередом - Владимир Винничевский "кололся", все признавал, никаких фортелей не выкидывал, так чего ж тут рака за камень заводить? Советская милиция так не работает, теории заговора ей неинтересны. Поэтому Вершинин принял все эти бумажки без всякого оформления и не выразил ни малейшего интереса. Нет никаких описей, текстовых или фотографических копий этих подозрительных бумаг. Скорее всего, Вершинин по-тихому уничтожил бы все, принесенное Елизаветой Винничевской, и никто бы никогда вообще не узнал о существовании этих бумаг, если бы не одно "но". Дело заключалось в том, что на одном из кусочков бумаги были проставлены какие-то цифры и рядом с каждой какие-то непонятные слова - обязательно одна из двух букв - либо "м", либо "д". Последовательность записей в целом совпадала с последовательностью нападений на детей. Дабы читатель понял, о чем идет речь, воспроизведем текст странной записки: "I - Ц. П. К. и О. дец II - дец III - ряд. с шк. дец IV - сад. м V - гор. Благ. м VI - увоз м VII - шарташская ул. дец VIII - пион. пос. д IX - виз д". Уж на что Вершинин не хотел заниматься этой чепухой, но тут ему пришлось задуматься. Титаническим напряжением ума он понял, что перед ним шифр, каким-то образом связанный с проводимым расследованием. Идут вроде бы порядковые номера и указаны географические названия или ориентиры: "Ц. П. К. и О." - это Центральный парк культуры и отдыха, "гор. Благ." - это гора Благодатная, "шарташская ул." вообще разъяснять не надо, да и с "пион. пос." тоже все ясно - это Пионерский поселок. В некоторых из этих мест Винничевский совершал нападения, о которых правоохранительным органам уже было известно. Но почему-то пунктов в записке всего 9, хотя Винничевский сознался уже в бОльшем числе нападений, и непонятно, что означают приписки "дец", "м" и "д". Наверное, это какие-то условные сокращения, вот только что они сокращают?
Это единственная улика, с которой уголовный розыск в конце-концов стал работать, но если не знать предыстории, описанной выше, из следственных материалов понять ее происхождение невозможно. Вообще! Ее никто не находил, официально не приобщал к следственным материалам, не оформлял никакой справки, никакого постановления - записка эта словно бы сама собой материализовалась из воздуха. Еще раз подчеркнем, что точная дата появления этой бумажки в распоряжении следствия неизвестна. Но известно, что это произошло до 17 ноября. Потому что во время допроса 17 ноября лейтенант Лямин прямо спросил учительницу математики Ларису Зарганкову о возможном использовании условного шифра учениками ее класса (читай, Винничевского). Судя по реакции допрашиваемой, та не поняла о чем идет речь, но сразу постаралась дистанцироваться от опасной темы: "Случая обнаружения в школе у бывшего ученика Винничевского Владимира какого-либо шифра я не знаю. Мать его я совершенно не знаю, и мне она ни о каком шифре также не говорила. Ученики нашей школы, в частности 7 класса, пользуются иногда азбукой Морзе - это в большинстве мальчике в переписке между собой". Ну что ж, преподаватель отрицает свою осведомленность о любых деталях сокрытия Владимиром Винничевским содержания своих записей, хорошо! Другой вопрос, требовавший разъяснения во время допроса Ларисы Зарганковой, касался возможного наличия у обвиняемого алиби на время похищения и убийства Таисии Морозовой 2 октября 1939 г. Изучение сотрудниками уголовного розыска классного журнала 7 "б" показало, что Владимир Винничевский в октябре 1939 г. учился во вторую смену и 2 октября присутствовал на всех уроках. Но, как известно, в тот же самый день в 17 часов либо несколько позже этого времени была похищена Тася Морозова. Однако, если Винничевский учился в школе во вторую смену, то... у него железное алиби! Значит, не он похищал Тасю, не он убивал и не он сбрасывал ее труп в выгребную яму барака № 29 по улице Первомайской в районе ВИЗа. Итак, что же припомнила учительница математики на допросе 17 ноября? Дословно Лариса Александровна о событиях того дня рассказала так: "2 октября сего года Винничевский учился во вторую смену, в этот день первые два урока были по математике и проводила оба урока я. Я не помню случая, чтобы Винничевский отсутствовал на [моих] уроках. Случаи опозданий у него были. В части 2 октября сего года я, проверяя себя, разговаривала с учениками этого класса, и никто не сказал, чтобы Винничевский в этот день сбегал с уроков". Очевидно, что свидетельство Ларисы Александровны достоверно, поскольку учительница восстанавливала события того дня, уточняя детали у учеников. Даже спустя полтора месяца вспомнить детали конкретного урока можно, имея перед глазами записи, сделанные в тот день, а у школьников таких записей хватало. Вряд ли ученики стали бы покрывать бегство Винничевского с уроков - тот уже три недели как находился под арестом, и всем было ясно, что влип он в какое-то очень серьезное дело. Выгораживать его - значит подставлять самого себя, а кому это надо? Так что к словам учительницы математики можно относиться с доверием - они точны. Но что это означает? Уроки во вторую смену начались в тот день в 14 часов 30 минут, то есть два академических часа по 45 минут и 5-минутный перерыв между ними не могли закончиться ранее 16:05. Даже если считать, что Винничевский сбежал с 3-го и последующего уроков - что Зарганкова отрицает, хотя, разумеется, и не может гарантировать - то из школы он ушел примерно в 16:10. Как нам известно, мать заметила исчезновение Таси Морозовой в 17 часов, хотя соседка впоследствии утверждала, что "несколько позже 17 часов" видела девочку возле соседнего дома (ул. Плеханова, д. 20). Хорошо, положим, что соседка видела девочку в 17:10. Это означает, что у Винничевского на движение от школы по адресу ул. Якова Свердлова, д. 11а до дома № 20 по улице Плеханова оставался примерно час. Расстояние по прямой между этими адресами - 2,2 км. Погода в тот день была на удивление теплой, днем воздух прогрелся почти до +11° С, осадков не было. Начало октября 1939 г. оказалось в Свердловске вообще весьма комфортным, заморозки ударили только после 7 числа. Прямиком пройти от школы к улице Плеханова было невозможно, поскольку этому мешал Г-образный выступ Городского пруда. (**) Обойти его можно было как с севера, так и с юга. В первом случае следовало пройти мимо городской мельницы, через подъездные железнодорожные пути, далее дорогой вдоль пруда и через мост-плотину у так называемых Генеральских дач попасть на территорию бывшего деревообрабатывающего завода, ставшего позднее Парком железнодорожников. С южным маршрутом дело обстояло еще хуже - двигаясь этим путем, следовало пройти всю улицу Челюскинцев, далее мимо ипподрома выйти на улицу Кирова и от нее отправиться прямо на север - на улицу Бебеля. Последняя была параллельна улице Плеханова, так что можно было считать, что преступник попадал к месту совершения преступления. Длина первого маршрута - то есть с огибанием пруда по северной стороне - составляла 2,9 км, а второго - при подходе к месту похищения девочки с юга - 4,4 км. Правда, обвиняемый мог воспользоваться общественным транспортом: трамвай маршрута № 2 шел от улицы Якова Свердлова в район ВИЗа. Мог ли Винничевский успеть преодолеть такое расстояние за 60 минут? Да, мог, но для этого ему следовало убежать с третьего урока и более в школу не возвращаться. А это противоречило как записям в классном журнале, так и сообщениям одноклассников. Ситуация вырисовывалась очень интересная, возникала явная "логическая вилка": либо ошибаются школьные педагоги и соученики Винничевского, либо... либо врет сам Винничевский. Разобраться в возникшем дуализме следовало непременно, но лейтенант Лямин интереса к показаниям Ларисы Александровны Зарганковой не проявил ни малейшего. В последующие дни не были вызваны на допросы учителя, проводившие 2 октября третий и четвертый уроки, не появились в кабинете лейтенанта Лямина и ученики 7 "б" класса. То есть, какие-то опросы, быть может, и проводились с целью разбить алиби Винничевского, но поскольку разбить его не получилось, про них забыли. Опытные свердловские сыскари сделали вид, будто ничего не было - ни классного журнала, подтверждавшего присутствие обвиняемого в школе, ни показаний Зарганковой, ни самого алиби.
| |
. |