©А.И.Ракитин, 2020 гг.
©"Загадочные преступления прошлого", 2020 гг.
Некрополист всегда некрополист!
24 января 2011 г. в аэропорту "Домодедово" произошёл теракт с участием подрывника-смертника. Жертвами его стали 37 человек, ещё 170 получили ранения и контузии различной степени тяжести. Это совсем недавняя и хорошо известная трагическая история мало соответствует тематике сайта, но далеко не всем известно, что взрыв в "Домодедово" имел довольно неожиданное продолжение. И вот именно это продолжение представляет интерес для нас как своей таинственностью, так и недосказанностью рассказов, ей посвященных.
На следующий день на Кузьминском кладбище в городе Нижний Новгород неизвестный закрасил белой краской фотографии на нескольких могилах. Поначалу сообщение об осквернении захоронений не привлекло к себе особого внимания, но после обхода территории кладбища выяснилось, что случившееся не очень похоже на обычный вандализм. Некто с белой краской прошёлся по всему кладбищу и закрасил только изображения мусульман (более двух десятков). Или тех, чьи фамилии позволяли предположить татарские или башкирские корни умершего. Кто бы и с какой целью не занимался этим делом, он действовал весьма избирательно. А кроме того, этот человек явно хорошо знал кладбище...
Так началась совсем другая история, не имевшая к терроризму ни малейшего отношения, хотя в то время этого никто не знал.
Террорист Евлоев беспрепятственно проходит в здание аэровокзала "Домодедово" мимо поста контроля с поясом смертника на теле. Через 68 минут последует взрыв.
Власти быстро связали произошедшее на кладбище в Нижнем Новгороде с событиями в "Домодедово". Всё выглядело весьма логично и казалось хорошо срежиссировано - 24 явнаря в Москве происходит преступление на почве исламского фундаментализма, а на следующий день в Нижнем Новогороде - явная антиисламская выходка. И то, и другое затрагивает широкий круг людей и сеет семена раздора по причине религиозной розни. В такой многоконфессиональной стране, как Россия, подобного рода выходки чреваты самыми негативными последствиями и должны категорически пресекаться. Поэтому не следует удивляться тому, что правоохранительным органам пришлось самым серьёзным образом взяться за розыск провокатора, поработавшего маляром на кладбище.
Власти расценили случившееся именно как провокацию, направленную на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, а отнюдь не как хулиганство и не как вандализм. Поиск таинственного художника по своим каналам вели как ФСБ, так и МВД. В силу вполне понятных причин работа оказалась сложной и кропотливой. Кладбище - место малолюдное и малопосещаемое, тем более в зимнее время, а потому свидетелей осквернения нагробий отыскать было невозможно. Систем видеонаблюдения на самом кладбище и близких к нему подходах тогда не существовало.
Оперативная работа велась сразу в нескольких направлениях - проверялись экстремисты всех мастей, прежде всего фашиствующие, но также и мусульмане (нельзя было исключать того, что кладбищенскую выходку устроили именно они для разжигания антагонизма в среде единоверцев). Отрабатывалась версия о действии "третьей силы", заинтересованной в усилении межнационального противостояния в России, но при этом с Россией не связанной. Большое внимание было уделено проверке предположения о действиях "гастролёра", человека, специально приехавшего в Нижний Новгород из другого региона для осуществления провокации. Для этого соответствующие поручения отрабатывались территориальными подразделениями силовых органов других субъектов Российской Федерации. Проверялись работники городских кладбищ, поскольку очень подозрительно выглядела осведомленность правонарушителя о местах захоронений, расположенных рассредоточенно на весьма обширной территории. Была поднята информация о разного рода эксцессах, имевших место на кладбищах Нижнего Новгорода в предыдущие годы.
Работа проводилась очень серьёзная. Именно потому, что произошедшее в Нижнем Новгороде расценивалось как имеющее связь с терактом в аэропорту "Домодедово", отработка версий не останавливалась. Если бы речь шла об обычном вандализме, то через пару месяцев работа с большой вероятностью приостановилась бы, но в данном случае о подобном не могло быть и речи. Минула весна, закончилось лето... Постепенно версии отсеивались, в какой-то момент стало ясно, что случившееся к религиозному экстремизму отношения не имеет, хотя выглядит именно как экстремизм.
И внимание оперативников в конце концов сосредоточилось на некоем Анатолии Юрьевиче Москвине, странном человеке с необычными увлечениями и необычным образом жизни.
Анатолий Москвин.
Родился Анатолий Юрьевич 1 сентября 1966 г., закончил Горьковский педагогический институт иностранных языков - один из двух ВУЗов такого уровня в Советском Союзе, поступил в аспирантуру филфака МГУ. Учился хорошо, подавал большие надежды в профессиональной сфере, стал настоящим полиглотом, владел 13 языками. Подготовил ряд учебно-методических пособий, явился составителем изданных русско-английского и англо-русского словарей. Но с карьерой у Анатолия Юрьевича не сложилось. Аспирантуру он закончил, так и не подготовив кандидатскую диссертацию, хотя и работал над нею. В Москве ему закрепиться не удалось и пришлось вернуться к родителям в Нижний Новгород. Там он устроился в тот же самый ВУЗ, который заканчивал тремя годами ранее. Институт к тому времени превратился в Нижегородский лингвистический университет им. Добролюбова, там вроде бы были рады одаренному выпускнику, но недолго. Анатолию Юрьевичу пришлось уйти и оттуда.
После 1997 г. Москвин не работал, перебивался репетиторством, с некоторого времени принялся строчить разного рода заметки странного порой содержания. В местной газетке с говорящим названием "Нижегородский рабочий" - смешное название для той безбашенной поры! - помещал статьи краеведческой тематики. Но довольно необычной - о кладбищах и погостах Нижнего Новгорода и области. Как действующих, так и заброшенных. По смыслу это, конечно же, краеведение, но довольно странное, согласитесь. Сам Москвин слово "краеведение" не любил и предпочитал называть область своих интересов важно и многозначительно: "некрополистика". Хотя науки такой не существует и нет соответствующего научного поиска.
В интернете Москвин, начиная с декабря 1997 г., издавал альманах "Кельский рассвет", а с июля 2005 г. - альманах "Память земли". В них он размещал различные этнографические материалы, посвященные обычаям древних народов - кельтов, якутов, эвенеков, североамериканских индейцев - преимущественно в той их части, в которой они касались заупокойных обрядов, преданий о посмертной жизни и т.п. Можно было заключить, что составителю альманахов интересно всё, что связано со смертью и погребением, хотя ничего явно противозаконного в подобном интересе не просматривалось.
В 2008 г. Москвин поучаствовал в издании книги под названием "История свастики с древних времен до наших дней". Собственно в этой книге под одной обложкой находились два произведения - этнографическое исследование 19-го столетия Томаса Уилсона "Свастика", переведенное Москвиным, и работа самого Москвина "Крест без распятого".
В 2008 г. Москвин издал книгу "История свастики с древних времен до наших дней".
В общем, по всему было видно, что человек образован и в каком-то смысле даже одарён, но чудаковат. Наблюдение за Москвиным показало, что тот ведёт полубродячий образ жизни, если можно так выразиться, уходит из дома на несколько дней, проводит много времени на кладбищах, проходит пешком большие расстояния (что всегда подозрительно, так как смахивает на попытку выявить наружное наблюдение). Ничего явно противозаконного Анатолий Юрьевич не предпринимал, но вёл себя как-то не совсем обычно и потому подозрительно. По здравому размышлени было решено задержать и допросить Москвина, а по месту его жительства провести обыск.
2 ноября в 2-комнатую квартиру-"хрущёвку", в которой находились Юрий Федорович и Эльвира Александровна, родители Анатолия, вошли оперативники. Первым делом, их внимание привлекло обилие книг, которые находились везде, даже на кухне. Книг было очень много. С чьей-то лёгкой руки и пустой головы пошла гулять легенда, впоследствии растиражированная средствами массовой информации, будто в квартире Москвина находились аж даже 60 тыс. книг! Тот, кто подобное сморозил, не только никогда в жизни не видел ничего похожего на 60 тыс. книг, но даже и устному счёту не обучен (такое количество книг занимает объём 34-35 кубометров и должно весить около 30 тонн). Но книг в квартире действительно было много...
Первое, что бросилось в глаза явившимся с обыском оперативникам - это книги. Они в квартире Москвина находились везде.
Согласитесь, книги как деталь интерьера, сложенные стопками на кухне, в уборной, в коридоре - вообще везде! - выглядят необычно. Понятно, что люди могут быть интеллигентны, но не до такой же степени?! Другим странным элементом обстановки оказались огромные куклы - каждая около 1,5 метров - находившиеся в основном в комнате Анатолия, за исключением одной - помещенной на шкаф в спальне родителей. Кукол было много, после пересчёта выяснилось, что общее их количество составляло 28. Выглядели они странно - их лица и руки скрывали тряпки, как правило, старые носки, натянутые наподобие рукавиц.
На вопрос "что это такое?" Эльвира Александровна ответила, что сын занимался исследовательской работой по истории "русской игрушки" и куклы в их квартире являются редкими экспонатами. А лица и кисти рук закрыты тряпьём для того, чтобы избежать накопления пыли... Прозвучало сказанное странно, но до поры никто на это внимания не обратил.
Когда понадобилось передвинуть одну из кукол, та издала звук, отдаленно похожий на детский плач и стало ясно, что внутри находится какое-то звуковое устройство. Чтобы осмотреть игрушку с неё стали снимать тряпьё и... тут-то проводившие обыск крякнули! Оказалось, что кукла - это вовсе не кукла, а мумифицированный труп девочки.
Кадры оперативной видеосъёмки, сделанной во время обыска 2 ноября 2011 г. В квартире Анатолия Москвина были найдены 28 трупов девочек, которые Москвин и его родители называли "куклами". Ещё 1 труп девочки находился в гараже.
Бросились осматривать остальные "куклы" и стало ясно, что все они также представляют собой разряженные в платьица и юбочки детские трупы. Это открытие, конечно же, явилось потрясением! 28 детских трупов в одной квартире! И ещё 1 труп девочки был найден в гараже, принадлежавшем Москвиным.
Все разговоры про то, что "куклы" были якобы искусно сделаны и производили впечатление искусственных, не выдерживают критики. Ничего особо "искусного" в них не было - кожа была выдублена до состояния пергамента, имела тёмно-бурый цвет и вовсе не казалась пластмассой или иным искусственным материалом. Именно по этой причине лица и руки "кукол" скрывали покровы, сделанные из старого тряпья и носков (извините за эту деталь). Части тела нельзя было оставлять на виду - одного взгляда на них было достаточно, чтобы понять, чем именно является якобы "кукла".
Кадры оперативной видеосъёмки, сделанной во время обыска 2 ноября 2011 г. В квартире Анатолия Москвина были найдены 28 трупов девочек, которые Москвин и его родители называли "куклами". Ещё 1 труп девочки находился в гараже.
Быстро выяснилось, что все тела принадлежат девочкам в возрасте от 3 до 13 лет. Некоторые имели телесные повреждения, предположительно криминального происхождения, но все тела подвергались аутопсии, т.е. вскрытию с целью установления причины смерти. Это снимало с Анатолия Москвина подозрения в их умерщвлении.
Но автоматически рождало вопросы, связанные с тем, как трупы девочек после судебно-медицинского или патологоанатомического вскрытия попадали в квартиру? Для чего они здесь находились? Кто помогал Москвину? Как к его поведению относились родители? И т.д. и т.п.
Пресс-служба нижегородского ГУВД передала журналистам видеозапись того, как тела девочек вывозились из квартиры Анатолия Москвина. Эти кадры неоднократно демонстрировались местным телевидением, вызвав всеобщий ажиотаж.
Анатолий Юрьевич был задержан вне квартиры и поначалу не догадывался о степени осведомленности беседовавших с ним оперативников. Он подозревал, что задержание связано с его "просветительской" деятельностью и сопровождавшим оную скандалами. Последний скандал был связан с рассуждениями Москвина в недавно опубликованной статье о том, что во времена татаро-монгольского ига имели место массовые изнасилования русских женщин татаро-монголами. Перлы такого рода не несут никакой содержательной информации и лишь характеризуют сексуальную озабоченность их авторов. На что Москвину, собственно, и указали в некоторых местных средствах массовой информации. Москвину и редактору "Нижегородского рабочего" Воронковой пригрозили обращением в прокуратуру для правовой оценки такого рода заявлений и в момент задержания Москвин пребывал в уверенности, что наручники на него надели как раз из-за рассуждений о татаро-монголах.
Держался он поначалу довольно спокойно, бодро и порывался рассказать оперативникам про то, как на самом деле было во времена Батыя и Улукбека, однако, едва разговор зашёл про трупы в квартире, моментально примолк и потускнел. Эта перемена настроения прекрасно продемонстрировала то, что он хорошо понимал, чем именно занимался и отдавал себе отчёт в том, как подобные занятия расценят окружающие.
Рассказывая о происхождении тел, Москвин сообщил, что извлекал их из могил на территории 4-х кладбищ в Нижнем Новгороде, 1 кладбища в Нижегородской области, 1 - в Москве и 1 - в городе Долгопрудный Московской области. Помимо 29 трупов, найденных в его квартире и гараже, он извлекал из могил тела ещё 4 девочек, но впоследствии вернул их на место. На вопрос почему он возвратил тела?, Москвин ответил просто: "Они мне разонравились".
Оказалось, что Анатолий Юрьевич разработал целую технологию поиска и обработки "нужного" тела. Сначала он ложился спать на могиле недавно похороненной девочки, дабы... вступить в духовный контакт с нею. По его словам, подобную практику "контакта" с недавно умершими разработали друиды и он, Москвин, этот способ успешно освоил.
Анатолий Юрьевич Москвин после ареста 2 ноября 2011 г.
После того, как "духовная связь" с умершей девочкой устанавливалась и Москвин приходил к выводу, что девочка ему нравится, он приступал к следующему этапу. Неподалёку от кладбища он оборудовал тайное место, в котором надлежало осуществить мумификацию извлеченного из могилы трупа. Для этого отыскивал какую-нибудь "заброшку" (заброшенное строение), притаскивал туда старую ванну, большое корыто или нечто, что можно было использовать как ёмкость для помещения тела. Если ничего подобного найти не удавалось, то использовал прорезиненную ткань, которую подвешивал наподобие бурдюка. В подготовленную ёмкость заливал пересыщенный раствор соли, который выступал в роли дубящего средства. Затем приступал к следующему этапу - извлечения тела из могилы. Действуя максимально скрытно, обычно поздним вечером или ночью, Москвин разрывал захоронение, забирал тело, относил его в подготовленное тайное место для мумификации, после чего восстанавливал могилу практически в первозданном виде. Эту операцию он проделывал в течение нескольких часов, работая без остановки. Вся эта ночная активность требовала огромной работоспособности и большого напряжения сил. Просто удивительно, как совершенно ничтожный по своим физическим кондициям человек, никогда не занимавшийся физическим трудом или силовыми видами спорта, мог демонстрировать столь впечатляющую выносливость. Его бы на дачу вместо мотоплуга!
Едва тело оказывалось в распоряжении Москвина, тот приступал к его мумифицированию. На допросе он признался, что изучил всю доступную литературу по этому вопросу. Сложно сказать, помогло ли ему знание теории, поскольку денег для покупки сколько-нибудь ценных или редких препаратов он никогда не имел. Для мумификации использовал пищевую соль, регулярно меняя раствор. Каждая такая операция продолжалась несколько недель, обычно 3-4. Всё это время Москвин не отходил далеко от своего тайного места, охраняя его от посторонних. Может показаться невероятным, но никто ни разу не застиг его за этим запретным и опасным занятием. И потому не помешал...
После того, как тело доходило до нужной "кондиции", следовал завершающий этап всей операции - его транспортировка в квартиру. Москвин не имел автомашины и обычно предпочитал перемещаться пешком, проходя в день порой по 40-50 км. Но с трупом в рюкзаке или сумке так ходить не получится! Для перевозки тел из Москвы и Долгопрудного - а это более 380 км.! - Анатолию Юрьевичу приходилось пускаться на всевозможные ухищрения. Страдавший от хронического безденежья интеллигент вынужден был, отказывая себе в еде и самом необходимом, специально копить наличность, дабы оплатить попутную автомашину. Удача ему сопутствовала и в этом - Москвин со своей пугающей поклажей никогда не попадал в ситуации, грозившие разоблачением.
Как родители относились к тому, что в доме на протяжении почти что 10 лет появлялись мумифицированные трупы девочек? Этот вопрос в разной форме неоднократно повторялся на допросах во время следствия, всякий раз заставляя нервничать всех Москвиных - как папу с мамой, так и сыночка. Поначалу они пытались наводить тень на плетень и на голубом глазу заявляли, будто Анатолий Юрьевич держал родителей в полном неведении, а они сами никак не могли знать о том, чем именно являются "куклы". Мол, папа с мамой жили на даче с мая по октябрь и о том, что творилось в городской квартире, понятия не имели.
Объяснение это звучало совершенно недостоверно. После долгих запирательств и выдумывания всевозможных отговорок, Юрий Федорович и Эльвира Александровна были вынуждены признать, что знали о происхождении "кукол", но предпочитали закрывать на происходившее глаза, боясь потерять сына.
Отговорка, конечно же, зубодробительная. Вы только задумайтесь на секундочку, дорогие читатели - в спальне родителей на шкафу, напротив их кровати, на протяжении более года в сидячем положении находился труп 9-летней девочки... Эти люди ходили по комнате... пользовались шкафом... ложились в кровать... и даже в ней спали... А на шкафу, свсив ножки, сидел мумифицированный трупик девочки!
"Некрополист" за работой.
Правда, объективности ради следует упомянуть, что Эльвира Александровна несколько раз говорила о том, будто ей в присутствии "кукол" "становилось не по себе", будто она "испытывала жуткое чувство" и т.п. Но связано это было вовсе не с тем, что ей приходилось ночевать в одной комнате с выкопанным из могилы покойником, а по другой, более прозаической причине. С некоторых пор сыночек взял за правило по семейным торжествам усаживать за стол очередную "любимую девочку" и разговаривать с нею, как с членом семьи. Он предствлял её отцу и матери, рассказывал о её "привычках" и т.п. Эльвира Александровна стала беспокоиться, что столь неосторожное поведение сыночка может привести к раскрытию маленького семейного секрета.
Для чего вообще Анатолий Москвин делал то, что делал?
"Некрополист" во время следствия постарался создать образ человека во всём положительного и напрочь лишенного каких-либо плотских интересов и сексуальных намерений. В его жизни никогда не было девушки или женщины - живой, по крайней мере! Он пытался одно время ухаживать за женщиной, которая поставила ему довольно необычное условие: мы будем изобажать из себя пару, но сексом заниматься не будем. Москвин согласился... В этом месте любой адекватный читатель задумается, чего ради совершенно чужие люди согласились изображать из себя семейную пару? Ответ заставит задуматься ещё сильнее: у них была высокая цель - они желали взять на воспитание девочку. Прошу простить мою эмоциональность, но этим клоунам я бы даже ручную крысу не доверил воспитывать, не то чтобы ребёнка!
Наверное не я один заподозрил, что с этими ребятками что-то глубоко не в порядке, во всяком в случае, им отказали в удочерении и тандем распался. Москвин же очень хотел стать отцом и не просто отцом - а отцом девочки! Якобы именно поэтому он приступил к кладбищенским похождениям. И ему так понравилось, что откопав более трёх десятков трупов, он останавливаться не собирался.
Это официальная такая версия, точнее, объяснение, озвученное Москвиным во время следствия.
Май 2012 г.: Анатолий Москвин направляется в зал судебных заседаний.
Примерно через 4 месяца пребывания под стражей Москвин это объяснение немного подкорректировал. Он стал утверждать, будто выкапывал тела для их оживления. Анатолий Юрьевич стал углубляться в детали своих метафизических исканий, принялся вспоминать, как будучи студентом, вступил в кружок люцифериан, стал практиковать чёрную магию и пр. Думается, такая корректировка показаний была сделана не случайно - рассказ про оживление трупа звучит более безумно, чем болтовня о сильном отцовском чувстве, понимаете?
На всём протяжении следствия, а потом и в ходе судебного процесса, Москвин настаивал на своём "добром отношении" к трупам, извлеченным из могил. Он рассказывал о том, что "его девочки" смотрели с ним телевизор, принимали пищу, он пел им песенки и т.п. Интересна следующая деталь - Москвин знал не только имена и фамилии похищенных им тел, но и фактически точные детали жизни и смерти девочек. Для этого он наводил соответствующие справки у местных жителей. Часть похищенных Москвиным тел принадлежала жертвам преступлений, чем и объяснялось присутствие на них соответствующих телесных повреждений. Анатолий Юрьевич демонстрировал неплохую осведомленность о деталях случившегося с "его девочками" и не уставал подчёркивать, что с ним-то они были в безопасности.
Всё это присюсюкивание, конечно же, оставляло ощущение какой-то ненатуральности. С одной стороны, ненормальность Москвина довольно очевидна - кое-какие заключения на сей счёт можно сделать из прослушивания его свободной речи. Заметно, как у него скачут мысли и он испытывает затруднения со структурированием устной речи. Но с другой стороны, понятно, что он вовсе не глуп и намного более рассудочен, чем хочет казаться. Он писал большие, связные и информационно насыщенные тексты, а письменная речь очень многое говорит об аналитических способностях автора. Плюс к этому - профессиональная память полиглота, владеющего 13 языками. Память - интегральный индикатор, характеризующий способность человека к интеллектуальной деятельности. Совершенно очевидно, что Москвин очень умён и обладает развитыми навыками социальной мимикрии. Ещё раз повторю - он трупы незаметно выкапывал на кладбищах, их мумифицировал и возил в рюкзаке из Москвы в Нижний Новогород! Он умел изобразить из себя безобидного дурачка и великолепно сливался с толпой - это однозначно.
Поэтому его придурочные рассказы про пение песен, про "дружбу с девочками", совместный просмотр телепередач и т.п. вызывают сильное недоверие. Москвин явно пытался изобразить из себя большего дурака, нежели являлся на самом деле. То есть, песенки он может быть и пел, но не ради этого похищал тела из могил, понимаете?
Для объяснения того, что и почему повернулось в его голове и отчего голос пола зазвучал столь странным образом, Москвин неоднократно рассказывал - в т.ч. и журналистам - о том, как его осенью 1979 г., в возрасте 13 лет, якобы "повенчали" с умершей девочкой. Эту девочку он знал - они учились в одной школе, она была на 2 года младше него - и смерть её последовала в результате несчастного случая (электротравма). В день похорон родственники девочки якобы принудили Анатолия несколько раз поцеловать лежавшее в гробу тело, надели на палец кольцо и провели некий обряд, сказав, что теперь он "повенчан" с умершей. После чего дали 10 руб. и насыпали полные карманы конфет.
С этого момента, если верить показаниям Москвина, его стали преследовать сновидения, в той или иной форме связанные с изложенным выше сюжетом. Сложно сказать, так это или не так, во всяком случае в дневнике, который Москвин вёл на протяжении 22 лет, есть записи об этом случае, то есть это явно не выдумка, появившаяся в период следствия. Но имел ли место данный инцидент в действительности - или же перед нами просто фрагмент шизофренического бреда - сказать сложно. Родители погибшей от удара тока девочки были русскими, Москвин называл их в своём дневнике "сектантами", но у русских сектантов (беспоповцев, хлыстов и пр.) нет традиции венчать умерших. Что-то подобное делают мормоны - автор имеет в виду посмертное "крещение", практикуемое этой затейливой тоталитарной сектой - но и у них нет ничего похожего на венчание с умершим.
С точки зрения объяснения действий Москвина гораздо важнее другой инцидент, произошедший с ним также в возрасте 13 лет. Правда, об этом эпизоде Анатолий Юрьевич журналистам не рассказывал. Дело заключается в том, что Москвин был изнасилован, сообщил родителям об этом с большой задержкой и розыск преступника результата не дал. Этот случай с гораздо большей вероятностью мог повлиять на формирование тех парафилий, что управляли поведением Москвина в зрелом возрасте. Согласно современным представлениям, изнасилование в подростковом возрасте наносит гораздо более сильную психологическую травму, нежели в детском. Причём данное наблюдение является универсальным и не зависит от пола потерпевшего и характера посягательства (гетеро- или гомосексуального). Если Москвин получил тяжело травмировавший его опыт в возрасте 13 лет, то без надлежащий психологической поддержки пережитый стресс могло негативно повлиять на всю его дальнейшую жизнь.
Хотя, разумеется, данное обстоятельство никак Москвина не оправдывает.
Из материалов уголовного дела известно, что в поведении "некрополиста" присутствовали педофильские тенденции. Он давал частные уроки только девочкам и некоторые из учениц уходили от него со скандалом. Родители учащихся никогда не обвиняли Москвина в физическом растлении, но в какой-то момент его общение с ученицами начинало приобретать тревожный - или говоря точнее, тревожащий - характер. При этом нельзя не отметить того, что он нравился некоторым из девочек и известен по крайней мере один случай, когда родители были вынуждены отказаться от репетиторства по причине одержимости ученицы своим учителем.
Есть такое ощущение, что отечественная правоохранительная система про Анатолия Юрьевича всё поняла правильно. Действия его, вне всяких сомнений, имели сексуальный характер, на что указывает специфический подбор похищаемых тел (все - девочки не старше 13 лет). Он однозначно являлся некрофилом и какими-то сексуальными манипуляциями с телами занимался. То, что он не пожелал это признать, ничего не меняет. Москвин не первый преступник такого рода и мировая история судебной психиатрии знает немало персонажей такого точно профиля. То есть ничего особенно загадочного в этом человеке для науки нет.
Москвин подвергся судебно-психиатрической экспертизе, которая признала его страдающим параноидальной шизофренией. На этом основании решением суда, состоявшимся в мае 2012 г., Анатолий Юрьевич был направлен на принудительное лечение в профильное учреждение, где пребывает и поныне, спасая от своего присутствия соседей по дому и горожан в целом.
В этой юдоли скорби Москвин чалится с мая 2012 г.
Каждые полгода суд продлевает срок лечения, хотя понятно, что это такой процесс, который благополучного исхода иметь не может в принципе. Как говорится, дурака можно лечить, но вылечить невозможно.
Насколько известно автору, Москвин и сию пору находится в компании ярких и неординарных исторических персонажей, возможно, даже Наполеона. Уместно задаться вопросом, насколько этот человек опасени и оправдана ли его бессрочная изоляция? Ведь насильственных преступлений он вроде бы не совершал, страшно и опасно никому не делал, ну а если и теребонькал тихонько за закрытой дверью, то кому от этого было плохо?
Формально это так, Москвин действительно никого ножом не тыкал и не похищал. Однако тот отрыв от реальности, который демонстрировало его поведение на протяжении многих лет, заставляет обоснованно сделать негативный прогноз относительно возможностей его социализации.
Этот человек неспособен к нормальным сексуальным отношениям и насколько можно понять, он таковые отношения даже не пытался строить. Но поскольку его половое чувство нуждается в удовлетворении, а приемлемые для этого формы он найти не сможет, значит, Москвин будет искать неприемлемые. Это мы хорошо видим на примере Эда Гейна, который сначал на протяжении ряда лет потихоньку таскал женские трупы из могил, а потом решился на убийство.
Кадры из монолога Москвина перед журналистами с зале суда. Запись имеется в интернете, можно послушать сок мозга, так сказать. Комментировать излишне, видно сразу, что человек умный и много практиковался в разговорном жанре. Просто stand up'ер какой-то! Чикатило на его месте штаны спускал и вялый пенис журналистам демонстрировал.
Подобное изменение в поведении некрофила выглядит логичным прежде всего с точки зрения самого некрофила. В самом деле, зачем заниматься тяжёлой земляной работой на кладбище, раскапывая могилы, если можно убить человека и избежать изнурительной возни с лопатой? Ещё раз подчеркну написанное выше: примеры преступников, очень похожих на Москвина, известны, причём с давних пор, ещё с XIX века. Они достаточно хорошо описаны и образ их рассуждений вполне понятен. И то, что эти люди в конце концов начинают убивать, также понятно.
Поэтому объективно Москвин опасен.
Можно ли его выпускать из больницы? Это, конечно же, должны решить специалисты, те, кто имеет возможность наблюдать его и профессионально оценивать состояние его волевой сферы.
Но если его сочтут пригодным к возвращению в общество, уверен, родители живущих окрест девочек покой потеряют. Нельзя не признать того, что дело Анатолия Москвина наталкивает нас на размышления об ответственности психиатра, принимающего решение о выпуске пациента из больницы. В мировой истории уголовного сыска есть прямо-таки феерические примеры того, как персонажи, "продемонстрировавшие позитивную динамику" и "не представляющие угрозы для окружающих", не оправдывали ожиданий и пускались во все тяжкие. Не будем далеко ходить, просто вспомним Александра Спесивцева, каннибала, убийцу и насильника из Новокузнецка. Или "Таганского Маньяка" Андрея Евсеева. Или Эдмунда Кемпера. Все они лечились - кто-то по много лет уже после совершения первых убийств! - и все убили множество людей после "демонстрации положительной динамики" лечения. А ведь примеров таких - великое множество!
Если ввести солидарную уголовную ответственность психбольного убийцы и врача, выпустившего этого убийцу из лечебницы, то общество одномоменто избавится от опасных неуправляемых рецидивов. Существует лишь одна загвоздка - это разумное и очевидное решение вряд ли будет принято при нашей с вами жизни.
Папа с мамой навестили Анатолия Юрьевича Москвина в больничке. Принесли покушать. По-человечески понятно.
Есть во всей этой истории один деликатный и даже спорный момент. Связан он с тем, что родителей "некрополиста" к ответственности привлекать не стали, решив, что они имели моральное право на сына не доносить. Оформлено это было так, будто они не догадывались об истинном происхождении "кукол", хотя очевидно, что не понять, чем именно они являлись было никак нельзя. Как эти люди мирились с заскоками сыночка, как они садились за один стол с ним и его "куклами", знают только они сами.
Умом можно понять их поведение, продиктованное нежеланием навредить сыну, но принять и признать оправданным - категорически нет. После осуждения Анатолия родители сетовали на всеобщее отторжение и ненависть окружающих, но, говоря по совести, обижаться им не на что... Что они хотели получить вместо отвращения? Повышенные пенсии и талоны на усиленное питание, что ли?
Правоохранительные органы изъяли всё эпистолярное наследие Анатолия Юрьевича и полностью очистили его компьютер. Уверен, человечество не заметит утраты этих богатств.
После 5 лет пребывания Анатолия Юрьевича в профильном учреждении Юрий Федорович и Эльвира Александровна стали сетовать на ухудшение его физического состояния - нарушение координации, провалы в памяти, ухудшение речи и т.п. Это следствие приёма больших доз психотропных препаратов, неумолимо разрушающих организм пациента. Давайте признаем честно - это новость вряд ли кого-то действительно расстроит.
|