| |
Пытки и казни.
![]() ![]() рис. 11 и 12 : Испанский монарх Карл Пятый, изображенный Тицианом Вечеллио, и его внучка Исабель Клара Эухения, ее портрет принадлежит перу Алонсо Санчеса Коэльо. Последняя была наместницей Испании в голландских провинциях империи, где собрала богатейшую коллекцию фламандской живописи, украшающую ныне мадридский "Прадо". Весьма распространенным яляется мнение, будто именно засилье клерикалов предопределило закат Испанской Империи, но ничего общего с исторической правдой подобное умозаключение не имеет : ослабление богатейшей европейской монархии произошло в силу крупных политических и финансовых просчетов, прежде всего, колоссального бюджетного дефицита, достигшего к концу 16-го века 600 млн. дукатов. В целом же испанская инквизиция - единственная, подчинявшаяся не напрямую Папе Римскому, а местному Монарху !- не проявляла особой настойчивости в деле преследования колдовства, которое в Испании по традиции рассматривалось теологами как суеверие и способ обмана легковерных. Поэтому испанская инквизиция преследовала истинных еретиков - последователей Лютера и Кальвина, стремившихся расколоть католический лагерь - и случаями колдовства занималась обычно тогда, когда были основания подозревать отравления людей. Зато ведьм и колдунов методично преследовали в Англии. По самым скромным подсчетам, за 2,5 столетия там было казнено не менее 1 тыс. колдуний. Остается добавить, что инквизиции на берегах туманного Альбиона не было, а в первой половине 16-го столетия, в годы царствования Генриха Восьмого, местная церковь и вовсе отпала от Ватикана, что ничуть не ослабило энергии охотников на ведьм. Чего только стоит знаменитый закон 1542 г., который осуждал колдунов на смерть, конфискацию движимого и недвижимого имущества, земель и всего состояния, с лишением права убежища в храме и церковного погребения. Нормы этого закона во многом оказались более строги требований аналогичных католических правил того времени ! Еще раз подчеркнем : закон 1542 г. принимался в условиях полной автономии от Ватикана. Так при чем тут инквизиция ?! Вера-то в колдовство была всеобщей. В католических землях мрачные рекорды в деле искоренения колдовства поставили князь-епископ Готфрид Иоганн Георг Второй Фукс фон Дорнхейм, казнивший в Бамберге в период 1623-33 гг. более 600 чел., и его двоюродный брат князь-епископ Филипп Адольф фон Эренберг, сжегший в Вюрцбурге в 1623-31 гг. более 900 чел. Ни тот, ни другой не были инквизиторами ; приговоры, отправлявшие людей на костры, штамповали епископальные суды. Совершенно неправильно, исторически несправедливо обвинять в этих репрессиях инквизиторов. Разумеется, у определенной доли читателей возникнет скепсис в отношении прочитанного. Они даже могут заподозрить автора в стремлении обелить инквизицию. На самом же деле автор ( ни в коей мере не являющийся католиком ) полагает, что инквизиция вовсе не нуждается в обелении : единственное, чего требует ее история - правды. На каком этапе и почему история инквизиции подверглась искажению ? Прежде всего, над этим немало потрудились протестанты, являющиеся и поныне закоренелыми врагами католицизма. На совести протестантских проповедников и законоучителей чудовищные преступления против человечности, такие, перед которыми бледнеют все огрехи инквизиции. Самое массовое в мировой истории сожжение живых людей совершили отнюдь не католики, а именно протестанты : произошло это в 1589 г. в немецком г. Кведлинбург, Саксония. Тогда были сожжены 133 человека. Сожженных могло бы быть больше, но в последнюю минуту палач упросил судей даровать жизнь трем молоденьким "ведьмам". Как тут не вспомнить Монтеня : "Сожжение несогласного с тобой живого человека слишком большая плата за собственную гордыню". Впрочем, как видно из нашего исторического экскурса, протестанты так не считали. Протестанты, сами немало пострадавшие от преследований инквизиции, создавали суды, во многом аналогичные "Службе святого следствия", с той лишь только разницей, что действовали они куда своевольнее и вульгарнее. Имеет смысл напомнить об истории замечательного "консисториума", учрежденного в Женеве Кальвином и о том произволе, с каким судил своих врагов этот прославившийся еретик. В 1547 г. консисториум отправил в костер Жана Гюйе, а в 1553 г. Кальвин лично добился сожжения заживо испанца Михаила Серведе. Последний был известен своими антикатолическими памфлетами, после издания которых он был вынужден покинуть родину, опасаясь преследования "Службы святого следствия". Многие швейцарские протестанты заступались за Серведе перед Кальвином, но великий законоучитель продемонстрировал воистину протестантскую твердость духа ! Оказалось, что братья-единомышленники страшнее инквизиции, только романтичный идеалист Серведе это понял слишком поздно. Можно привести и другие фантасмогорические истории. Чего только стоит, например, расправа лютеран над саксонским канцлером Крелем, своим единомышленником, имевшая место в 1586 г. ! Протестантские историки очень не любят вспоминать и о том большом вкладе, который внесли их теологи в общеевропейскую "охоту на ведьм". Имеет смысл напомнить о немалых заслугах в этом деле знаменитого в свое время юриста-демонолога Бенедикта Карпцова ( 1595-1666 гг. ). По подсчетам его восторженных учеников профессор многих германских университетов отправил на костер около 20 тыс. человек, обвиненных при его участии в сношениях с нечистой силой ! Глубокомысленная книга этого протестантского юриста под нейтральным названием "Об уголовных законах", посвященная науке разоблачения ведьм и колдунов, только за первые 90 лет с момента первого издания ( т. е. с 1631 г.) была издана бОльшим тиражем, чем "Молот ведьм" за все предшествующие столетия ! Однако, мы здесь мы наблюдаем удивительный парадокс : "Молот ведьм" ныне широко известен, выложен на всех языках в интернете, цитируется врагами католицизма к месту и не к месту, а вот юридические изыски Бенедикта Карпцова замалчиваются. Странная, весьма избирательная скромность присуща протестантским врагам Ватикана и инквизиции, не правда ли ? | |