На главную.
Виновный не назван

©А.И.Ракитин, 2023 гг.
©"Загадочные преступления прошлого", 2023 гг.

Книги Алексея Ракитина в электронном и бумажном виде.


Дом смерти №147

1            2            3            4            5            6            7


     Вы любите собак?
     Джанет Пауэлл (Janet Powell), владелица милого итальянского ресторана "Casanova" в Карлтоне (Carlton), северной части Мельбурна, собак не любила. Однако вид явно голодного и испуганного щенка, метавшегося 11 января 1977 года перед её домом, не оставил женщину равнодушной. Наверное потому, что щенок показался Джанет знакомым - такой, вроде бы, жил у соседей за забором. Шерсть на его морде имела довольно приметную белую полосу, так что Джанет практически не сомневалась в точности опознания.
     То, что щенок бегал по улице, выглядело странным - до этого он всегда оставался на территории "своего" двора, где у него имелась конура. Джанет дождалась появления подруги - Илоны Стивенс (Ilona Stevens) - с которой они на пару снимали дом под №149 по Изи-стрит (Easy street) в Коллингвуде (Collingwood), довольно заурядном районе Мельбурна в северо-восточной части города, и рассказала ей о щенке на улице. Илона работала журналисткой и являлась женщиной энергичной, предприимчивой и решительной. То ли в силу этих причин, то ли потому, что её голову в тот вечерний час кружил лёгкий хмель, Илна Стивенс предложила Джанет оригинальную идею - отправиться на улицу, поймать щенка и доставить его соседям. Во-первых, это будет во всех смыслах доброе дело, а во-вторых, прекрасный способ познакомиться с соседями поближе. Соседями, кстати, являлись 2-е молодые женщины - обе по имени Сью - которых Илона и Джанет так и называли "две Сью". На протяжении последних недель обитательницы домов №147 и №149 неоднократно пересекались, всякий раз любезно раскланивались, но ни разу не общались - повода не было. А вот теперь повод появился...
     Лёгкие на подъём дамочки с сосиками в руках около 21:30 вышли на Изи-стрит и отправилсь на поиски щенка. Нашли они его довольно быстро и Илона Стивенс четвероногого друга уверенно опознала. Это действительно был "Мишка" (Mishka) - именно так звали собаченцию, принадлежавшую "двум Сью" из дома №147.
     Как поётся в известном романсе из известного кинофильма "женское сердце нежнее мужского" и это наблюдение в данном случае оказалось исключительно точным. Хотя Джанет и Илона не испытывали ни малейшего интереса к собакам и вовсе не считали их милыми или забавными, страдания жалобно скулящего Мишки побудили женщин принять живейшее участие в собачьей судьбе. Подманив щенка сосиками, они привели его на свой двор, где накормили и напоили.
     Затем Илона, встав на стул, заглянула через забор и осмотрела участок, на котором стоял соседский дом, и сам дом. Она увидела, что на кухне горит свет, а дверь, выходившая из кухни во двор, была приоткрыта. Во дворе была хорошо видна собачья будка, разумеется, пустая, поскольку Мишка находился по эту сторону забора. Несмотря на свет, горевший на кухне, дом казался безжизненным - не было слышно голосов, не доносилось звуков телевизора, радиоприёмника или стереосистемы. Между тем, в доме "двух Сью" имелась стереосистема, которую те нередко включали.

Илона Стивенс (слева) и Джанет Пауэлл с Мишкой. История "дома смерти на Изи-стрит" началась именно с того, что женщины вечером 11 января 1977 года забрали с улицы соседского щенка Мишку.


     Джанет и Илона вышли на Изи-стрит и подошли к тому №147 с его фасадной стороны. Они несколько раз постучали и позвонили в звонок - ответом была тишина. Именно во время этого стояния под дверью Джанет неожиданно призналась Илоне, что на протяжении этого вечера она дважды стучалась к "двум Сью", намереваясь узнать, не их ли собака бегает по улице. А Илона в ответ рассказала, что уезжая сегодня из дома около 8 часов утра, слышала детский плач, доносившийся из дома №147. Значения этому она не придала, поскольку знала, что у одной из Сью был маленький мальчик, а кроме того, Илона уходила из дома в обществе своего друга-журналиста и им было, мягко говоря, не до шума из соседних домов.
     Поскольку никто из жильцов дома №147 дверь не открыл, дамочки решили, что обеих Сью нет дома, а стало быть, нужно оставить им записку, дабы те поняли, где находится Мишка. Они так и поступили. Записка, написанная рукой Илоны Стивенс и приколотая к входной двери кнопкой, гласила: "Дорогие Сью (внимание). У нас ваша собака, которая бродила по улице. Вас, очевидно, не было дома. Так что позвоните нам, и мы без промедления вернём её вам. С уважением, Илона и Джанет." ("Dear Sue's. We have your dog which was wondering around the street. You are obviously not home. So give us a yell and we will return same to you PROMPTLY. Regards, Ilona and Janet.")
     Записка была приколота к входной двери около 23:30.
     Затея с запиской была блестяща в своей простоте, но как догадаются самые проницательные читатели, она себя не оправдала. Никто не позвонил ни вечером 11 января, ни на следующее утро. Минуло 12 января, соседки не появлялись, записка оставалась на входной двери - там, где её укрепила Илона.
     Вечером 13 января Джанет и Илона встретились после насыщенного трудового дня. Записка на двери дома по соседству оставалась на своём месте, стало быть, "две Сью" не появлялись ни порознь, ни вместе, Мишка бегал по заднему двору своего новго дома, предвкушая кормёжку, и никаких особых поводов для беспокойства, вроде бы, не имелось. Однако было кое-что, лишавшее обеих женщин покоя - из-за забора доносился детский плач.
     Илона повторила вчерашний эксперимент. Приставив к забору стул, она встала на него ногами и посмотрела, что же творится у соседей. Ничего особенного там не происходило - на кухне всё также горел свет, а дверь во двор оставалась открыта точно также, как и накануне. Но в отличие от вчерашнего дня, теперь был слышен плач ребёнка, который явно раздавался из пустого дома... Предположительно пустого.
     Илона Стивенс колебалась недолго. Она перелезла через забор и направилась в дом через открытую кухонную дверь. Джанет Пауэлл заняла её место на стуле и перелезать не решилась, осталась, говоря метафорически, на страховке.
     Энергичная журналистка вошла в дом и оказалась в кухне, где горел электрический свет. Не увидев ничего подозрительного, Илона двинулась далее и оказалсь в небольшой полутёмной комнате, которая, судя по всему, являлась столовой - там стоял стол, мягкий уголок, 4 стула, на столе лежал какой-то клочок бумаги, по-видимому, записка, но Илона читать её не стала. Женщина пересекла небольшое помещение буквально 3-я шагами и очутилась в тёмном длинной коридоре, тянувшемся практически через весь дом.
     Дальний конец коридора упирался в дверь, через которую можно было попасть на Изи-стрит. Именно на этой двери - с другой её стороны - была укреплена записка, в которой Илона Стивенс и Джанет Пауэлл уведомляли жителей дома о том, что Мишка убежал и находится у них.
     Впоследствии Илона говорила, что сразу же увидела в дальнем конце коридора ступни лежавшего на полу человека. Самого человека не было видно, но ступни его, обращенные к Илоне, бросались в глаза. Хотя женщина сразу поняла, что лежащий на полу человек мёртв, она не остановилась, а продолжила движение и приблизилась к телу. Впоследствии она узнала, что это был труп Сюзанны Бартлетт, но в ту минуту Илона на знала кого видит, она даже не была уверена в том, что это именно соседка, одна из двух Сьюзи. Лишь подойдя к трупу журналистка поняла, что видит тело женщины - в основном потому, что на нём было тёмно-зелёное платье до колен. Повернув голову налево, Илона через открытую двурь комнаты увидела второй труп, лежавший на полу возле кровати. Это была вторая из "двух Сьюзи" - Сюзанна Армстронг - но этого Илона в ту минуту тоже не знала.


     При этом Илона Стивенс поняла, что детский плач доносится из комнаты, расположенной немного позади - она прошла мимо неё, двигаясь по коридору. Сделвв несколько шагов назад, женщина открыла дверь и увидела детскую комнату. В скудном освещении, которое давало единственное окно, Илона рассмотрела столик со швейной машинкой, тумбочку и детскую кроватку, в которой лежал малыш приблизительно полутора лет. Он казался очень слабым и тихо плакал. Илона подошла к кровати и бегло осмотрела ребёнка, но брать его на руки не стала, опасаясь неосторожно навредить мальчику. Женщина не рожала и не имела опыта обращения с маленькими детьми, кроме того, она понимала, что с ребёнком что-то не в порядке и её неосторожные и неграмотные действия могут дать результат прямо противоположный желаемому.
     Илона быстро вышла из детской комнаты и бегом помчалась на задний двор, где её дожидалась Джанет Пауэлл. Следует, безусловно, отдать должное грамотным и рациональным действия журналистки, которая не поддалась эмоциям, не впала в истерику, не принялась хвататься за окружающие предметы, включать свет, помогать малышу, скакать и топтаться на месте преступления. В нынешних сериалах обязательно изобразили бы вопящую дуру, бросающуюся на стены, а если бы на месте Илоны оказался мужчина, то он обязательно принялся бы блевать. Это такой оригинальный ход талантливого режиссёра, который для передачи ужаса от ужасной сцены, демонстрирует зрителю блюющее ничтожество в штанах [назвать мужчиной подобный персонаж вряд ли можно]. В каждом первом талантливом фильме или сериале, снятом талантливым режиссёром, всенепременно показывают персонажа мужеска пола со слабыми желудками. Честное слово, если бы у автора была возможность, то таких бы талантливых режиссёров, выражаясь словами Владимира Семеновича Высоцкого, "я бы ставил к стенке через одного и направлял на них груженый самосвал".

Схема дома №147 по Изи-стрит с указанием основных объектов, обнаруженных Илоной Стивенс при его беглом осмотре. Женщина перелезла через забор во дворе с территории дома №149, который на схеме находится вверху. Она вошла в дом через открытую дверь кухни (1), где горело электрическое освещение, далее прошла в небольшую столовую (2) и попала в коридор. В его дальнем конце возле двери на Изи-стрит, Илона увидела женское тело, обращенное головой к улице, впоследствии она узнала, что это было тело Сюзанны Бартлетт (А). Подойдя к нему и заглянув в спальню (5), она увидела второй труп (В), который, как выяснилось позже, принадлежал Сюзанне Армстронг. Далее Илона прошла в детскую спальню (4), где обнаружила в кроватке плачущего малыша. Цифрами также обозначены: 3 - спальня Сюзи Бартлетт, 5 - спальня Сюзи Армстронг, 6 - совмещенный санузел, где также находились стиральная машина.


     То, что последовало далее, никто вполследствии так и не объяснил. Женщины сразу же позвонили в полицию и изложили ситуацию, но их обращение почему-то не вызвало должной реакции. Полиция не приезжала 20 минут! Кто-то может в этом месте сказать, что Австралия - это страна тихих малохольных граждан, в которой никогда ничего не происходит и потому полицейские в годы даже в штанинах путались, но это будет неверный ответ. Дело в том, что район Коллингвуд, на территории которого случилась трагедия, являлся в 1977 году не просто криминогенным, а самым опасным в Мельбурне и пригородах. В своём месте мы скажем несколько слов об истории этого места и тамошней обстановке в то время, но пока что отметим - полиция Коллингвуда в действительности работала весьма сноровисто. И уж точно получше, чем полицейские подразделения в подавляющем большинстве других частей Мельбурна.
     Но мало того, что появление полицейских произошло с заметной задержкой - само по себе это не имело критического значения для расследования преступления, явно произошедшего много часов назад! - хуже было то, что к дому №147 по Изи-стрит оказался направлен стажёр. Причём в одиночку... Перед отъездом ему объяснили в полицейском участке, что некая женщина упала и её сейчас отвезут в больницу, но необходимо покараулить младенца, пока удастся подобрать больницу, которая согласится его принять.
     Наконец в ночи, в самом конце Изи-стрит появилась одинокая полицейская автомашина, за рулём которой сидел застенчивый юноша в форме. Он вылез из салона, сжимая в одной руке фонарь, а в другой свёрнутую газету - её он собирался почитать, дожидаясь врачей. Вид малохольного стажёра потряс, встретивших его женщин. Они наперебой бросились ему объяснять, что в доме №147 по меньшей мере 2 мёртвых тела и всё в крови, но юный полицейский вопринял взволнованное поведение молодых женщин как... флирт. Ну ещё бы, такой гарный хлопец в форменной фуражке с околышем в чёрно-белую "шашечку", словно таксист, немногие женщины в Коллингвуде устроят перед таким символом мужской красоты!
     Стажёр вальяжно зашёл в дом №147 через кухонную дверь и... стремглав выбежал обратно. Через 10 минут Изи-стрит переливалась десятками бело-сине-красных огней спецсигналов, установленных на машинах и мотоциклах полиции и каретах "скорой помощи". Фурор был необыкновенный! Местные жители не поняли, что происходит, но поняли, что происходит что-то необыкновеное. Начиная с полуночи и на протяжении последующих 24 часов Изи-стрит сделалась местом паломничества сначала жителей Коллингвуда, а затем и всего Мельбурна, толпа из нескольких сотен человек стояла, не расходясь, на протяжении суток! Зеваки наблюдали за действиями полиции и активно комментировали увиденное.
     Итак, что же показал осмотр места преступления, проведенный полицейскими криминалистами, сотрудниками службы коронера и детективами полиции Коллингвуда и городского управления полиции Мельбурна? Результаты оказались очень неоднозначными. что заставило предполагать весьма запутанную картину преступления.
     Сержант-криминалист Генри Хаггинс (Henry Huggins) зафиксировал следующие детали, которые посчитал важными для понимания причинно-следственных связей и реконструкции случившегося:
        - осмотром кухни установлено, что электрическая плита была выключена, мойка - суха, чайник - пуст, видимо, высох. Следовало иметь в виду, что вторая декада января в Австралии - это самая макушка лета, характеризующаяся высокими среднесуточными температурами, поэтому высыхахание влажных поверхностей и предметов происходит очень быстро. По этой причине то, что на кухне все предметы оказались сухи, давало полиции не очень многое. Фактически это означало лишь то, что воду здесь не открывали несколько последних часов.
        - при осмотре столовой [это помещение 2 на плане дома] на угловой скамейке рядом с обеденным столом найдена лаконичная записка, гласившая: "Барри Вудард. ЗВОНИ 4803932 СКОРЕЕ. Барри" ("Barry Woodard. RING 4803932 NOW. Barry.")
        - рядом на стуле - несколько волокон непонятного происхождения.
        - велосипед с детским сиденьем был прислонён к стене дома на мощёной дорожке под окном кухни. То, что велосипед находился снаружи дома и даже не во дворе рождало вполне обоснованный вопрос: почему он находился там? Означало ли это, что его оставили в дневное время и всего на несколько минут, рассчитывая вскоре вернуться?
        - на полу столовой обнаружены 3 газетных листа. При их внимательном рассмотрении стало ясно, что это внутренние листы газетного блока, на которых были отпечатаны страницы с 7 по 18 номера от 13 января 1977 года местной газеты "The Age".

Дом №147 по Изи-стрит в районе Коллингвуд, город Мельбурн, вид со стороны улицы на фасад. Слева - дом №149, занятый в то время Илоной Стивенс и Джанет Пауэлл, мощёная дорожка расположена справа от дома. Велосипед с детским сиденьем, стоящий перед окном, был переставлен полицейскими, первоначлаьно он находился под окном кухни [на мощёной дорожке]. Фотография сделана в утренние часы 13 января 1977 года, на двери всё ещё можно видеть записку о находке Мишки, укрепленную Илоной Стивенс вечером 11 января. В это время в доме вовсю работали криминалисты и детективы полиции.


        - на выключателе электрического освещения в ванной комнате обнаружен кровавый мазок.
        - в стиральной машине, установленной в ванной комнате, находилась влажная женская одежда.
        - на стене ванной комнаты, на коврике перед ванной и на внутренней стороне двери в ванную обнаружены пятна, похожие на кровь.
        - в корзине для грязного белья, находившейся в ванной, был найден кардиган со следами крови.
        - ванная сухая, однако на пробке найдены следы влаги, также вода найдена в сифоне под ванной, что указывало на пропускание воды незадолго до прибытия полиции.
        - в ванной нет полотенца для лица. После тщательного осмотра дома это полотенце так и не было найдено, полотенце же для ног находилось в спальне возле женского трупа [это помещение обозначено на схеме дома цифрой 5]. Это полотенце оказалось сухим, на нём были хорошо заметны розовые разводы, которые могли быть оставлены при протирании рук с плохо смытой кровью.
        - в спальне, ближайшей к столовой [на схеме дома это помещение обозначено цифрой 3], частично оборвана штора и одно из креплений карниза вырвано из стены. В результате этого карниз остался висеть вертикально, а штора оказалась на кровати, стоявшей под окном. Изучение крепления карниза показало, что оно было весьма ненадёжным и даже небольшое усилие могло привести к отрыву единственного винта, удерживавшего карниз.
        - в ногах кровати в этой спальне был хорошо заметен вдавленный след, оставленный, по-видимому, ногой человека в уличной обуви. На месте вдаления было много песка и несколько сухих травинок. Расположение следа наводило на мысль, что он оставлен человеком то ли проникшим в дом через окно, то ли, напротив, покинувшим дом этим путём.
        - на полу в той же самой комнате [речь о помещении под номером 3 на плане дома] были обнаружены несколько фрагментов сухих листьев и травы, оставленные, судя по всему, грязной обувью.


        - на полу в коридоре на расстоянии 1,5-2 метров от входной двери находился труп женщины, впоследствии идентифицированный как Сюзанна Бартлетт [на плане дома тело обозначено литерой А]. Под трупом обнаружен конец чёрной нити для шитья, которая протянулась к катушке, лежавшей на полу в спальне, ближайшей к столовой [спальня обозначена цифрой 3 на плане дома]. По-видимому, кончик нити "приклеился" к влажной ноге женщины, которая потянула его за собой во время движения по коридору.
        - обе стороны коридора на протяжении приблизительно 5,5 метров от входной двери и на высоту до 2,2 метров от пола оказались покрыты разнообразными следами крови: мелкими брызгами, крупными каплями, потёками, а также полными и частичными отпечатками рук. Часть следов выглядела нетронутой, а часть - как будто бы смазанна плечом человека, опиравшегося при движении на стену. Также кровавые следы, смазанные в результате волочения, были обнаружены на полу коридора в той его части, что располагалась ближе к входной двери. При этом в противоположной части коридора никаких подозрительных следов отмечено не было. Поскольку в узком коридоре было весьма затруднительно получить верное представление о взаимном расположении следов крови на различных поверхностях [2-стенах и полу] криминалисты решили снять со стены фрагменты обоев, запачканные кровью, чтобы, во-первых, сохранить их как улики, а во-вторых, сделать в просторном помещении "выкладку" и внимательно изучить.
        - дверь, ведущая из коридора на Изи-стрит, также имела протяженные и смазанные следы крови в области замка и дверной ручки. Они выглядели так, словно человек пытался открыть дверь на улицу окровавленными руками.

Вид коридора от ванной комнаты в направлении входной двери. След на полу - это пятно крови на том месте, где было найдено женское тело, впоследствии идентифицированное как Сьюзан Бартлетт. Стены коридора были запачканы кровью - там были отпечтки рук, отдельные капли, потёки и протяженные участки размазывания, оставленные, по-видимому, плечом человека, опиравшегося на стену. Поскольку узкий коридор не позволял получить полное представление о распределении следов крови на большом протяжении, было принято решение снять запачканные кровью участки обоев. На этой фотографии можно видеть коридор после удаления запачканных кровью обоев, суммарная площадь которых составила более 20 кв. метров. Также хорошо видны следы крови на входной двери.


        - на полу в комнате, ближайшей к входной двери находился труп второй женщины, идентифицированной чуть позже как Сюзанн Армстронг [на плане дома её тело обозначено литерой В, а помещение это получило условное название "спальня Сюзанн Армстронг", на плане дома оно обозначено цифрой 5]. Под головой и плечами трупа - большая лужа крови, слева от тела - опрокинутая ваза с цветами.
        - на кровати в спальне Сюзанн Армстронг лежала открытая книга обложкой вверх. Одеяло свёрнуто и уложено в изголовьи слева. На простыне в изголовье обнаружено несколько пятен крови, также несколько кровавых помарок присутствовали на стуле возле кровати.
        - на тумбочке у кровати имелись смазанные следы крови, также мазки крови обнаружены на ободе будильника [он представлял собой часы-радиоприёмник] и выключателе лампы, стоявших рядом на тумбочке. Причём лампа на тумбочке оказалась выключена. Следы крови на простыне в изголовьи кровати, на тумбочке, будильнике и выключателе светильника находились практически на одной линии. Это наводило на мысль, что лежавший на кровати человек, чья рука была окровавлена, потянулся и выключил освещение. Кто бы это ни сделал - преступник или его жертва - подобное действие казалось бессмысленным. Вместе с тем, манипуляции со светильником служили недвусмысленным указанием на то, что преступное посягательство происходило в тёмное время суток.
        - предположение о нападении в тёмное время суток подкреплялось также и тем фактом, что шторы в спальне Сьюзи Армистронг, закрывавшие окно на Изи-стрит, оказались плотно задёрнуты.

Спальня Сюзан Армстронг (вид на кровать возле глухой стены, окно на Изи-стрит находится справа и в кадр не попало). Можно видеть качающийся стул, тумбочка же, стоявшая с противоположной стороны кровати, перенесена к окну для тщательного осмотра при естественном освещении. Труп женщины вынесен из комнаты, на его месте на полу можно видеть пятно крови.


        - женские трусики, лежавшие на некотором удалении от кровати и трупа Сюзанн Армстронг не имели разрывов и подозрительных следов. И именно по этой причине их присутствие на месте преступления выглядело довольно подозрительно. Нельзя было исключать того, что эта деталь одежды была снята самой потерпевшей, причём вполне добровольно. От этого предположения логический мостик легко перебрасывался к другому: не явилось ли преступление следствием острого конфликта, внезапно возникшего во время любовного свидания?
        - орудие преступления - судя по ранам на телах жертв, таковым явился нож - отсутствовало. Осмотром кухонной утвари исчезновение ножа не обнаружено. Также не найдены ножи, присутствие которых в домашнем хозяйстве 2-х женщин могло бы показаться подозрительным [имеются в виду ножи охотничьи, военные, строительные]. Данная деталь важна, поскольку нельзя было исключать того, что убийца, опасаясь уходить с опасной уликой, подбросил её. Либо, как вариант, забыл на месте преступления. Однако лишних ножей в доме не оказалось.
        - найденный в доме маленький мальчик не имел физических повреждений за исключением того, что был сильно обезвожен. Осмотр комнаты, в которой стояла кроватка малыша, не выявил никаких следов, которые можно было бы связать с преступлением. По здравому размышлению детективы и криминалисты пришли к выводу, что убийца вообще не входил в ту комнату и возможно даже не предполагал о существовании ребёнка.
     Впрочем, о версиях и догадках говорить пока что преждевременно, сначала следует остановиться на важных деталях, необходимых для правильной оценки произошдшегов доме на Изи-стрит. Криминалисты изъяли с места преступления предметы, к которым с большой вероятностью мог прикасаться преступник [или преступники]. Это были 2 полотенца - кухонное и для ног из ванной - простыни из кроватей Сьюзи Армстронг и Сьюзи Бартлетт, трусики из спальни Армстронг, а также часы-радиоприёмник оттуда же. Радиоприёмник оказался выключен, между тем, многие люди имеют привычку всё время держать его включенным, а потому существовала вероятность того, что именно убийца и нажал кнопку выключения.
     Прежде чем перейти к рассмотрению результатов судебно-медицинского исследования трупов, обнаруженных на Изи-стрит, следует сказать несколько слов о некоторых результатах расследования, полученных в первые сутки работы полиции.

Читать продолжение

На первую страницу сайта


eXTReMe Tracker