| ||
Архив.
Дело Урбана Грандье . ( "луденские одержимые" )- Они все ушли в ад поздравить с прибытием нашего бывшего владыку , а теперь слугу Грандье , - ответил демон . Другой демон , на вопрос о том , что делают черти в аду и почему так долго не появляются , отвечал : - Они воздают Урбану награду за добрые его услуги . Упомянутый Сюрен , как важный участник этого дела , передает множество подробностей . Они касаются по большей части физиологических явлений , наблюдавшихся у одержимых ; но мы уже много раз указывали на эти явления и говорили , в чем они заключались . Поэтому заимствуем из повествования Сюрена лишь выдающиеся по своей курьезности вещи . Его чрезвычайно поражал дар языковедения , появлявшийся у одержимых , а в особенности другой , еще более удивительный дар , именно глубокое понимание тончайших богословских вопросов ; на эти темы демоны беседовали с Сюреном целые часы . Однажды , например , демон Изакарон очень толково объяснял Сюрену , какими путями и способами он совращает людей . С этою целью демон ловко вводит людей в блуд ; по этой части он , Изакарон , и еще Асмодей , числятся первыми виртуозами и специалистами . Изакарон , например , чрезвычайно ловко соблазнил какого - то святейшего пустынножителя , который всю свою долгую жизнь незапятнанно практиковал благочестие ; а между тем стоило только ловкому дьяволу подкинуть ему на дороге женский башмак да надушенный платок , и праведник не устоял ; он неотступно вдыхал в себя аромат этого платка три дня подряд , а дьявол тем временем вливал в его сердце яд греха . Через три дня дьявол явился к праведнику , приняв вид обольстительной женщины , и слабый человек пал . Правда , павший праведник сумел обуздать себя и покаяться ; он выкопал глубокую яму и зарылся в нее по самую шею , и все время смотрел на небо и молил о прощении , и был прощен . - Как же ты попал в особые мастера по части соблазна , - спросил его заклинатель , - коли тебе не удалось окончательно погубить душу этого праведника ? - Но я показал , на что я способен , - возразил дьявол . - И сатана принял это в уважение . Благочестивому Сюрену удалось выяснить личные черты и специальности нескольких демонов . Так , Бегемот оказался демоном страшно упорным . Сюрен бился с ним три года подряд . Бегемот - демон сквернословия , побуждающий людей ругаться и божиться . Он сам рассказывал Сюрену , что , возвращаясь к себе домой , т. е. в ад , он обычно еще издали начинает трубить и что , когда злополучные грешники слышат его трубу , они приходят в трепет , потому что во всем аду нет более жестокого палача . "Однажды , - повествует Сюрен , - когда имел дело во время заклинания с этим демоном , он вдруг вошел в чрезмерную ярость , какой мне не случалось видеть . Я подумал было , что он сдается и хочет покинуть тело одержимой . Я повелел ему объяснить мне причину его ярости . Он мне признался , что ему другой демон только что передал самую раздражающую новость . Дело в том , что в одном городе в Лангедоке жил - был некий человек ( демон сообщил Сюрену название города и имя того человека , но Сюрен их не опубликовал ) , которого демон похоти ввел в соблазн и довел до падения . Грешник настолько созрел , что надо было нимало не имедля предоставить ему даму ; и вот роль такой особы принял на себя Бегемот . Грешник , как водится , пал , и Бегемот во образе соблазнительницы уже сожительствовал с ним восемнадцать годов , считая , что душа грешника давным - давно уже сделалась его законною добычею . И вдруг Господь сжалился над грешником и послал ему опасную болезнь ; страх близкой смерти побудил грешника принести покаяние ; оно было принято , и грешник скончался осененный благодатью и ускользнул из когтей дьявола . Вот эта - то неудача и повергла Бегемота в ярость" . Как умилительно эта наивная история совпадает с наивным благочестием автора - монаха ! Сюрен подробно рассказывает , как об особо поразительном чуде , об "обращении" , т. е. о переходе из гугенотства в католичество , некоего Кериолэ под влиянием луденских событий . Кериолэ был советник бретанского парламента . Это был не только гугенот , но сверх того муж весьма непотребных нравов ; он и в Луден - то явился , чтобы соблазнить какую - то даму , тоже гугенотку . И вот по прибытии в город он совсем случайно , из простого любопытства , попал в одну из церквей , где шли в то время экзорцизмы ; ему просто хотелось позабавиться над католическими монахами - бесогонами . Экзорцизмы ему понравились , и он после того еще два раза зашел посмотреть на них . Но на третий визит демон обратил на него внимание . Он очень хорошо знал , что небо заинтересовано в том , чтоб Кериолэ обратился , т. е. переменил свое гугенотство на католичество . Здесь ясно выступает на сцену католический фанатизм нашего автора , Сюрена , который , само собой разумеется , должен был полагать , что гугенотство есть злая ересь , в которую совращает людей дьявол . В этот момент заклинатель как раз повелевал демону оставить одержимую . Дьявол , т. е. одержимая , говорившая его слова , указывая пальцем на Кериолэ , сказал заклинателю : - А почем ты знаешь , что я остаюсь здесь не затем , чтобы обратить этого человека ? Тогда пригласили Кериолэ подойти поближе , и он сам обратился к демону с тремя вопросами . Сначала он спросил : кто охранил его от удара молнии , которая полтора года тому назад упала около самой его кровати ? Дьявол на это отвечал : "Без заступничества Св. Девы и херувима , твоего ангела - хранителя , я в то время унес бы тебя" . На второй вопрос : кто хранил его от выстрела , который был в него направлен и пробил его одежду ,- дьявол отвечал опять - таки , что и на этот раз Кериолэ был охранен своим херувимом . Третий вопрос Кериолэ был о том , из - за каких причин он должен был оставить Картезианский монастырь , в который он поступил ? Демон почему - то долго колебался отвечать на этот вопрос и , наконец , сказал , что в то время Кериолэ был одержим разными греховными нечистотами , а Господь не хотел , чтобы человек столь не чистый пребывал в святом месте . Все эти разоблачения дьявола произвели на Кериолэ такое потрясающее впечатление , что он тут же и нимало не медля обратился в истинную веру , т. е. в католичество , и с тех пор жил , как святой . Мы , кажется , уже имели случай заметить , что Сюрену пришлось особенно много похлопотать над изгнанием бесов из настоятельницы монастыря Дезанж . В ней было несколько демонов , и некоторые из них оказались чрезвычайно упорными . Тотчас по прибытии Сюрена в Луден прежние заклинатели уведомили его о том , что каждый демон , покидая тело одержимой , должен был подавать тот или иной знак в тот самый момент , когда он оставлял тело . Мы об этом уже говорили . Эти чудеса , кстати сказать , служили едва ли не главной приманкой , которая собирала на экзорцизмы целые толпы народа . Перед изгнанием демона Забулона , происходившим в первый день Рождества , была совершена торжественная процессия в церковь Лунденского замка , в сопровождении большой толпы народа . По прибытии в храм толпа монахов некоторое время возносила молитвы и пела гимны . Потом начались экзорцизмы и тянулись с полудня до пяти часов вечера , но без всякого результата . Выходило , что демон , раньше давший обещание в тот день оставить одержимую , бессовестно надул монахов . Тут еще кстати явилось неожиданное осложнение дела . Демоны , сидевшие в настоятельнице , еще задолго перед тем утверждали , что она находится в интересном положении . Это , конечно , была лишь дьявольская ложь , с явною целью осрамить невинную девицу . Однако , чтобы придать этой лжи внешность правды , демоны так распорядились с особою настоятельницы , привели ее в такой вид , что можно было и в самом деле кое - что заподозрить . Но в Новый год демон торжественно объявил , что богоматерь повелела ему удалить из утробы настоятельницы то , что причиняло ей ложное положение . И в самом деле , во время экзорцизмов одержимая в течение двух часов извергала рвотою какую - то жидкость , с удалением которой устранились и двусмысленные признаки ее подозрительной полноты . Сюрен указывает на то , что одержимая первое время относилась к нему , как к человеку новому и незнакомому , с недоверием ; но постепенно убедившись в его святости , открыла перед ним свое сердце . Сидевший в ней демон Изакарон пришел от этого в большую ярость , и с этого момента между ним и заклинателем началась отчаянная борьба . "Мы говорили друг другу сотни вещей , - пишет наивный Сюрен , - и бросили друг другу вызов , и объявили бой без всякой пощады" . Само собой разумеется , что демон говорил устами одержимой . Чаще всего эти бурные разговоры происходили по вечерам и притом , когда заклинатель с одержимою были одни , с глазу на глаз . Часто говорили они в одно время наперебой . "Я не щадил его , - говорит Сюрен , - но и он тоже не щадил меня". При этом Сюрен откровенно сознается , что он сам на себе испытывал некоторые признаки одержимости , а впоследствии с ним начались даже настоящие припадки вроде тех , какие бывали у одержимых . Дьяволы не всегда бывали все вместе ; напротив , чаще всего в одержимой сидел кто - нибудь один из них , "дежурил" , как выражается Сюрен , и с этим дежурным , которым чаще других бывал Изакарон , Сюрену и приходилось беседовать . Изакарон был демон весьма упорный . Во время экзорцизмов он бурно корчил тело одержимой . Видно было , что по временам демоны могут приобретать чрезвычайную власть над одержимыми , а отсюда Сюрен заключал , что и те чары , посредством которых колдуны напускают демонов на людей , в свою очередь должны обладать огромною силою . Сюрену захотелось поближе ознакомиться с этим предметом , и он спросил у демона , откуда берется этот прилив власти нечистого над одержимыми . Демон ему объяснил , в чем заключалась штука . Трое колдунов - один в Париже и двое в Лудене - за неделю перед тем во время причастия скрыли во рту облатки и унесли их с собою с целью передать их демонам . Но черти не смели к ним притрагиваться и передавали их то одному , то другому из этих колдунов . В ту минуту , когда шел этот разговор , облатки хранились у Парижского колдуна . К этому демон добавил , что в скором времени всех трех колдунов изловят и сожгут . Тогда Сюрен распалился ревностью во что бы то ни стало добыть эти облатки , чтобы вырвать их из рук нечистивцев . Он повелел Изакарону немедленно отправиться в Париж и принять на себя все заботы о том , чтобы эти облатки остались в полной сохранности . "Трудно поверить , - говорит по этому случаю благочестивый Сюрен , - до каких пределов простирается власть заклинателя , действующего во имя церкви , на дьявола" . Так , например , в описываемом случае Изакарон никак не мог уклониться от данного ему поручения и должен был волею - неволею мчаться в Париж выручать облатки . Но Сюрену показалось этого мало . Он послал вслед за Изакароном еще другого демона , Балама , и повелел ему во что бы то ни стало добыть эти облатки и нимало немедля доставить в Луден . Хотя Сюрен только что перед тем уверил своих почитателей , что власть заклинателей над демонами безгранична , однако на этот раз демон Балам самым решительным образом отказался повиноваться , и что ему ни говорил Сюрен , дьявол не поддался на его увещания и не исполнил его приказаний . | ||
. |