На главную.
Архив.

Дело Урбана Грандье . ( "луденские одержимые" )

ФРАГМЕНТ 1

СТР. 4

   
   
    Все это было прочитано Урбану , и от него потребовали объяснений . Он спокойно отвечал , что не имеет понятия о таких снадобьях , никогда их не делал , не знает , как и зачем они делаются и употребляются ,что с дьяволом он не входил никогда ни в какое общение и вообще не может уразуметь , о чем , собственно , ему говорят и чего от него хотят . Ответ его записали , а Грандье его подписал . После этого ввели одержимых .
    Увидя Урбана , все его предполагаемые жертвы изъявили свою радость веселыми восклицаниями , делали ему дружеские знаки и называли своим "господином" . Очевидно , это делали за одержимых демоны . Значит , они так прямо и выдавали своего слугу и друга верного его лютым врагам ?.. Но не будем комментировать , а будем просто излагать дело по протоколам суда .
    Настал самый торжественный момент очной ставки . Один из заклинателей обратился к народу с увещанием "вознести сердца со всеусердием ко Господу и принять благословение владыки епископа" . Епископ благословил предстоявших . Тогда тот же заклинатель возвестил , что церковь обязана прийти на помощь к несчастным одержимым и с помощью установленных молитв изгнать из них бесов . Вслед за тем , обращаясь к Урбану Грандье , оратор сказал , что так как он , Урбан , сам облечен священным саном , то и должен со своей стороны , буде на то последует изволение епископа , прочитать над одержимыми эти молитвы , если он в их одержимости , как он уверяет , нимало не повинен и к ней не причастен . Это был ловкий маневр ; Урбану предписывали изгонять им же самим напущенных бесов . Епископ немедленно изъявил свое изволение , а оратор - заклинатель передал Урбану столу ( эпитрахиль ) .
    Но как только он возложил на себя священное облачение , демоны устами одержимых все в один голос возопили : "Ты отрекся от этого !" Не смущаясь этими воплями , Грандье принял из рук монаха требник и , поклонившись земно епископу , просил его благословения начать экзорцизмы . Когда епископ дал свое благословение и хор пропел обычное в этих случаях песнопение ("Veni Creator") , Грандье спросил у епископа, кого он должен отчитывать ? Епископ указал ему на толпу одержимых дев . Грандье на это заметил , что коль скоро церковь верит в одержимость , то и он должен в нее верить ; но что он сомневается , можно ли человека сделать одержимым насильно , помимо его воли , без его на то желания . Тогда со всех сторон поднялись крики о том , что Урбан еретик , потому что отрицает положения неоспоримые , принятые церковью , одобренные Сорбонною . Грандье возразил , что он не выдает своего мнения за окончательное , что он только сомневается и что сомнение не есть ересь , ибо ересь есть упорство в своем мнении , противном церковному учению . Если же он теперь и решился высказать это сомнение , то только затем , чтоб из уст епископа услышать , что он неправ , что его опасения напрасны и что он , совершая экзорцизмы , не совершит ничего противного учению церкви .
    По окончании этих переговоров к Урбану подвели одержимую сестру Екатерину . Это была женщина или девица простого звания , совсем необразованная ; избрали ее именно потому , что она несомненно не знала не только латинского языка , но и вообще ничего не ведала . Грандье начал читать заклинание , но на первых же словах слукавил . Текст требника : "Praecipio aut impero" , т. е.повелеваю и приказываю, а он произнес : "Cogor vos" , т. е. я вынужден повелеть вам . Епископ , разумеется , немедленно его остановил , сказав , что церковь не должна говорить в таком тоне с демонами . Грандье , впрочем , и без того не мог дальше говорить , потому что все одержимые подняли ужасающий крик самого возмутительного содержания . Одна из них , сестра Клара , бросилась с бранью на Грандье ; он оставил первую одержимую , Екатерину , и стал отчитывать Клару . При этом он просил позволения говорить с нею по - гречески , так как считалось , что настоящие одержимые говорят на всех языках . Ему это разрешили , но демон устами игуменьи крикнул ему , что он обманщик и изменник , что по договору , заключенному с ним , он не имел права задавать вопросы по - гречески . Но сестра Клара перебила настоятельницу и крикнула Урбану , что он может говорить на каком угодно языке и ему ответят . Урбана этот окрик смутил чрезвычайно , и он замолчал . А между тем одержимые продолжали в один голос вопить , стараясь вырваться из рук своих стражников и броситься на Урбана ; они кричали ему ,что напрасно он отпирается , что это он их всех испортил , он единственная причина их страданий ; они умоляли , чтобы их пустили к нему , отдали его им на расправу , чтоб они могли свернуть ему шею .
    Урбан в великом ( и понятном ) смущении смотрел на эту беснующуюся толпу молодых женщин . Ничег одругого он сделать не мог , как только свидетельствовать о своей невиновности и призывать имя Божие в свою защиту . Потом , обращаясь к епископу , он просил , чтобы было разрешено демонам , если он действительно виноват , сделать с ним что - нибудь , положить на нем какой - нибудь знак , не дозволяя только одержимым непосредственно к нему прикасаться ; этим путем , дескать , и авторитет церкви будет возвеличен , и он , если виновен , будет изобличен и посрамлен . Но на это не согласились , ссылаясь на то , что демоны могут причинить ему , за его отступничество от них , жестокие страдания , увечья , смерть и ответственность за это падет на духовенство , позволившее им распорядиться с колдуном ; опасались также , чтобы вместо возвеличения не вышло посрамления церкви , потому что демоны злы и коварны , и мало ли что они могут выдумать .
    Распорядились унять демонов , т. е. одержимых , чтобы они не шумели . Потом принесли жаровню с углями и кинули в огонь все наузы , которые были отобраны у одержимых . При этом беснования одержимых возобновились с удвоенною силою ; их корчило , сводило , вспучивало , они неистововопили и выкрикивали невозможные слова , приводя в неописуемый ужас всех присутствовавших в храме . Все демоны наперебой устами одержимых изобличали Урбана , напоминали ему , где и когда он сними впервые встречался , о чем шла речь между ними , на чем поладили , какой договор заключали , какие зелья ему были вручены и т. д. , и т. д. Грандье повторял только , что он ничего не понимает и ничего не знает . Курьезно было то , что , осыпая Грандье неистовою бранью , одержимые в то же время называли его своим владыкою , господином . Грандье по этому поводу заметил , что он им не господин и не слуга и что невозможно понять , почему они , величая его владыкою , в то же время собираются его удавить . Многие монашки , сорвав с себя башмаки , кидали их в голову Урбану . При этой глупой выходке он не мог сдержать своего врожденного едкого юмора и сказал : "Ну , черти сами себя начали расковывать ." Вся эта безобразная сцена кончилась тем , что Урбана увели обратно в его тюрьму .
    Суд , вооружившись всеми данными , добытыми следствием , извлеченными из показаний демонов во время заклинаний и при очной ставке , рассмотрел дело Грандье и признал его вполне изобличенным в колдовстве , сношениях с дьяволом и в ереси . Дело рассматривалось сорок дней , и , по словам одного из его историографов , судьи убедились , что дьяволы "не сказали против него ( т. е. Грандье ) ничего такого , что не было правдою". 18 октября 1634 года состоялся приговор , по которому Урбан Грандье был приговорен к сожжению на костре .
    Грандье принял свою ужасную участь с замечательною твердостью . Человек , несмотря на его весьма скверные нравы и поведение , был , очевидно , сильный духом , мужественный и , по - видимому , стоявший духовно много выше своих современников . Он спокойно рассудил , что дело его пропащее , что отстоять себя , т. е. доказать всем этим людям , судившим его , что они нелепо и слепо заблуждаются , он не в силах и что ему надо без разговоров покориться . Сохранилось предание , что за два часа до смерти он спокойно напевал какую - то песенку .
    После приговора Грандье увещали выдать сообщников , обещая за это смягчение кары . Он отвечал , что у него никаких сообщников нет . Кто - то из заклинателей произнес ему в назидание чувствительнейшую речь , которая исторгла слезы у всех присутствовавших ; один только Урбан нимало не был тронут этою речью . На месте казни духовник - капуцин протянул ему крест , Грандье отвернулся от него . Его уговаривали исповедаться , он сказал , что недавнои споведовался . Палач , накинув ему на шею веревку , хотел его задушить , прежде чем его опалит огнем костра , но веревка перегорела , и Урбан упал в огонь . Как раз в эту минуту заклинатель читал экзорцизмы над одною из одержимых , сестрою Кларою . Демон , сидевшийв ней , когда Урбан упал в огонь , вскричал : "Мой бедный владыка Грандье горит !" В ту минуту , когда Урбан готовился испустить дух , демоны забеспокоились ; их потом спрашивалио причине этого волнения , и они сказали , что в ту минуту очень боялись , как бы добыча не ускользнула из их рук , потому что мадонна просила Бога помиловать Урбана .
    На другой день кто - то из демонов в обычной беседе с отчитывателем сказал , что вчера они огромною толпою , демонов двести , волокли Урбана в ад . Видно , что они очень ценили свою добычу .
    - Ты лжешь ,- сказал ему заклинатель , - Урбан обратился ко Господу .
    - Ты сам лжешь ,- возразил демон , - он вовсе не покаялся , из гордости , и притом непризнался , что он колдун .
    - Но в минуту смерти он призывал Создателя .
    - Скажи лучше , что он призывал сатану ; а доказательством , что он не покаялся , служит то , что он вовсе не призывал имени Божьего и не пожелал принять святой воды .- И при этих словах демон , очевидно обращаясь ко всем присутствовавшим при заклинании ,воскликнул : - Милостивые государи , убедительно вас прошу , будьте гордецами ; вы увидите , как мы с ними обращаемся в аду .
    Смерть Грандье не прервала эпидемии , и с одержимыми было много еще возни . Первое время демоны сообщали заклинателям любопытные вести о загробной судьбе Урбана Грандье . Заклинатели заметили , что в то время многие демоны , раньше являвшиеся и заседавшие в одержимых , после казни героя этой истории куда - то запропастились . Заклинатель Сюрен , автор большой книги о луденском мракобесии , полюбопытствовал узнать , что поделывают эти черти , исчезнувшие со сцены , и спросил об этом у "дежурного" демона , оказавшегося налицо во время экзорцизма .
.