На главную.
Архив.

Дело Урбана Грандье . ( "луденские одержимые" )

ФРАГМЕНТ 1

СТР. 3


    - Зачем вошел ты в тело этой девицы ? - спрашивал аббат .
    - По злобе , - отвечал демон .
    - Каким путем ?
    - Через цветы .
    - Какие ?
    - Розы .
    - Кто их прислал ?
    - Урбан .
    - Скажи его фамилию !
    - Грандье .
    - Скажи , кто он !
    - Священник .
    - Какой церкви ?
    - Св. Петра .
    - Кто дал ему цветы ?
    - Дьявол .
    В следующие дни судьи и другие городские чины неизменно присутствовали при всех экзорцизмах . 31 октября игуменья впала в особенно сильный припадок судорог и бешенства . Изо рта у нее била клубами пена . Экзорцизмы читал вышеупомянутый патер Барре . Заклинатель спросил демона , когда он выйдет из одержимой , и тот отвечал : "Завтра утром". На вопрос же заклинателя , почему он упрямится и не хочет выйти тотчас , дьявол отвечал бессвязными латинскими словами : "Pactum , sacerdos , finis"... После того одержимую вновь ужасно встрясло , а затем она успокоилась и с улыбкою сказала патеру Барре : "Теперь во мне больше нет сатаны" .
    Тем временем Урбан Грандье , видя, что он выдвинут на сцену в качестве главного зачинщика во всем этом деле , понял , под какую страшную угрозу он попал , и постарался отвести от своей головы нависшую над нею грозу . Он поспешил подать жалобу , что его оклеветали . У него были сильные друзья , и с их помощью ему удалось на время потушить дело . Его главным заступником оказался митрополит монсиньор де - Сурди . Он оправдал Грандье и запретил патеру Миньону производить дальнейшие экзорцизмы в монастыре , поручив их впредь патеру Барре , в помощники которому он командировал двух опытных заклинателей , монахов Леске и Го . Сверх того последовало запрещение кому бы то ни было другому вмешиваться в это дело .
    А между тем демоны , вселившиеся в монашек , продолжали свое дело ; главное , на вопрос о том , кто именно их послал на одержимых , они продолжали упорно указывать на Урбана Грандье . Может , конечно , показаться диковинным , с какой стати черти изобличали своего верного слугу , подводя его под костер . Но таково уже было общее тогдашнее убеждение ; силою заклинаний дьявола можно было принудить ко всему , сломить всякое его упорство . Благочестивые экзорцисты ужасались чудовищному греху , в который впал Урбан , служитель алтаря , но , припоминая его грешную и полную соблазнов жизнь , только покачивали главами : все , дескать , может статься , коли человек так дурно ведет себя . Надо полагать , что духовенство , производившее экзорцизмы , под влиянием не дружившего с Грандье патера Миньона постепенно распространяло в народе слухи о том , что творится в монастыре и о чем поговаривают дьяволы , засевшие в монашках . Городское начальство дружило с Грандье и готово было затушить дело , но народная молва все росла и росла и стала громко требовать возмездия служителю алтаря , предавшемуся дьяволам . Вести о луденских происшествиях дошли , наконец , и до Парижа , а затем и до короля .
    Король Людовик XIII , быть может , отнесся бы к делу осторожно , но на него , очевидно , оказал давление всемогущий кардинал Ришелье . Временщик имел свои причины недолюбливать Грандье . Молодой , самонадеянный и дерзкий патер написал на него ядовитый пасквиль . Из переписки , захваченной у Грандье , его авторство , раньше только подозревавшееся , окончательно было установлено . Нетрудно догадаться , что раздраженный Ришелье отнесся к своему обидчику без всякой пощады . Вероятно , воздействию кардинала и должно быть приписано то внимание , с которым король отнесся к этому делу . Он командировал в Луден тамошнего провинциального интенданта Лобардемона и снабдил его широчайшими полномочиями на расследование и ведение дела . Лобардемон взялся за свое поручение с тем большим усердием , что одна из наиболее пострадавших урсулинок , а именно сама игуменья , доводилась ему родственницею . Притом же он был горячим и преданным почитателем Ришелье и , зная кое - что насчет вышеупомянутого памфлета , решил хорошенечко взяться за Урбана , чтобы основательно разведать , между прочим , и об этом , т. е. об его авторстве .
    Тем временем проявления одержимости сначала немного утихли , а потом , среди лета 1633 года , вновь бурно возобновились , а главное , на этот раз не уместились в одном монастыре урсулинок , а распространились и в городе . Зараза понемногу проникла даже в окрестности города , и всюду появились девицы , проявлявшие более или менее внушительные признаки одержимости . Две из этих одержимых были отчитаны патером Барре в присутствии Лобардемона , который таким образом запасся добрым фактическим материалом , очень ему пригодившимся . Он нарочно после того съездил в Париж , представился королю , доложил ему о всем и получил новые неограниченные полномочия на расследование и ведение дела .
    В декабре 1633 г. Лобардемон вернулся с этими полномочиями в Луден . Первым делом он арестовал Грандье , отправил его сначала в Анжер , а потом приспособил для его содержания особое помещение в Лудене . Были , конечно , относительно такого особенного арестанта приняты и особые меры охраны ; окна в его тюрьме заложили кирпичами , а дверь заделали прочнейшею железною решеткою ; делалось это , разумеется , из опасения , что дьяволы могут явиться к нему на выручку и вызволить его из тюрьмы ; в этом отношении тогдашние власти проявляли высокую наивность .
    Пока Грандье отсиживал в своей тюрьме , взялись за одержимых и начали их отчитывать . Как мы уже сказали , число этих невинных жертв лукавого значительно умножилось , и их порешили рассадить отдельно по разным домам в городе под надзором надежных лиц . Созвали целую комиссию врачей , чтобы изучать явления , обнаруживаемые одержимыми во время острых припадков беснования ; к ним прикомандировали аптекаря и хирурга . Чертогонов - монахов сначала назначили двух , но потом скоро увидели , что им двум не справиться , и присоединили к ним четырех помощников .
    Демоны каждый день все подбавляли да подбавляли разные новые интересные показания . Все это надо было проверить путем очных ставок одержимых с Урбаном . Тот сначала отказался отвечать на какие бы то ни было обвинения , но потом постепенно разговорился . Чрезвычайно важною обличительною статьею колдуна , как мы уже упоминали еще в первом отделе , служили "печати дьявола" , т. е. особые знаки на теле колдуна , чаще всего анестезированные места , т. е. такие , где не ощущалось боли . И вот дьяволы устами своих жертв показали , что на теле Урбана они наложили несколько таких печатей ; консилиум врачей проверил эти дьявольские изветы , и , увы , они оправдались ; у Урбана нашлось четыре нечувствительных участка на теле . "In duabus natibus circa anum et in duobus testiculis", - сказано в протоколе освидетельствования . Этим устранялись все сомнения в колдовской профессии Грандье .
    Приступили к дьяволу Асмодею ( сидевшему в игуменье Анне Дезанж ) и настаивали , чтобы он сказал , как и когда был им заключен договор с Урбаном Грандье . Добросовестный бес , не желавший выдавать своего верного слугу , сначала начисто отказался отвечать на эти вопросы ; но на него поприналегли с экзорцизмами и принудили его доставить копию с договора , заключенного им с Грандье . Копия была передана одержимою следственной комиссии . Любопытно бы знать , чье изделие представлял собою этот документ , но , конечно , протоколы судилища об этом умалчивают . Приводим курьеза ради дословный перевод этого документа :
    "Господин и владыко , признаю вас за своего бога и обещаю служить вам , покуда живу , и от сей поры отри-цаюся от всех других , и от Иисуса Христа , и Марии , и от всех святых небесных , и от апостолической римско - католической церкви , и от всех деяний и молитв ее , которые могут быть совершаемы ради меня , и обещаю поклоняться вам и служить вам не менее трех раз ежедневно , и причинять сколь возможно более зла , и привлекать к совершению зла всех , кого мне будет возможно , и от чистого сердца отрицаюся от миропомазания и крещения , и от всей благодати Иисуса Христа , и в случае , если восхочу обратиться , даю вам власть над моим телом и душою , и жизнью , как будто я получил ее от вас , и навек вам ее уступаю , не имея намерения в том раскаиваться " . Подписано кровью : "Урбан Грандье".
    Через несколько времени тот же Асмодей передал судьям через одержимую новый документ . Он указывает , какими знаками на теле одержимых будет отмечен выход из их тела его самого и других демонов . Документ был подписан его именем .
    Проверка этого документа на деле представляла большой интерес и была произведена в одной из городских церквей с особою торжественностью , в присутствии целой толпы горожан , с трепетным любопытством следивших за происходившим на их глазах чудом . Асмодей в своем документе точно указал , какие знаки появятся на теле у одержимой ( Анны Дезанж ) ,- мы выше уже упоминали об этих знаках . Церемония началась с предварительной экспертизы . Врачи осмотрели одержимую и удостоверились , что у нее на теле , в указанных Асмодеем местах , нет никаких знаков . После того заклинатель , отец Лактанций , начал экзорцизмы . Одержимая сделала какой - то неимоверный и сверхъестественный изгиб тела , потом распрямилась , и тогда на ее руке , на одежде и на теле оказалась кровь . Врачи вновь ее осмотрели и нашли на ее теле такие самые надрезы , какие были обозначены в бумаге Асмодея . Каким путем убедились в том, что не она сама оцарапала себя во время своих корчей - об этом история умалчивает .
    После всех этих предварительных испытаний было решено поставить Урбана публично на очную ставку со всеми одержимыми . Эта ставка состоялась 23 июня в церкви в присутствии местного епископа , Лобардемона и многочисленной публики . Урбану прочитали прказания , сделанные на него одержимыми , т. е. их демонами . Главным пунктом явились указания на те снадобья , которые служили средствами волшебства . Одно из них , по показанию демона Левиафана , было составлено : из частиц мяса , взятого из сердца невинного младенца , зарезанного во время шабаша , происходившего в Орлеане в 1631 году ; из золы сожженной причастной облатки ; из крови и еще некоего вещества , взятых от Урбана Грандье . С помощью этого снадобья Левиафан , по его показанию , и внедрился в тело одержимой ; но как именно это снадобье было употреблено в дело ? Вероятно , предполагалось , что Урбан натер этою смесью свою предательскую розовую ветку . Наверное не можем сказать . Другое снадобье было выделано из зерен апельсинных и гранатных , и с его помощью в одержимую внедрился Асмодей .
.