| |
Серийные убийцы.
В своих признательных показаниях Банди сообщила большое количество деталей, хорошо соответствовавших известной информации и многое объяснявших. В рамках короткой заметки нет возможности изложить их все, но можно рассказать о некоторых. Так, например, Банди со ссылкой на Дугласа Кларка рассказала о деталях убийства Эккси Уилсон и Карен Джонс. По её словам, Кларк уговорил Уилсон сесть к нему в машину, уже имея намерение её убить. Однако за его разговором с Эккси наблюдала стоявшая рядом Карен Джонс. Кларк понимал, что это опасный свидетель, от которого необходимо будет избавиться. После того, как он застрелил Эккси и отрезал ей голову, Кларк вернулся к тому месту, где находилась Карен, и застрелил её в упор. Голову Эккси Уилсон он привёз в квартиру Кэрол Банди. Самой Кэрол в это время в квартире не было, когда она появилась, то с удивлением увидела Кларка, выходящим из душа с… человеческой головой в руках. На вопрос, что это означает, Дуглас со смехом ответил, что использовал голову вместо «секс-куклы», и философски добавил: «Зачем покупать игрушку в секс-шопе, если вместо этого можно отрезать голову шлюхи и воспользоваться ею?» Дуглас положил голову в морозильник и сказал, что станет время от времени ею пользоваться для самоудовлетворения. И действительно, 26 июня он вытащил замороженную голову Эккси Уилсон из холодильника и приказал Кэрол наложить на неё макияж. Банди выполнила распоряжение — накрасила глаза, замазала синеву тональным кремом. Кларк попытался осуществить совокупление с головой, но быстро отказался от этой затеи — при соприкосновении с замороженной плотью эрекция моментально пропадала. В этой сцене ощущается какая-то запредельная бездна изуверства и бесчеловечия. Есть много задокументированных примеров некрофилии и расчленения человеческих тел, но все они обычно связаны с действиями преступника-одиночки. Здесь же всё происходило на глазах свидетеля, причём не случайного прохожего, а вроде как близкого друга… Даже в голове не укладывается, что думала Кэрол Банди об оральном сексе её интимного друга с отрезанной головой. Инстинкт самосохранения не подсказывал ей, что и её собственную голову могут вскоре вот так отправить в холодильник? Вопросы эти, впрочем, риторические, как можно понять из последующих событий, ни о чём таком Кэрол Банди не задумывалась. Дуглас Кларк понял, что затея использовать отрезанную голову вместо «секс-куклы» провалилась и от опасной улики придётся избавиться. Опасаясь, что на коже могут остаться его отпечатки пальцев, Кларк приказал Кэрол тщательно вымыть отрезанную голову, что та и сделала. Именно поэтому от найденной на следующий день головы Эккси Уилсон исходил запах жидкого мыла. О том, что голова была чисто вымыта, полиция журналистам не сообщала, так что осведомлённость Кэрол Банди о данной детали являлась веским доказательством правдивости её рассказа. Кэрол рассказала, что Кларк привозил её в арендованный им гараж в Бербанке, в котором ей приходилось замывать большие потёки крови. Это заявление было проверено и нашло полное подтверждение. На цементной стяжке пола были обнаружены многочисленные тёмные пятна, которые оказались замытой кровью. Особенно впечатляющим оказался след волочения шириной 60 см и длиной 4,8 м. С точки зрения доказывания вины Дугласа Кларка, большое значение имел кровавый след ноги, оставленный подошвой сапога. Сапог принадлежал Кларку и был найден среди его вещей. Это была улика, которую практически невозможно было парировать. То есть, конечно же, адвокат мог в суде городить какие-то небылицы относительно происхождения кровавого отпечатка подошвы, но задурить головы присяжным не удалось бы и Цицерону.
Другой ценной уликой стала картина с изображением лыжной гонки, висевшая на стене гаража. На её обратной стороне оказались смазанные отпечатки, оставленные кровью, по-видимому, кто-то поправлял картину запачканной в крови рукой. Тщательное изучение ферментативного состава крови показало, что она с высокой вероятностью является кровью Джины Марано (подобный набор ферментов мог встретиться примерно у 1 из 200 женщин — это довольно высокая точность для эпохи, когда молекулярно-генетической экспертизы ещё не существовало!). Особо Кэрол Банди остановилась на том, что после каждого убийства, совершённого Кларком в её автомашине, ей приходилось отмывать от крови салон и сиденья. Убийства совершались в обеих машинах, которыми владела женщина летом 1980 г. — в «бьюике» и «датсуне». «Бьюик» был продан 17 июля 1980 г., т.е. менее чем за месяц до явки Кэрол с повинной. Полиция сумела быстро отыскать автомашину, в ней удалось отыскать ценные улики — пули, выпущенные из обоих пистолетов «raven», а также многочисленные следы замытой крови. Крови оказалось достаточно, чтобы с высокой надёжностью привязать её следы к определённым жертвам. Так один из потёков крови под резиновым ковриком по 7 признакам ферментативного состава совпал с кровью Карен Джонс. В обивке передней двери «датсуна» также была найдена застрявшая в ней пуля 25-го калибра. Реконструкция её траектории убедительно свидетельствовала о стрельбе с водительского сиденья. Вообще же, в этом расследовании было много очень интересных экспертиз, и автор должен признаться, что всерьёз задумался над тем, не написать ли обстоятельную книгу, посвящённую истории разоблачения Банди и Кларка. Ведь здесь помимо захватывающего криминального сюжета имеется и мощный пласт естественнонаучных деталей, представляющих немалый интерес. А кроме того, присутствует и весьма впечатляющая психологическая составляющая, о которой особо будет сказано чуть ниже. Почему Кэрол Банди решилась сделать признательные показания? Ведь её, строго говоря, никто ни в чём не подозревал. Так отчего же она запаниковала? Как ни странно, но нервничать её вынудил Дуглас Кларк. Тот, узнав об убийстве Джека Мюррея, впал в крайнее раздражение, во-первых, потому, что Банди совершила преступление, не посоветовавшись с ним, и, во-вторых, из-за того, что Кэрол забыла забрать с места преступления гильзы. Он заявил Кэрол, чтобы та не рассчитывала на него и не втягивала его в это дело, если полиция выйдет на Банди, то пусть она выкручивается сама! Кэрол возмутило подобное отношение, она резко поговорила с Дугласом, напомнив дружку, что всегда помогала ему в его преступлениях — предоставляла автомашины, потом их отмывала, ездила в гараж, чтобы уничтожить улики там, и т. д. и т. п. Кларк оказался крайне разгневан возражениями Банди, прежде всегда бессловесной. Он заявил, что поможет ей избавиться от улик — отрезаной головы Джека Мюррея и обоих пистолетов, — но пусть она более его не беспокоит. И действительно, вечером 10 августа он забрал пистолеты и куда-то их унёс, потом вернулся и отвёз Кэрол к мусорному баку, в который та выбросила полиэтиленовый пакет с головой своего бывшего любовника. Полиция несколько дней искала голову Мюррея по мусорным бакам и городским свалкам, но так её и не нашла. Последней выходкой Дугласа Кларка, спровоцировавшей нервный срыв Кэрол, явился его демонстративный уход из её апартаментов вечером 10 августа. Перед этим он позвонил какой-то женщине и договорился о совместном походе в ресторан, Банди слышала его нарочито громкие переговоры… Всю ночь она не спала, дожидаясь возвращения любимого, но тот так и не появился. Утром 11 числа Кэрол позвонила одной из своих старых подруг по работе в больнице и рассказала о своих переживаниях, не забыв, разумеется, упомянуть, что её друг является тем самым убийцей девушек с бульвара Сансет, о котором последние недели трезвонят все ТВ-программы и газеты. Подруга, услыхав подобное признание, заявила, что Кэрол обязана сообщить об этом полиции, и если Кэрол этого не сделает, то в полицию позвонит она сама. Банди пообещала сделать необходимое признание и, положив трубку, действительно позвонила по контактному телефону следственной группы. Банди ни в малейшей степени не раскаивалась в убийстве Джека Мюррея и содействию, оказанному преступлениям Дугласа Кларка. При этом, начиная с первого допроса, она постоянно возвращалась к рассуждениям о плохом самоконтроле и провалах в памяти, называла себя «психотиком» и явно намекала на проблемы психиатрического профиля. Замысел её выглядел довольно очевидным — за счёт выдачи полиции Дугласа Кларка получить максимальное снисхождение по обвинению в убийстве Джека Мюррея и либо вообще избежать судебного приговора, отправившись на лечение в психиатрическую больницу, либо получить приговор максимально мягкий. Правда, фокус с «нарушениями психики» не сработал, и Кэрол Банди по результатам психиатрической экспертизы была признана здоровой и подсудной.
Как вёл себя на допросах Дуглас Кларк? На первый допрос его привезли в середине дня 12 августа, к этому времени он уже догадался, что Кэрол находится в полиции и продумал линию своего поведения. Поначалу Кларк демонстрировал готовность к полному сотрудничеству, явно рассчитывая выудить у детективов какую-либо информацию и получить представление о степени их информированности. Он добродушно признал факт знакомства с Синтией Чандлер, заявив, что занимался с Чандлер сексом «раз 6». А признание это он сделал после того, как ему сказали, будто номер его телефона был найден в бумагах Синтии. На самом деле это было не так — никакого телефона в бумагах Синтии не было, да и самих бумаг тоже не существовало, — но Кларк «купился» на эту довольно простую «разводку» и сделал важное признание. Далее ему пришлось признать собственную любовь к поездкам на Сансет и «съёму» тамошних проституток. На вопрос, с каким числом женщин с бульвара Сансет он занимался сексом, Кларк, подумав, уклончиво ответил, что с более чем сотней. Это хорошо объясняло, почему жертвы не боялись садиться к нему в машину — они часто видели его в том районе.
12 августа 1980 г. после 6-часового допроса Дуглас Кларк был арестован. А спустя 2 недели — 26 августа 1980 г. — рядом с шоссе Сьерра, неподалёку от водонапорных башен, были найдены человеческие кости с фрагментами разлагающейся плоти. Давность наступления смерти судмедэксперт определил в 1—2 месяца. Из черепа была извлечена пуля 25-го калибра, выстрел убийца произвёл в затылок. Баллистическая экспертиза доказала, что выстрел был произведён из того же пистолета, каким пользовался убийца женщин с бульвара Сансет. Считается, что это 6-я жертва Дугласа Кларка. Тело это так и не было идентифицировано. Внешность убитой реконструирована, но её имя и фамилия неизвестны до сих пор. По-видимому, эта женщина не жила в Калифорнии и приехала в Лос-Анджелес незадолго до трагической гибели. Её смерть просто никто не заметил… Дуглас Кларк обвинялся в общей сложности по 10 пунктам, 6 из которых были связаны с убийствами женщин с бульвара Сансет, 3 — с покушением на сексуальную неприкосновенность 13-летней «Шэннон О.» и ещё 1 — соучастие в убийстве Джека Мюррея (он отвёз Кэрол Банди к мусорному баку, зная, что та собирается выбросить голову убитого). Детективы, собирая информацию о Дугласе Кларке, отыскали большое число свидетельств присущих ему девиаций. Удивительно то, что он не делал из собственной извращённости особой тайны. Он рассказывал многим людям о своей склонности к садо-мазо-сексу и готовности совокупиться с трупом… Бармен Дэниел Паттон повторил полицейским рассказы Кларка, которыми тот сыпал, сидя за стойкой. Однажды тот рассказал, как перерезал горло женщине во время полового акта, и как завибрировала её вагина… Три любовницы Кларка — три! — сообщили о том, что в 1979 — 1980 гг. тот надевал женское бельё… И так далее, таких свидетельств странных слов и поступков Дугласа очень много. Он не особенно и таился. И никто не называл его «уродом» или «извращенцем», каковым он являлся. Любопытный такой феномен деформации общественного сознания — уже в конце 1970-х гг. американский социум, по крайней мере, в крупных городах, потерял иммунитет и перестал отторгать дегенератов. Одел мужик чулки под джинсы, рассказал собутыльникам о некрофильских фантазиях — ну, подумаешь, быть трансвеститом так весело! — страна-то «свободная», почему бы не пофантазировать и не повеселиться на досуге! Кларк очень деятельно защищался и не признал свою вину. Ни в 1980 г., ни позже. Доказывая свою невиновность, он разработал довольно оригинальную, хотя и легко опровергаемую, версию событий лета 1980 г. Согласно его умопостроениям, убийства проституток на бульваре Сансет совершал Джек Мюррей, любовник Банди, при активной помощи последней. Фактически Дуглас Кларк вместо себя подставил в сюжет Мюррея. До некоторой степени этой мистификации способствовало обнаружение в машине Мюррея светлых волос, которые никак не соответствовали волосам самого Мюррея, его жены или Кэрол Банди. Напомним, что по меньшей мере 3 из 6 убитых проституток являлись натуральными блондинками, так что Дуглас Кларк как бы перебрасывал логический мостик от Мюррея к жертвам с бульвара Сансет. Кстати, происхождение этих волос неясно до сих пор, ясно лишь, что к делу они вряд ли могут иметь отношение, поскольку в микроавтобусе Мюррея была найдена кровь одного только Мюррея. В общем, дурачить суд и следствие у Кларка получалось не очень хорошо. Улики обвинения он опровергал без особых изысков, примерно так: окровавленного следа моего сапога в гараже быть не может, поскольку я гараж вернул арендодателю в мае 1980 г., т.е. ещё до начала убийств (документы, представленные арендодателем, свидетельствовали, что это утверждение ложно и Кларк пользовался гаражом до конца июля). А обнаружение пуль в «бьике» и «датсуне», на которых Кларк активно катался летом того года, он объяснил тем, что стрелял из пистолета, сидя в машинах. Зачем стрелял? Сугубо для того, чтобы опробовать пробивную силу… стрелял в телефонную книгу, хотел удостовериться, пройдёт ли пуля навылет или нет. И вот в таком духе по каждому поводу. Понимая, что записка с телефонным номером Минди Коэн, который он никак не мог узнать, не убив Синди Чандлер, выдаёт его с головой, Кларк добивался отвода этой улики на том основании, что она была изъята с нарушением процедуры, до предъявления ему ордера на обыск. Нельзя не признать и того, что и американское правосудие допустило определённые огрехи, давшие Кларку законные основания оспаривать вынесенный приговор. Дело заключалось в том, что адвокат, представлявший его интересы в окружном суде, являлся алкоголиком и приходил в суд нетрезвым. Он не вызвал тех свидетелей, на вызове которых настаивал Кларк, и это впоследствии дало ему основание утверждать, будто его конституционное право на защиту в суде было нарушено. Мол, я бы доказал своё alibi, но адвокат мне не позволил!
Уже после вынесения смертного приговора Дуглас Кларк добился наделения себя правом осуществлять собственную защиту и представлять самого себя в суде. Пользуясь им, он попытался добиться отмены приговора, сфабриковав собственное alibi. Сняв на законных основаниях копии с материалов уголовного дела и протоколов судебных заседаний, он передал часть документов «на волю». Его подельник — точнее, подельница, звали её Джои Лампьер — переправил их далее заключённому, находившемуся в другой тюрьме по обвинениям, никак не связанным с событиями на бульваре Сансет. По-видимому, предполагалось, что этот заключённый сделает некие признания, снимающие вину с Дугласа Кларка. Сложно сказать, как далеко завела бы фантазия участников этой затеи, но все их карты спутала тюремная администрация, отыскавшая переданные документы. А отыскала она их не просто так, а по наводке тюремного осведомителя. В общем, песня оборвалась, не начавшись. Забавно, что точно такие же или очень похожие комбинации в своё время пытались проделать и многие другие серийные убийцы, например, Тед Банди и Кеннет Бьянки. Они тоже пытались использовать женщин, находящихся на свободе, для фабрикации свидетельств в свою защиту. Во всех случаях эти потуги заканчивались одинаково бестолково, лишний раз демонстрируя несуразно завышенную самооценку, присущую всем серийным убийцам. Подобно всем нарциссам, эти люди придерживаются исключительно высокого мнения о собственных интеллектуальных качествах и при этом недооценивают таковые сотрудников правоохранительных органов. Воистину, дурак измеряет всех своим аршином! Заканчивая это подзатянувшееся повествование, хочется обратить внимание на ещё один любопытный момент. На первый взгляд может показаться, что убийства, совершённые Дугласом Кларком и Кэрол Банди, продиктованы их порочностью. С этим даже вроде бы и не поспоришь — оба участника криминального дуэта совершенно безнравственны и извращённы. Но при этом они почему-то не убивали до встречи друг с другом. Какая такая реакция произошла между ними?
Во второй половине 1930-х гг. американский психолог Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) разработал теорию, хорошо объясняющую феномен возникновения пар сексуальных убийц. Он связал взрывной рост агрессии с резким несоответствием доминантности сексуальных партнёров. По мнению Маслоу, всех людей по их врождённой потребности доминировать можно разделить на 3 ярко выраженных категории: высоко-, средне- и низкодоминантных. Доминантность не связана напрямую с сексуальностью, скорее это одна из граней человеческого темперамента. Также нет связи между потребностью доминировать и либидо (это означает, что низкодоминантный и пассивный партнёр может испытывать сильные сексуальные желания и связанные с ними переживания). Идеальными являются отношения между людьми близкими по уровню доминантности. Причём степень их извращённости не имеет существенного значения — они развлекаются тем и так, что и как допускает диапазон приемлемости партнёра. Это не создаёт проблем ни для них, ни для окружающих, которые вообще никогда не узнают, какими чудесами занимается парочка за закрытыми дверями. Но проблемы с большой вероятностью могут возникнуть в том случае, когда пара образуется из лиц с резко различающейся доминантностью. Причём неважно, какая пара рассматривается — гетеро- или гомосексуальная. В этом случае запредельные фантазии высокодоминантного партнёра не будут встречать противодействия, напротив, соглашательство низкодоминантного будут лишь разжигать эти фантазии. Практически в любом «дуэте» согласованно действующих сексуальных убийц можно видеть ярко выраженного лидера (высокодоминантного вожака) и следующего за ним низкодоминантного партнёра. При этом последний очень часто воспринимается обществом как жертва обстоятельств. Более того, его зачастую считают ещё одним пострадавшим от жестокости высокодоминантного лидера. Такой оценке способствует то, что обычно низкодоминантный партнёр активно сотрудничает с правоохранительными органами и фактически предаёт любовника. Как это сделала Карла Хомолка, «сдав» Пола Бернардо и выступив в роли запуганной жертвы (сейчас она, кстати, на свободе и даже живёт под чужой фамилией, чтобы её не побеспокоили лишний раз злые люди!). Да и пример Кэрол Банди тоже отлично подтверждает этот тезис. Она изображала из себя жертву обстоятельств и ведь добилась снисхождения. Но находясь в тюрьме, Кэрол вела переписку с Ричардом Гейсом, писателем-фантастом, помогавшим ей в молодые годы, и в своих письмах рассказала об истинном восприятии того, чем занималась с Дугласом Кларком. Гейс пережил Банди и после её смерти обнародовал переписку. Теперь мы знаем, что она называла убийство «весёлым занятием» и не раз высказывалась в том духе, что если бы полиция её не остановила, то она бы обязательно продолжила убивать. Кроме того, из частично разглашенных полицией материалов нам известно, что вовлеченность Кэрол Банди в преступления была во многих эпизодах куда более заметной, нежели в этом она признавалась во время следствия. Так, например, первоначально она сообщала о виновности Дугласа Кларка по эпизоду, к которому тот заведомо не был причастен (у него имелось подтвержденное alibi). Узнав о наличии alibi, Кэрол изменила показания и… окружной прокурор разрешил ей это сделать. Спустя много месяцев женщина пошла ещё дальше и сообщила информацию о способе убийства и месте сокрытия трупа, чего её подельник знать никак не мог. То есть истинная вовлеченность Кэрол Банди в убийства, совершенные по официальной версии событий Дугласом Кларком, является вопросом дискуссионным. В отношениях этой парочки всё неоднозначно и никому из участников этого отвратительного криминального дуэта верить нельзя. Следует ясно понимать, что низкодоминантные участники «смертельных дуэтов» никакие не жертвы обстоятельств. Они такие же точно убийцы, что и их высокодоминантные партнёры, просто каждый из участников отыгрывает свою роль. Один с удовольствием командует, другой — с не меньшим удовольствием подчиняется. И каждому нравится то, что он делает. | |
. |