На главную.
ПЫТКИ И КАЗНИ. Пытки.

Из "пыточной" истории Франции : разгром ордена тамплиеров.

Страницы :    (1)     (2)     (3)      (4)      (5)     


     История репрессий в отношении тамплиеров принадлежит к одному из тех тёмных пятен в истории католицизма, что одним фактом своего существования породило массу разного рода мистификаций и недомолвок. Ярким примером последних может быть хорошо известный жителям России многотомный опус Мориса Дрюона "Проклятые короли", который начинается с казни руководителей Ордена и из которого совершенно невозможно понять что именно и почему послужило причиной этой расправы.
     Между тем, и расследование в отношении Ордена Храма, и суд над его рыцарями были достаточно хорошо задокументированы и ныне изучены историками. В целом ( так сказать де-факто ) то, что случилось с тамплиерами с историко-криминалистической точки зрения ( а именно таковая интересна для нас ) куда понятнее, скажем, тех скрытых механизмов, что запускали в 1936-38 гг. знаменитые "кремлёвские процессы".
     Рыцарский орден Храма Гроба Господня был основан в 1119 г. девятью рыцарями, поставившими перед собой цель способствовать охране христианских паломников, направлявшихся в Святую землю, к тому самому Храму, в честь которого Орден и получил своё название. Крестовые походы вернули Палестину во власть христианского мира и недавние жители Парижа, Милана и Вены во множестве поехали в Иерусалим. Первым Великим магистром ордена Храма стал один из его основателей - некий Гуго де Пейен - о личности и обстоятельствах жизни которого известно ныне немного.
     Орден снискал себе славу на полях сражений, можно сказать, что это был воистину сражающийся орден. Во времена военных противостояний и рядовые рыцари, и высшие иерархи ордена оказывались на самом острие удара. Некоторые из Великих магистров героически погибли в боях ( Бернар де Тремеле, Гильом де Саннак в 1250 г., Гильом де Боже в 1291 г. ), некоторые попадали в плен к иноверцам и там принимали мученическую смерть ( Одон де Сент-Аман в 1180 г., Жерар де Ридфор в 1189 г., Арман де Перигор в 1244 г. ). Святой Бернар Клервосский, родственник которого - Андре де Монбар - был Великим магистром, сделал многое для прославления подвигов Ордена в христианском мире.
     Заслуги рыцарей уже в первые десятилетия существования Ордена Храма стали до такой степени очевидны современникам, что некоторые церковыне иерархи стали добиваться всяческого административного укрепления орденской структуры. Во многих европейских государствах начали открываться представительства Ордена ( т. н. комендатуры ), а в 1139 г. буллой Папы Римского Иннокентия Второго Орден Храма был освобождён от перечисления в Рим церковной десятины и получил право собирать её ( десятину ) в свою пользу.
     Надо сказать, это был довольно сильный удар по финансовому благополучию местной церковной администрации. В середине 12-го столетия из почти 700 епископств и приорств, напрямую замыкавшихся на Папу Римского, самоокупаемы были менее половины ( если точнее - 330 ). Из них менее 100 были достаточно богаты для того, чтобы переводить часть средств на содержание Святейшего Престола. Другими словами, 6/7 церковных округов и крупных монастырей не имели денежных излишков и сводили свои бюджеты с большим напряжением. Понятно, что в этих условиях "отщипывание" любого гроша было очень чувствительно не только для епископальной казны, но и для самолюбия самого епископа.
     Был и другой немаловажный нюанс : воюющий орден, снискавший популярность у жителей самых разных европейских государств, сделался получателем больших даров от местной знати и купечества. Не все феодалы отправлялись воевать в Святю землю, но именно поэтому практически все они с особенным удовольствием дарили земли и прочую недвижимость воюющему ордену ( именно таким образом у Ордена, выражаясь современным языком, образовались колоссальные "непрофильные активы" ). Так сложился совершенно уникальный в истории католичества феномен : на многих территориях структуры Ордена стали много богаче местной церковной администрации. Разумеется, и это обстоятельство разжигало антогонизм высшего священства в отношении Ордена Храма.
     Кстати, своим расхожим наименованием - "тамплиеры" - рыцари Храма были обязаны башне Тампль, построенной в центре Парижа и находившейся в распоряжении местной орденской комендатуры.
     Объективности ради следует признать, что не только богатство тамплиеров служило причиной насторожённого к нимм отношения. За почти два столетия своей истории Орден Храма посрамил свою репутацию несколькими крупными скандалами.
     Так, например, в 1148 г. тамплиеры, будучи осаждены в цитадели Дамаска, выдали мусульманам египетского принца-христианина. Этим поступком рыцари спасли собственные жизни и обогатили орденскую казну 60 тыс. ливрами выкупа, полученными от противника. Власти Иерусалимского королевства, устроенного христианами в Святой земле, были возмущены вероломством, проявленным тамплиерами в отношении союзника.
     В 1166 г. рыцари Храма сдали мусульманам стратегически важную крепость на р. Иордан. Видимо, и в этом случае не обошлось без щедрой мзды в орденскую казну. За это предательство 12 рыцарей-храмовников были повешены.
     А в 1187 г. Иерусалимское королевство потерпело фатальное поражение от мусульманской армии под руководством Саладина. Тамплиеры отказались помогать христианам-союзникам. Во всех христианских государствах сложилось мнение, что именно нежелание Ордена Храма бороться с мусульманами предопределило в конечном итоге неспособность европейцев защитить успехи первых крестовых походов.
     Через 12 лет - в 1199 г. - "храмовники" оказались в эпицентре нового громкого скандала, обсуждавшегося во всех столицах католического мира : епископ Тивериады оставил на ответственное хранение Ордену 1300 безантов золота. Обратно это золото он получить не смог. Разневанный епископ Сидона предал анафеме всех тамплиеров. Дело явно шло к вооружённому столкновению между враждующими сторонами. Пришлось вмешаться Папе Римскому Иннокентию Третьему, который... отрешил от сана епископа Сидона. Тамплиеры же золото его хозяину так и не вернули. История эта во многом осталась загадочной, поскольку обстоятельного объяснения в сочинениях современников не нашла.
     Ещё одна малопонятная история случилась много позже - в 1263 г. Тогда от Церкви был отлучён тамплиерский маршал Этьен де Сисей. Сделал это Римский Папа Урбан Четвёртый, высший куратор Ордена Храма. Какого рода маршальские грехи вызвали столь суровую кару ныне неизвестно, поскольку это не нашло отражения в документах того времени. Можно лишь быть уверенным в том, что Папа Римский, приняв решение об отлучении, руководствовался очень вескими основаниями.
     Однако через несколько лет его преемник - Папа Климент Четвёртый - отлучение снял.
     В ряду малодостойных страниц орденской истории можно упомянуть и то, как тамплиеры выкупали из арабского плена французского короля Людовика Девятого ( Святого ). За французского монарха "неверные" назвалиумопомрачительную по тем временам величину выкупа : 25 тыс. ливров. Только тамплиеры в г. Аккра могли сравнительно быстро её раздобыть. Однако, орденское начальство отнюдь не поспешило со спасением Людовика. Великий магистр Ордена Рено де Вишье в переписке с Папой Римским принялся доказывать ненужность выплаты выкупа, ведь даже своих собственных магистров тамплиеры не выкупали ! Когда же Папа прямо потребовал от Великого магистра выплаты выкупа, тот вступил в торг с арабами, стараясь сбить цену. В конечном счётё ничего у Рено де Вишье не получилось и сумму выкупа Ордену тамплиеров пришлось выплачивать полностью, однако, репутации Ордена этот торг нанёс огромный урон. Когда в 1250 г. освобождённый из плена Людовик Девятый повстречался с со своим освободителем, Великом магистром Ордена Храма, то не подал ему руки для поцелуя, нанеся тем самым оскорбление его личному достоинству. Поэтому, кстати, иногда Рено де Вишье называют "обесчещенным магистром".
     Т. о. можно видеть, что в истории Ордена Храма удивительным образом совмещаются как проявления высокого воинского мужества и самоотречения во имя долга, так и говоря осторожно, деяния весьма двусмыленные. Это ощущение двусмысленности ещё более возрастёт, если внимательнее присмотреться к хозяйственной деятельности Ордена.
     После ухода в 1291 г. из г. Аккры, последнего оплота европейцев в Малой Азии, орден тамплиеров руководил своими отделениями на следующих европейских территориях : 1. Франция, 2. Англия, 3. Пуату, 4. Венгрия, 5. Арагон, 6. Португалия, 7. Апулия. Кроме того, в полном распоряжении тамплиеров находился остров Кипр. Все орденские "комендатуры" в пределах одной большой территории сводились в "капитулы", которые в свою очередь образовывали "провинции" ( таковых было 7 ). К этому моменту Орден Храма владел огромными материальными ценностями : более 9 тыс. замков, дворцов и каменных строений, более чем 2 млн. гектаров пахотных земель во всех концах католической Европы. О бюджете Ордена в денежном выражении мы судить не можем ввиду его секретности ( об этом мог знать только Папа Римский и высшие чины его курии ), но не подлежит сомнению, что он был весьма велик и сводился с большим профицитом.
     Тамплиеры изобрели вексель и разработали основные приёмы обращения с ним, сохранившиеся без изменений до нашего времени. Фактически именно тамплиеры придумали и дорожные чеки, только исполнялись они не в виде особого финансового документа, а как обычная расписка : человек, отправлявшийся в путешествие в другой конец Европы, сдавал деньги в местную тамплиерскую "комендатуру", получал расписку, а по прибытии на место предъявлял её в аналогичной "комендатуре" и забирал деньги. Об операциях по конвертации валют и говорить особо не стоит : тут тамплиеры стояли вне конкуренции. Лишь после разгрома Ордена на первое место в Европе по обменным операциям выдвинулись итальянские банкирские дома, которым с течением времени всё большую конкуренцию стали составлять банкиры-евреи. Можно сказать, разумеется, с поправкой на специфическую религиозно-идеологическую составляющую, что Орден тамплиеров явился прообразом единого Европейского Банка, действовавшего без оглядки на национальные границы и законы.
     Разумеется, это обстоятельство тоже не нравилось многим правителям Средневековья. Феодал оказывался отнюдь не полновластным хозяином на своей территории. Помимо местного епископа ( зачастую весьма бедного и всегда безоружного ), на его территории действовала мощная сила с которой ничего нельзя было поделать : ни подкупить, ни запугать, ни выгнать вон. Какому же самодержавному властителю такое понравится !
     Необходимо подчеркнуть, что Орден Храма принадлежал к категории т. н. нищенствующих монашеских орденов, т. е. при вступлении в Братство все его члены отказывались от владения имуществом, деньгами и ценностями, которыми располагали, и обещали нестяжать их в дальнейшем. Из личного имущества тамплиер сохранял только кинжал и пояс ( Согласно легенде, когда Великий Магистр Жерар де Ридфор впервые попал в плен к Саладину, халиф спросил, какой выкуп за него могут заплатить тамплиеры ? Магистр расстегнул пояс с кинжалом и бросил его к ногам арабского вождя, сказав : "Вот всё, что ты можешь получить от тамплиеров !" Надо сказать, что Ридфор всё же был впоследствии освобождён, однако, через некоторое время вторично попал в плен и был зверски замучен мусульманами. ). Рыцари Храма приносили обет никогда не прикасаться к женщине. Кроме того, согласно орденскому уставу все рыцари д. б. исповедоваться только своим орденским священникам, т. н. капелланам. Эта норма, дарованная Папой Римском и расценивавшаяся самими тамплиерами как особая льгота, представляется особенно важной в контексте тех обвинений, что были выдвинуты против Ордена.

( на следующую страницу )


eXTReMe Tracker

Warning: include(/home/infosphere/tmp/stat.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/infosphere/murders.ru/docs/pederasty_v_sytanah_1.html on line 83

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/infosphere/tmp/stat.php' for inclusion (include_path='.:/home/infosphere/murders.ru/php') in /home/infosphere/murders.ru/docs/pederasty_v_sytanah_1.html on line 83