ЛЕНТА. Заметки на полях по тематике сайта.
©А.И.Ракитин, 2024 гг.
©"Загадочные преступления прошлого", 2024 гг.
Дом смерти в тупичке Ронсин
стр. 1 стр. 2 стр. 3 стр. 4
В день смерти Фора его любимая любовница не намеревалсь с ним встречаться вообще. Во-первых, она плохо себя чувствовала, а во-вторых, ей предстояло позировать для портрета [сие чрезвычайно утомляло Маргариту Штайнхаль]. В течение дня ей трижды звонили из Елисейского дворца и настоятельно рекомендоали приехать на рандеву с Президентом. В ходе первого телефонного разговора с Ла Галлем, секретарём Фора, Маргарита заявила, что приехать не сможет, при этом она сослалась на причины, упомянутые выше. Второй телефонный звонок сделал Президент лично, по его голосу и интонациям Маргарита поняла, что Феликс Фор находится в состоянии наркотического опьянения. Президент был возбуждён и несколько раз повторил, что Маргарита ему "нужна". По-видимому, кокаин "подогрел" половое влечение президента и тот не желал напрасно терять сексуальный порыв. Впрочем, подобные пустяки мало интересовали Маргариту. Любимая любовница сообщила Фору, что не готова встречаться с ним и хотя президент настаивал на необходимости увидеть её, Маргарита решительно отказала. Она думала, что на этом всё закончится, но около 18 часов опять позвонил Ла Галль и без лишних церемоний сообщил, что её приезд совершенно необходим и боковая калитка в ограде Елисейского дворца, через которую Штайнхаль обычно проходила, будет открыта с 18 часов.
Маргарита поняла, что это приказ и увильнуть она никак не сможет. Извините автора за низкий слог, но шлюха есть шлюха вне зависимости от того, обслуживает ли она гонорейного матроса в каком-нибудь условном Гавре или президента Французской республики. Её сексуальные услуги - это товар и она обязана его предоставить тем более в том случае, если на этом настаивает vip-клиент. Грубо, но по существу абсолютно точно!
Маргарита прибыла в Елисейский дворец и прошла на территорию прилегавшего к нему парка через боковую калитку, как это всегда происходило и ранее. Президент встретил её в "своей" части дворца [помимо "президентского" крыла во дворце существовало и крыло "жены президента", в каждом из которых находились свои парадные, рабочие и жилые помещения]. Секретаря Ла Галля на месте не было, вместо него рядом с Президентом находился его пожилой слуга по фамилии Блондель. Примечательно, что согласно официальной версии тех событий, именно Ла Галль был рядом с Феликсом Фором от начала заболевания последнего до момента смерти, однако в действительности это было не так.
Для интимных утех президент обычно приводил женщин в т.н. "голубую" гостиную - Фор никогда не позволял любовницам входить в свой рабочий кабинет - но именно в тот вечер в помещении гостиной проводился ремонт. Поэтому Фор повёл Маргариту в комнатку Блонделя - небольшой закуток рядом с канцелярией. Там не было ни дивана, ни даже сколько-нибудь удобного кресла, поэтому соитие могло иметь характер быстрого сексуального контакта без особых изысков. Дверь в комнату слуги была оставлена открытой, сам Блондель находился находился неподалёку [он несколько раз входил и выходил из канцелярии]. Сделано это было для того, чтобы Фор мог поддерживать связь со слугой голосом, благодаря чему последний имел возможность быстро сообщить Фору важную информацию [если бы в том возникла необходимость]. На самом деле объяснение о необходимости поддерживать связь голосом представляется довольно надуманным, гораздо вероятнее то, что Феликс Фор попросту являлся эксгибиционистом и присутствие слуги, имевшего возможность наблюдать за сексуальными игрищами патрона, служило для стареющего Фора дополнительным возбуждающим фактором.
В момент орального удовлетворения с президентом, по-видимому, приключился апоплексический удар, он рефлекторно схватил Маргариту за волосы и с силой дёрнул несколько раз. Женщине пришлось бороться прежде чем она освободилась от запутавшихся в волосах пальцев, в процессе этой борьбы она поняла, что с Феликсом происходит нечто ненормальное, не имеющее отношение к пароксизму страсти. Перепуганная, Штайнхаль выбежала из комнаты Блонделя и бросилась вон, слуга, соответствено помчался к Фору. Блондель поднял и застегнул брюки президента и буквально на руках перенёс его в комнату отдыха, находившуюся позади рабочего кабинета. Там он уложил своего патрона на кушетку и только после этого стал звонить врачам.
Описанные события произошли немногим позже 19 часов. Феликс Фор скончался между 22 и 23 часами.
Всякое упоминание в официальных документах о присутствии Маргариты Штайнхаль в Елисейском дворце в то время, когда Фелику Фору стало плохо, было сочтено недопустимым. Также никогда не упоминалось о том, что президент почувствовал себя плохо в комнате личного слуги в то самое время, когда ни секретаря, ни работников канцелярии не было поблизости - то и другое выглядело слишком подозрительно.
Вдова президента и его дочери поддержали официальную версию, хотя она, как видим, имела мало общего с правдой. Однако когда слухи об истинной картине произошедшего стали циркулировать в Париже, жених старшей из дочерей президента - Люси Фор - решил объясниться с нею. Этим женихом являлся Марсель Пруст, уже прославившийся к тому времени писатель, чья карьера находилась что называется на взлёте. Пруст рассчитывал услышать опровержение сплетен, порочащих светлое имя Феликса Фора, но к своему удивлению он услышал их подтверждение. Люси была в курсе похождений отца и... закрывала на это глаза. Марсель Пруст был до такой степени поражён цинизмом Люси Фор, что заявил о разрыве всяких отношений. Кроме того, он остановил работу над романом "Жан Сантей", который писал 3 последних года. Дело заключалось в то, что этот роман Пруст предполагал посвятить Люси Фор и об этом все знали, однако в свете последних открытий, посчитал невозможным это сделать. Роман этот так и остался незакончен [его черновой вариант был издан только в 1952 году, спустя 30 лет после смерти автора].
Таким вот неожиданным образом смерть президента и его интрига с Маргаритой Штайнхаль отразилась на судьбе старшей дочери Фора.
Несмотря на то, что официальная версия смерти Фора была поставлена под сомнение уже в первые недели после его ухода из жизни, власти делали хорошую мину при плохой игре и игнорировали острые вопросы газетчиков. 28 февраля Феликс Фор был предан земле на кладбище Пер-Лашез с отданием подобающих государственных почестей.
Надгробие на могиле Феликса Фора на кладбище Пер-Лашез.
Что же последовало далее?
Как будто бы ничего. Маргарита жила вместе с Адольфом, супруги растили дочь Марту и в их жизни вроде бы всё было хорошо. Художник много работал - начало XX-го столетия стало пиком его творческой активности. Связи жены очень помогали - Адольф не только выполнял многочисленные заказы частных клиентов, но и получал весьма выгодные государственные контракты.
Его отношения с женой оставались стабильны, при этом они договорились их формализовать довольно необычным образом. Если кому-то из супругов требовалось повидаться, он через слугу подавал "запрос" - записку, в которой объяснял причину встречи и предлагал удобное для встречи время. По получении такого "запроса" другой супруг принимал решение и через слугу передавал письменный ответ, дескать, встречаемся в будуаре 1-го этажа в час пополуночи, форма одежды - эротически-вызывающая на голое тело. Если кто не понял последнюю фразу, то поспешу пояснить - это шутка автора.
Интимные отношения между супругами не прекращались, но они осуществлялись также посредством подачи соответствующих "запросов". Это важная деталь, на которой сейчас необходимо сделать акцент. Хотя практика написания записок может показаться на первый взгляд абсурдной, в действительности она была вполне здравой. Поскольку супруги вели весьма активную половую жизнь с посторонними лицами, никто из них не желал попадать в неловкое положение из-за внезапного появления любимой "второй" половинки.
Как свидетельствует житейский опыт, мудрый муж никогда не приходит домой внезано дабы не узнать лишнего. Во избежание, так сказать... Маргарита и Адольф устранили проблему "внезапного появления", договорившись о необходимости перед каждой встречей подавать "запрос".
Семья Штайнхаль: Адольф, Маргарита и Марта (около 1902 года).
Можно ли было назвать брак этих людей счастливым? Однозначно нет, но этот брак был очень удобен обоим. В этом крылся залог его устройчивости и долголетия. Наши юные современники из "поколения ЕГЭ", научившиеся работать с браузерным переводчиком и прочитавшие полторы страницы из любой книги Марисы Раддер (Marisa Rudder), в этом месте наверняка назовут Адольма Штайнхаля "cuckold"-ом, "sub"-ом ("подчиненным") или "buttom"-ом ("нижним"), однако явление, с демонстрацией которого мы только что столкнулись, намного сложнее. Понятно, что обормотов из "поколения ЕГЭ" сложному не учат, но Тот-Кто-Создавал-Этот-Мир не сдавал ЕГЭ и не интересовался "теорией доминантонсти". Поэтому Он устроил человеческую сексуальности намного сложнее.
Следует признать, что многолетние сексуальные отношения состоящих в браке мужчины и женщины могут оказаться очень разнообразны и порой выходят далеко за те формальные границы, что очерчивавет "теория доминантоности". Согласно последней, люди независимо от половой принадлежности разделяются на 3 категории [высоко-, средне- и низкодоминантых] и если доминантность одного из супругов яно превалирует над доминантностью другого, то он подавляет партнёра и начинает творить всякое. То есть получается примерно тот вариант, который задорого продаёт несчастным американцам Мариса Раддер [дабы более не возвращаться к этой женщине и её наукообразной писанине, замечу, что она в точности следует расовым бредням Луиса Фарахана и является нацистом, которого надлежит судить]. Однако в реальной жизни, а не в американском "сферическом вакууме", всё получается намного хитрее и запутанее.
"Доминантность" не является константой - это тонкая настройка человеческой психики, которой люди могут до некоторой степени управлять. Причём некоторым это удаётся делать в весьма широких пределах.
Примеры того, как сексуальные потребности некоторых людей проявляют себя в реальной жизни могут вызвать оторопь и поставить в тупик. Чтобы далеко не ходить за примерами, обратимся к нескольким хорошо известным примерам из отечественной истории. Давайте посмотрим на "брак втроём" Николая Алексеевича Некрасова, Авдотьи Яковлевны Панаевой и Ивана Ивановича Панаева. Эти очень странные отношения растянулись на 16 лет и продлились вплоть до смерти Ивана Панаева в начале 1862 года. Казалось бы, тут-то Некрасов и должен был воссоединиться с горячо любимой чужой женой, но... Нет! Без мужа отнощения Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой моментально расстроились и они расстались. После чего Авдотья вышла замуж за публициста Апполона Филипповича Головачёва. Этот замечательный публицист был младше неё на 11 лет.
Фантасмагоричненько, правда? Попробуйте, разберитесь, кто в этих 3-сторонних отношениях кем повелевал, кто был "верхом", а кто - "низом". Особенно примечательна следующая мелочь: Панаева написала "Воспоминания", в которых много и едко комментировала отношения Ивана Тургенева и Полины Виардо, но при этом ни единым словом не прокомментировала собственную интимную жизнь. Знаете почему? Нет, вовсе не из скромности или стеснительности. Объективный пересказ того, чем, как и с кем занималась литературная семья Панаевых, а также откровенный комментарий к их проделкам превратил бы текст автобиографии в порнографию, которую невозможно было бы продавать открыто.
Вот другой пример "брака втроём", кстати, очень похожий - Владимир Маяковский и чета Бриков - Лиля и её любящий муж Осип. Семейные отношения Лили и Оси продлились 13 лет, из которых 7 были украшены присутствием в их квартире и спальне будущего выдающегося поэта Маяковского.
Хотя ещё более выразительным и запутанным является пример Великих князей - Цесаревича Николая Александровича и его младшего брата Георгия Александровича, деливших между собой балерину Кшесинскую. Делили они её столь весело и самозабвенно, что старший, разъяренный пикантными шуточками на эту тему Георгия, известного весельчака и острослова, вышел однажды из себя до такой степени, что сбросил его с большой высоты в трюм императорской яхты.
Кстати, запутанные близкородственные отношения вообще были весьма распростарнены в странах христианской цивилизации не только среди представителей образованного сословия, но и черни. Хотя, разумеется, являлись своеобразной "зоной умлочания". Широко распространенное в XIX столетии в России слово "снохачество" как раз-таки означало интимные отношения снохи (т.е. жены сына) со свёкром (отцом мужа). "Снозхачество" исчезло с ростом урбанизации и распылением крестьянских общин, поэтому современный человек вряд ли поймёт истинный смысл пословицы "небось не лужа, останется и для мужа". А пословица эта как раз про "снохачество". Примерно из той же категории отношения кумовьёв (крёстных родителей), про которые в народе тоже любили пошутить ("что за кума, коль под кумом не была", "красивая кума проживёт и без ума" и т.п.). Вообще же, народные пословицы с сексуальным подтекстом - это позабытый ныне кладезь мудрости, не зря же в советское время в сборники пословиц и поговорок их не включали, в этих сборниках представлены подборки преимущественно про погоду да на тему "народ против угнетателей".
Подводя итог этому отступлению, хочется отметить следующее. Весьма часто формально моногамные браки таковыми не являются. И происходит это вовсе не по причине злонравия и распутства одного из членов семейного союза. Нет, для устойчивого поддержания такого брака никакого особого принуждения внутри пары не требуется - перед нами вполне осознанный выбор обоих.
Это очень важный для нашего дальнейшего повествования вывод, ибо будет совершенно неверно полагать, будто распутная Маргарита Штайнхаль мастырила бедолаге Адольфу рога, а тот беспробудно тосковал и пребыввал в унижении. Нет, он нисколько не чувствовал себя униженным - его такой формат отнлшений полностью устраивал. В точности по ещё одной забытой русской пословице на сексуальную тему: "при старом муже молодая не тужит" [Маргарита была младше Адольфа на 17 лет, так что пословица в точку!]. И если говорить начистоту, то есть такое сильное убеждение, что сам же Адольф и навязал Маргарите подобный формат отношений. Скорее всего он являлся гомосексуалистом и довольно привлекательная и сексуально активная молодая жена служила отличной маскировкой его неодобряемых обществом наклонностей.
Адольф и Маргарита Штайнхаль (1908 год). Какие милые голубки, не правда ли? Когда знаешь подноготную интимных отношений этой пары, фотография начинает играть неожиданными красками, скрытыми смыслами и просится на озорной демотиватор.
Автор не может доказать предположение о неестественных наклонностях Адольф Штайнхаля, но если мы вспомним внезапное возвращение Маргариты из брачного путешествия и её призыв к матери "забрать домой обратно", то такое предположение представляется не лишенным здравого смысла. Правда, многомудрая мамочка объяснила дочери, что её положение имеет массу плюсов и вскоре Маргарита убедилась в этом сама, так что брачный союз не только не распался, но вполне благополучно просуществовал почти 18 лет.
Всё, написанное выше - и про Президента Феликса Фора, и про семейную жизнь Маргариты Штайнхаль - является лишь преамбулой к тому криминальному сюжету, что представляет собой основное содержание этого очерка.
Ранним утром 31 мая 1908 года - около 6 часов или немногим позже - в спальню Марты явился слуга Штанхайлей. Звали его Реми Куйяр (Remy Couillard), он намеревался отдёрнуть шторы на окнах, но сделать этого не успел. Его остановил громкий женский крик "Вор! Вор!" В первые мгновения Куйяр даже не понял кто это кричит и кому адресовано услышанное. Потребовалось некоторое время, прежде чем слуга отдёрнул штору и понял, что именно происходит.
На кровати Марты лежала её мать - Маргарита Штайнхаль - с верёвкой на шее и связанными за спиной руками. Куйяр метнулся на веранду, до которой было недалеко, и там отыскал в корзинке со столоыми принадлежностями хлебный нож. Вернувшись в спальню Марты, Реми быстро разрезал верёвки и освободил Маргариту.
"Законники" прибыли очень быстро, поскольку Реми по поручению Маргариты позвонил не только в полицию, но и ряду её влиятельных друзей и подруг. Маргарита Штайнхаль, двинаясь по дому, обнаружила, что дверь в спальню Адольфа заперта и тот не откликается на её голос. Женщина стояла под дверью и обсуждала с Реми Куйяром, где может находиться ключ и как лучше поступить с запертой дверью и именно в эту минуту в дом вошёл первый полицейский. Его сопровождала кухарака Мариетта Вольф.
Маретта Вольф, кухарка (рисунок слева) и Реми Куйяр, камердинер Адольфа Штайнхаля (справа).
В течение последующих нескольких минут последовали пугающие открытия. В спальне Маргариты был обнаружен труп её матери Эмили. Тело лежало поперёк кровати, ноги свешивали, но не доставали пола, руки и ноги умершей оказались связаны, во рту находился кляп. В спальне Адольфа - она находилась напротив спальни Маргариты, через коридор - находился труп художника.
Так дом №6 в тупичке Ронсин одномоментно превратился в известный всей Франции "дом смерти". Двойное убийство, совершенное в его комнатах в ночь с 30 на 31 мая 1908 года, стало одним из самых необычных в истории Парижа - города, история которого, вообще-то, весьма богата разного рода криминальными тайнами.
Вид дома №6 в тупике Ронсин. На обоих фотоснимках можно видеть одну и ту же часть здания и придомовой территории - ту, что выходит в тупик. Фотография слева сделана с уровня земли, точнее, улицы, справа - с крыши дома напротив. На этом снимке хорошо виден небольшой садик и крыша примыкавшей к дому веранды. В левой нижней части этой фотографии можно видеть крышу каретного сарая. Большие окна 2-го этажа, хорошо заметные на обеих фотографиях, служили для освещения большой мастерской. Два узких окна над ними относятся к комнате камердинера Куйяра - именно в ней слуга провёл ночь с 30 на 31 мая.
В числе первых в дом в тупике Ронсин прибыл и Октав Хамар, уже упоминавшийся выше высокопоставленный сотрудник "Сюрте". Именно Хамар проводил сбор информации по факту смерти президента Фора 16 февраля 1899 года. Теперь же он дейтсвовал уже не как контрразведчик, а как начальник уголовной полиции. Хамар лично провёл первые допросы и осмотрел место совершения преступления, хотя, разумеется, в доме работал не он один, а почти 2 десятка детективов и полицейских врачей.
Поскольку этот человек упоминался ранее и ещё встретится в последующем, следует сказать о нём несколько слов. Родился Октав в сентябре 1861 года, то есть на интересующий нас момент времени ему уже исполнилось 47 лет. Будучи выходцем из семьи судебного исполнителя из глухой провинции, он не имел возможности получить серьёзное образование, гарантировавшее надёжный доход. Октав хотя и имел живой ум, отличную память и завидное телесное здоровье явно не понимал, как ему жить и чем заниматься. Сначала он поступил в армию, но отслужив несколько лет унтер-офицероом в артиллерийском полку в Орлеане, понял, что эта стезя не для него. Демобилизовавшись, Хамар в ноябре 1887 года купил лицензию на осуществление нотариальной деятельности в Париже.
К тому времени ему уже исполнилось 26 лет и перспективы на будущее представлялись ему, должно быть, весьма туманны. По здравому размышлению он решил устроиться в полицию и подал свою кандидатуру на должность секретаря (делопроизводителя) полицейского участка. Октаву удалось получить рекомендательные письма от 2-х сенаторов, депутата городского собрания и главы муниципалитета - это помогло ему 23 февраля 1888 годат поступить на должность помощника секретаря полицейского участка. Через 14 месяцев - в конце апреля 1889 года его назначили секретарём полицейского участка.
Хамар так бы и остался, скорее всего, никому неизвестной "чернильной душой", коих в тогдашней столичной полиции имелось немало, если бы не драматический случай, резко изменивший его карьеру. В июле 1889 года произошёл пожар на фабрике фейерверков, грозивший столице и её жителям самыми серьёзными неприятностями. Однако распорядительность Хамара, приказавшего пробить стену, мешавшую подвозу бочек с водой, позволила минимизировать ущерб. Инициативность Хамара и присущая ему быстрота принятий решений были замечены и отмечены - его наградили серебряной медолью 2-й степени и назначили 25 июля 1889 года секретарём Управления полиции.
Это была уже весьма заметная и ответственная должность. В течение нескольких последюущих лет Октав неустанно работал, оправдывая оказанное ему высокое доверие, и в июле 1893 года руководство столичной полиции рекомендовало министру внутренних дел рассмотреть вопрос о назначении Октава на должность комиссара в "одну из особых служб". В июле 1894 года Хамар зачислен комиссаром в штат контрразведки (службы безопасности). Именно Хамар 12 июля 1898 года арестовал майора Фердинанда Эстергази (Charles Marie Ferdinand Walsin Esterhazy), что вошёл в историю своей причастностью к знаменитому "делу Дрейфуса" [тогда же Октав арестовал и его любовницу по фамилии Пэйс (Pays)]. А в ночь на 17 февраля следующего 1899 года Октав во главе подчиненной ему бригады контрразведчиков провёл в Елисейском дворце дознание по факту смерти президента Феликса Фора, о чём в своём месте уже упоминалось.
Октав Хамар (рисунок из газеты 1909 года).
На контрразведывательном поприще Октав Хамар проявил себя с наилучшей стороны и в конце мая 1902 года стал заместителем начальника службы, а ещё через полгода - в ноябре 1902 года - её начальником. Совсем скоро - через 11 месяцев, в октябре 1903 года - Октав получил чин дивизионного комиссара и возглавил службу охраны, занимавшейся госохраной руководителей государства и важнейших объектов госуправления.
В эти годы Хамар много работал с представителями дипломатической миссии Российской империи во Франции и сотрудниками российского корпуса жандармов. Последние вели слежку за политическими эмигрантами из России и подрывную работу, направленную на развал и стравливание революционных ячеек и групп. Заслуги Октава на этом поприще были оценены российскими властями достаточно высоко - в декабре 1904 года он был удостоен российского ордена Святого Станислава 3-й степени.
Успешно поработав на ниве государственной охраны, Октав получил новое важное назначение - он в 1907 году возглавил столичный уголовный розыск. Подобное назначение не являлось понижением - этот перевод был осуществлён в рамках принятой во Франции тех лет практики регулярной ротации руководящих кадров правоохранительных органов для уменьтшения риска создания устойчивых коррупционных связей. Логика в таком методе профилактики коррупции имеется, но сейчас он практически нигде в мире не используется в силу самых разных специфических причин [главная из которых - стремление не раскрывать назначенцам из другим ведомств агентурно-осведомительских аппарат и систему конспиративной связи с ним].
Первоначальным осмотром места совершения преступления было установлено следующее:
- преступники проникли в дом через веранду, выходившую в небольшой сад;
- замок на двери веранды был открыт посредством использования отмычек, на что указывали узнаваемые царапины на металле;
- первой, по-видимому, подвергалсь нападению Маргарита Штайнхаль [спальня дочери, в которой легла спать женщина, находилась ближе прочих помещений к лестнице, по которой поднялись из веранды преступники];
Веранда через которую преступники проникли на лестницу.
- полицейский врач по фамилии Пюх (Puech) изъял верёвку, использованную для связывания Маргариты Штайнхаль, и кляп из куска ваты, вставленный ей в рот, с целью последующего изучения этих улик [кляп лежал на подушке, по слвоам Маргариты Штайнхаль ей удалось его выплюнуть];
- далее последовало нападение на Эмили Джапи, мать Маргариты, и её связывание в спальне дочери [Маргарита уступила матери свою спальню, а сама перебралась в спальню Марты];
- Эмили Джапи оказалась связан идентично тому, как это было проделано в отношении её дочери Маргариты - руки охвачены за спиной петлёй, далее накидная петля вокруг шеи, в рот вставлен кляп из куска ваты;
- Эмили Джапи, по-видимому, попыталась встать с кровати и ей даже удалось опустить ноги на пол, но затянувшаяся петля вкупе с кляпом, вставленным глубоко в рот, привела к удушению женщины;
- Адольф Штайнхаль, облаченный в халат, был убит на пороге из своей спальни в ванную комнату, тело выглядо таким образом, будто мужчина сначала опустился на колени и во время агонии откинулся назад [ноги трупа остались подогнуты];
- Для убийства Адольфа Штайнхаля был использован 3-метровый обрезок шнура толщиной 8 мм, который набрлосили мужчине на шею сзади;
- бюро, находившееся в будуаре между спальнями Марты и Маргариты Штайнхаль, было раскрыто и очевидно подверглось грубому обыску;
- в том же будуаре на полу перед бюро лежал ворох бумаг и коробок, по-видимому, извлеченных из бюро и среди них большой кусок ваты, похожей на ту, что использовалась в качестве кляпов для Эмили Джапи и Маргариты Штайнхаль.
Фотографии будуара между спальнями Марты и Маргариты Штайнхаль. На снимке внизу можно видеть предметы, извлеченные преступниками по время обыска бюро и брошенные на пол. Внизу - запертое и опечатанное бюро, подготовленное к вывозу в здание полицейског оуправления.
Доктор Пюх, осмотревший трупы на месте их обнаружения, отметил, что процесс посмертного окоченения зашёл уже достаточно далеко. На основании этого наблюдения он сделал предположение о времени наступления смерти - произошло это в интервале от получночи до 2 часов ночи 31 мая.
Детективы, осматривавшие дом, обратили внимание на то, что преступники осматривали бюро в будуаре между спальнями и стеллаж с постельным бельём в спальне Маргариты Штайнхаль [в той комнате, где был найден труп Джапи]. Если нападавшие являлись грабителями, то их интерес к этим предметам обстановки был понятен, но при этом вызывало недоумение полное игнорирование тумбочки, стоявшей в спальне Адольфа Штайнхаля. Вообще же, обстановка в спальне хозяина дома осталась нетронутой и казалось, что преступники в эту комнату вообще не входили.
Что рассказали люди, находившиеся в доме в ночь нападения?
Реми Куйяр, спавший в комнате на 3-м этаже, над мастерской художника, заявил полицейским, что ничего подозрительного ночью не видел и не слышал. Во время допроса, проводившегося Октавом Хамаром лично, произошёл любопытный инцидент, заслуживающий кпоминания. Маргарита Штайнхаль, находившаяся в соседней комнате и, по-видимому, имевшая возможность слышать отдельные слова и фразы, неожиданно вмешалась в происходящее и спросила Куйяра, где находится револьвер. Быстр овыяснилось, что Адольф Штайнхаль владел револьвером, который в случаях своих отъездов передавал Куйяру, а при возвращении забирал обратно. 30 мая, то есть менее чем за сутки до убийства, Адольф возвратился из городка Беллвью под Парижем и... пистолет почему-то не забрал. Куйяр так и сказал об этом Хамару, после чего запустил руку в свой синий рабочий халат, извлёк оттуда револьвер и передал его начальнику уголовног розыска. На вопрос, почему же камердинер не вернул пистолет своему патрону без напоминания, Куйяр простодушно ответил, что забыл это сделать. Интересное совпадение, правда? В ту самую ночь, когда хозяин дома остался без огнестрельного оружия на него напали и убили, бывает же такое!
Маргарита Штайнхаль в своих показаниях, данных во время первого допроса 31 мая, сообщила, что 18 мая она вместе с дочерью Мартой уехала в Беллвью, где на протяжении нескольких последних лет они снимали на лелнее время дом. С того дня и вплоть до 29 мая она в Париже не появлялась, но 29 мая ей пришлось приехать, чтобы встретить мать - Эмили Джапи. Та прибыла в Париж на несколько дней по делам сына Жюльена - тот собирался жениться и от его надлежало сделать кое-какие распоряжения имущественного характера [сын не мог сделать это лично, поскольку проходил воинскую службу и командование части не отпускало его]. Встретив мать, Маргарита привезла её в дом №6 в тупике Ронсин.
На время проживания матери Маргарита предоставила ей для сна собственную спальню, а сама перебралась в комнату дочери - этот момент имеет некоторое значение, поскольку позволяет понять, почему потерпевшие оказались не на своих местах.
Утром 30 мая Маргарита отправилась в Беллвью, дабы проведать 17-летнюю дочь Марту, которая находилась там. Из дома она ушла около немногим ранее 11 часов, в то же самое время Адольф Штайнхаль отправился из Беллвью в Париж, т.е. муж и жена в тот день двигались по одному маршруту в противоположных направлениях. Маргарита пробыла с дочерью в Беллвью приблизительно до 16 часов и затем вернулась в Париж. По её словам в 17 часов она вошла на веранду, где в это время пили чай Адольф и её мать - оба были веселы и очень оживленно беседовали.
Октав Хамар, проводивший допрос лично, разумеется поинтересовался у Маргариты, почему та 30 мая не занялась вместе с матерью решением тех дел, ради которых Эмили Джапи приехала в столицу? На это Маргарита ответила, что её мать немного изменила свои планы ввиду плохого самочувствия - у неё обостился ревматизм и сильно болели ноги, поэтому она решила заняться делами сына через несколько дней, в июне.
Продолжая отвечать на вопросы Хамара, женщина сообщила, что вечер 30 мая все трое - она, её мать и муж Адольф - провели вместе, отдыхая на веранде. Спать они отправились чуть ранее 9 часов вечера, Маргарита сразу же легла и быстро уснула. Разбудили её неизвестные люди, появившиеся в комнате посреди ночи, во сколько именно это произошло Маргарита сказать не могла. Свет они не зажигали, а пользовались 2 фонарями, дававшими "узкий луч". По смыслу сказанного, можно решить, что имелись в виду ручные электрические фонари, которые в 1908 году уже были в широкой продаже.
Маргарита не сразу поняла, сколько людей находится в спальне. Постепенно ей удалось сориентироваться и она решила, что грабителей 4 человека - женщина и трое мужчин. Все были облачены в "чёрные платья", один из злоумышленников имел густую рыжую бороду, другой - чёрную. Голос, лицо и общее сложение женщины казались смутно знакомы, хотя Маргарита и не могла припомнить, кого именно они ей напоминают. По её мнению она могла видеть женщину ранее в числе моделей, которых её муж приглашал в студию позировать.
План 1-го этажа "дома смерти" в тупике Ронсин с указанием мест и предметов, важных для понимания случившегося в ночь на 31 мая 1908 года. Условные обозначения: "sp 1" - спальня Марты Штайнхаль, в которой Маргарита осталась в ночь нападения; "sp 2" - спальня Маргариты Штайнхадь, в которой ночевала её маль Эмили Джаапи; "sp 3" - спальня Адольфа Штайнхаля, "boudoir" - будуар между спальнями. Цифрами отмечены: 1 - лестница из веранды в коридор 1-го этажа, по которой поднялись преступники; 2 - кровать в спальне Марты Штайнхаль, в которой вечером 30 мая легла спать Маргарита; 3 - бюро в будуаре, обысканное преступниками; 4 - мелкие вещи, выброшенные из бюро и лежавшие на полу, среди них большой рулон ваты, своим цветом и плотностью похожей на ту, что была использована в качестве кляпов; 5 - кровать Маргариты Штайнхаль, в которой находилось тело Эмили Джапи; 6 - стеллаж с постельными принадлежностями, осмотренный преступниками; 7 - труп Адольфа Штайнхаля, задушенного в дверном проёме между его сплаьней и ванной комнатой.
Преступники сказали, что не причинят Маргарите вреда, если та не станет шуметь и скажет, где они могут взять украшения и деньги. Преступник, говоривший с нею, уточнил, что ему известно как о готовящемся на лето переезде из парижского дома за город, так и о том, что для этого переезда подготовлены наличные деньги.
Маргарита, опасаясь за жизнь находившихся в доме людей и свою собственную, спорить не стала и рассказала преступникам о бюро в будуаре. В нём должны были храниться наличные деньги и кое-какие драгоценности. Через некоторое время неизвестные стали обсуждать между собой, что с нею делать. Женщина настаивала на том, что Маргариту нельзя оставлять в живых, однако главарь заявил, что убивать Маргариту незачем, поскольку она их толком не видела и опознат ьне сможет, а для того, чтобы она не подняла раньше времени шум, досаточно заткнуть ей рот кляпом и набросить на шею скользящую петлю.
Преступника так и поступили. Один из них втолкнул в рот Маргарите клок ваты, а другой набросил петлю на шею и подвязал её к связанным за спиной рукам. Он пояснил, что если женщина станет активно двигаться и попытается освободиться от пут самостоятельно, то петля затянется сама-собой и убьёт её.
Боясь пошевелиться, Маргарита пролежала в кровати до утра. Поскольку на её рот не была наложена повязка, она смогла выплюнуть лкяп, который и был найден на её подушке.
Каков оказался материальный ущерб нападения? После осмотра бюро и всех мест, где могли находиться деньги и ценности, Маргарита Штайнхаль заявила, что исчезло около 4,7 тыс. франков, а кроме того, стоимость поихщенных ювелирных изделий по её оценкам достигала ~16,5 тыс. франков. Поскольку в эпоху существования золотого стандарта курсы валют были жёстко детерминированы, несложно пересчитать эти суммы в американские доллары (по курсу 1 доллар СШП равен 4,66 французских франка): наличности пропало на ~1 тыс. долларов и драгоценностей на ~3,5 тыс. долларов. Что и говорить - очень много! Особенно Маргарита горевала из-за исчезновения золотого с бриллиантами полумесяца, который стоил больше половины исчезнувшей "ювелирки". Перед сном она не убрала эту ценность в тайник с гостиной, а оставила перед зеркалом в уборной [вместес 3-я золотыми кольцами] - грабители их обнаружили.
Рассказ Маргариты Штайнхаль о нападении звучал... как бы это помягче выразиться? не совсем логично. И самый очевидный вопрос, на который в нём невозможно было найти ответ, сводился к незатейливой дилемме: зачем преступникам убивать двух человек и оставлять в живых третьего? Законы уголовного здравомыслия просты и непреложны - убивать надо либо всех свидетелей, либо никого!
ПРОДОЛЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ
Читать продолжение
|