©А.И.Ракитин, 2019 г.
©"Загадочные преступления прошлого", 2019 г.
"Зачем покупать секс-игрушку, если можно отрезать голову?" (окончание)
Возможно, Кэрол стала бы профессиональной проституткой, но этого не случилось ввиду довольно необычного стечения обстоятельств. Она познакомилась с писателем-фантастом Ричардом Гейсом (Richard Geis). Это был довольно популярный и плодовитый писатель, которому посвящена статья в англоязычной "Википедии", так что любой желающий может побольше разузнать о нём. На момент знакомства Гейсу уже было 32 года, он был старше Кэрол на 15 лет и смотрел на её проделки отечески-снисходительно. Наверное, Гейс являлся единственным человеком в жизни Банди, относившимся к ней действительно по-доброму и пытавшимся отвратить её от дурных наклонностей... Опасаясь, что кривая дорожка доведёт Кэрол до казенного дома, Гейс стал уговаривать её попробовать себя в литературном жанре. Под воздействием Ричарда она написала несколько фантастических рассказов, которые Гейс издал в своём журнале.
Слева: Кэрол Банди. Справа: Дуглас Кларк.
Несколько позже Ричард предложил Кэрол получить образование медсестры и оплатил ей учёбу. Жизнь Кэрол вроде бы выправилась, она стала работать в лос-анджелесских больницах, в одной из них познакомилась с медбратом Грантом Банди, за которого вышла замуж в 1968 г. В 1970 г у пары родился сын Дэвид, в 1974 г - Крис. Грант и Кэрол купили дом в районе Ван-найс восточнее Голливуда, место это нельзя было назвать роскошным, но и самым худшим оно точно не являлось. Жизнь, вроде бы, налаживалась, всё у Кэрол шло неплохо, но не зря же говорится, что кривое дерево не выправить! В 1979 г брак распался по причине довольно постыдной - Грант узнал, что его супруга поддерживала лесбийскую связь с некоторыми медсёстрами-коллегами по работе. Муж был настолько шокирован открывшимися обстоятельствами тайной жизни супруги, что забрал обоих сыновей и ушёл из дома.
Брак распался, но Кэрол отнеслась к этому на удивление спокойно. Возможно, она даже испытала облегчение от того, что теперь уже не было нужды изображать милую хранительницу очага, каковой она себя никогда не чувствовала и наклонностей к чему явно не имела. Супруги продали дом и разделили деньги, Кэрол получила 25 тыс.$ и переехала в апартаменты "Valerio gardens" на улице Вердуго.
Где и повстречалась с Джеком Мюрреем.
Джек был человеком странным - лёгким, весёлым, непринуждённым в вопросах этики и морали и к тому же туповатым. Он мало того, что открыто сожительствовал с женщинами, населявшими "Valerio gardens", он позволял себе беззастенчиво их обманывать. Эта лёгкость бытия и привела его в конечном итоге к отделению головы и вырезанию ректума.
Джек быстро и легко сошёлся с Кэрол. Узнав, что у неё катаракта, Мюррей отвёл её в службу социального страхования к знакомому работнику, которому объявил, что слепая женщина-инвалид вынуждена воспитывать двух сыновей в одиночку. Это было чистой воды мошенничество, но всё прошло без сучка, без задоринки и Кэрол Банди в октябре 1979 г оформили социальную пенсию аж даже в 620 $, что составляло 2/3 от средней зарплаты. Очень даже неплохо!
Кэрол понравилась эта махинация, но она не учла важной детали - единожды солгавшему веры быть не может! Женщина не подумала о том, что Джек Мюррей, обманувший государственный соцстрах, с не меньшей лёгкостью обманет и её саму, как только представится случай. Кэрол оформила совместное управление счётом, на котором хранились 25 тыс.$, вырученных от продажи дома в Ван-найсе. Уже смешно, правда?
Мюррей заверил Кэрол, что любит её и планирует жениться, после чего в три приёма снял 8 тыс.$. Кэрол встревожилась и стала задавать острые вопросы, её, в частности, удивляло то, как они смогут бракосочестаться, если Джек даже не разводится с женой? После 3 месяцев мытарств Мюррей сделал "страшное признание" - он заявил, что у Жанетт, его жены, онкологическое заболевание, она неотвратимо умирает и он не может её оставить в столь трудный период её жизни. И тут же снял ещё 10 тыс.$ со счёта Кэрол, объяснив это необходимостью покупки дорогих лекарств для супруги.
Кэрол согласилась ждать... Но Жанетт всё никак не умирала. Она даже не худела и у неё не выпадали волосы! Кэрол Банди была медсестрой и в конце-концов поняла, что дело нечисто и неплохо бы кое-что прояснить. Помните старую шутку про Чингачгука-Зоркого Сокола, заметившего к концу первого месяца тюремного заключения, что у его тюремной камеры нет стены? Кэрол Банди сильно напоминает наблюдательного Чингачгука... В декабре 1979 г, в отсутствие Джека, она явилась в квартиру Мюрреев и поговорила начистоту с Жанетт. Та весело рассмеялась, услыхав историю о собственном онкологическом заболевании - это действительно звучало смешно, принимая во внимание, что даже сейчас, спустя 40 лет с момента описываемых событий, Жанетт Мюррей живее всех живых! В общем, выяснилось, что Жанетт совершенно здорова и счастлива в браке, Джек её любит и разводиться они точно не будут. Кэрол в отчаянии предложила ей 1,5 тыс.$ - это было всё, что оставалось у неё на тот момент! - дескать, возьми деньги и уйди от Джека. Это предложение денег вкрай развеселило Жанетт, та даже не обиделась, просто напоила Кэрол кофе и посоветовала поберечь деньги.
Джек Мюррей с женой Жанетт и детьми.
Кэрол Банди принялась мстить! Она стала смывать в унитаз десятки гигиеническиз прокладок и банки из-под "пепси-колы". Мюррею, который даром что числился менеджером, а на самом деле был мастером на все руки от скуки, быстро надоело прочищать засоры и он пригрозил, что если Кэрол ещё раз повторит сантехнические фокусы, то отправится жить на улицу без вещей и возвращения страхового депозита. Кэрол смирилась
Самое забавное заключается в том, что интимные отношения между Кэрол и Джеком после всех этих эксцессов не прекратились. Они периодически устраивали "лёгкий перепихон" в микроавтобусе Джека, как правило, это происходило после концертов, которые Мюррей время от времени давал в разных клубах. Всё это, конечно же, с точки зрения нормального человека выглядит очень странным, даже диковатым. Задумайтесь сами - мужчина не только жестоко обманул любовницу, но и фактически обворовал её, а та не только не обиделась на подобное к себе отношение, но даже продолжала встречаться с ним, чтобы заняться сексом на раскладном диванчике в автомашине. Что можно думать об этих людях?!
Сложно сказать, что последовало бы далее, но в январе 1979 г Кэрол познакомилась с Дугласом Кларком. Кстати, произошло это на выступлении Джека Мюррея.
Тут самое время сказать несколько слов о Дугласе. Родился он 10 марта 1948 г, т.е. был на 5 с лишком лет младше Кэрол. Дуглас был третьим из пяти детей в семье высокопоставленного военнослужащего, адмирала флота США. В детские и юношеские годы Дуглас жил в общей сложности в 37 странах, поскольку семья кочевала вслед за отцом с одного флота на другой. Образование Кларк получил довольно своеобрзаное - он обучался в хорошей частной школе в Швейцарии, откуда был исключен после 9 класса за организацию ночной оргии с участием группы проституток и учащихся. После Швейцарии Дуглас учился в интернате с громким названием "Военная академия в Калвере" ("Culver Military Academy") в штате Индиана - это было такое американское ПТУ, предназначенное для натаскивания мальчиков перед поступлением в колледж. Закончив "Академию в Калвере" в 1967 г, Дуглас Кларк заключил контракт с военным ведомством и отправился служить в военно-воздушные силы на Аляску. Там с ним приключился некий инцидент, после которого Кларка демобилизовали. Подробности случившегося неизвестны, личное дело Дугласа засекречено до сих пор, но известно, что в результате происшествия он был награжден "Серебряной звездой" и ему была назначена пенсия, хотя он не выслужил контрактный срок.
У Дугласа была своя история тайных девиаций, о которой он рассказал полицейским в августе 1980 г. По его словам, в детстве он интересовался женской одеждой и в возрасте 9 лет мать поймала его за тем, что он примерял нижнее бельё сестры. В школе его интерес к женскому полу проявился весьма ярко, об изгнании из швейцарской школы после 9 класса выше уже упоминалось. Тем не менее, в какой-то момент могло показаться, что поведение Кларка нормализовалось - он женился в возрасте 24 лет и даже прожил в браке 4 года. До августа 1980 г Кларк в поле зрения полиции Лос-Анджелеса не попадал, что, кстати, сам Дуглас впоследствии использовал в качестве доказательства дурного влияния развратной Кэрол Банди на свою слабую психику. В 1979 - 1980 гг он работал на мыловаренной фабрике в районе Бэрбанк, занимался обслуживанием элетроподстанции.
К этому времени у него оформился довольно своеобразный тип сексуального поведения. Разговорчивый, милый и обаятельный Дуглас знакомился с женщинами старше себя, как правило с избыточным весом, малопривлекательными и малообеспеченными и честно объяснял им, что имеет проблемы с жильём. После чего пояснял, что готов жить с ними и заниматься сексом, но на "их территории" и без каких-либо обязательств с его стороны. То есть, схема отношений выглядела примерно так: пусти меня к себе жить, я буду заниматься с тобой сексом, но ничем не буду тебе обязан. Удивительно, но... технология работала. Помните старый анекдот про поручика Ржевского, который поделился секретом соблазнения женщин? Так вот, Дуглас Кларк овладел этим секретом независимо от Ржевского (Для тех, кто много времени провёл вне России, напомню упомянутый анекдот, не судите автора слишком строго за это отступление, анекдот вполне невинен. Корнет Оболенский, наслышанный о дон-жуанских успехах поручика Ржевского, обратился однажды к тому с вопросом: "Поручик, как вам удаётся соблазнять огромное количество женщин? В чём секрет успеха?" - "Секрета никакого нет", - спокойно ответил поручик Ржевский, - "просто завидев симпатичную даму, я подхожу и говорю без обиняков, мадам, позвольте вам впендюлить!" Корнет Оболенский, поражённый наглостью ответа, воскликнул: "Поручик, как такое может быть, да вам каждая вторая дама по щ-щ-щам надаёт за эдакую наглость!" На что Ржевский, вздохнув, философски изрёк: "Всё так, поручик, всё так! Одна половина надаёт по щ-щ-щам, а вторая - позволит впендюлить!").
Дуглас Кларк после ареста 12 августа 1980 г.
Кэрол Банди, доставленная 11 августа 1980 г на допрос в полицию, дала исчерпывающие показания о характере своих отношений с Кларком и рассказала о совершенных преступлениях. Общая фабула её повествования выглядела примерно так.
Кэрол занялась сексом с Дугласом буквально через час с момента знакомства, произошло это в декабре 1979 г. На следующий день Дуглас позвонил Кэрол и они встретились опять. Дуглас объяснил Кэрол свою концепцию проживания в квартирах любовниц, Кэрол подумала и... пригласила нового друга в свои апартаменты. Кларк в январе 1980 г переехал к Кэрол. Между ними явно проскочила некая искра - оба были совершенно безнравственны и под взаимным влиянием быстро выключили всякие тормоза.
Началось всё с того, что Кларк в компании Банди на автомашине последней стал выезжать на бульвар Сансет с целью подцепить проститутку для быстрого секса. Кэрол обычно сидела на заднем сидении, наблюдая за тем, как Дуглас сначала договаривается с женщинами, а потом они ублажают его орально на её глазах. Для них это был своего рода разогрев, потом они обычно отправлялись в бар или клуб, а затем горячо любили друг друга.
Довольно скоро такое развлечение приелось и Дуглас предложил добавить "перчику". В обществе Банди он отправился в торговый центр и на роллер-дроме заговорил с явно несовершеннолетней девочкой. Впоследствии выяснилось, что той только исполнилось 11 лет. Кларк предложил девочке 25 $ за оральный секс в автомашине на парковке, девочка согласилась
Кларку понравилась та лёгкость, с какой ему удалось достичь желаемого, и он решил развить это направление поиском новых острых впечатлений. Кэрол, напомним, была разведена и по решению суда имела право встречаться с сыновьями. Она на выходные приглашала их в свои апартаменты, а для наблюдения за ними в своё отсутствие обращалась к соседской девочке. Последняя выступала в роли няни, хотя это и выглядело немного странным, поскольку старшему из сыновей Кэрол уже исполнилось 10 лет (какие няни могут быть у такого здорового балбеса? Автор в 10-летнем возрасте уже взрывал бутылки с карбидом и убивал змей и тарантулов в безблагодатной казахской степи, поэтому с трудом представляет общение с няней в таком возрасте...). Звали последнюю "Шэннон О." - её подлинные имя и фамилия никогда правоохранительными органами не разглашались. Девочке было 13 лет, Кларк решил её полностью развратить. Начал он с того, что предложил "Шэннон" фотографировать "полароидом" процесс своего соития с Кэрол. После нескольких сеансов у него подобралась целая коллекция фотографий и полиция их обнаружила при обыске.
Затем Кларк усадил Кэрол и "Шэннон" в автомашину Банди (своей машины Дуглас не имел!) и отправился к проституткам на бульвар Сансет. За 30$ он договорился с одной из них, что та займётся с ним оральным сексом в присутствии "матери и дочери". В роли последних, как несложно догадаться, выступали Кэрол и "Шэннон". И уже после этого Кларк решил заняться сексом непосредственно с "Шэннон". Чтобы более не возвращаться к этой теме, добавим, что сексуальные действия в отношении 13-летней "Шэннон О." образовали самостоятельное "тело обвинений" Дугласа Кларка из 3-х пунктов, никак не связанное с обвинениями в убийствах проституток с бульвара Сансет.
Вся эта история сексуальных инноваций отдельно взятого извращенца тянулась до апреля 1980 г. В том месяце взгляды Кларка претерпели очереджную эволюцию. Он заговорил с Кэрол о необходимости убить женщину во время занятий сексом.
Согласно показаниям Кэрол, 27 апреля Дуглас совершил первое убийство. На небольшом синем "datsun'е", принадлежавшим Кэрол, он отправился на Сансет, где договорился с некоей "Шарлин А." (подлинные имя и фамилия этой женщины также никогда не разглашались правоохранительными органами) о "быстром сексе" в машине. Едва они приступили к намеченному, некий мужчина набросился на него, угрожая ножом. Защищаясь, Кларк вытащил собственный нож, и в результате драки убил нападавшего. Весь салон "datsun'а" оказался залит кровью, а рукоятка переключения скоростей - сломана.
Полицейские заинтересовались этой историей. Они ничего не знали об убийстве 27 апреля, но не верить Кэрол было бы неправильно, женщина настаивала на том, что лично отмывала от крови салон автомашины.
Зная дату инцидента, полиция Лос-Анджелеса предприняла массированные розыски и отыскала "Шарлин А.", которая подтвердила правдивость происшествия, но рассказала о случившемся несколько иначе. По её словам, во время интимной близости Дуглас выхватил нож и стал наносить ей беспорядочные удары, но... выяснилось, что убить человека ножом не так просто, как кажется и как это показывают в кино. Удары ножом сравнительно безболезненны и человек в состоянии эмоционального возбуждения зачастую не замечает даже смертельных ранений и продолжает активно сопротивляться. История судебной медицины знает прямо-таки поразительные примеры живучести тяжело раненых людей, например, описан случай, когда человек с проникающим в перикард ранением не только отбился от нападвшего с ножом, но даже бежал за ним более 400 м! В общем, Владимир Высоцкий был стопроцентно прав, написав в одной из песен: "... ты лучше бей рукой - оно надёжней, да оно и тише!" Дуглас Кларк не слушал песен Высоцкого и не читал murders.ru, поэтому активное сопротивление "Шарлин А." явилось для него полнейшей неожиданностью. Во время драки в салоне автомашины женщина ударом ноги сломала верхнюю часть рукоятки переключения скоростей, ей удалось схватить нож за лезвие и заблокрировать руку Кларка. "Что ты делаешь?" - спросила она. - "Мне же больно!" Кларк рассмеялся и ответил, что именно этого он и хочет. В результате продолжительной борьбы женщине удалось открыть дверь и выскочить наружу. Она осталась жива, в полицию после инцидента не обращалась.
После неудачного нападения Кларк понял, что ему нужен пистолет, поскольку даже с ножом в руках он может не справиться женщиной! 16 мая Кэрол Банди купила в ломбраде 2 пистолета "raven" 25-калибра (6,35 мм). Пистолеты были почти идентичны, разница между ними заключалась в том, что один имел хромированный затвор, а другой - никелированный. Кэрол утверждала, что Кларк пользовался никелированным пистолетом, а она для убийства Мюррея воспользовапась хромированным. На момент допроса Кэрол Банди судьба пистолетов была неизвестна, женщина заявила, что отдала их Кларку дабы тот избавился от оружия. Но забегая вперёд, сразу скажем, что пистолеты были отысканы и проведенные баллистические экспертизы подтвердили точность сделанных Кэрол заявлений. Согласно заключениям криминалистов, пули, извлеченные из 3 женских трупов действительно были выпущены из пистолета с никелированным затвором. Из этого же пистолета была выпущена пуля, найденная в обиве двери принадлежавшего Кэрол "datsun'а" (чуть ниже будет сказано, как она там оказалась). А вот 2 гильзы, обнаруженные в микроавтобусе Джека Мюррея, были отстреляны пистолетом с хромированным затвором.
Пистолеты "raven" 25-калибра (6,35 мм) были приобретены Кэрол Банди в мае 1980 г в ломбарде. После убийства Мюррея женщина испугалась того, что оружие попадёт в руки полиции, и поросила Дугласа Кларка избавиться от пистолетов. Тот, вместо того, чтобы надёжно ликвидировать их, скажем, утопив в океане, спрятал оружие в тайнике на рабочем месте. Когда об аресте Кларка стало известно, его коллеги принесли оружие полицейским и показали, где был оборудован тайник.
3 июня 1980 г Дуглас Кларк съехал с квартиры Кэрол Банди и отправился жить к другой своей интимной подруге Сисси Бастер. Он взял синий универсал "бьюик", принадлежавший Кэрол. Последняя не возражала, в конце - концов, ещё в самом начале отношений с Дугласом они договорились, что не будут ограничивать свободу друг друга. Дуглас Кларк прожил на квартире Сисии Бастер до 22 июня, после чего она ему прескучила и он вернулся к Кэрол. И рассказал ей об убийстве Джины Марано и Синтии Чандлер. По его словам, он не хотел убивать Марано, но от неё невозможно было отделаться. На парковке, во время орального секса с Чандлер, он попросил Марано отвернуться в окно, а когда та выполнила его просьбу, выстрелил ей в голову. После этого выстрелил в голову Синтии Чандлер. Но ни та, ни другая не умерли и Кларку пришлось выпустить вы каждую ещё по одной пуле, добивая.
После этого он отправился в свой гараж, который с января 1980 г арендовал в Бэрбанке, и там занялся сексом с трупами. По его словам, он совершил анальный половой акт с телом Марано, а также неоднократно совокуплялся с трупом Чандлер. Он признался, что был так возбуждён, что дважды осуществил эякуляцию в рот Синтии Чандлер. Следует подчеркнуть, что некоторые детали, сообщенные Кэрол Банди со ссылкой на словам Кларка, не находили подтверждения в заключении судмедэкспертизы (в частности, не была найдена сперма во рту и т.п.).
Рассказ Дугласа посеял у Кэрол определенные сомнения. Именно тогда и раздался в полиции телефонный звонок с просьбой сообщить детали двойного убийства, который упоминался в начале очерка. Звонившей была Кэрол Банди и она действительно была готова рассказать полицейским о Дугласе Кларке. Но... разговор прервался на полуслове и она решила, что в полиции её не хотят слушать. И более не перезвонила.
Впрочем, если быть совсем точным, то следует признать, что впоследствии она позвонила в полицию ещё раз, но теперь уже не для того, чтобы рассказать о любовнике-убийце, а с прямо противоположной целью. Кэрол надумала пустить правоохранительные органы по ложному следу и заставить их думать, будто убийства проституток с бульвара Сансет совершает чернокожий мужчина. Замысел не был лишён определенного изящества - сначала предполагалось посредством анонимного звонка сообщить полиции о подозрениях в адрес чернокожего любовника, а потом Кларк должен был оставить на одежде очередной жертвы лобковые волосы негра.
Банди не без энтузиазма взялась организовать эту комбинацию. Сначала она позвонила по контактному телефону следственной группы и рассказала о подозрениях в адрес своего любовника, упомянув несколько раз, что тот - чернокожий. Потом связалась со своей бывшей любовницей-лесбиянкой, чернокожей женщиной, работавшей в той же больнице, что и Банди. Кэрол без обиняков заявила бывшей подруге, что нуждается в нескольких её лобковых волосках и готова за них хорошо заплатить. Однако, что-то пошло не так - чернокожая подруга поняла, что эта просьба имеет опасную подоплёку и чревата конфликтом с законом. Она резко оборвала Кэрол и отказалась иметь с нею дело, так что задумка с фабрикацией улик так и осталась нереализованной.
В своих признательных показаниях Банди сообщила большое количество деталей, хорошо соответствовавших известной информации и много объяснивших. В рамках короткой заметки нет возможности изложить их все, но можно рассказать о некоторых. Так, например, Банди со ссылкой на Дугласа Кларка рассказала о деталях убийства Эккси Уилсон и Карен Джонс. По её словам, Кларк уговорил Уилсон сесть к нему в машину, уже имея намерение её убить. Однако за его разговором с Эккси наблюдала стоявшая рядом Карен Джонс. Кларк понимал, что это опасный свидетель, от которого необходимо будет избавиться. После того, как он застрелил Эккси и отрезал ей голову, Кларк вернулся к тому месту, где находилась Карен, и застрелил её в упор.
Голову Эккси Уилсон он привёз в квартиру Кэрол Банди. Самой Кэрол в это время в квартире не было, когда она появилась, то с удивлением увидела Кларка, выходящим из душа с... человеческой головой в руках. На вопрос, что это означает, Дуглас со смехом ответил, что использовал голову вместо "секс-куклы" и философски добавил: "Зачем покупать игрушку в секс-шопе, если можно вместо этого можно отрезать голову шлюхи и воспользоваться ею?" Дуглас положил голову в морозильник и сказал, что станет время от времени ею пользоваться для самоудовлетворения.
И действительно, 26 июня он вытащил замороженную голову Эккси Уилсон из холодильника и приказал Кэрол наложить на неё макияж. Банди выполнила распоряжение - накрасила глаза, замазала синеву тональным кремом. Кларк попытался осуществить совокупление с головой, но быстро отказался от этой затеи - при соприкосновении с замороженной плотью эрекция моментально пропадала.
В этой сцене ощущается какая-то запредельная бездна изуверства и бесчеловечия. Есть много задокументированных примеров некрофилии и расчленения человеческих тел, но все они обычно связаны с действиями преступника-одиночки. Здесь же всё происходило на глазах свидетеля, причём не случайного прохожего, а вроде как близкого друга... Даже в голове не укладывается, что думала Кэрол Банди об оральном сексе её интимного друга с отрезанной головой. Инстинкт самосохранения не подсказывал ей, что и её собственную голову могут вскоре вот так отправить в холодильник?
Вопросы эти, впрочем, риторические, как можно понять из последующих событий, ни о чём таком Кэрол Банди не задумывалась.
Дуглас Кларк понял, что затея использовать отрезанную голову вместо "секс-куклы" провалилась и от опасной улики придётся избавиться. Опасаясь, что на коже могут остаться его отпечатки пальцев, Кларк приказал Кэрол тщательно вымыть отрезанную голову, что та и сделала. Именно поэтому от найденной на следующий день головы Эккси Уилсон исходил запах жидкого мыла. О том, что голова была чисто вымыта полиция журналистам не сообщала, так что осведомленность Кэрол Банди о данной детали являлась веским доказательством правдивости её рассказа.
Кэрол рассказала, что Кларк привозил её в арендованный им гараж в Бербанке, в котором ей приходилось замывать большие потёки крови. Это заявление было проверено и нашло полное подтверждение. На цементной стяжке пола были обнаружены многочисленные тёмные пятна, которые оказались замытой кровью. Особенно впечатляющим оказался след волочения шириной 60 см и длиной 4,8 м.
С точки зрения доказывания вины Дугласа Кларка большое значение имел кровавый след ноги, оставленный подошвой сапога. Сапог принадлежал Кларку и был найден среди его вещей. Это была улика, которую практически невозможно было парировать. То есть, конечо же, адвокат мог в суде городить какие-то небылицы относительно происхождения кровавого отпечатка подошвы, но задурить головы присяжным не удалось бы и Цицерону.
В гараже, арендованном Дугласом Кларком с января по июль 1980 г были найдены многочисленные следы замытой крови, среди которых имелся и след, оставленный окровавленной обувью (фотография слева). Сапог, от которого происходил этот отпечаток, был найден в вещах Кларка (справа). Наличие в гараже кровавого следа, оставленного обувью Кларка, явилось одной из важнейших улик, доказывавшей его виновность в убийствах.
Другой ценной уликой стала картина с изображением лыжной гонки, висевшая на стене гаража. На её обратной стороне оказались смазанные отпечатки, оставленные кровью, по-видимому, кто-то поправлял картину запачканной в крови рукой. Тщательное изучение ферментативного состава крови показало, что она с высокой вероятностью является кровью Джины Марано (подобный набор ферментов мог встретиться примерно у 1 из 200 женщин - это довольно высокая точность для эпохи, когда молекулярно-генетической экспертизы ещё не существовало!).
Особо Кэрол Банди остановилась на том, что после каждого убийства, совершенного Кларком в её автомашине, ей приходилось отмывать от крови салон и сиденья. Убийства совершались в обеих машинах, которыми владела женщина летом 1980 г - в "бьюике" и "датсуне". "Бьюик" был продан 17 июля 1980 г, т.е. менее чем за месяц до явки Кэрол с повинной. Полиция сумела быстро отыскать автомашину, в ней удалось отыскать ценные улики - пули, выпущенные их обоих пистолетов "raven", а также многочисленные следы замытой крови. Крови оказалось достаточно, чтобы с высокой надёжностью привязать её следы к определенным жертвам. Так один из потёков крови под резиновым ковриком по 7 признакам ферментативного состава совпал с кровью Карен Джонс.
В обивки передней двери "датсуна" также была найдена застрявшая в ней пуля 25-го калибра. Реконструкция её траектории убедительно свидетельствовала о стрельбе с водительского сиденья.
Вообще же, в этом расследовании было много очень интересных экспертиз и автор должен признаться, что всерьёз задумался над тем, не написать ли обстоятельную книгу, посвященную истории разоблачения Банди и Кларка. Ведь здесь помимо захватывающего криминального сюжета имеется и мощный пласт естественно-научных деталей, представляющих немалый интерес. А кроме того, присутствует и весьма впечатляющая психологическая составляющая, о которой особо будет сказано чуть ниже.
Почему Кэрол Банди решилась сделать признательные показания? Ведь её, строго говоря, никто ни в чём не подозревал. Так отчего же она запаниковал?
Как ни странно, но нервничать её вынудил Дуглас Кларк. Тот, узнав об убийстве Джека Мюррея, впал в крайнее раздражение, во-первых, потому, что Банди совершила преступление, не посоветовавшись с ним, и, во-вторых, из-за того, что Кэрол забыла забрать с места преступления гильзы. Он заявил Кэрол, чтобы та не рассчитывала на него и не втягивала его в это дело, если полиция выйдет на Банди, то пусть она выкручивается сама! Кэрол возмутило подобное отношение, она резко поговорила с Дугласом, напомнив дружку, что всегда помогала ему в его преступлениях - предоставляла автомашины, потом их отмывала, ездила в гараж, чтобы уничтожить улики там, и т.д. и т.п.
Кларк оказался крайне разгневан возражениями Банди, прежде всегда бессловесной. Он заявил, что поможет ей избавиться от улик - отрезаной головы Джека Мюррея и обоих пистолетов - но пусть она более его не беспокоит. И действительно, вечером 10 августа он забрал пистолеты и куда-то их унёс, потом вернулся и отвёз Кэрол к мусорному баку, в который та выбросила полиэтиленовый пакет с головой своего бывшего любовника. Полиция несколько дней искала голову Мюррея по мусорным бакам и городским свалкам, но так её и не нашла.
Последней выходкой Дугласа Кларка, спровоцировавшей нервный срыв Кэрол, явился его демонстративный уход из её апартаментов вечером 10 августа. Перед этим он позвонил какой-то женщине и договорился о совместном походе в ресторан, Банди слышала его нарочито громкие переговоры... Всю ночь она не спала, дожидаясь возвращения любимого, но тот так и не появился. Утром 11 числа Кэрол позвонила одной из своих старых подруг по работе в больнице и рассказала о своих переживаниях, не забыв, разумеется, упомянуть, что её друг является тем самым убийцей девушек с бульвара Сансет, о котором последние недели трезвонят все ТВ-программы и газеты. Подруга, услыхав подобное признание, заявила, что Кэрол обязнна сообщить об этом полиции и если Кэрол этого не сделает, то в полицию позвонит она сама. Банди пообещала сделать необходимое признание и, положив трубку, действительно позвонила по контактному телефону следственной группы.
Банди ни в малейшей степени не раскаивалась в убийстве Джека Мюррея и содействию, оказанному преступлениям Дугласа Кларка. При этом, начиная с первого допроса, она постоянно возвращалась к рассуждениям о плохом самоконтроле и провалах в памяти, называла себя "психотиком" и явно намекала на проблемы психиатрического профиля. Замысел её выглядел довольно очевидным - за счёт выдачи полиции Дугласа Кларка получить максимальное снисхождение по обвинению в убийстве Джека Мюррея и либо вообще избежать судебного приговора, отправившись на лечение в психиатрическую больницу, либо получить приговор максимально мягкий. Правда, фокус с "нарушениями психики" не сработал и Кэрол Банди по результатам психиатрической экспертизы была признана здоровой и подсудной.
Могильный камень на общем захоронении сводных сестёр Синтии Чандлер и Джины Марано.
Как вёл себя на допросах Дуглас Кларк? На первый допрос его привезли в середине дня 12 августа, к этому времени он уже догадался, что Кэрол находится в полиции и продумал линию своего поведения. Поначалу Кларк демонстрировал готовность к полному сотрудничеству, явно рассчитывая выудить у детективов какую-либо информацию и получить представление о степени их информированности.
Он добродушно признал факт знакомства с Синтией Чандлер, заявив, что занимался с Чандлер сексом "раз 6". А признание это он сделал после того, как ему сказали, будто номер его телефона был найден в бумагах Синтии. На самом деле это было не так - никакого телефона в бумагах Синтии не было, да и самих бумаг тоже не существовало - но Кларк "купился" на эту довольно простую "разводку" и сделал важное признание. Далее ему пришлось признать собственную любовь к поездкам на Сансет и "съёму" тамошних проституток. На вопрос, с каким числом женщин с бульвара Сансет он занимался сексом, Кларк, подумав, уклончиво ответил, что с более чем сотней. Это хорошо объясняло, почему жертвы не боялись садиться к нему в машину - они часто видели его в том районе.
В кошельке Кларка лежал листок бумаги с нескоклькими беспорядочными записями, сделанными им явно в разное время. Рядом с именем "Mindi C." рукой Дугласа оказался записан номер телефона... Минди Коэн, той самой женщины, с которой убийца разговаривал 22 июня и 24 июля. Детективы немедленно взялись выяснять, рядом с какими телефонами Дуглас Кларк мог находиться в те дни. И выяснили, что в первой половине дня 22 июня тот находился в квартире одной из своих любовниц Сисси Бастер. Просмотрев сводную ведомость телефонной компании о сделанных в тот день с номера Бастер звонках, полицейские вполне предсказуемо увидели телефонный номер Минди Коэн! А 24 июля он позвонил ей с работы... Как неосторожно, правда?
Магнитофонная запись голоса Дугласа Кларка 15 и 16 августа 1980 г была предъявлена Лори Бриггес и Минди Коэн. Обе женщины без колебаний опознали голос и интонации человека, который звонил им, представляясь "детективом".
Довольно анекдотично полицейские отыскали пистолеты "raven", от которых Дуглас Кларк избавился по просьбе Кэрол Банди. Когда детективы приехали на мыловаренную фабрику, на которой работал Кларк, и заявили, что хотели бы обыскать его рабочее место, один из коллег арестованного по имени Карлос Рамос (Carlos Ramos) принёс им коробку с пистолетами. И пояснил, что у Кларка был тайник под потолком цеха, в котором он что-то спрятал 10 августа. Смешно, правда? В этом месте невольно приходит на ум Гарри Гаррисон с его бессмертным: "Вся деревня знает, что лучший тайник - в золе под очагом!"
Слева: Кэрол Банди после ареста. Справа: Дуглас Кларк в лучшие годы своей жизни. Лицо почти интеллектуальное, хотя в глазах чувствуется некая сумасшедшинка... Вы бы дали такому парню подержать свой кошелёк?
12 августа 1980 г после 6-часового допроса Дуглас Кларк был арестован.
А спустя 2 недели - 26 августа 1980 г - рядом с шоссе Сьерра, неподалёку от водонапорных башен, были найдены человеческие кости с фрагментами разлагающейся плоти. Давность наступления смерти судмедэксперт определил в 1-2 месяца. Из черепа был извлечена пуля 25-го калибра, выстрел убийца произвёл в затылок. Баллистическая экспертиза доказала, что выстрел был произведён из того же пистолета, каким пользовался убийца женщин с бульвара Сансет. Считается, что это 6-я жертва Дугласа Кларка.
Тело это так и не было идентифицировано. Внешность убитой реконструирована, но её имя и фамилия неизвестны до сих пор. По-видимому, эта женщина не жила в Калифорнии и приехала в Лос-Анджелес незадолго до трагической гибели. Её смерть просто никто не заметил...
Дуглас Кларк обвинялся в общей сложности по 10 пунктам, 6 из которых были связаны с убийствами женщин с бульвара Сансет, 3 - с покушением на сексуальную неприкосновенность 13-летней "Шэннон О." и ещё 1 - соучастие в убийстве Джека Мюррея (он отвёз Кэрол Банди к мусорному баку, зная, что та собирается выбросить голову убитого).
Детективы, собирая информацию о Дугласе Кларке, отыскали большое число свидетельств присущих ему девиаций. Удивительно то, что он не делал из собственной извращенности особой тайны. Он рассказывал многим людям о своей склонности к садо-мазо-сексу и готовности совокупитться с трупом... Бармен Дэниел Паттон повторил полицейским рассказы Кларка, которыми тот сыпал, сидя за стойкой. Однажды тот рассказал, как перерезал горло женщине во время полового акта и как завибрировала её вагина... Три любовницы Кларка - три! - сообщили о том, что в 1979 - 1980 гг тот одевал женское бельё... И так далее, таких свидетельств странных слов и поступков Дугласа очень много. Он не особенно и таился.
И никто не называл его "уродом" или "извращенцем", каковым он являлся. Любопытный такой феномен деформации общественного сознания - уже в конце 1970-х гг американский социум, по крайней мере в крупных городах, потерял иммунитет и перестал отторгать дегенератов. Одел мужик чулки под джинсы, рассказал собутыльникам о некрофильских фантазиях - ну, подумаешь, быть трансвеститом так весело! - страна-то "свободная", почему бы не пофантазировать и не повеселиться на досуге!
Кларк очень деятельно защищался и не признал свою вину. Ни в 1980 г, ни позже. Доказывая невиновность, он разработал довольно оригинальную, хотя и легко опровергаемую, версию событий лета 1980 г. Согласно его умопостроениям, убийства проституток на бульваре Сансет совершал Джек Мюррей, любовник Банди, при активной помощи последней. Фактически Дуглас Кларк вместо себя подставил в сюжет Мюррея. До некоторой степени этой мистификации способствовало обнаружение в машине Мюррея светлых волос, которые никак не соответствовали волосам самого Мюррея, его жены или Кэрол Банди. Напомним, что по меньшей мере 3 из 6 убитых проституток являлись натуральными блондинками, так что Дуглас Кларк как бы перебрасывал логический мостик от Мюррея к жертвам с бульвара Сансет. Кстати, происхождение этих волос неясно до сих пор, ясно лишь, что к делу они вряд ли могут иметь отношение, поскольку в микроавтобусе Мюррея была найдена кровь одного только Мюррея.
В общем, дурачить суд и следствие и Кларка получалось не очень хорошо. Улики обвинения он опровергал без особых изысков, примерно так: окровавленного следа моего сапога в гараже быть не может, поскольку я гараж вернул арендодателю в мае 1980 г, т.е. ещё до начала убийств (документы, представленные арендодателем, свидетельствовали, что это утверждение ложно и Кларк пользовался гаражом до конца июля). А обнаружение пуль в "бьике" и "датсуне", на которых Кларк активно катался летом того года, он объяснил тем, что стрелял из пистолета, сидя в машинах. Зачем стрелял? Сугубо для того, чтобы опробовать пробивную силу... стрелял в телефонную книгу, хотел удостовериться, пройдёт ли пуля навылет или нет. И вот в таком духе по каждому поводу.
Понимая, что записка с телефонным номером Минди Коэн, который он никак не мог узнать, не убив Синди Чандлер, выдаёт его с головой, Кларк добивался отвода этой улики на том основании, что она была изъята с нарушением процедуры, до предъявления ему ордера на обыск.
Нельзя не признать и того, что и американское правосудие допустило определенные огрехи, давшие Кларку законные основания оспаривать вынесенный приговор. Дело заключалось в том, что адвокат, представлявший его интересы в окружном суде, являлся алкоголиком и приходил в суд нетрезвым. Он не вызвал тех свидетелей, на вызове которых настаивал Кларк, и это впоследствии дало ему основания утверждать, будто его конституционное право на защиту в суде было нарушено. Мол, я бы доказал своё alibi, но адвокат мне не позволил!
На самом деле никакого alibi у Дугласа Кларка не было и нет поныне, вина его в убийствах женщин с бульвара Сансет сомнений не вызывает.
Вполне ожидаемо он был приговорён к смертной казни, а Кэрол Банди получила два 25-летних приговора с правом условно-досрочного освобождения. Впрочем, будучи в тюрьме, она умерла 9 декабря 2001 г ещё до того, как у неё появилась возможность подать соответствующее прошение. Кларк продолжает пребывать в камере смертников, которую покидает только на 1 час в сутки. Он израсходовал все возможные апелляции и рассчитывать на пересмотр приговора не может. Его вряд ли казнят, поскольку в Калифорнии действует мораторий на исполнение смертной казни.
Уже после вынесения смертного приговора, Дуглас Кларк добился наделения себя правом осуществлять собственную защиту и представлять самого себя в суде. Пользуясь им, он попытался добиться отмены приговора, сфабриковав собственное alibi. Сняв на законных основаниях копии с материалов уголовного дела и протоколов судебных заседаний, он передал часть документов "на волю". Его подельник - точнее, подельница, звали её Джои Лампьер - переправил их далее заключенному, находившемуся в другой тюрьме по обвинениям, никак не связанным с событиями на бульваре Сансет. По-видимому, предполагалось, что этот заключенный сделает некие признания, снимающие вину с Дугласа Кларка. Сложно сказать, как далеко завела бы фантазия участников этой затеи, но все их карты спутала тюремная администрация, отыскавшая переданные документы. А отыскала она их не просто так, а по наводке тюремного осведомителя.
В общем, песня оборвалась, не начавшись. Забавно, что точно такие же или очень похожие комбинации в своё время пытались проделать и многие другие серийные убийцы, например, Тед Банди и Кеннет Бьянки. Они тоже пытались использовать женщин, находящихся на свободе, для фабрикации свидетельств в свою защиту. Во всех случаях эти потуги заканчивались одинаково бестолково, лишний раз демонстрируя несуразно завышенную самооценку, присущую всем серийным убийцам. Подобно всем нарциссам, эти люди придерживаются исключительно высокого мнения о собственных интеллектуальных качествах и при этом недооценивают таковые сотрудников правоохранительных органов. Воистину, дурак измеряет всех своим аршином!
Заканчивая это подзатянувшееся повествование, хочется обратить внимание на ещё один любопытный момент. На первый взгляд может показаться, что убийства, совершенные Дугласом Кларком и Кэрол Банди продиктованы их порочностью. С этим даже, вроде бы, и не поспоришь - оба участника криминального дуэта совершенно безнравственны и извращенны. Но при этом они почему-то не убивали до встречи друг с другом. Какая така яреакция произошла между ними?
Дуглас Кларк в 2007 г.
Во второй половине 1930-х гг американский психолог Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) разработал теорию, хорошо объясняющую феномен возникновения пар сексуальных убийц. Он связал взрывной рост агрессии с резким несоответствием доминантности сексуальных партёров. По мнению Маслоу всех людей по их врожденной потребности доминировать можно разделить на 3 ярко выраженных категории: высоко-, средне- и низкодоминантных. Доминантность не связана напрямую с сексуальностью, скорее это одна из граней человеческого темперамента. Также нет связи между потребностью доминировать и либидо (это означает, что низкодоминантный и пассивный партнёр может испытывать сильные сексуальные желания и связанные с ними переживания).
Идеальными являются отношения между людьми близкими по уровню доминантности. Причём, степень их извращенности не имеет существенного значения - они развлекаются тем и так, что и как допускает диапазон приемлемости партнёра. Это не создаёт проблем ни для них, ни для окружающих, которые вообще никогда не узнают, какими чудесами занимается парочка за закрытыми дверями.
Но проблемы с большой вероятностью могут возникнуть в том случае, когда пара образуется из лиц с резко различающейся доминантностью. Причём, неважно какая пара рассматривается - гетеро- или гомосексуальная. В этом случае запредельные фантазии высокодоминантного партнёра не будут встречать противодействия, напротив, соглашательство низкодоминантного будут лишь эти фантазии разжигать. Практически в любом "дуэте" согласованно действующих сексуальных убийц, можно видеть ярко выраженного лидера (высокодоминантного вожака) и следующего за ним низкодоминантного партнёра.
При этом последний очень часто воспринимается обществом как жертва обстоятельств. Более того, его зачастую считают ещё одним пострадавшим от жестокости высокодоминантного лидера. Такой оценке способствует то, что обычно низкодоминантный партнёр активно сотрудничает с правоохранительными органами и фактически предаёт любовника. Как это сделала Карла Хомолка, "сдав" Пола Бернардо и выступив в роли запуганной жертвы (сейчас она, кстати, на свободе и даже живёт под чужой фамилией, чтобы её не побеспокоили лишний раз злые люди!).
Да и пример Кэрол Банди тоже отлично подтверждает этот тезис. Она изображала из себя жертву обстоятельств и ведь добилась снисхождения. Но находясь в тюрьме, Кэрол вела переписку с Ричардом Гейсом, писателем-фантастом, помогавшим ей в молодые годы, и в своих письмах рассказала об истинном восприятии того, чем занималась с Дугласом Кларком. Гейс пережил Банди и после её смерти обнародовал переписку. Теперь мы знаем, что она называла убийство "весёлым занятием" и не раз высказывалась в том духе, что если бы полиция её не остановила, то она бы обязательно продолжила убивать.
Поэтому низкодоминантные участники "смертельных дуэтов" никакие не жертвы обстоятельств. Они такие же убийцы, что и их высокодоминантные партнёры, просто каждый из участников отыгрывает свою роль. Один с удовольствием командует, другой - с не меньшим удовольствием подчиняется. И каждому нравится то, что он делает.
|