©А.И.Ракитин, 2018 гг.
©"Загадочные преступления прошлого", 2018 гг.

Книги Алексея Ракитина в электронном и бумажном виде.


Что произошло с Екатериной Голубевой?

(фрагмент 1)


     В адрес сайта murders.ru порой приходят очень интересные письма, в которых читатели предлагают обратить внимание на ту или иную криминальную загадку и делятся информацией либо малоизвестной, либо неизвестной вообще. Именно из общения с такими людьми появились заметки, посвященные "делу Валерия Кулакова", "делу Лошагина", убийству девочек в г.Курске и некоторые другие.


     Кстати, тему книги, над которой я сейчас работаю ("История Гиены"), также подсказал читатель, Роман Игнатов, на криминальные заметки в блоге которого я периодически даю ссылки.
     В апреле в ящик сайта упало электрическое письмо, написанное жительницей Таллина Кирой Ивановой, литературным редактором. В нём она вкратце рассказывала об истории жизни и странных обстоятельствах смерти малоизвестной в России, но очень известной на Западе, киноактрисы Екатерины Голубевой, и предлагала мне написать написать об этом случае. Признаюсь, что не театрал и не киноман, современное отечественное кино не смотрю, телевизора в доме нет уже пару десятилетий, мир богемы неинтересен в принципе. Так что ничего о Екатерине Голубевой я не знал и, полистав интернет, понял только, что женщина она была красивой и жила в Париже. С обстоятельствами смерти всё было сильно непонятно, ясно лишь стало, что между датой смерти и похорон имел место подозрительно большой интервал времени. Кроме того, причина смерти нигде не фигурировала.
     Это, собственно, и всё. Про что писать - непонятно. Непонятно даже, с чего начинать. Паспорта заграничного у меня нет, в Париж на выходные я не метнусь, "такшта-а-а..." (©Ельцин Б.Н.). Обо всём этом честно и написал в своём ответе.
     От Киры пришло новое письмо, завязалась переписка, из которой стало ясно, что она - хорошо информирована о малоизвестных широкой публике обстоятельствах, а кроме того, обладает прекрасным литературным языком. Ей есть что сказать об истории Екатерины Голубевой и её суждения заслуживают того, чтобы быть услышанными.
     Поэтому я предложил Кире разместить её текст на сайте, сопроводив его своими комментариями. Надеюсь, что мой голос будет звучать не только от моего собственного имени, но и от лица всех тех читателей, кто не слышал прежде об этой истории. Для облегчения понимания того, где чей текст, я буду выделять написанное Кирой кавычками (ибо цитирование) и инициалами КИ, а написанное мною - АР и скобками.
     Небольшая необходимая справка: Екатерина Николаевна Голубева родилась 9 октября 1966 г в Ленинграде, после окончания школы поступила в техникум, готовивший преподавателей дошкольного воспитания, затем последовала учёба в ГИТИСе и перевод в московский ВГИК. Впервые снялась в кино в 1985 г.

Екатерина Голубева. Кадр из фильма 1991 г, Екатерине идёт 25-й год.


     Первый муж - Андрей Дмитриевич Каприн, ныне известный врач-онколог, заслуженный врач России, академик Российской академии наук, член-корреспондент РАО, руководитель крупного медицинского центра, преподаватель, в 2015 г награждён Орденом Почёта. В браке родился сын Дмитрий. Екатерина, кстати, сохранила фамилию мужа и хотя известность получила под девичьей фамилией "Голубева", формально оставалась Каприна. После развода в конце 1980-х гг Екатерина проживала в гражданском браке с литовским режиссёром Шарунасом Бартасом. В этом браке в 1996 г родилась дочь Ина-Мария. Девочка была рождена во Франции, о важных тому сопутствующих обстоятельствах в своём месте будет сказано особо. Союз Екатерины и Шарунаса распался к 2000 г. Екатерина вместе с оператором Козловым, новым мужчиной в её жизни, перебралась в США, где обосновалась в Лос-Анджелесе, затем некоторое время жила на Таити. После рождения третьего ребёнка, Насти, приехала в Париж, некоторое время жила у разных знакомых. На этом этапе возобновилось её знакомство с режиссёром Леосом Караксом, с которым актриса познакомилась ещё в 1992 г, во время первых киносъёмок во Франции. Каракс удочерил Настю и стал гражданским мужем Екатерины.

Екатерина Голубева, дочь Настя и Леос Каракс. Фотография сделана в 2007 г в России.


     Фильмы, в которых снималась Екатерина Голубева, неоднократно становились финалистами крупнейших европейских кинофрумов - Каннского и Берлинского фестивалей. В качестве финалистки конкурса или приглашенной гостьи Екатерина четырежды выходила на красную дорожку кинофестиваля в Каннах. На Западе её называли "литовской киноактрисой русского происхождения". В современном отечественном кинематографе нет никого, чью известность в Европе можно было бы соотнести с известностью Екатерины Голубевой.

Екатерина вместе с Леосом Караксом на Каннском кинофестивале.


     3 августа 2011 г на станции парижского метро "Пиренеи" Екатерина Голубева погибла. Русскоязычная "Википедия" датой смерти называет 14 августа, но эта информация неверна, в свидетельстве о смерти, выданном французскими властями, фигурирует именно 3 число.
     Это, пожалуй, всё, что необходимо сообщить перед тем, как перейти к дальнейшему чтению.


     Итак, слово Кире Ивановой.
     КИ: "В 2009 году я познакомилась по интернету с Екатериной Голубевой, актрисой. Она тогда жила в Париже.
     Я редактировала её повесть около года, мы переписывались, потом вышла размолвка и мы расстались. В конце августа 2011 года я узнала о её похоронах из интернета. В этой истории много мистики, но её я опущу, поскольку предчувствия, совпадения и сны по своей сути субъективны.
     Впоследствии я занималась этой историей до настоящего времени, нашла её друзей, одна из которых стала режиссёром документального фильма о ней. Фильм под название "Я - Катя Голубева" имеется в интернете. однако там информации немного (я - сценарист).
     Короче, вот что удивительно :
        1) Причина смерти остаётся невыясненной. Абсолютно нигде официально она не фигурирует даже намеком. Слухи о самоубийстве начали ходить фактически сразу, однако никакой конкретики вообще. В конце концов нами были найдены члены семьи - мать, брат, сын от первого брака(последний присутствовал на похоронах в Париже). Никто ничего не знал конкретного. Наоборот, все считали по-разному. Сын прямо в камеру сказал открыто, что ничего не знает. При этом сильно волновался. Однажды у меня в городе упал актёр театра с крыши. Я его не знала, человек мало кому известный, однако уже на следующий день всё было написано и рассказано. Никакой информации с похорон, ни одной фотографии. Похороны, как потом узнали, были многолюдные, более полусотни человек.
        2) Информация о наркомании и инцесте. Такие явления явно не имели никакого отношения к актрисе, подтвердили все друзья. Ну совершенно не имели, это как верблюд в Антарктиде. Источники слухов нашли и спросили. Ответы в стиле "мне кто-то сказал".
        3) Путаница с датами. В свидетельстве о смерти стоит 3 августа, полиция свидетельствует 10 августа, в инете почему-то 14. Объявление о смерти появилось 18-го, похороны 20-го. До 18 не удалось найти ни одного упоминания вообще нигде."
        (АР: Исключительно важное замечание, если бы текст писал я, то переставил бы его на первое место, поскольку мне кажется, что по своей значимости оно перевешивает все остальные. В век всеобщей доступности средств коммуникаций, путаница в датах может указывать только на целенаправленное искажение информации. Никакими иными причинами, типа, "плохо расслышал - мало увидел" путаницу в датах объяснить невозможно. Сразу надо оговориться, что сознательное искажение информации о времени смерти отнюдь не указывает на криминал, причины для него могут быть самыми разными, в т.ч. и семейно-бытовыми, но... задержка в 15 суток в случае, когда речь идёт о широко известной личности - это выглядит чересчур неординарно. )
        КИ: "4) при появлении нашего фильма появились "вбросы". Именно вбросы, поскольку авторы заметок путали всё, вплоть до детей и мужей, не говоря уж о фильмах. Основная мысль заключалась в наличии депрессии, ради этого и писали.
     Я бы непомерно удивилась, если бы Вы знали Екатерину Голубеву. Это может быть либо случайность, либо Вы заядлый киноман, либо конкретно поклонник режиссёров Каракса, Бартаса, Дени или Дюмона. Имена наверняка ничего не говорят, их знают чисто в мире авторского кино. В популярном хоть сколько-нибудь кино актриса не снималась, но и в авторском появлялась крайне мало и редко, хотя была одной из первых актрис советского периода, которых стали снимать в Европе.

 
Екатерина Голубева.


     Могу рассказать о причинах спада карьеры, однако разговор уйдёт в плоскость кино, т.е. может показаться скучным. В общем и целом тут повинен характер и мировоззрение Екатерины, которая была склонна вести образ жизни затворницы. Красивая и весьма харизматичная женщина никоим способом не способствовала своей популярности.
     Я изучила фактически весь её творческий путь, нашла всего два (!) интервью, одно из которых брала её подруга. Это не просто мало, это вообще ничего, даже операторы фильмов говорят под запись больше. Участие в разного рода шоу, тусовках, сопроводительных проектах - ноль. Сообщаю всё это лишь для того, чтобы показать, что Екатерина вела жизнь самого обычного человека.
     Не исключаю, что могла и где-то работать иногда, поскольку в деньгах сильно нуждалась. Однако работа, если она и была, с кино не связана.
     Актриса с 2004 года проживала в Париже. Адрес: 5A cour Metairie, 75020 PARIS. Жила вместе с режиссёром Леосом Караксом (это его квартира) и дочерью Настей, родившейся как раз в 2004 году, примерно в сентябре-октябре. Квартира 21. Я внутри не была, однако жильё наверняка маленькое, 20-округ не место жительства состоятельных парижан. Я была два раза в подъезде дома, в основном живут эмигранты или пенсионеры. Есть фото, где она сидит в гостиной вместе с любимыми собачками(обожала всякую живность), там почти пустая комната.

 
Слева: дом в Париже, на первом жилом этаже которого проживала Екатерина с мужем и дочерью. Справа: эта лестница, уходящая в тротуар, ведёт не в общественный туалет и даже не в подземный переход. Это вход на станцию метрополитена "Pyrenees", где погибла Екатерина Голубева. От дома, в котором проживала актриса, до станции метро менее 100 м, пройти из двора под арку, спуститься на 20 ступенек и - ты уже в метро. Для нас, жителей Петербурга, города с самым глубоким метрополитеном в мире, такая доступность выглядит очень экзотично. Район, в котором проживала Екатерина, выглядит по российским меркам 2018 г, довольно диковато: некоторые дома изрисованы граффити даже на уровне второго этажа. Такое впечатление, что любители аэрозольной краски бегают по району со строительными козлами и стремянками. У нас в России неравнодушные военные пенсионеры расстреляли бы таких художников из наградного оружия даже не выходя на улицу, прямо из окон с рассадой на подоконниках.


    В общем-то тут всё правильно, деньгам неоткуда было взяться, вот их не было. Она мне сообщала размеры своих гонораров, суммы там фигурировали для Парижа просто смешные. 1000 евро за один российский фильм (главная роль), 320 евро за короткометражку (неделя съёмок) в Париже и проч. А до съёмок надо ещё доехать на метро(машины не было никогда и прав тоже).Минимальная зарплата во Франции в то время превышала 1000 евро."
    (АР: Очень важное замечание, прошу читателей обратить внимание! Вопрос о финансовом благополучии никак не обойти при попытке объективного анализа жизненной ситуации, а потому информацию, сообщаемую Кирой, следует признать очень ценной. Тем более, что в интернете на эту тему вообще невозможно найти никаких комментариев. В дальнейшем мы увидим, что у Екатерины Голубевой были весьма состоятельные... э-э... не то, чтобы друзья, а выскажемся аккуратнее - связи, но вот помогали ли эти люди ей что называется "по жизни", большой вопрос. Скорее всего, нет.)

     КИ: "Екатерина сильно скучала в Париже. поскольку выходили куда-то они достаточно редко, это ведь стоит денег. Близких друзей среди французов у неё не завелось, поэтому она общалась со старыми друзьями по инету.

 
Екатерина Голубева.


    Один из них, Артур Аристакисян, дал её мейл человеку по имени Дмитрий Мамулия, которым она вскоре увлеклась. Увлеклась именно как личностью, близким человеком, а не влюбилась в мужчину."
    (АР: Должен сказать, что в этом месте стало ясно, что мы подходим к чему важному: появилась конкретика, зазвучали красивые имена с красивыми фамилиями, обозначилась интрига, пусть пока и условная. А потому я попросил Киру приостановиться и поинтересовался тем, как по её мнению мог относиться к таким интернет-друзьям её супруг? Согласитесь, вопрос более чем уместен, супруги - люди творческие, яркие, порывистые, подверженные страстям и слабостям. Тем более, что она - русская, а он - режиссёр! Признаюсь, я был готов к экзотическому ответу, но то, что написала Кира, повергло меня в глубокую задумчивость.)
     КИ: "О Леосе Караксе можно писать очень много и долго, поскольку человек больно оригинальный, однако речь, всё-таки, немного не о нём. Отмечу лишь, что он очень хорошо знает Карлу Бруни, третью супругу мсье Саркози. Речь идёт не о шапочном знакомстве, подружились они в конце 90-х, он многократно приезжал к ней в усадьбу родителей, там бывала и Екатерина. Общаются г-н Каракс и г-жа Бруни-Саркози по сей день. Молва считала их любовниками, однако по некоторым причинам я сильно сомневаюсь в этом.

 
Если кто не понял: речь идёт вот об этих людях. Слева: Леос Каракс в своём режиссёрском естестве (теперь мы знаем, чей имидж копировал Лошагин!) Справа: Карла Бруни-Саркози и сам Саркози. Для тех, кто поздно родился, но уже читает murders.ru, сообщим, что в период с 16 мая 2007 г по 15 мая 2012 г Николя Саркози являлся Президентом Французской республики.


     Если говорить совсем уж строго, то документальных доказательств общения Екатерины с "мадам Президент" со времени 1996 года у меня нет. Тогда будущая президентша не была супругой Саркози, однако с Леосом Караксом они уже дружили. Вероятно, познакомились через сестру г-жи Бруни - Валерию Бруни-Тедески, киноактрису (впоследствии она играла у Бартаса). По имеющейся у меня информации, тогда, в 1996 году, Екатерина приехала во Францию из-за серьёзных проблем с беременностью (она вынашивала второго ребёнка - дочь Ину-Марию), которые не могли разрешить в Литве. Думаю, что разрешить могли, всё-таки конец 20-го века, однако Ины бы не появилось. Тогда Леос Каракс здорово помог ей, ведь никаких причин лечить у себя жительницу Литвы Франция не имела. После родов Екатерина жила в замке семьи Бруни. А вот как сложились их отношения потом - сказать не могу, поскольку не знаю. Однако Леос Каракс, видимо, продолжал дружеские отношения. Сама г-жа Бруни-Саркози никогда не упоминала Екатерину в своих интервью, а вот Леоса Каракса упоминала и упоминает свободно, даже держала его портрет в одной из комнат. И сейчас я вижу в её инстаграмме их совместное фото времён молодости.
     Если после предыдущего абзаца возникла нужда в уточнениях и дополнениях, я с удовольствием выполню требуемое. Понимаю, что звучит всё достаточно странно."
     (АР: Другими словами, этническая русская киноактриса, родившаяся в Ленинграде и получившая образование в Москве, благодаря связям своего талантливого мужа оказывается если и не вхожа непосредственно в близкий круг Президента Франции, то, во всяком случае, находится где-то не очень далеко от этого круга. Конечно, интернет-теоретики могут завести длинный спор о том, насколько "близким" к Президенту может быть круг любовников или потенциальных любовников его жены, но в моём понимании, как человека пожившего и повидавшего разные жизненные коллизии, приглашение в дом родителей и проживание в нём после родов - это несомненный знак личного расположения и доверия. Спорить на эту тему ни с кем не собираюсь и даже не пишите мне об этом. Данная ситуация для меня, как и всех разумных людей, довольно прозрачна.
     И упоминание третьей любимой супруги Президента Саркози в контексте того, что вхожий в её дом режиссёр был женат на этнической русской, погибшей странным образом на станции парижского метрополитена, представляется деталью очень важной. И возможно, совсем неслучайной.
     Тот факт, что эта деталь ни в каком виде не упоминалась нигде и никем, в т.ч. и самой "Мадам Президент", мне кажется знаковым.
     На этом мы остановим сейчас наше неспешное повествование. Я рекомендую всем заинтересовавшимся посмотреть документальный фильм "Я - Катя Голубева". Сразу предупрежу, что фильм достаточно специфический и понравится, возможно, не всем, но отнеситесь к этому зрелищу, как к просмотру стенограммы допроса: много чепухи, много рассуждений не том, но кое-что заслуживает внимания. Тем более, что позже мы представим фрагменты, которые в фильм не вошли, а потому у читателей появится замечательная возможность сравнить то, что показали, с тем, что исключили напрочь. Если вас зантересовала эта тема, то посмотреть следует. А закончим эту краткую вступительную заметку ещё одной цитатой из письма Киры Ивановой, напрямую относящейся к упомянутому кинофильму.
)
     КИ: "Фильм, конечно, покажется скучным, он всё-таки рассчитан на аудиторию любителей арт-хауса. Да и снят примерно на три с плюсом или четыре с минусом, лучше не получилось. Во время просмотра фильма стоит обратить внимание на начало, интервью с Бартасом. Там большая предыстория. Оригинальные съёмки лишь вначале, эти пять минут, остальные из архива. Как я уже говорила, никто его ни в чём не подозревал, а интервью требовалось чисто для творческих целей. Личные вопросы вполне можно было опустить. Но сей господин стал вести себя необычно. Он всеми силами элементарно бегал от режиссёра на манер дамы от назойливого ухажёра. Не брал трубку, не приходил на оговоренные встречи, но не давал прямого отказа. Такая игра длилась долго, режиссёр звонила его матери, г-же Бартене (они всю жизнь с сыном живут вместе и достаточно близки), просила повлиять на отпрыска, а то её кино пролетит. Ведь сначала они договорились, что сам Бартас и его дочь(от Екатерины) будут принимать участие, выделены деньги и время, а воз и ныне там. Если бы Бартас действительно сильно переживал по поводу смерти бывшей (всякое случается, хоть и очень маловероятно), то наверняка объяснил бы это матери. В общем мать сама ничего не понимала, серьёзно надавила на сына и внучку, Бартас позвонил Наталье и согласился. Гонялась она за ним долго. Она приехала в их имение, говорила без проблем с дочерью, отрывки имеются в фильме. Сам Бартас не вышел, заперся в доме и лёг спать до самого уезда Натальи Юхневич, а уехала она в четыре вечера.
     Кончилась эта бодяга встречей в его офисе (я там была один раз, это Вильнюс), куда приехали режиссёр с оператором, звуковиком и...вертолётом для съёмок (дорогое удовольствие). Планировалось интервью минут на сорок-час (монтаж потом), прогулка его по городу (съёмка с вертолёта). Вышло то, что Вы видите. Говорить он попросту не смог. Это всё, что он высказал на камеру. После снятия микрофона он пошёл к окну, где состоялся диалог с ошарашенным режиссёром. Бартас принялся говорить, что должен назвать какие-то имена, однако не может этого сделать. Потом спрашивал, для чего снимается фильм, что он согласится, только если будет сниматься Леос Каракс, а сам не может. И прочая хрень, похожая на бред либо пьяного, либо ненормального, либо смертельно испуганного, что намного ближе первых вариантов."

Продолжение можно прочесть тут.

оглавление "ленты"

на первую страницу

eXTReMe Tracker