| |
Фотоархив.
Фотоархив.Эта иллюстрация из книги Е. В. Пеликана "Судебно-медицинские исследования скопчества и исторические сведения о нем" демонстрирует инструменты, которыми сектанты осуществляли свои хирургические операции : опасная бритва, сапожный нож, нож для сыромятной кожи... Иначе как подручными эти инструменты и назвать нельзя. Представления о гигиене стояли у скопческих "коновалов" на весьма примитивном уровне. В результате кустарно проведенных операций новообращенные сектанты нередко умирали от сепсиса либо кровопотери ( надо сказать, что власти так и не смогли даже приблизительно определить число погибших при оскоплении людей ). Изображенный на приведенном рисунке гвоздь помещен тут неслучайно : свинцовый гвоздь после наложения "большой печати" скопцы помещали в мочеиспускательный канал дабы тот не зарос. Как рассказывали сами скопцы такой гвоздь им приходилось носить 7-8 месяцев - именно столько времени затягивалась рана на месте отрезанного пениса. "Малая" печать. Эта операция представляла собой стерилизацию мужчины и технически проводилась также как и кастрация животного. Мошонка стягивалась веревкой либо кожаным пояском, а яички иссекались бритвой. Иногда, впрочем, их просто прижигали. Заживление этой раны обычно продолжалось более месяца ; обычно первые 7-10 дней периодически происходили обильные кровотечения. Глядя на все это, конечно, просто диву даешься до какого умоисступления может довести человека мудствования о путях спасения души... "Большая" печать. Представляла собой следующий этап скопческого "усмирения плоти". Выполнялась после наложения "малой" печати и успешного заживления раны. Нередко между наложениями "малой" и "большой" печатей проходило несколько лет. По скопческим представлениям носитель "большой" печати был особо одухотворен и продвинут в деле спасения своей души. Если "малая" печать порой накладывалась принудительно, то "большая" всегда означала добровольный выбор ее обладателя. Количество оскопленных сектантов, составлявшее в 18-ом - начале 19-го столетия 50 % ( и даже более ) от общей численности общины, с течением времени неуклонно падало. На пороге 20-го столетия численность скопцов-кастратов нигде не превышала 1/3 "корабля". К этому времени лишь отдельные, наиболее фанатичные члены секты, являлись носителями обоих печатей : большинство ограничивалось лишь "малой". На протяжении 19-го столетия постоянно увеличивалось количество людей, желавших покинуть секту. В официальных документах таких людей называли "скопцами, скопческого обряда не придерживающихся". Сами сектанты таких нестойких адептов брезгливо именовали "полукозлами" ( не совсем, правда, понятно, кого они считали "полными козлами" и почему именно ). В категорию последних обычно попадали люди, вовлеченные в секту обманом либо по принуждению, например, в малолетнем возрасте. | |