На главную.
Архив.

Дело Урбана Грандье . ( "луденские одержимые" )

ФРАГМЕНТ 2

    Приводимый ниже текст является статьей "Луденские монахини" из "Энциклопедии колдовства и демонологии" , принадлежащей перу английского писателя Рассела Хоупа Роббинсона . Книга эта была написана в 50 - х годах прошлого столетия и ярко отражает ( не без крайностей ) атеизм и рационализм автора . Текст статьи приводится по изданию : "Энциклопедия колдовства и демонологии Рассела Хоупа Роббинсона , члена Королевского Литературного общества" , Москва , из - во "Миф" , 2001 г.

СТР. 1

    Во Франции XVI1 в. жизнь большинства священников немногим отличалась от жизни мирян , лишь некоторые соперничали с ними в изысканности манер и свободе поведения . Одним из них был красавец Урбен Грандье , назначенный в 1617г. приходским священником в Сен - Пьер дю Марш в Лудене . Оказавшись в сложном положении ( возникшем , скорее всего , в результате его знаменитых любовных похождений ) , отец Грандье обратился к влиятельному кардиналу Ришелье , в то время еще находившемуся в немилости у короля Людовика XIII. Священника заподозрили в том , что он является отцом ребенка Филиппы Тринкан , дочери луденского общественного обвинителя , в то время как он находился в открытом сожительстве с Мадлен де Бру , одной из своих юных послушниц . Никого не удивило , что отец Грандье , ведший в течение 13 лет веселую и скандальную жизнь "в браке по согласию" , 2 июня 1630г. был обвинен в аморальном поведении перед судом своего врага , епископа Пуатье , и признан виновным . Но отец Грандье имел политические связи , и его всего лишь отстранили от богослужений , а через год он был восстановлен в своих правах по распоряжению бордосского архиепископа Сурди .
    Опасаясь мести , его противники обрати лись к другому его недругу , отцу Миньону духовнику маленького монастыря урсулинок в Лудене . Их план заключался в том , чтобы убедить нескольких сестер , что они одержимы , и при экзорсизме заставить их поклясться , что отец Грандье околдовал их . Матушка - настоятельница сестра Жанна де Анж ( мадам де Беклье ) и монахини объединились . Они бились в чудовищных конвульсиях , задерживали дыхание , чтобы раздуться до невероятной величины , гримасничали и говорили чужими голосами . Сестра Жанна заявляла , что они одержимы двумя дьяволами , Асмодеем и Забуллоном , посланными отцом Грандье . Однако интрига не удалась , и 21 марта 1633г . архиепископ просто запретил отцам Миньону и Пьеру Барре продолжать экзорсизм .
    Хотя монахиням было позволено вернуться к своей прежней жизни , заговор против отца Грандье продолжался . Монсеньор Жан де Лобардемон , родственник настоятельницы и влиятельный друг всесильного кардинала Ришелье , по поручению правительства прибыл в Луден наблюдать за выполнением распоряжения о сносе фортификационных сооружений . Лобардемону донесли , что Грандье опубликовал ядовитую сатиру , вызвавшую ярость Ришелье ; он был также осведомлен , что одна из одержимых монахинь , Клер де Сазильи , находилась в родственных отношениях с кардиналом . Нельзя было упускать случай унизить приходского священника , и Ришелье был готов употребить свою власть . В соответствии с этим Лобардемону было предписано инсценировать судебное заседание с двумя услужливыми мировыми судьями , сенешалем и гражданским чиновником , чтобы арестовать Грандье и обвинить его в колдовстве .
    Был возрожден первоначальный замысел . При экзорсизме , проводимом францисканцем отцом Лактанцием , капуцином отцом Транквиллом и иезуитом отцом Сирином , монахини возобновили свои обвинения против Грандье . Некоторые из его отвергнутых любовниц помогли создать атмосферу предвзятости вокруг его дела . "Шестьдесят свидетелей заявляли о супружеской измене , кровосмешении , богохульстве и других преступлениях , совершавшихся обвиняемым даже в самых сокровенных местах церкви ( таких как ризница , где хранилось святое причастие ) в любое время дня и ночи" ( де Нио ). Священники позаботились о том , чтобы провести публичный экзорсизм монахинь , и огромные толпы собирались , чтобы наблюдать и слушать разоблачение отца Грандье .
    Наконец отец Грандье был вынужден сам экзорсировать монахинь , потому что они заявляли , что он вызвал их одержимость . Поскольку одним из явных признаков демонической одержимости была способность одержимых говорить на иностранных языках , отец Грандье заговорил с одной из монахинь по - гречески . Но монахиню подучили : "О , коварный ! Ты же хорошо знаешь , что одним из первейших условий нашего договора было никогда не говорить по - гречески". Де Нио сообщает , что священник "не осмелился допрашивать по - гречески ни ее , ни других монахинь , хотя его и побуждали к этому , и выглядел очень смущенным". В конце представления монахини обступили священника , обвиняя его в колдовстве . Настоятельница поклялась , что отец Грандье околдовал их , перебросив через монастырскую стену букет роз .
    Во время выдвижения обвинений , отец Грандье не предпринимал никаких ответных шагов , полагая , что он не может быть обвинен в вымышленном преступлении . Однако 30 ноября 1633г. он был заключен в Анжерский замок . Согласно отчету , составленному впоследствии Никола Обеном , клейма дьявола быстро обнаружили с помощью следующей уловки : разрезая острым концом ланцета и заставляя его кричать от боли , затем тотчас дотрагивались до его тела в другом месте тупым концом , не причиняя боли . В стенографическом отчете отмечено 4 таких места на ягодицах и мошонке . Аптекарь из Пуатье , бывший свидетелем мистификации , быстро выхватил свой ланцет и мгновенно доказал чувствительность плоти священника . Доктор Фурно , хирург , приготавливавший его к пытке , также свидетельствовал , что не нашел никаких явных клейм дьявола .
    Суд в Лудене не соответствовал никаким нормам и был насмешкой над правосудием . Во - первых , согласно законодательству , сначала Грандье должен был быть допрошен светским судом и иметь возможность подать апелляцию в парламент Парижа ( обычно равнодушный к обвинениям в колдовстве ) . В данном же случае процессом руководил кардинал при посредстве марионеточного следственного комитета . Во - вторых , не были соблюдены обычные судебные процедуры . Обвинение предъявило отцу Грандье договор с Дьяволом , якобы написанный его собственной рукой , который демон Асмодей стащил из кабинета Люцифера и представил суду ( рукопись сохранялась в течение многих лет как вещественное доказательство ) . Суд не позволил монахиням отказаться от прежних показаний против священника , объясняя их volte - face ( резкую перемену взглядов ) , как попытку Дьявола спасти своего слугу . Монахини настаивали на том , что их признания были продиктованы монахами , живущими в миру и ненавидящими приходского священника . Проигнорировали и появление в суде матушки - настоятельницы с петлей вокруг шеи , угрожавшей повеситься , чтобы искупить свои прежние ложные показания . Лобардемон предупредил друзей Грандье , желавших явиться в суд , чтобы выступить в его защиту , чтобы они молчали , иначе он обвинит их в колдовстве . Местный врач , Клод Киле из Шинона разоблачил мошенничество монахинь при публичном экэорсиэме , послужившем поводом для обвинения Грандье . Он пожелал дать свои показания следственной комиссии ; монсеньор Лобардемон тотчас приказал его арестовать , и д - р Киле спасся , бежав в Италию . Лобардемон выдал ордера на арест трех братьев Грандье , двое из которых были приходскими священниками , и они также были вынуждены спастись бегством . В Лудене состоялось собрание в защиту священника , организованное луденским бальи , который обжаловал порядок ведения процесса . Лобардемон разогнал его за якобы допущенное выступление против короля , что приравнивалось к государственной измене .
    18 августа 1634г. был вынесен приговор , включавший в себя пытки обеих степеней и сожжение заживо следующим образом : "Мы постановили и постановляем признать упомянутого Урбена Грандье , должным образом пытанного , виновным в преступлениях магии , maleficia ( т. е. колдовстве - прим . murder's site ) и вызывании одержимости демонами нескольких монахинь - урсулинок данного города Лудена , так же как и других светских женщин , наряду с другими проступками и преступлениями , приведшими к тому же . Для искупления таковой вины , мы приговорили и приговариваем упомянутого Грандье к amende honorable [ публичному покаянию - прим . Р. Роббинса] с обнаженной головой , веревкой вокруг шеи , с зажженной тонкой восковой свечой в руке , перед входом в церкви Св. Петра де Марш и Св. Урсулы в этом городе . Стоя на коленях , он должен просить прощения у Господа , короля и перед законом ; сделав это , он должен быть переведен на городскую площадь Св. Креста и привязан к столбу на эшафоте , воздвигнутом на упомянутом месте для этой цели , и там должен быть сожжен живьем вместе со всеми соглашениями и магическими снадобьями , использовавшимися им , равно как и с рукописной книгой , составленной им против целибата священников , а его пепел развеян по ветру . Мы повелеваем и приказываем , чтобы каждый предмет его движимой собственности был получен и конфискован королем , но сначала взята сумма в 500 ливров для покупки бронзового знака , на котором будет выгравирован отрывок из приговора настоящего суда , чтобы установить его на видном месте в упомянутой церкви , дабы он оставался там вечно . И прежде чем приступить к казни , согласно настоящему приговору , мы приказываем упомянутого Грандье подвергнуть пыткам первой и последней степени [ la question ordinaire et extraordinaire ] для установления его сообщников . Дано в Лудене против упомянутого Грандье , казненного 18 августа 1634г." .
.