На главную.
Архив.

Дело Урбана Грандье . ( "луденские одержимые" )


ФРАГМЕНТ 1

Настоящий очерк является фрагментом книги М. А. Орлова "Искушение нечистой силой" , Москва , из - во "Рипол" , 1996 г.

СТР. 1

    Теперь переходим к наиболее интересному делу , разыгравшемуся на почве демонизмав XVII столетии , именно к процессу Урбана Грандье .
    Урбан Грандье родился в Ровере около Саблэ ( в департаменте Сарты ) в 1590 г. В 1617 г.он был уже священником в городе Лудене . Это был очень ученый и талантливый человек ,получивший прекрасное образование в иезуитской коллегии в Бордо . Один из его современниковхарактеризует его в своих записках как человека с важною и величественною осанкою , придававшеюему надменный вид . Он принадлежал к числу выдающихся ораторов своего времени . Эти два таланта :ученость и дар проповедничества - быстро выдвинули его вперед и вместе с тем сообщили егохарактеру значительную дозу самонадеянности . Он был молод , и, как это часто бывает , успехвскружил ему голову . Во время своих проповедей он без малейшего стеснения позволял себе самыеядовитые выходки против монахов некоторых ему ненавистных орденов : капуцинов , кармелитов и др .Очень ловко вставлял он в свои ядовитые обличения множество намеков на разные темные дела и грешкивысших духовных лиц . Благодаря таким приемам жители Лудена мало - помалу отбивались от других городскихприходов и устремлялись на проповеди к Урбану Грандье . Но само собой разумеется , что этим же способомон нажил себе и множество врагов . Однако , как ни привлекал Грандье сердца и души своим словом , егодела и поступки были далеко не безупречны . Так , например , он оказался большим охотником ухаживатьза девочками - подростками . У него был близкий друг - королевский прокурор Тренкан . Урбан соблазнилего дочь , совсем молоденькую девочку , и имел от нее ребенка . Злополучный прокурор , потерпевшийтакое бесчестие , разумеется , сделался смертельным врагом Урбана . Кроме того , весь город знал ,что Грандье состоит в связи с одною из дочерей королевского советника Рене де Бру . В этом последнемслучае всего хуже было то , что мать этой девочки , Магдалины де Бру , перед своею смертию вверилалицемеру - духовнику свою юную дочку , прося его быть духовным руководителем девочки . Грандье безтруда увлек свою духовную дочь , и она влюбилась в него . Но девочку брало сомнение , что , вступаяв связь с духовным лицом , она совершит смертный грех . Чтобы сломить ее сопротивление , Урбанприбег к великой скверности , а именно обвенчался со своею юною возлюбленною , причем одновременносыграл двойственную роль жениха и священника ; разумеется , церемонию эту он устроил ночью и вбольшом секрете . Но так как и после того Магдалина продолжала терзаться угрызениями совести , тоон очень ловко убедил ее в том , что безбрачие духовенства не есть церковный догмат , а простойобычай , нарушение которого отнюдь не составляет смертного греха . А чтобы еще больше укрепить еев этом убеждении и , главное , показать ей , что он говорит все это не для нее лишь одной , чтобытолько ее успокоить , а готов то же самое повторить перед всем светом , он написал особую книгупротив безбрачия духовенства . Рукопись этого интересного трактата и сейчас хранится в одной изпарижских библиотек .
    В 1626 г. в Лудене был основан женский урсулинский монастырь . Первоначально в нем было всего 8монахинь . Они явились в Луден из Пуатье без всяких средств и первое время жили подаяниями . Нопотом над ними сжалились благочестивые люди и кое - как понемножку их устроили . Тогда они нанялисебе небольшой дом и стали принимать девочек на воспитание . Скоро их настоятельница , во вниманиек ее усердию , была переведена куда - то в другой монастырь игуменьей , а ее место заняла сестраАнна Дезанж . Это была женщина хорошего происхождения . Она еще девочкой поступила послушницейв урсулинский монастырь в Пуатье , затем постриглась , а потом перебралась в Луден в компании ссемью другими монашками . Под ее настоятельством луденский монастырек начал процветать . Числомонахинь с восьми поднялось до семнадцати . Все монашки , за исключением одной , Серафимы Аршэ ,были девушки знатного происхождения .
    До 1631 г. священником в монастыре был аббат Муссо . Но в указанном году он умер , и монахинямопять надо было отыскать себе нового священника . И вот тут - то , в числе кандидатов на этовакантное место и выступил Урбан Грандье . В его деле упоминается о том , что им руководили самыечерные намерения ; его , очевидно , соблазняла перспектива духовного сближения с этою толпою молодыхдевушек и женщин знатного происхождения . Но как мы уже сказали , его репутация была очень подсалена ,а потому неудивительно , что он был забракован и ему предпочли патера Миньона . А у него как раз сэтим Миньоном были какие - то бесконечные личные счеты и ссоры . Скоро эта неприязнь перешла в открытуюсхватку между Миньоном и Грандье . Дело дошло до епископского суда . Епископ оказался на сторонеМиньона , но Грандье апеллировал к архиепископскому суду , и местный ( бордоский ) архиепископрешил дело в его пользу . Главным источником их вражды между собою являлось беспутное поведениеГрандье , на которое сурово - нравственный Миньон жестоко нападал . Вражда страшно обострилась вовремя выдвижения кандидатуры в священники к урсулинкам . Когда представился Грандье , ни одна измонахинь не пожелала даже и говорить с ним , тогда как аббата Миньона они приняли очень охотно . Ивот , чтобы отомстить торжествующему недругу , Грандье , по общему убеждению его судей и современников ,и решился прибегнуть к колдовству , которому его обучил один из его родственников . Он намеревалсяс помощью колдовства соблазнить нескольких монахинь и вступить с ними в преступную связь в томрасчете , что когда скандал обнаружится , то , разумеется , грех будет приписан аббату Миньонукак единственному мужчине , состоявшему в постоянных и близких сношениях с монахинями .
    Волшебный прием , к которому прибегнул Грандье , принадлежал к числу самых обычных : он подкинул монахинямнаузу , т. е. заговоренную вещь . По всей вероятности , подойдя к ограде их обители , он перекинул этувещь через ограду в сад и спокойно ушел . Предмет же , им подкинутый , была в высшей степени невиннаявещь , не могшая внушить никаких подозрений : небольшая розовая ветка с несколькими цветами . Монахини ,гуляя по саду , подняли ветку и , конечно , нюхали благовонные цветы ; но в цветах этих уже сиделибесы , надо полагать , целым стадом . Эти бесы и вселились во всех , кто нюхал розы . Прежде другихвосчувствовала в себе присутствие злого духа сама мать - игуменья , упомянутая Анна Дезанж . Вследза нею порча обнаружилась у двух сестер Ногаре , потом нехорошо почувствовала себя г - жа Сазильи ,весьма важная дама , родственница самого кардинала Ришелье ; потом та же участь постигла сестру Сент - Аньес ,дочь маркиза Делямотт - Борасэ , и ее двух послушниц . В конце - концов во всем монастыре не осталосьи пяти монашек , свободных от чар .
    Но что , собственно , делалось с околдованными монашками ,- об этом мы можем осведомиться из дела . Всеодержимые вдруг прониклись пламенною любовною страстью к Урбану Грандье и всем им он стал являться ,нашептывая самые коварные речи и совращая в смертный грех . Разумеется , монашки , как и подобает , изовсех сил боролись против одолевавшего их соблазна , и , как это было тщательно засвидетельствовано , ни однаиз них не дошла до фактического грехопадения . Это было самым несомненным образом установлено во времяэкзорцизмов , когда сами демоны , сидевшие в монашках , на вопросы заклинателей так прямо и отвечали , что ниодному из них не удалось ввести свою жертву в действительный грех , невзирая ни на какие ухищрения . Следуетеще заметить , что , кроме монахинь , роковая розовая ветка побывала в руках у девиц , случайно бывших в этовремя в монастыре . В числе их особенно жестоко поплатилась Елизавета Бланшар .
    Луденское дело было много раз описано с величайшими подробностями , и мы не имеем никакой возможности все этопередать в нашей книге . Нам придется взять только наиболее выдающиеся факты , которые потом сделалисьдостоянием демонологии . На основании показаний одержимых , т. е. , другими словами , самих бесов , которые вних сидели ( потому что во время одержимости за человека отвечает на вопросы овладевший им бес ) , удалосьустановить имена этих бесов , их происхождение , их внешность , их местонахождение внутри человека и т. д.
    Так , например , игуменья монастыря Анна Дезанж была одержима семью дьяволами : Асмодеем , Амоном , Грезилем ,Левиафаном , Бегемотом , Баламом и Изакароном . Уделим некоторое внимание этим любопытным жильцам адовым .Заметим прежде всего , что , по учению церкви , дьяволы суть не кто иные , как павшие ангелы . Но , быв раньшеангелами , они должны были принадлежать к одному из девяти чинов ангелов . Во время экзорцизмов бесы на вопросызаклинателей и объявляли не только свои имена , но также и те ангельские чины , к которым они принадлежали досвоего падения . Так , Асмодей оказался происходящим из чина Престолов . Мы имеем возможность описать егонаружность по изображениям в старых демонологиях . Он являлся в виде голого человека с тремя головами :человеческою посредине , бараньею слева и бычачьею справа ; на человеческой голове у него была корона ;ноги у него были утиные или гусиные , обыкновенного демонского фасона . Он являлся верхом на каком - то чудовищевроде медведя , но с гривою и с очень длинным , толстым хвостом , как у крокодила . Асмодея удалось заклинаниямивыгнать из игуменьи раньше других бесов . Мы уже не раз упоминали о том , что заклинатели заставляли демоновв тот момент , когда они выходили из тела одержимого , обозначать свой выход какими - нибудь внешними знаками .Так , Асмодей , при выходе из своей жертвы - игуменьи , должен был оставить отверстие у ней в боку , что ибыло им исполнено .
    Вслед за Асмодеем вышел Амон . Этот бес являлся в виде чудовища с мордой , похожей на тюленью , и с телом , тоженапоминающим тюленье , и с извитым кольцами не то змеиным , не то крокодильим хвостом . Глаза у него былигромадные , как у филина . В передней половине тела у него были две лапы вроде собачьих , но с длинными когтями ; этобыло двуногое чудовище . Он объявил себя принадлежащим к чину Властей . Знаком исхождения из тела Амона былотакже отверстие на боку у игуменьи .
.