АРХИВ. Стенограммы, судебные речи, документы.
Кистяковский А.Ф. "Исследование о смертной казни"
Страницы : (1) (2) (3) (4) (5) (6)
стр. 6 ( окончание )
Трудно определить время, когда народы стали смотреть на палача как на существо гнусное и бесчестное. Одно только можно сказать, что процесс такой перемены начался очень
давно, длился очень долго и совершился мало-помалу, незаметно, и что в настоящее время в Европе перемена эта является совершившимся фактом, которого никто не может отрицать. Ныне никто не станет оспаривать того, что для европейского жителя обязанность палача составляет предмет ужаса и
отвращения; а сам палач есть лицо отверженное, одно прикосновение к которому считается осквернением. Настроение настоящего европейского общества таково, что преступник гораздо легче может возвратиться в лоно общества, которое его извергло, и примириться с ним, чем палач. Напрасно законоведы, замечая эту перемену, старались разубедить народы и
поддержать прежнее значение палача. Легисты говорили о палаче: «Этот человек так же священ, как сама юстиция. Когда
он мучит или предает смерти себе подобного, он не оскорбляет
Бога и не отвечает за убийство, которое совершает. В этом
случае наказанию подвергает себя сам виновный, ответственность за пролитую кровь берет на себя общество». Некоторые
из законоведов думали, что причина отвращения к личности
палача кроется в частных качествах лиц, исполняющих эту
должность, а не в самой обязанности; смотря на такое отношение общества к палачу, как на нечто случайное, временное,
они искали и временных мер исправления этого, по их убеждению, зла. Так Дагмудер, один из авторитетных юристов,
считал бесславие палачей следствием их пороков, злоупотреблений и того дикого самолюбия и жестокости, которые они
проявляют при совершении казней, обращаясь с преступником, швыряя и убивая его так, как будто в их руках не человек, а животное. Для восстановления уважения личности и
обязанности палачей во мнении общества, он советовал выбирать палачей из людей добрых, мастеров своего дела, людей
надежных, отважных, вежливых, милосердых. Но ни теоретические убеждения, ни практические меры не могли поколебать
с каждым веком возраставшего в обществе отвращения к обязанности и личности палача, потому что отвращение это про-
исходило не от частной какой-нибудь причины, как, например,
от личных качеств палача, а от общей, глубоко скрытой, коренной перемены взглядов на смертную казнь. Этой-то коренной перемене взглядов и следует приписать разнообразные
симптомы отвращения к личности и обязанности палача. Во Франции одна девушка за утайку родов была приговорена к повешению. Палач, тронутый ее красотою и молодостью, просил судей дать ей помилование с тем, что он на ней женится.
Судьи согласились, но подсудимая пожелала лучше быть повешенной, чем сделаться женой палача. Торговцы отказываются продавать палачу съестные припасы; деньги его внушают
народу ужас; народ смотрит на них как на цену пролитой
крови; он верит, что на каждой монете палача есть кровавое
пятно — и если случается получить несколько этих проклятых
монет, он бросает их в сторону, боясь от них несчастия. Палач
не может найти себе квартиры — и никакие усилия правительства не в состоянии заставить жителей дать ему приют.
Должность палача всегда и везде принадлежала к самым доходным; в России, например, случалось, что палач получал
по 10 тыс. с приговоренного. Но несмотря на это у народов до такой степени велико отвращение к обязанности палача,
что его не в состоянии пересилить страсть к приобретению, одна из могущественнейших страстей человеческих; вследствие этого правительства находятся в затруднении найти охочего человека в палачи. Отсюда явилась необходимость возлагать эту обязанность на преступников, давая им взамен этого
помилование. Такой обычай существует у нас в России. Но
замечательно, что, несмотря на значительные выгоды, на избавление в прежнее время от ужасного телесного наказания и
каторжных работ или ссылки, многие из преступников решаются лучше сами подвергнуться тяжкому наказанию, чем
взять на себя исполнение кровавых обязанностей палача. Вот
выводы из того, что сказано о палаче:
1) В период безгосударственный человек сам был и судьей,
и палачом. Так как в то время физическая сила составляла главное достоинство человека, а пролитие крови человеческой
принадлежало к самым обыденным явлениям и к самым естественным следствиям тогдашнего быта, то обязанность палача не только не была постыдна, но и пользовалась большим
почетом. Поэтому совершенно несостоятельно довольно распространенное мнение о вечном позоре палачей.
2) Возникавшее государство является не только централиза-
тором сил материальных, но и систематиком нравственных
убеждений тогдашнего общества. Оно возводит в принцип существовавший факт. Физическая сила и с образованием государства остается преобладающею, само государство возникает
среди насилия и кровопролития и в значительной степени благодаря им. При таких обстоятельствах, очевидно, должность палача могла пользоваться только почетом. Поэтому нет
ничего удивительного, что она окружена была ореолом святости
и глубокого уважения и что она привлекала к себе самых высокопоставленных в обществе лиц. Поэтому также понятно, почему древний законодатель почел совершенно уместным призвать благословение Божие на тех исполнителей казней, которые в один день казнили 3 тыс. человек.
3) С развитием общества, с видоизменением социальных
отношений, с переменою религиозного, нравственного и научного миросозерцания и преобразованием государств — этим
результатом всех остальных перемен,— иссякает прежняя потребность в пролитии крови, и сила кулака заменяется силою
сознания и умения отстаивать без насилия добытые права.
При таком состоянии общества обязанность палача должна
была пасть во мнении человека и с каждым шагом общественного развития больше и больше возбуждать к себе презрение
и отвращение. Поэтому нельзя не признать нелепостью апотеозу палача, нарисованную для нашего времени де Местром
в следующих выражениях: «По внешности палач создан как и
мы; он рожден так же, как и мы; но он есть существо необыкновенное, и для того, чтобы он существовал в семье человеческой, нужно было особенное повеление, fiat творческого
могущества... Все величие, все могущество, вся субординация
покоится на нем; он есть и ужас, и связь общества человеческого. Удалите из мира этого непостижимого деятеля, и в то же
мгновение порядок уступит место хаосу, троны разрушатся и
общество исчезнет».
Читая эти слова, как будто слышишь задушевные убеждения брамина, друида или жреца мрачного
Одена, которые, казня собственноручно преступников, мнили
службу приносити Богу. Де Местр впал в ошибку, противоположную ошибке Румье: Румье, заметивши всеобщее презрение к палачу современных нам европейских обществ, вообразил, по незнакомству с давно прошедшею цивилизациею народов, что этот позор был вечно неразлучен с обязанностью
палача; де Местр, поставивший для себя задачею не признавать совершившихся событий и качеств новой цивилизации,
изобразил значение палача для нашего времени по идеалу
отжившей цивилизации.
( на предыдущую страницу )
|