АРХИВ. Небесспорные истины.
Черняк Е. Б.: "Таинственные обстоятельства жизни и смерти Жанны д'Арк".
Страницы : (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11)
стр. 4
ЗАГАДКИ РУАНСКОГО СУДИЛИЩА.
Нам известны, как уже отмечалось, все детали руанского
процесса: сохранились подробные протоколы. Нет лишь одного
важного документа — официального акта, удостоверяющего
казнь Жанны или даже просто упоминающего об исполнении
приговора. Академик М. Гарсон, известный французский юрист,
изучавший историю Жанны д'Арк, считает, что составление подобного акта не требовалось судебными правилами того времени.
Однако генеральный адвокат Шарль дю Ли, живший в XVI в.
и заинтересованный в этом деле, связанном с историей его
семьи, считал отсутствие протокола «обращающим внимание и таинственным». В тексте материалов процесса, обнаруженных
в Англии, говорится, что Жанна была приговорена «в конце
концов к пожизненному заключению в тюрьме и содержалась там
на хлебе скорби и воде томления». Во французских хрониках
первой половины XVI в. о казни Жанны говорится в неопределенных и часто двусмысленных выражениях. Так, в «Бретонской
хронике» (1540 г.) сказано, что в 1431 г. «Дева была сожжена
в Руане или была осуждена на это». Симфориен Шампье в «Корабле для дам», изданном в Лионе в 1503 г., пишет, что Дева, по
мнению англичан, была сожжена в Руане, но французы это отрицают. В поэме Жоржа Шатлена «Воспоминания о чудесных приключениях нашего времени» говорится, что, «хотя, к великому горю французов, Дева была сожжена в Руане, она, как стало известно, потом воскресла».
Обращаясь к свидетельствам современников, помимо уже
упомянутого декана Сен-Тибо отметим дневник одного парижского буржуа, где прямо указывается, что в Руане под видом Жанны
была сожжена другая женщина. Пьер Кюскель, буржуа из Руана, который мог быть очевидцем казни, разделял это мнение :
«Жанна бежала, и кто-то другой был сожжен вместо нее». В рукописи, хранящейся в Британском музее ( английской национальной библиотеке ) под № 11542, также указывается : «Наконец публично сожгли ее ( Жанну ) или же другую женщину, похожую
на нее, в отношении чего многие люди держались и до сих пор придерживаются разного мнения».
Слух о спасении Жанны так быстро распространился после ее
казни, что это встревожило парижские власти ( столица тогда
еще находилась в руках англичан, отцы города раболепно выполняли все приказы чужеземных захватчиков ). Был даже
затеян опрос свидетелей, не манкировал ли Кошон возложенными
на него обязанностями. Кого же можно было расспросить, кроме
помощников Кошена, его асессоров ? Однако они один за другим
скончались вскоре после руанского процесса.
Но вот прошла четверть века, и, готовясь к процессу реабилитации Жанны, французские суды занялись поисками свидетелей.
Это было не простое дело. Кошон умер еще в 1444 г. Доминиканцы объявили, что не знают, где находится монах их ордена
инквизитор Жан Леметр. Все же нашлось около дюжины лиц, входивших в состав руанского судилища. Пятеро из них заявили,
что ничего не видели, трое — что уехали еще до окончания заседаний, а двое сослались на слабую память и на то, что они по
забывчивости не могут ничего припомнить из процесса Орлеанской девы.
Известная неясность имеется даже в дате казни Жанны. Обычно называют 30 мая, но многие осведомленные современники упоминали другие числа — 14 июня, 6 июля, а английские хронисты в конце XV и начале XVI в. писали, что Жанна была сожжена в феврале 1432 г. Существует разноголосица и в отношении способа казни. Например, хронист Жан ла Шапель
утверждает, что Жанна сначала была обезглавлена, а уже потом
ее тело предано сожжению на костре. Надо учитывать, что многие
детали, касающиеся расправы над Жанной, нам известны из
показаний на процессе реабилитации, данных лицами, так или
иначе причастными к руанскому судилищу и стремившимися
обелить себя, приписать своим действиям иной смысл, чем тот,
который был в действительности. Другие просто хотели облагородить и возвеличить свою роль. Третьи передавали слухи, которые
за четверть века со времени гибели Жанны трансформировались
в их сознании в неоспоримые факты. Интересно отметить, что не
сразу, а только через неделю после сожжения Жанны, лишь 7 июня, Кошон составил текст официального извещения о казни
и уже после этого соответствующие ноты от имени английского короля Генриха VI были направлены различным европейским дворам.
В процедуре исполнения приговора были также бросавшиеся в глаза нарушения установленных норм. Прежде всего, строго
говоря, смертного приговора не было вынесено вообще. Ведь
осужденную передавали в руки светских властей, которые юридически и присуждали к смерти на костре ( наказание «без пролития крови» — как о том лицемерно ходатайствовали церковные судьи ). Между тем помощник бальи ( главы судебной власти )
Руана Лоран Жерсон свидетельствовал: «Никакого приговора не выносил ни бальи, ни я сам, на которых лежала эта обязанность». Явное нарушение законности, но это еще далеко не равнозначно тому, что оно являлось прикрытием для тайного
бегства Жанны, как это считают сторонники «новой» версии. Им,
чтобы связать факт указанного нарушения юридических норм со
своей теорией, следовало бы по крайней мере исследовать вопрос,
насколько строго соблюдались эти нормы на территории, занятой
английскими войсками в первую треть XV в. Иными словами,
насколько частыми были подобные нарушения в судебной практике того времени. Но даже если несоблюдение нормы было редчайшим исключением, оно все же могло быть вызвано самыми
различными мотивами и помимо того, который имеют в виду
поборники «неортодоксальной» версии, так же как отсутствие
герцога Бедфордского и губернатора Руана графа Уорика ( герцог вообще покинул Руан еще 13 января и, видимо, не вернулся до конца процесса ).
А какие имеются другие документальные доказательства казни Жанны ? Уже упоминавшиеся участники
руанского судилища, которых допрашивали в связи с подготовкой и проведением процесса реабилитации, твердили, что, по
слухам, Жанна умерла, как подобает святой. Из других участников руанского процесса пятеро заявили, что не видели казни
собственными глазами, трое других — что покинули площадь еще
до ее совершения, двое вообще сослались на плохую память.
Коротко говоря, ни один из допрашиваемых, если верить их показаниям, не видел сцены казни или по крайней мере якобы не
помнил, присутствовал ли он на площади, когда сжигали Орлеанскую деву.
Считается, что англичане, желая убедить народ в смерти
«колдуньи», устроили казнь в присутствии многолюдной толпы. Это так, но вопреки обыкновению горожан не подпускали близко — от костра их отделяла стена из 800 солдат. Власти предписали даже, чтобы окна домов, выходящие на площадь, были наглухо закрыты деревянными ставнями. Было ли это только
мерой предосторожности, связанной с опасениями, что в последний момент будет сделана попытка освободить Жанну ? Это мало
вероятно, ведь население Руана держало сторону англичан и на
протяжении семи месяцев, в течение которых Жанна находилась
в городе, не наблюдалось никаких симпатий к Деве или тем более
стремления вступиться за нее. Следовательно, власти могли
опасаться лишь разоблачения того, что на костер возвели не
Жанну, а какую-то другую женщину, но вовсе не возможности,
что осужденную силой вырвут из рук палача. Поэтому, вероятно,
никто, кроме английских солдат и официальных лиц, не смог
вблизи видеть сцену сожжения. Кстати, как утверждалось, сам руанский палач Жофруа Тераж, ранее видевший Жанну, не узнал ее. Кроме того, в платежных книгах города Руана за 1430—1431 гг. не отмечены расходы, связанные с казнью Жанны.
Между тем в эти книги тщательно заносились суммы, уплаченные палачу и его помощникам, истраченные на приобретение дров для
костра, а также имена и фамилии каждой из жертв, на казнь которой пошли эти казенные деньги, в частности «ведьм», сожженных в это время. Между прочим, среди них две Жанны, может, одна из них и заменила Жанну д'Арк на костре ? Итак,
нет никаких сведений о расходах на казнь Жанны. Может
быть, это связано с тем, что Жанну судил не городской суд, а церковный трибунал ? Но это же ведь относится и к некоторым
из остальных казненных. Кроме того, нет никаких упоминаний о казни Жанны и в счетных регистрах Руанского архиепископства.
Вместе с тем современник — руанский священник Жан Рикье — писал, что, поскольку англичане опасались, «как бы не
стали говорить, что она ( Жанна.— Е. Ч. ) спаслась», палачу был
дан приказ сразу после смерти осужденной на время потушить
огонь с целью показать присутствующим, что казнена именно
Жанна. Об этом же мы читаем и в дневнике парижского буржуа. Палач именно так и поступил. Впрочем, остается вопрос : смогли ли свидетели казни, разглядывая уже обуглившееся тело
жертвы, определить, кто именно погиб на костре ? Все действия
властей — и удаление толпы на значительное расстояние, и демонстрация обуглившегося тела, и выбрасывание обгорелых
останков в реку — не является ли все это стремлением убедить всех в смерти Жанны, не приводя ни одного реального доказательства ?
В сохранившихся описаниях казни остается неясным : то ли
осужденной косо надвинули чепчик или дурацкий колпак, то ли она взошла на костер с закрытым лицом. Сведение об этом
сообщает хроникер Персеваль де Каньи, который сам не был свидетелем казни и передавал лишь услышанное из чужих уст.
К тому же он рассказывал это много лет спустя после гибели
Жанны. Вдобавок в его хронике, как это установили исследователи, много фактических ошибок, в частности он нередко путает
время и место, где происходило то или иное описываемое событие,
приписывает участие в нем лицам, для которых это было просто невозможно.
Если предположить, что была сожжена не Жанна, то какова была судьба самой Орлеанской девы ? Известно, что первоначальные суровые условия заключения Жанны потом были значительно смягчены. Сторожившие ее тюремщики и английские солдаты
не раз уходили пьянствовать в ближние таверны, оставляя ее
одну. К Жанне допускали посетителей, а она отказалась дать
честное слово, что не сделает попытки к бегству.
Организация побега могла быть осуществлена с согласия
герцога Бедфордского. Джон, герцог Бедфордский, младший
брат короля Генриха V и дядя его наследника, малолетнего Генриха VI, был правителем той части Франции, которая находилась под властью англичан. Он был женат на сестре герцога Бургундского Анне, по-видимому настроенной благожелательно в отношении Жанны. Герцогиня не только запретила тюремщикам
жестоко обращаться с пленницей, но и приказала доставить ей
женское платье, а ведь то, что Жанна вновь надела мужской
костюм, послужило предлогом для вынесения ей смертного приговора. К Жанне хорошо относилась и герцогиня Люксембургская,
примыкавшая к бургундской партии. Герцог Бедфордский проявлял особую благосклонность к Кошону. Ясно, что Кошон
стремился угодить своему покровителю. Но ведь роль самого
епископа в процессе Жанны, как мы убедимся, можно оценивать по-разному.
Не исключено, что Кошон, если он действительно пытался спасти Жанну, просто выполнял секретный приказ герцога. Что же касается губернатора Руана Ричарда Бочемпа
графа Уорика, то его зять Талбот попал в плен, а Карл VII угрожал отмщением, если Жанну приговорят к смерти. Так что Уорик
был лично заинтересован, чтобы Дева не была казнена. Сторонник версии о спасении из тюрьмы Жанны Пьер Сермуаз
предполагает, что она бежала из тюрьмы после последнего посещения Кошона через подземный ход, выходящий на одну из улиц
города. Там ее ожидали бургундские рыцари, которые отправились вместе с Жанной к послу и советнику герцога Савойского
Амедея VIII Пьеру де Ментону, доставившему Жанну под вооруженным эскортом в свой замок Монтротье в Савойе. Амедей VIII
пытался в это время восстановить согласие между Карлом VII, герцогом Карлом Орлеанским и бургундским герцогом Филиппом Добрым.
( на предыдущую страницу )
( на следующую страницу )
|