Как Фредерик Валентич вступал в контакт с НЛО.
История первого и последнего ночного полёта Фредерика Валентича, молодого австралийского пилота, известна в России хорошо. Любители разного рода хоррора поминают её на самых разных форумах в качестве яркого примера ужасного и необъяснимого фатального события. История действительно интересна, но не мистическим ужасом и тайной, которых там и нет вовсе, а совсем иным - она отлично демонстрирует способность человеческого мозга "дорисовывать" недостатющие детали и придавать всем непонятному оттенок сверхъестественного. Фредерик Валентич с детства был обуян страстью к авиации и полётам. В 1977 г., в возрасте 18 лет, он впервые поднялся в воздух в кабине вертолёта и понял, что хочет стать пилотом. Правда, в школу пилотов военно-воздушных сил ему попасть не удалось - его отсеяли ещё на этапе медкомиссии, но Фредерик не отчаялся и подался в "Эйр трейнинг корпс" (Air Training Corps). Это аналог советского ДОССАФ, в котором молодёжь постигает навыки лётного мастерства сначала на планерах, а потом и легкомоторных самолётах. Слушатели школы не являются ни резервистами военно-воздушных сил, ни кадетами, они получают звание пилота примерно также, как водительские права для вождения автомашины. Фредерик жил в Мельбурне с родителями и младшим братом, работал в магазине военной атрибутики, дружил с девушкой на три года младше. С третьей попытки он сумел сдать экзамены в лётной школе и получил диплом пилота 4-го класса с налётом менее 150 часов. Учился, кстати, Фредди с большим скрипом, дважды проваливал экзамены и во время выполнения зачётных упражнений не менее четырёх раз создавал опасные ситуации на земле и в воздухе. Опыта ночных полётов, а также полётов в условиях плохой видимости не имел. Честно говоря, даже удивительно, как можно называть пилотами людей, не имеющих практических навыков полётов по приборам...
Тем не менее Фредерик Валентич был допущен к самостоятельным полётам. В аэропорту Мураббин (Moorabbin), на юго-востоке Мельбурна, стоял легкомоторный самолёт "сессна"-182, подаренный ему родителями, на котором Фредди совершал перелёты как над континентальной частью Австралии, так и на остров Кинг, расположенный в 200 км. к югу. Также он залетал (по крайней мере однажды) на Тасманию, расположенную южнее острова Кинг. 19 октября 1978 г. самолёт Валентича прошёл планово-предупредительный ремонт и получил серификат годности к полётам на 100 часов. 21 октября 1978 г. Фредди решил отправиться в свой первый в жизни ночной полёт. Задумка была весьма поэтичной - примерно в 18 часов или чуть позже он должен был вылететь из Мураббина в компании своей подружки, 16-летней Ронды Раштон, и после 70-минутного перелёта сесть в аэропорту на острове Кинг. Там они быстренько покупают в магазине возле аэропорта лангустов или лобстеров к ужину, летят обратно и - вуаля!- далее следует романтичный ужин с вином. Фредди предполагал вылететь из Мураббина засветло, примерно за полчаса до захода солнца (заход в тот день должен был состояться в 18:43, а окончание вечерних сумерек - в 19:11).
Однако с самого начала план дал сбой. Ронда не смогла своевременно уйти с работы и опоздала в аэропорт. Находясь в пути, она не имела возможности позвонить (всё-таки, сотовых телефонов тогда ещё не было!). Фредди стоически ждал её появления, но убедившись, что график полета находится под угрозой срыва, решил взлетать в одиночку. Полёт начался в 18:19 и проходил в воздушном эшелоне 1500 м. Самолёт летел к острову не по кратчайшему расстоянию, а описывая ломаную линию с таким расчётом, чтобы минимизировать продолжительность полёта над водным пространством Бассова пролива. Во время полёта вдоль побережья, ещё до захода Солнца, самолёт случайно оказался сфотографирован мужчиной, занимавшимся видовой фотосъёмкой пляжа и моря. С воздушным судном всё было в порядке. На 41 минуте полёта - т.е. в 19:00 - самолёт достиг мыса Отвэй (Otway) и повернул в сторону пролива.
В 19:06 Валентич сообщил наземной службе контроля о том, что видит некое воздушное судно, летящее выше и быстрее. Диспетчеры ничего не знали о пролетающих в том районе самолётах, радары показывали, что Валентич летит в полном одиночестве. Тем не менее, Фредерик настаивал на том, что рядом с ним находится некий крупный летательный аппарат, который то появляется, то исчезает из вида. В течение последующих 5 минут он продолжал рассказывать о летающем вокруг него небесном судне, правда, сколько-нибудь детального описания его так и не сообщил. Единственная существенная информация, связанная с внешним обликом незнакомца, о которой упомянул Валентич, заключалась в наличии у того 4 посадочных огней. В процессе общения с диспетчером Фредди внезапно заявил, что начал летать по кругу, хотя совершенно непонятно, что именно побудило его так поступить. На шестой минуте Валентич взволнованно проговорил, что объект приближается к нему с юго-востока и это не самолёт. На протяжении последующих 17 секунд раздавались скрежещущие звуки непонятной природы, после чего радиосвязь с диспетчерским пунктом прервалась.
С самого момента безрезультатного окончания поисковой операции средства массовой информации и многочисленные любители тайн принялись нагнетать вокруг случившегося с Валентичем атмосферу таинственного и принципиально непознаваемого. Основные доводы сторонников "паранормальщины" и "контактёров" сводились к следующему: - Члены комиссии Министерства пытались уничтожить все записи о подготовке самолёта Валентича к вылету и самом полёте. Делалось это якобы для того, чтобы объявить, будто 21 октября 1978 г. подобного полёта вообще не было. - Оригинал аудиозаписи переговоров Валентича с диспетчером исчез. Существует его текстовая "расшифровка", но невозможно сказать, насколько точно она соответствует оригиналу. Все, известные ныне аудиозаписи этих переговоров, представляют собой инсценировки, в которых актёры читают текст "расшифровки". В 2008 г. представители телеканала ВВС официально запрашивали оригинал аудиозаписи в Министерстве инфраструктуры Австралии, но так и не получили его. - Последний фрагмент аудиозаписи продолжительностью 17 сек., на котором слышны странные скрежещущие звуки, был исследован преподавателем физики в университете Сан-Хосе (США) Ричардом Хейнсом, в прошлом специалистом НАСА. Согласно заключению Хейнса, указанный фрагмент содержит 36 звуковых сигналов ("всплесков") различного частотного спектра без чёткого ритмического рисунка. Никакого второго фона или слаборазличимых вербальных сигналов (восклицаний, слов) на записи нет. Хейнс затруднился сделать вывод о природе акустических "всплесков". Во всём аналогичным оказался результат анализа этого фрагмента и специалистами Мельбурнского технологического института. - Очень странным представляется отсутствие всяких следов самолёта и пилота. Самолёт имел аварийный радиобуй, который должен был всплыть при падении в воду (теоретически, по крайней мере). Бассов пролив сравнительно неглубок - его средняя глубина 50 м.
- "Исследователи НЛО" приложили большие усилия к поиску возможных свидетелей инцидента с Валентичем. По их утверждениям, им удалось отыскать более 20 человек, находившихся неподалёку от побережья в районе мыса Отвэй до-, во время и после заката Солнца 21 октября 1978 г. и видевших неопознанный объект или непонятные оптические явления в небе. - Важнейшим объективным свидетельством правдивости этих рассказов считается фотография неопознанного объекта в небе над Бассовым проливом, сделанная фотографом-любителем Роем Мэнифолдом в день исчезновения Валентича примерно в 18:45. Мэнифолд планировал в тот вечер заняться фотографированием захода Солнца. Фотосъёмку проводил со штатива, всего им было сделано 6 кадров. На последнем из них в небе видно нечто такое, что "исследователями НЛО" признаётся за НЛО (уж извините за тавтологию). В момент фотографирования Мэнифолд ничего странного в небе не наблюдал. Исследователи утверждают, что с помощью экспертов проводили изучение этого кадра и установили, что снимок не является комбинированным и неопознанный объект, запечатленный в небе, движется со скоростью более 200 км/ч.
- Во второй половине 1978 г. - начале 1979 г. поступило несколько десятков сообщений о странных объектах и непонятных оптических явлениях в небе над западной частью Бассова пролива. Т.е. именно из того района, в котором пропал самолёт Валентича. - В 1998 г. стало известно о существовании трёх свидетелей (все они являлись родственниками), 21 октября 1978 г. наблюдавших с берега полёт над Бассовым проливом легкомоторного самолёта, который преследовало некое большое тело непонятной конфигурации с зелёными огнями. Эти люди не заявляли об увиденном почти 20 лет, опасаясь быть поднятыми на смех. - Фредерик Валентич не был застрахован и его смерть или исчезновение не сулили никому никакой материальной выгоды. Он не имел суицидальных наклонностей и никогда не заявлял о намерении покинуть дом и жить в другом месте.
Несмотря на глубокую убежденость родных Фредди и многочисленных сторонников версии "похищения инопланетянами" в том, что пилот "Сессны" был взят на борт инопланетного корабля вместе с самолётом, история эта при внимательном изучении выглядит куда прозаичнее. Прежде всего хочется отметить беспочвенность подозрений в адрес австралийских властей, будто бы пытавшихся скрыть от общественности имевший место инцидент. Скрыть его невозможно было в принципе, поскольку исчезли и пилот (имевший друзей и родственников), и самолёт (имевший государственную регистрацию). Сама мысль, будто подобное исчезновение может остаться незамеченным, абсурдна. Обвинение же в том, что правительственные чиновники изъяли документацию, связанную с самолётом и полётом, не выдерживает критики, поскольку официальная комиссия должна работать только с подлинниками документов (дабы своими глазами видеть подчистки, исправления, замены листов и т.п.). В той же самой степени бессмысленны обвинения правительства в сокрытии подлинника аудиозаписи переговоров Фредерика Валентича с диспетчерской вышкой во время последнего полёта. Оригинал поврежден в силу физического старения плёнки - в этом нет ничего необычного (это не цифровая запись). Но во время работы комиссии, расследовавшей инцидент, эту запись давали прослушать родным Фредди, тогда же они, кстати, получили на руки её копию, которая до сих пор у них благополучно хранится. Никаких серьёзных различий между опубликованной расшифровкой переговоров и этой записью нет. Примечательно, что подозрения в адрес правительственных чиновников высказывают разного рода самочинные "исследователи", но отнюдь не родные Фредди.
На 338 секунде с момента начала инцидента (т.е. появления НЛО) на аудиозаписи отчётливо слышны перебои в работе двигателя. Последующие 53 сек. - вплоть до потери связи - двигатель работал в ненормальном режиме. Подобные перебои в случае исправности двигателя для самолётов типа "Сессна"-182 легко объясняются переворотом в воздухе. Из-за отсутствия системы принудительной подачи топлива буквально через 3-4 секунды "перевёрнутого полёта" двигатель начинал "чихать" и "глохнуть". В случае полёта по приборам неопытный пилот легко может не заметить переворот, т.к. при выполнении "бочки" центробежное ускорение будет прижимать его к креслу и органы чувств будут по-прежнему сигнализировать в мозг, что "верх" над головой, а "низ" - под ногами. Лётчик при "слепом" полёте должен очень внимательно следить за показаниями приборов, но Валентич на последних минутах явно был поглощён интригующим появлением НЛО. Кстати, возможный переворот в воздухе, незамеченный Валентичем, прекрасно объясняет и сам факт появления НЛО с четырьмя зелёными "посадочными огнями". Это были огни его собственной "сессны", отраженные в водах пролива. Они быстро двигались потому, что самолёт не летел постоянно в перевёрнутом состоянии (да это было и невозможно технически), а совершал быстрые перевороты вокруг продольной оси, восстанавливая после этого нормальную ориентацию. Из-за этого Валентичу казалось, что огни то появляются, то исчезают. То, что Валентич плохо ориентировался в воздушной обстановке, подтверждается изменением направления полёта. Комиссия Министерства инфраструктуры по данным многочисленных радаров, расположенных в районе Мельбурна и южного побережья штата Виктория, довольно точно восстановила истинный маршрут движения самолёта. Валентич прервал полёт в острову Кинг и повернул обратно к материку, не сообщив об этом диспетчеру (хотя обязан был это сделать). Кроме того, примерно через 4,5 минуты с момента первой "встречи с НЛО", его самолёт стал терять высоту и из эшелона 5000 футов переместился в эшелон 4500 и продолжил снижение далее. Кстати, именно из-за снижения связь и пропала в конце-концов, а вовсе не из-за удара о воду (опуститься до уровня воды самолёт просто не успевал). Сам же Валентич был уверен, что летает по кругу, о чём и сообщил диспетчеру. Кстати, подобная дезориентация неопытных пилотов в условиях ночных или "слепых" полётов хорошо и давно известна лётчикам. Причина их кроется в генерировании сенсорных иллюзий, которые мозг принимает за истинные сигналы вестибулярного аппарата. Именно по этой причине учебно-тренировочные самолёты делают "спарками", во время полёта на которых инструктор специально создаёт сложные ситуации, провоцирующие появление у ученика сенсорных иллюзий. Молодой лётчик учится доверять приборам и не полагаться на свои чувства, которые очень часто обманывают.
Примечательно и то, что Майк Ходжес, механик, готовивший самолёт Фредерика Валентича к вылету, не раз публично заявлял, что не верит бредням про "инопланетян". По его сугубо рациональному мнению весь инцидент начался с того, что неопытный пилот ослабил внимание за приборами, потерял ориентацию и незаметно для себя совершил переворот в воздухе. Увидев отражение огней собственного самолёта в воде, он решил, что над ним реет НЛО. Морально Фредди был готов к такой "встрече", на тему возможного "контакта с инопланетянами" он не раз говорил с отцом, друзьями, да и самим Ходжесом. И тут, увидев неопознанный объект, Фредерик полностью сосредоточился на нём. Последовавшие несколько переворотов убедили его в том, что НЛО с ним "играет", появляясь с разных сторон. Чем больше Фредди погружался в иллюзию, тем меньше контролировал приборную панель. Очередной переворот слишком затянулся и питание двигателя топливом нарушилось, поэтому с 338 секунды "контакта" начались перебои в его работе. Не понимая, что происходит, Фредерик начал "вытягивать" самолёт, энергично изменяя тягу двигателя. Это кончилось тем, что на 374 секунде полёта произошёл отрыв одной из лопастей винта, возникло осевое биение вала, которое и производило те самые скрежещущие звуки, что поставили в тупик экспертов-акустиков. Их неритмичность объясняется тем, что впавший в панику Фредди лихорадочно пытался управлять самолётом, то увеличивая, то сбрасывая число оборотов винта (сообразно этому менялась и частота биений). В принципе самолёт мог продолжить полёт с подобной поломкой, но Фредерик не мог объяснить самому себе происходившее, он оказался полностью дезориентирован и пережил то, что у психиатров называется панической атакой. Последние 17 секунд полёта, зафиксированные аудиозаписью, он проделал в полной тишине по той простой причине, что не знал, как объяснить происходившее с ним диспетчеру. Нельзя, кстати, исключить и того, что он всерьёз подумал, будто стал объектом "нападения инопланетян". В них он верил... Завершая эту весьма печальную историю, трудно не выразить удивление тому, что авиашкола выпустила пилота, неспособного летать по приборам. Это что-то фееричное... Всё-таки, самолёт - это техника, способная передвигаться в трёх измерениях да притом ещё в условиях низкой или даже нулевой видимости (в туман, в дождь, ночью). Как можно разрешать самостоятельные ночные полёты человеку, ни разу не летавшему ночью ранее - это загадка. Да и сам-то пилот хорош! Воистину, слабоумие и отвага. А вот за подругу Фредди можно порадоваться. Хорошо, что не успела к отлёту! Свезло, так свезло, считай, родилась 21 октября второй раз...
|