©А.И.Ракитин, 2015 гг.
©"Загадочные преступления прошлого", 2015 гг.


Шеф любит точки... Несколько слов о сериале "Прослушка"(все сезоны).


     Сериал "Прослушка" ("The Wire") - это то, что должен посмотреть каждый читатель "murders.ru". А если вы его смотрели, то не грех пересмотреть ещё раз.
     Сериал не новый, он вышел в далеком уже 2002 г. и фактом своего появления разделил всю кино- и телепродукцию на две неравновесные категории: на то, что было до него и то, что - после.

"Как его звали?"--"Сопливый."--"А имя?"--"Чьё?"--"Сопливого!"--"Я же сказал, Сопливый..." Вот так этот сериал и начинается. Доходчиво. Жизненно.


     Как и во всяком шедевральном кино тут есть всё необходимое для того, чтобы приклеить зрителя к экрану до конца очередной серии (или бутылки пива - это смотря, кто чем измеряет просмотренное). Отличный криминальный сюжет, который заворачивается вроде бы и неспешно, но неуклонно и с нарастающим напряжением. Отлично подобранные артисты, которые играют ублюдков как ублюдков, а хороших парней - именно как хороших. Наконец, есть своя атмосфера и специфичный юмор.
     Вообще-то, юмор в этом сериале стоит особняком среди всех, известных фильмов и сериалов.

     Есь такое внутреннее ощущение, что добрая треть диалогов написаны по мотивам фирменных полицейских шуточек, приколов и анекдотов. Как и во всяком профессиональном сообществе у полиции всех стран мира имеются свои объекты и субъекты глумления. Приведу буквально парочку "фирменных" диалогов от героев "Прослушки":


        - Что произошло?
        - Детектив выстрелил в стену.
        - Необходимо написать объяснительную записку.
        - Зачем?
        - Объяснить использование смертельного оружия против стены...


        - Ты лаешь не на ту киску. Я встречаюсь с женщинами...
        - Отлично, значит между нами есть что-то общее. Я тоже встречаюсь с женщинами!
        - Но ты мужчина!


     Впрочем, нет, не удержусь и забацаю ещё парочку шуток, они того стОят!

"Объясните мне, какого чёрта вы делали в высотках в два часа ночи?" - "Работали, опрашивали жителей... Всё как обычно!" - "А 14-летний подросток, которого ударили стволом пистолета в глаз - это что такое?!" - "Я ж говорю, шеф, работали! Всё, как обычно...".


        - Сержант, убери стол МакНалти из моего отдела... выброси его бумаги и фотографии (сбрасывает со стола стопку документов и письменных принадлежностей)... уничтожь следы его пребывания здесь! Я не хочу, чтобы стол МакНалти стоял в моём отделе!
        - Но, сэр, это стол детектива Крачфилда...


        (Ну, и фирменная шутка на все времена и случаи) "Когда будешь перечислять трупы, не забывай ставить точки в конце предложений. Шеф любит точки!"


     Но шутки в этом сериале - это вовсе не самоцель и "Прослушка", в принципе, не хохма от Гоблина. Сериал, вообще-то, совсем несмешной, хотя смешных сцен в нём много. Такой вот парадокс!
     Это длинная сага о реалиях жизни нищих негритянских районов, в которые полиция вынуждена сунуть нос в силу некоторой политической необходимости. А сунув - остаться надолго. Как мудро заметил один из героев сериала "борьбы с наркоторговлей вовсе не война, потому что война рано или поздно заканчивается..."

  
"Детектив, следи за пальцами! Один я вставлю в твою ирландскую задницу, а другой - воткну в глаз..."--"Сэр, позвольте объяснить..."--"Заткнись и следи за пальцами!" .


    Это сериал про полицейскую работу, про тех, кто хочет сделать её быстро и не напрягаясь, и про тех, кто хочет делать её правильно. И разумеется, про человеческие отношения тоже, потому что характер людей ни в чём не проявляется так отчётливо, как при выполнении неблагодарной работы. Друзья подбираются не по цвету глаз или кожи, и не по форме носа, а по единомыслию и воспитанию - вот на самом деле рецепт настоящей дружбы.

     
"Эй, малыши, склад хранения улик выдал нам почему-то всего два номера"--"Всё правильно, у нас ружьё и пистолеты!"--"Ружьё и два пистолета - это три улики!" .


     То, что сериал получился именно таким - автор считает, что очень удачным - а не каким иным, мы обязаны режиссёру Кларку Джонсону (Clark Johnson), снявшему уже после "Прослушки" другой культовый сериал про копов "Щит". Про последний надо будет написать отдельно - этот сериал совершенно непохож на "Прослушку" и в центре его повествования находятся не хорошие парни, честные копы, а их ярые антиподы, группа коррумпированных полицейских, тщательно заметающая следы своей активности и всячески оберегающая саму себя от раскрытия. "Щит" очень необычный сериал, но смотреть его надо именно после "Прослушки", уверен, что и сам режиссёр посоветовал бы зрителям поступить именно так.

"У него полон рот мочи."--"Вот только не говори, будто ему незнаком этот вкус".


     Помимо отличной режиссёрской работы, буквально приклеивающей зрителя к экрану с самой первой сцены очередной серии, нельзя обойти молчанием и работу сценариста. Очень важно уметь писать сценарии, чьи сюжетные повороты невозможно предсказать наперёд. Невозможно смотреть фильмы с бедолагой Стэтхемом именно потому, что половину сюжетных ходов можно угадать за 3-5 минут до того, как режиссёр их начнёт "реализовывать". Вроде бы и Стетхем небрит, и голова лысая - а смотреть невозможно, тоска зелёная. С "Прослушкой" такого не будет, тут сюжет удивит не раз, тут друг предаст друга, потом простит и предаст ещё раз. Здесь человек человеку друг, собака и волк.
     Это не боевик, на тему, чьё кунфу круче - это фильм про улицу. Давно замечено, что хорошие сценарии получаются в тех случаях когда их пишет автор идеи. В данном случае генератором идеи и одним из двух соавторов сценария оказался один и тот же человек - Дэвид Саймон - и, думается, именно благодаря ему на протяжении всех сезонов сохранён единый дух и стиль повествования. Здесь нет морализаторства, как нет и злобного цинизма, здесь всё происходит быстро и всегда неожиданно.

  
"С кем надо переспать, чтобы получить в этом городе приличный офис?" Дамы в сериале молодцы, все на своих местах и их типажи отлично соответствуют ролям.


     Важный момент, позитивно влияющий на восприятие сюжета, состоит в том, что лирическая линия не перегружает повествование. Строго говоря, её даже тут почти и нет. Отличный сериал "Правосудие" ("Justified") погубил как раз странный зигзаг режиссёра в "лирическую линию" в последнем сезоне, что резко снизило динамику и накал сюжета. Здесь такого не будет, не сомневайтесь, Кларк Джонсон, к счастью, достаточно талантлив для того, чтобы не позволить розовым пузырям убить продуктивный сюжет. У женщин здесь своя важная миссия - не мешать мужикам - и они отлично с нею справляются. Более того, дамы не только не мешают мужикам, но иногда и помогают, скажем, подносят бокал вина или бьют "дрянного ниггера" дубиной в башню. В общем, важная социальная функция женщины и матери раскрыта здесь всесторонне и с исчерпывающей полнотой...

      
Хорошо показана в сериале жизнь балтиморских трущоб, где все воюют со всеми и каждый сам за себя: банды бьются между собой за территорию, грабители-"беспредельщики" тырят товар и кассы наркоторговцев, те в свою очередь гоняются за бандитами, а над всей этой бесконечной кроваваой "движухой" высится ленивая, тупая, коррумпированная полиция, которая ведёт себя подобно пьяному леснику из анекдота про партизан и фашистов.


     Как успел заметить наблюдательный читатель, сериал называется "Прослушка" и это связано с тем, что он действительно о прослушке, т.е. организации перехвата силами полиции сообщений электронных средств связи. То бишь стационарных телефонов, пейджеров, сотовых телефонов... Поскольку преступники общаются не открытым текстом, а пользуются условными понятиями и словосочетаниями, то прослушивающим офицерам приходится помимо чисто технической проблемы - перехвата сообщения - решать и логическую - понять смысл закодированного.

Интересный момент, который сейчас кажется уже архаичным. Сериал стали снимать в 2002 г. и торговцы наркотиками в нём ещё пользовались для связи пейджерами. Поэтому собственно "прослушка" началась с попыток перехвата сообщений пейджеров. Не уверен, что нынешние дети из "поколения ЕГЭ" вообще сумели понять пару предыдущих предложений.


     При этом оперативники пытаются вести и оперативную работу на улицах - собирают базу данных на членов преступной группы, периодических их задерживают, пытаются запугивать с целью склонения с сотрудничеству, кого-то отправляют в тюрьму. При этом долгое время законники действуют вслепую и не понимают, кого вообще пытаются ловить - у них поначалу нет даже фотографии главгада, это такой фантомас, которого все знают, но мало кто видел. В общем, задачка у полицейских интересная и можно даже сказать - презанятная.

     Помимо фундаментального противостояние полиции и главной группировки наркоторговцев, в сериале разворачиваются второстепенные сюжетные линии. Сообразно своей собственной логике и ритму. Иногда они пересекаются с главным сюжетом, а иногда подолгу идут "в параллель", чтобы самым неожиданным образом "выстрелить" там и тогда, где и когда этого зритель никак не ожидает. Наркобарыги отбиваются не только от полиции, но и от уличных грабителей-"беспредельщиков", бьются за место под Солнцем с конкурирующими "фирмами"... в общем, каждая белка в этом фильме крутит своё колесо.

"Нет, это не смешно... Это трагедия! Парень уверовал в то, что он всегда самый умный засранец в комнате!".


     Сериал обязателен к просмотру всем, страдающим похмельным синдромом, радикулитом и несварением новогоднего оливье. Целительное воздействие на здоровье объективно подтверждено многолетними клиническими испытаниями.

  
"Надеюсь, ты не забыл напечатать доллары с обратной стороны, чтобы не получилось, как в прошлый раз?".


     Если вы твёрдо знаете, что предстоящие новогодние каникулы подарят вам несколько свободных вечеров, то прислушайтесь к доброму совету и проведите их за просмотром сериала "Прослушка". Сами потом поймёте какой же добрый это совет!

оглавление "ленты"

на первую страницу

eXTReMe Tracker