| |
Фотоархив.
Фотоархив.Кондратий Селиванов ( он же Трифонов, Никифоров, Мартын, Андрей, Фома, Андриян, Иван ) - создатель и первый руководитель скопческого движения в Российской Империи. Становление этого учения разобрано в очерке "СКОПЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ( фрагменты истории изуверской секты )", помещенном в разделе "Пытки" нашего сайта. Происходил из крепостных крестьян деревни Столбище, Севского уезда Орловской губернии. Cкрывшийся от властей в 1772 г. при первом разгроме секты, Кондратий Селиванов вплоть до 1775 г. оставался на нелегальном положении. В конце-концов его удалось арестовать ( по доносу православного священника Ивана Емельянова, который узнал о кастрации Селивановым двух мальчиков ) и на два десятилетия упечь в Сибирь. На каторге Селиванов не погиб ( в отличие от многих других заключенных ) и в силу до сих пор невыясненных обстоятельств в конце 18-го столетия появился в Санкт-Петербурге. Некоторое время Селиванов содержался в Смольнинском монастыре, где к нему относились как к умалишенному, а в 1801 г. он вышел на свободу. К этому времени в столице Российской Империи уже существовала весьма многочисленная и влиятельная скопческая община, которую и возглавил Селиванов. Почитаемый как живой Бог, он прожил в безмятежном достатке почти два десятилетия, распространяя свое вероучение во всех слоях общества, в том числе и т. н. "просвещенных кругах". Известно, что вероучение Селиванова изучали члены религиозного кружка Татариновой, один из которых - отставной майор Мартын Пилецкий - даже написал весьма подробное исследование сектантской доктрины. В 1820 г. власти решили положить конец неприкрытой скопческой пропаганде. Селиванов подвергся как сказали бы сейчас "внесудебной расправе". Его сослали в Спасо-Евфимьевский монастырь в Суздале, куда традиционно помещали опасных сектантских проповедников. В сопроводительном формуляре содержалось требование относиться к Селиванову, как к "опасному умалишенному". В этом монастыре "скопческий поводырь" и скончался в 1832 г. Примечательно, что в том же самом Спасо-Евфимьевском монастыре в 1826 г. оказались и члены упомянутого выше кружка Татариновой, высланные из столицы Императором Николаем Первым. Эта фотография скопца ( Архипа Федоровича Санина, 1849-1929 гг. ) наглядно демонстрирует характерные черты облика последователей этой секты. Скопец облачен в сюртук, на его коленях - скомканный белый платок. Лицо, лишенное признаков волосяного покрова, производит впечатление женоподобного. Скопцы вообще имели гладкую безволосую кожу специфического желтоваго цвета ; многие, описывавшие облик сектантов, подчеркивали одутловатость их лиц и наличие второго подбородка. Вот как описывал скопцов народоволец Василий Кельсиев, специально ездивший в 1867 г. в Румынию для установления нелегальных контактов с тамошней сектантской общиной : "В лице ни кровинки, оно бледно и мертвенно. Это не бледность старика или больного, даже не бледность трупа - это отсутствие чего-то под кожей. Кожа у них как-то иначе пристает к мускулам, не так прочно, как у нас ; она у них тоньше и подвижнее, точно сползти хочет. Даже мимолетный взгляд, брошенный на эту скопческую икону, позволяет оценить ту бездну, что отделила сектантские догматы от Православного вероучения. В верхней части "иконы" изображен Иисус Христос на берегу Иордана, обнимающийся с белым агнцем. Последний, как и белый лебедь, почитался скопцами символом секты. Нижняя часть "иконы" посредством весьма банальных зрительных образов повествует о земной жизни "белого агнца" ( скопца ), претерпеваемых им лишениях и заклании оного. | |