| |
Архив.
Суд "Огненной палаты" .Фрагмент 2 Что касается мужчин , то их список преступлений не менее обширен . Утверждается , что даже в наши дни именно мужчины составляют наибольшую и самую преданную часть клиентов гадалок ; то же самое было и в XVII веке . Невозможно перечислить всех аристократов , буржуа , судей , которые обращались к колдуньям и отравительницам для того , чтобы узнать будущее или выведать способы обогатиться . Лишь врачи составляли исключение из общего правила , хотя и они испытывали слабость к суевериям и слухам . Правда и то , что кровопускание и промывание были в их руках порой не менее грозным оружием , чем "порошок наследования" . Во всяком случае , герцоги Вандомский , де Бриссак и де Валенсай , маркизы де Коменж , де Рювиньи и де Фекьер попались в довольно грубо сделанную ловушку . Известно даже , что некий граф де Ла Бати лег в постель с Ла Вуазен в надежде выведать у нее формулы черной магии . А герцог Люксембургский не постеснялся попросить Лесажа свести его непосредственно с самим дьяволом ! Ловкий колдун сделал вид , что кинул в огонь , подсыпав туда до этого серы или селитры , письмо , составленное герцогом , где он просил черные силы устроить для него смерть его жены и маршала де Креки , женитьбу его сына на дочери Лувуа , возвращение ему герцогства Монморанси и прощение короля за его ошибку , допущенную в Филипсбурге . На самом деле Лесаж спрятал письмо , а два дня спустя герцог получил его у себя дома распечатанным : это , вне всякого сомнения , означало , что сатана получил и прочитал его ! Ла Вуазен , признавшаяся в многочисленных убийствах , была казнена 20 февраля 1680 года . Самообладание не изменило ей , и мадам де Севинье , в глубине души восхищавшаяся ею , так описывает смерть этого чудовища , на этот раз лишенного всякой привлекательности : "В соборе Парижской Богоматери она отказалась произносить публичное покаяние , а на Гревской площади она так отчаянно защищалась , что ей удалось вырваться из рук палача : ее приковали к позорному столбу в центре костра , обложили соломой . Выкрикивая проклятия , она пять или шесть раз разбрасывала солому , но наконец огонь набрал силу , и она исчезла в дыму . Прах ее до сих пор витает над нами" .( Письмо от 22 февраля 1680 года . ) Боясь еще более сурового наказания , которое ждало бы ее за покушение на жизнь короля , Ла Вуазен не стала выдавать имя своей основной клиентки - могущественной Франсуазы Атенаисы де Монтеспан , семерых незаконнорожденных детей которой Людовик XIV признал и обеспечил им богатое приданое . Однако сообщники Ла Вуазен оказались гораздо более словоохотливыми . В период между январем и октябрем 1680 года Лесаж , Гибур , Маргарита Мовуазен и мадам Филатр дали показания , настолько порочащие маркизу , что король приказал изъять их из досье , предоставленных на рассмотрение в суд . Из этих документов можно было узнать , на какие низости и непристойности была способна "великая и непобедимая" Монтеспан ради того , чтобы только лишь из властолюбия сохранить расположение монарха , которого на дух не переносила . Ее временные промахи компенсировались приворотными зельями и черными мессами , так как она стала посещать Ла Вуазен с 1669 года . Маркиза имела серьезные основания верить в эффективность порошков из крота , летучей мыши , шпанской мушки , благодаря которым ее ветреный и слишком чувственный любовник всегда возвращался к ней . Каждый раз , кода Людовик , казалось , охладевал к ней , она прибегала к советам аббата Мариетта и Лесажа : заставляла святотатствовать над Евангелием или произносила заклинания над голубиными сердцами . По словам Гибура , она заказывала три черные мессы - ведь это число очень любят демоны - в Вильбузене , в Сен - Дени и в Париже , предоставив в качестве алтаря свое оскверненное тело ( в 1673 г. ) . Три года спустя , когда король опять захотел юной плоти , маршза дала ему отведать каких - то отвратительных возбуждающих снадобий и вновь прибегла к помощи темных сил . Подвесив ноги , она легла на тюфяк , а ужасный Гибур на ее глазах совершал жертвенный ритуал , убив стонущего младенца . Рисунок того времени , изображающий "черную мессу" о. Гибура . Допрос дочери Ла Вуазен по этому делу , приведенный у Равезона в VI томе , совпадает с показаниями аббата : "Гибур вместе со своей матерью крестил ребенка одной женщины , преждевременные роды которой приняла Лепер . Надо было уничтожить трех или четырех младенцев в печи . Одного из них , рожденного до срока , Гибур взял по приказу матери для ритуала мадам де Монтеспан , положил его в корыто , затем зарезал его , а кровь слил в жертвенную чашу . После этого освятил кровь с помощью просфоры : месса была закончена . Он собрал останки младенца , которые Ла Вуазен на следующий день отнесла семье Дюмесиль , отделил от них кровь и просфору и поместил их в стеклянный сосуд , который мадам де Мантеспан унесла с собой . Тело младенца Ла Вуазен сожгла в печи" . Лапорт , видевший жертвоприношение младенца , рассказывает о том , что делали Гибур , мадам Дезейе и английский милорд : "Останки , находившиеся в жертвенной чаше , а также какие - то порошки были положены в железный ящик , белый порошок был насыпан в отдельный пакет : все это Гибур вручил английскому милорду . Он должен был отвезти в Англию Гибура и Ла Вуазен". Год 1678 был ознаменован новым поворотом в судьбе фаворитки . Король увлекся мадам де Фонтанж , и маркиза сразу же прибегла к своему излюбленному способу . Была организована очередная месса , на которой Гибур произнес следующее заклинание ( его воспроизвел Лесаж во время допроса ) : "Я прошу расположения ко мне короля и монсеньора дофина , и чтобы оно было вечным , чтобы королева стала бесплодной и король покинул ее постель и ее стол и перешел ко мне и моим родным , и чтобы мои слуги пришлись ему по душе . Хочу быть любимой и уважаемой всеми знатными сеньорами , быть допущенной в совет короля и знать все , что там происходит . И пусть эта дружба будет сильнее , чем раньше , а король пусть бросит и больше ни разу не взглянет на Фонтанж , и пусть он отвергнет королеву и женится на мне" . ( Национальная библиотека . Фр. Фонд. 7.608 ) Однако на этот раз дьявол оказался глух к этим просьбам , и король стал тяготиться тридцативосьмилетней любовницей , которая начала изводить его нелепыми и отвратительными упреками . По словам Боссюе , эти сцены , начинаясь истерикой , достигали порой неслыханного буйства . Это объясняло и ту непоколебимую решимость маркизы отравить короля и соперницу . Невероятно , но факт : она обратилась за помощью к двум наемным убийцам - Романи и Бертрану , которые , однако , напугались . Тогда она вновь призвала на помощь Ла Вуазен . Было условлено , что в аббатстве Сен - Жермен колдунья подаст королю прошение , которое будет пропитано веществами , "пронесенными под потиром" ; в случае удачи Ла Вуазен должна была получить пять тысяч экю . Однако вскоре до нее дошли слухи о готовившемся заговоре , и она не решилась повторить преступление , в результате которого , как считалось , погибла Жанна д'Альбре . Ла Вуазен сожгла прошение , а два дня спустя , 12 марта 1679 года , была арестована . За описаниями окончания работы Огненной палаты , а также бесконечных раскаяний мадам де Монтеспан мы отсылаем читателя к Брентано . Он дал и великолепный анализ характера Ла Рейни - этого справедливого , верного и добросовестного чиновника . По приказу свыше он был вынужден прекратить расследование , которое было способно поколебать устои абсолютизма . Он бесконечно сожалел о том , что , боясь скандала , который могло бы спровоцировать "Дело о ядах" , Людовик XIV и его министры поставили удовлетворение абсолютистской гордыни выше справедливости , требовавшей наказания настоящих виновных . Его негодование выразилось в этом письме , в нем он , однако, не теряет самообладания : "В Бастилии и Винсенне содержится 147 заключенных , среди них нет ни одного , против которого не было бы выдвинуто обвинение в отравителъстве , торговле ядами или колдовстве и святотатстве . Большая часть этих негодяев остаются без наказания . Ла Трианон - женщина , внушающая ужас своими преступлениями , торговавшая ядами , не может предстать перед судом . После очной ставки с мадам Филастр не будет осуждена мадам Шапелен . Гибур - человек , которого невозможно сравнить ни с кем по количеству отравлений , злодеяний и по размаху торговли ядами , по совершенным колдовским обрядам и святотатству , знакомый , кажется , со всеми негодяями , обвиненный в огромном числе страшных преступлений , этот человек , зарезавший и принесший в жертву множество детей , и помимо злодеяний , в которых он был уличен , признающийся в мерзостях , которые невозможно и представить себе , человек , который говорит о том , что хотел , призвав на помощь силы дьявола , умертвить короля , человек , от которого каждый день мы узнаем все новые , отвратительные вещи , обвиненный в преступлениях против человека и Бога ,сможет добыть оправдательный приговор и для других мерзавцев . Его сожительница - некая Шанфрен , виноватая в смерти нескольких своих детей , принимавшая участие в нескольких черных мессах Гибура , и , судя по показаниям , услышанным в ходе процесса , предоставлявшая свое тело в качестве позорного алтаря , на котором колдун совершал свои жуткие обряды , - ее также не настигнет кара". Единственным ничтожным утешением для Ла- Рейни было его участие в составлении ордонанса в 1682 году ( королевского Указа - прим . murder's site ) , в котором отравительство приравнивалось к колдовству . Ведь после всего , что ему довелось увидеть и услышать , лейтенант полиции был уверен , что колдун и отравитель являют собой единое целое ... | |
. |