На главную.
Пытки и казни.
Отечественная "пыточная" традиция в вопросах и ответах.
( интернет-версия* )

   На представленный ниже текст распространяется действие Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.). Удаление размещённых на этой странице знаков "копирайт" ( либо замещение их иными ) при копировании даных материалов и последующем их воспроизведении в электронных сетях, является грубейшим нарушением ст.9 ("Возникновение авторского права. Презумпция авторства.") упомянутого Закона. Использование материалов, размещённых в качестве содержательного контента, при изготовлении разного рода печатной продукции ( антологий, альманахов, хрестоматий и пр.), без указания источника их происхождения (т.е. сайта "Загадочные преступления прошлого"(http://www.murders.ru/)) является грубейшим нарушением ст.11 ("Авторское право составителей сборников и других составных произведений") всё того же Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".
    Раздел V ("Защита авторских и смежных прав") упомянутого Закона, а также часть 4 ГК РФ, предоставляют создателям сайта "Загадочные преступления прошлого" широкие возможности по преследованию плагиаторов в суде и защите своих имущественных интересов ( получения с ответчиков: а)компенсации, б)возмещения морального вреда и в)упущенной выгоды ) на протяжении 70 лет с момента возникновения нашего авторского права ( т.е. по меньше мере до 2069 г.).

©А.И.Ракитин, 2000-2009 гг.
©"Загадочные преступления прошлого", 2000-2009 гг.


     Сколько пыток мог перенести человек в отечественных застенках?
     Теоретически, пытать могли не более трех раз ( повторенные под тремя пытками показания считались достоверными ). Однако, любое изменение в первоначальных показаниях требовало подтверждения под следующими тремя пытками; т. о. их число могло возрастать и, в принципе, ограничения в сторону увеличения не существовало. Например, крестьянина Игнатия Усова, оговорившего в 1699 г. своего помещика Семена Огарева, на протяжении 4 лет пытали 9 раз. Абсолютным рекордсменом по этой части можно считать стрельца Якова Улеснева, перенесшего в ходе одного расследования ( в 1703-04 гг. ) 12 пыток.

     Каков был интервал между пытками?
    Строгого правила на этот счет не существовало. Следователь при решении этого вопроса ориентировался на заключение врача. Известно, что Столетова, бывшего некогда секретарем Виллима Монса, во время сыска 1736 г. пытали ежедневно. А вот в деле некоей Полозовой, старушки, оговоренной в 1723 г., перерыв между пытками превысил полтора года. На это время следствие прервали и доносчика даже выпустили из тюрьмы под подписку "о неотъезде".

     Какова была продолжительность пытки?
    Традиционная отечественная пытка состояла в подвешивании человека на "виске" ( дыбе ) и сечении спины кнутом. "Виска" могла дополняться "встряской" ( в этом случае между связанных ног подвешенного закладывали бревно, на которое запрыгивал палач ), а сечение кнутом - хлестанием горящими вениками. Однако, "виска" и без кнута, веников и "встрясок" являлась серьезной пыткой. Известно, что архимандрит Александр, настоятель Александро-Свирского мужского монастыря, оговоренный в 1722 г. монахом Кириллом, во время первой пытки потерял сознание после 28 минут висения на дыбе безо всякого сечения. В "деле Столетова" в 1736 г. продолжительность висения на дыбе достигала 1 ч. 40 мин., при этом допрашиваемого били кнутом. Возможно, висение было не непрерывным: существуют указания на то, что после 30 минут пребывания на дыбе человека спускали на землю и давали отдохнуть "на полчетверти часа".

     Сколько ударов кнутом выносил мужчина в ходе одной пытки?
    Кнут был очень сильным инструментом наказания; благодаря большой длине "языка" момент силы, развиваемый во время удара, в десятки раз превосходил аналогичный показатель при ударе плетью. Даже самый сильный удар батогом или шпицрутеном не мог сравниться с ударом кнута. Известны случаи смерти здоровых людей от двух десятков ударов кнутом. Тем не менее, в ходе допросов подозреваемые получали порой немалое количество таких ударов. Например, некий Иван Зубов получил во время одного допроса с пристрастием 52 удара кнутом. Традиционно сильно пытали староверов; даже в середине 18-го столетия, во времена Елизаветы Петровны, они получали во время одной пытки 50 и более ударов кнутом. Наибольшее количество ударов, зафиксированное протоколом, было нанесено во время допроса одного из стрельцов во времена "великого сыска" Петра Первого по делу "о стрелецком бунте". Тогда ответчик получил 70 ударов.

     Существовали ли в России ограничения на применение пытки в ходе дознания?
    Юридически закрепленных норм, ограничивающих применение пытки, не существовало ( это видно из текста Соборного Уложения 1649 г. ). Однако, "пыточная" традиция не предписывала пытать рожениц до 40-го дня после родов, явных сумасшедших, детей до 12 лет и стариков старше 70 лет. В 1742 г. Правительствующий Сенат хотел ввести в проект перспективного Уложения 1742 г. ( так никогда и не принятого ) норму, поднимавшую минимальный возраст пытаемого до 17 лет, но Святейший Синод воспротивился этому, обосновав свою точку зрения тем, что с 12 лет люди могли уже принимать присягу и жениться, т. е. становились полноправными гражданами, ответственными за свои поступки. Кроме того, к этому времени утвердилась норма, согласно которой, пытка не требовалась в тех случаях, когда вина подозреваемого имела бесспорные доказательства и не нуждалась в подкреплении признанием.

     Существовала ли в России традиция, аналогичная инквизиторской "казни в изображении"?
    Да, такая традиция существовала. После измены Мазепы в 1708 г. была устроена его казнь "в изображении", для чего была изготовлена кукла в человеческий рост, одетая в подлинную одежду гетмана и с лентой ордена св. Андрея Первозванного через плечо ( бежавший гетман был удостоен этого ордена ). Куклу собственноручно казнил Александр Меншиков ( четвертованием ). В 1718 г. аналогичную казнь устроили кукле генерала Ностица, бежавшего с русской службы с большой суммой казенных денег. Символическая казнь была осуществлена в 1775 г. над Пугачевым в Казани. Сам главарь повстанцев был казнен в Москве, а его портрет при массовом стечении народа был повешен в Казани.

     Как долго, согласно отечественной "пыточной" традиции, оставались на месте казни тела ( части тел ) казненных?
     Строгих ограничений на сей счет не существовало. Порой тела колесованных, разложенные на колесах, или отрубленные головы, одетые на колья, оставались на площадях довольно долго. Головы стрельцов, казненных Петром Первым после подавления "стрелецкого бунта", находились на кольях более трех лет. Максимальным, документально подтвержденным сроком, в течение которого отрубленная голова оставлась непогребенной, можно считать случай Авраама Лопухина, сторонника Царевича Алексея, казненного 8 декабря 1718 г. В апреле 1724 г. вдова Лопухина официально обратилась к Императору Петру Первому с просьбой выдать ей голову мужа для захоронения. В тот момент голова Лопухина была все еще выставлена на колу для всеобщего обозрения. Сами тела казненных для захоронения были выданы родственникам на праздник Пасхи в 1719 г. Т. о. голова Авраама Лопухина находилсь на колу 5 лет 4 месяца. Вообще, проблема захоронения останков казненных стояла довольно остро: городские власти явно не хотели и потому не спешили заниматься этим вопросом. Известны по меньшей мере 3 Императорских указа, изданных в 18-м веке, в которых содержалось прямое указание очистить улицы и площади городов от останков казненных людей.

    Можно ли считать традицию надолго оставлять тела казненных преступников непогребенными специфически русской?
     Нет, оснований таких нет. В Англии вплоть до второй трети 19-го столетия тела повешенных оставались висеть в петлях многие годы. Существовала даже традиция "повешения в цепях", когда тело повешенного опутывали цепью, дабы его останки не рассыпались в прах и не выпали из петли после истления человеческой плоти. Во Франции, на знаменитой громадной виселице, устроенной на холме Монфокон ( или Монтфокон ), одновременно находилось до 60 тел висельников. Монфокон был громадным сооружением, возвышавшимся над окружающими кварталами. Тела висели там до полного истления и повешенных на Монфоконе выдавать родственникам для захоронения не разрешалось. Их, кстати, вообще не хоронили. Останки казненных, после истления до костей, вынимали из петли и сбрасывали в огромный подвал под виселицей. После того, как от использования Монфокона в качестве места казни отказались и виселицу разобрали, подвал под ней, с высотой свода 4 м. оказался заполнен скелетами казненных почти доверху.

( вернуться к теме "ИЗ ИСТОРИИ СМЕРТНЫХ ПРИГОВОРОВ, КАЗНЕЙ И ПЫТОК" )

.

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Service