На главную.
СЕРИЙНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Серийные убийцы.

"Дело Джона Кристи."

(Дом смерти на Риллингтон-плейс.)

(интернет-версия*)


     На представленный ниже очерк распространяется действие Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.). Удаление размещённых на этой странице знаков "копирайт" (либо замещение их иными) при копировании даных материалов и последующем их воспроизведении в электронных сетях, является грубейшим нарушением ст.9 ("Возникновение авторского права. Презумпция авторства.") упомянутого Закона. Использование материалов, размещённых в качестве содержательного контента, при изготовлении разного рода печатной продукции (антологий, альманахов, хрестоматий и пр.), без указания источника их происхождения (т.е. сайта "Загадочные преступления прошлого"(http://www.murders.ru/)) является грубейшим нарушением ст.11 ("Авторское право составителей сборников и других составных произведений") всё того же Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".
     Раздел V ("Защита авторских и смежных прав") упомянутого Закона, а также часть 4 ГК РФ, предоставляют создателям сайта "Загадочные преступления прошлого" широкие возможности по преследованию плагиаторов в суде и защите своих имущественных интересов (получения с ответчиков: а)компенсации, б)возмещения морального вреда и в)упущенной выгоды) на протяжении 70 лет с момента возникновения нашего авторского права (т.е. по меньше мере до 2069 г.).

©А.И.Ракитин, 2000 г.
©"Загадочные преступления прошлого", 2000 г.



     "Дело Джона Кристи", названное так по имени одного из самых известных убийц Великобритании, началось 24 марта 1953 г. В этот день некий Бересфорд Браун, хозяин дома на Риллингтон– Плейс, 10 (район Ноттинг – хилл, Западный Лондон) попытался повесить на кухне кронштейн под радиоприемник. Выстукивая стены, он обратил внимание на то, что противоположная кухонной двери стена издает необычный звук. Браун быстро понял, что под обоями находится не штукатурка, а лист фанеры. Поскольку за этой стеной находилась черная лестница, то хозяин решил, что лист фанеры закрывает потайной выход.
     Заинтригованный своим открытием, Б. Браун сорвал обои и убрал фанеру. То, что он увидел за ней оказалось не потайным выходом на черную лестницу, а встроенным в стену двустворчатым шкафом. Его правая стенка и крышка  рассохлись и разошлись, образовав широкую щель. Направив туда луч ручного фонарика, Бересфорд Браун увидел голую человеческую спину.


     Прибывшим по его вызову полицейским хозяин дома сообщил следующее: дом был им куплен в середине марта, его прежний владелец – Джон Кристи – попросил неделю для вывоза имущества и съехал окончательно 21 марта 1953 г. Куда он направился Браун не знал; о существовании встроенного шкафа на кухне он не догадывался и прежний владелец ничего ему об этом не говорил; кто и когда попытался замаскировать шкаф он не представляет.
     Предчувствуя, очевидно, необычный характер  преступления, старший инспектор Мюррей пригласил на Риллингтон– Плейс, 10 в качестве судмедэксперта  Френсиса Кемпса, одного из лучших экспертов – патологоанатомов того времени в Великобритании. До прибытия профессора тело из шкафа не извлекали.
     Тело принадлежало женщине и было частично обнажено. Из одежды на нем остались пояс с чулками, бюстгальтер, пуловер и жакет. Последние были завернуты наверх, на голову, таким образом, что открывали доступ к бюстгальтеру. К нему одним концом  была привязана крученая веревка, которая другим своим концом была наброшена на крючок. Т. о. тело  удерживалось в полусидячем положении. 
     Когда его вытащили из шкафа, оказалось, что веревка представляет собой скрученную полосу,отрезанную от одеяла. 
     Кроме того, за этим телом оказалось другое, завернутое в одеяло и прислоненное к стене. А за ним – третье, тоже в одеяле и тоже в вертикальном положении.
     Полиция приступила к тщательному осмотру дома, а Френсис Кемпс – извлеченных из шкафа женских тел.
     Свои первые заключения он сообщил прямо на месте. Несмотря на кажущуюся сохранность тканей, патологоанатом уверенно заявил, что убийства совершались в разное время и довольно давно – недели и даже месяцы назад. Постоянная циркуляция холодного зимнего воздуха, попадавшего в шкаф через щели в полу, способствовала мумифицированию тел. Этот “эффект холодильника” существенно облегчил дальнейшую работу экспертов.
     Погибшие женщины были молоды, всем было примерно по 25 лет. Тела, найденные в одеялах, были раздеты – это наводило на мысли о сексуальном мотиве преступлений.
     Вечером того же дня – 24 марта 1953 г. – в столовой, в толще шлака, засыпаемого в межэтажные перекрытия для улучшения теплоизоляции, было обнаружено еще одно женское тело. Соседи, присутствовавшие при обыске в качестве понятых, ещё до процедуры официального опознания, назвали ту, кому оно принадлежало: Этель Кристи, жена Джона Кристи.

рис. 1: Под полом столовой "дома смерти на Риллингтон-плейс" 24 марта 1953 г. полиция обнаружила труп хозяйки дома Этель Кристи..

Последний раз жители соседних домов ее видели в конце осени– начале зимы 1952 г.
     С этого момента практически ни у кого не осталось сомнений в том, что именно Джон Кристи является виновником гибели всех женщин, чьи тела были обнаружены в доме по Риллингтон – Плейс, 10. В газетах и по радио на следующий день было объявлено, что полиция Западного Лондона разыскивает его, чтобы прояснить некоторые вопросы. То, что Кристи не заявил о себе, лишь укрепило полицейских в уверенности, что этому человеку есть что скрывать.Через два дня последовало объявление Джона Кристи в общенациональный розыск. В разосланных полицейским участкам ориентировках подчеркивалась особая опасность этого человека.
     Между тем, изучение дома по Риллингтон – Плейс, 10 продолжалось. При осмотре внутреннего дворика полицейские заметили довольно крупную кость, которая была аккуратно прислонена к ограде. При более внимательном ее изучении оказалось, что это бедренная кость, принадлежащая женскому скелету. Поскольку уже найденные останки не имели отсутствующих фрагментов, стало ясно, что следует искать новые, причем, более ранние по времени своего происхождения. Полиция принялась перекапывать дворик и довольно быстро нашла два женских скелета; одному из них и принадлежала обнаруженная бедренная кость.
     Патологоанатомическое исследование обнаруженных в стенном шкафу тел показало сложный характер совершенных преступлений. В крови трех женщин были обнаружены следы угарного газа-СO. Особенность отравления им состоит в том, что этот газ  без вкуса и запаха эффективно вступает в связь с гемоглобином крови и нарушает снабжение головного мозга кислородом. Человек быстро и незаметно для себя впадает в бессознательное состояние; при должной концентрации газа для этого могло хватить двух – трех глубоких вдохов. Несмотря на опасность такого отравления, ни в одном из трех случаев, как это достоверно установил профессор Ф. Кэмпс, концентрация газа не была смертельной. Смерть всех женщин наступала в результате механической асфиксии; преступник душил свои жертвы подушкой или одеялом, т. к. на горле и лице каждой из них не было следов сдавливания. Поскольку каждая из женщин, чьи останки были найдены в шкафу, имела следы  полового сношения, эксперт предположил, что преступник действовал по следующей схеме: сначала каким –то образом он умудрялся отравить женщин газом и приводил их в бессознательное состояние, затем насиловал и душил.Убийство, очевидно, имело целью сокрытие факта изнасилования.
     Профессор Ф. Кемпс предположил, что полиция имеет дело с серийным убийцей. Подозревая, что тот мог убивать аналогичным образом и во многих других случаях, эксперт предложил осуществить сплошную проверку женских тел, находившихся в морге Кенсингтон, на предмет обнаружения следов угарного газа в крови. Забегая несколько вперед, следует указать, что несмотря на большой объем проделанной работы, новых жертв маньяка найти таким образом не удалось.
     Относительно четвертого тела – Этель Кристи – профессор уверенно заявил, что  эта женщина была убита без предварительного отравления газом; ее просто задушили. Кроме того, в отношении нее преступник не совершил сексуального посягательства. Скорее всего, он убил ее просто из ненависти или как опасного свидетеля.
     Установление личностей погибших женщин не вызвало особых сложностей. По отпечаткам пальцев две из них были быстро идентифицированы –это оказались профессиональные проститутки Рита Нельсон и Кэтлин Мэлони, уже состоявшие на учете в полиции. Первой было 23 года, второй – 25. Опросом знавших их людей полиция довольно точно установила время совершения преступления: Нельсон пропала в первых числах января 1953 г., Мэлони – двумя неделями позже.
     Отпечатки пальцев третьей женщины в полицейской картотеке отсутствовали, но среди мартовских заявлений о пропаже людей нашлось одно, в котором указанная одежда пропавшей женщины совпала с найденной на трупе. Подавший заявление мужчина – безработный, приехавший в Лондон из Ирландии на заработки – опознал в предъявленном ему трупе свою любовницу Хекторин Макленан, 26 лет. Он рассказал, что в начале марта Джон Кристи пустил их в свой дом на одну ночь переночевать. На следующий день Хекторин пропала.
     Эта информация лишь укрепляла уверенность полицейских в том, что убийцей женщин является именно Джон Кристи. Но оставалось совершенно непонятным какими соображениями руководствовался он, одурманивая газом проституток. Применение газа можно было бы объяснить желанием избежать активного сопротивления жертвы и оно было бы оправдано против женщин не желавших близости с преступником. Но, очевидно, проститутки, направлявшиеся в дом к мужчине, уже рассматривали его как своего клиента и половой акт как раз–таки и являлся целью такого визита. Очевидно, объяснить свои действия мог только сам убийца.
     Пытаясь понять мотивацию преступника и логику его поступков, полиция постаралась собрать как можно больше сведений об этом человеке.Удалось установить, что Джон Реджинальд Холлидей Кристи родился в 1898 г. в семье столяра. С детства он был близорук, явно страдал клептоманией, в детские и юношеские годы неоднократно бывал уличен в мелком воровстве. Призванный в армию в годы первой Мировой войны, Джон Кристи в 1916 г. попал под немецкую газовую атаку; в том же бою помимо отравления ипритом  был контужен. Женившийся в 1920 г., он явно страдал половой дисфункцией непонятной природы. Его жена, та самая Этель, чьи останки были обнаружены под полом столовой, рассказывала сестре, что Джон смог совершить свой первый половой акт лишь через два года после свадьбы. Впрочем, из – за этого он никогда не обращался к врачам и не допускал обсуждения этой темы. Супруги детей не имели. Можно предположить, что бесплоден был именно Джон Кристи,но с абсолютной точностью утверждать этого нельзя, т. к. супруги не проходили медицинского освидетельствования. в 1934 г. Джон был сбит автомашиной и получил закрытую травму мозга. Из–за этого с началом Второй Мировой войны он не попал в действующую армию, а был направлен в т.н. "резервную полицию", своего рода внутренние войска Великобритании, укомплектованные негодными к строевой службе резервистами.


рис. 2: Учётная карточка "резервного полицейского" Джона Реджинальда Кристи (номер жетона 07732), заполненная 1 сентября 1939 г., в день его призыва на службу.

Служил он в Лондоне, следователям удалось разыскать многих людей, помнивших его по тому времени. В памяти сослуживцев Джон Кристи остался взыскательным, мелочным, упивавшимся своею властью, человеком. Чета Кристи владела коттеджем в городке Галифакс, графство Йоркшир; когда полицейские стали там наводить справки, то не без удивления узнали, что Джон был членом низовой ячейки консервативной партии. Среди соседей и товарищей по партии он старался создать и поддерживать мнение о себе как о человеке благородном, прежде весьма состоятельном, но разорившемся  на карточной игре. Стремление казаться значительной личностью вкупе с полной несостоятельностью в половой сфере – это классическое для преступников на сексуальной почве сочетание, хорошо знакомое психиатрам. В первые месяцы 1953 г. Джон Кристи стал распродавать мебель и практически перестал выходить из дому. Он был уволен с работы и, по – видимому, не имел никаких источников дохода. Продажа дома в таких условиях, по сути, была единственной возможностью получить деньги.
     Кроме убийств, совершенных Джоном Кристи, с домом на Риллингтон – Плейс, 10 была связана еще одна драматическая история. В 1949 г. некий Тимоти Эванс, снимавший у Кристи  квартиру на втором этаже, убил свою жену Берил и дочь Джеральдину. Он сознался в убийстве, был судим и казнен. Полицейских заинтересовало это уголовное дело, поскольку Джон Кристи проходил по нему свидетелем, неоднократно давал показания следствию и вызывался в суд. 
     Считалось доказанным, что Тимоти Эванс, тяготившийся семейными узами, после совершения полового акта жестоко избил свою беременную жену, а потом задушил ее. Затем он задушил свою двухлетнюю дочку. Эванс скрылся с места преступления и довольно долго вел скитальческий образ жизни, меняя адреса своего проживания. Будучи арестован, он на первом же допросе признал себя виновным в убийстве жены. На суде,впрочем, он отказался от признания, заявив, что имеет алиби и обвинил в убийстве жены и дочери Джона Кристи. Последний же, как и его жена Этель, активно сотрудничал со следствием; информация, полученная от супругов расценивалась полицией как “весьма ценная”. Более того, Джон Кристи, выступая на процессе свидетелем обвинения, даже получил благодарность судьи “за ясные и полезные показания”. Суд посчитал вину доказанной Тимоти Эванса доказанной и обвинения последнего в адрес Джона Кристи никто всерьез не воспринял.
     При изучении обстоятельств этого дела в 1953 г. было обращено внимание на явную несуразность действий Т. Эванса, на ту нелогичность его действий, которая была проигнорирована при расследовании четырьмя годами раньше. Мужу, расчетливо убивающему свою жену, вовсе не требовалось наносить ей столь тяжкие телесные повреждения (у Берил Эванс была сломана челюсть, разбито лицо, на теле осталось большое количество синяков, свидетельствовавших о продолжительных побоях); кроме того, полицейская гипотеза не объясняла мотивов убийства дочери. Правда, преступление внешне напоминало убийство в состоянии аффекта и допрашивавшие Тимоти Эванса следователи отметили, что тот и в самом деле казался человеком неуравновешенным и неадекватным в своих реакциях, но предположение об изнасиловании гораздо лучше объясняло картину происшедшего.Во всяком случае, находили логичное объяснение и следы полового акта, и побои Берил Эванс. Кроме того, Тимоти Эванс пытался – весьма,впрочем, неуклюже – убедить суд в наличии алиби. В 1949 г. ему не поверили, но в 1953 г. полицейские уже другими глазами читали протоколы его допросов.
     Как бы там ни было, следствие ещё не пришло ни к какому определенному решению относительно “дела Эванса”, как было получено сообщение о задержании Джона Кристи. Произошло это на удивление спокойно.
     Полицейский патруль 1 апреля 1953 г. решил проверить документы у неопрятно одетого мужчины, стоявшего на автобусной остановке "Патни– бридж". Тот предъявил удостоверение личности на имя Джона Кристи.
     Доставленный на допрос, он произвел впечатление человека, находившегося в состоянии крайнего изнурения, говорил мало едва слышным голосом. Он заявил, что “чувствует себя измученным внутренним огнём, от которого нет спасения “. Джон Кристи не пытался запираться и последовательно признал себя виновным в восьми убийствах, совершенных с 1943 года. Все убийства, кроме убийства супруги Этель, имели сексуальный мотив: "изнурительное желание",- как определил его сам Кристи.
     Он рассказал, что всю жизнь имел огромную тягу к женщинам, но неудача первой попытки близости самым пагубным образом сказалась на его потенции. Потеряв уверенность в своих силах, он практически лишился способности к половому акту с женщиной, находившейся в сознании, даже в том случае, когда она хотела близости и стремилась ему помочь.Травмирующий опыт, полученный еще в далекой юности, искалечил всю его жизнь – во всяком случае так полагал сам Джон Кристи. Много думая о стоящей перед ним проблемой, он в конце–концов разработал методику, которая должна была ему помочь: Кристи решил, что ему необходимо приводить женщин в бессознательное состояние и совершать половой акт именно с бесчувственным телом. Снотворные препараты он отверг сразу же, поскольку знал об осторожности проституток и не был уверен в том,что ему удастся уговорить женщину выпить необходимое количество спиртного с растворенным снотворным. Поэтому Кристи разработал действительно оригинальную технологию одурманивания жертв – он рассказывал им о том, что страдая катаром дыхательных путей, лечится парами микстуры, доведенной до кипения. Он прочитывал целую лекцию об ингредиентах удивительной микстуры и необыкновенных результатах лечения, после чего предлагал заинтригованным слушательницам испробовать замечательный способ на себе. Кристи наливал крутой кипяток в чашу, высыпал туда “ингредиенты” – обыкновенные столовые специи, наливал купленный в аптеке бальзам Фрайара и по комнате начинал распространяться приятный аромат трав. Это устраняло последниесомнения женщин в искренности его слов;они позволяли накрыть себя с головой пледом и начинали глубоко дышать над чашой. После этого преступник быстро соединял уже подведенный снизу к чаше резиновый шланг с газовым краном и открывал его– метан, поступая в горячую жидкость, разогревался и одурманивал жертву необыкновенно быстро. Действие метана оказалось во всем аналогичным действию угарного газа и именно его следы в крови погибших судебные медики приняли за следы CO.
     Джон Кристи безо всяких запирательств рассказал о том, что впервые свою необычную технологию он опробовал еще аж в 1943 году. Зная, что его жены нет дома, он пригласил к себе переночевать некую Рут Фуерст, жительницу одного из разбомбленных люфтваффе кварталов. Вид солидного, серьезного и доброжелательного полицейского полностью усыпил бдительность женщины – она пришла в дом Кристи и до самой последней секунды даже не подозревала о той участи, что была ей уготована. После того, как женщина потеряла сознание, преступник отнес её в комнату и изнасиловал. “И чувство безмерного покоя заполнило меня”,-признался на допросе Кристи. Он уверял, что поначалу не планировал убивать женщину, полагая, что когда она придет в себя, то не поймет всего происшедшего с нею. Но после долгих размышлений и продолжительной внутренней борьбы, он решил, что безопаснее будет все – таки убить жертву. Рут Фуерст была задушена и закопана во дворе дома. Именно ее скелет и был позже выкопан полицейскими.
     Второй скелет принадлежал Мюриэл Иди, подруге жены. Эта женщина была убита в 1944 году, тоже во время отъезда Этель Кристи из Лондона. Предполагалось, что Джон вернет ей небольшой долг – именно  это и послужило поводом для приглашения женщины в гости.Она была убита также как и Р. Фуерст. После этого убийства  Джон Кристи окончательно поверил в достоинства своей методики.
     Когда Джона Кристи стали осторожно расспрашивать об обстоятельствах “дела Эванса”, тот поспешил рассказать и об этом преступления. Во многом оно оказалось случайным, незапланированным. Тимоти Эванс обратился к Джону Кристи с просьбой порекомендовать врача для подпольного аборта супруги. Кристи с готовностью отозвался, заявив, что он сам является дипломированным гинекологом и живет подобным нелегальным промыслом. Он предложил Эвансу на следующий день отправляться на работу, дабы обеспечить себе алиби, а его супруге-зайти к нему к десяти часам утра. Этель Кристи  д. б. отсутствовать в первой половине дня и Джон предполагал изнасиловать Берил Эванс по отработанной технологии. Он не хотел убивать женщину, рассчитывая, в случае необходимости заставить ее молчать шантажом. Однако, все произошло совсем не так, как предполагал преступник. Увидев полураздетую молодую женщину, Кристи совершенно потерял голову; сгорая от нетерпения, он бросился на нее, принялся избивать, задушил ее и совершил половой акт с теплым еще телом. Когда к нему вернулась способность здраво рассуждать, он понял, в сколь опасное положение себя поставил. В конце концов, он решил имитировать семейный скандал  четы Эвансов: воспользовавшись ключами Берил он перенес тело на второй этаж и к великому своему ужасу обнаружил, спавшую в кроватке Джеральдину. Чтобы имитация бытового убийства выглядела натуральнее, Кристи убил и ребенка. Затем, дождавшись телефонного звонка Тимоти Эванса, он сообщил тому, что попытка аборта оказалась неудачной и Берил умерла от кровопотери. После этого Джон Кристи заявил, что в случае обращения к нему полиции он не собирается покрывать Тимоти Эванса, организовавшего незаконную операцию, и настоятельно порекомендовал последнему скрыться от полиции,т. к. вина за случившееся ляжет именно на мужа. Эванс, видимо, впал в панику и полностью потерял способность трезво мыслить –он поступил именно так, как ему посоветовал Кристи, в результате чего стал подозреваемым N1.


     Объясняя свое убийство жены, Джон Кристи рассказал, что Этель в последние годы совсем перестала уезжать из Лондона и не оставляла его одного. Желание привести в дом проститутку снедало его и в конце–концов сделалось невыносимым. Задушив супругу, он предался разгулу.Первую убитую им проститутку – Риту Нельсон – Кристи не вытаскивал из кровати несколько дней,получая “неизъяснимое удовольствие от присутствия женщины в доме”. Лишь начавшееся разложение заставило его убрать тело в стенной шкаф.
     Преступник до того зациклился на своем влечении, что практически перестал выходить из дому даже за продуктами. Его точно сжигал внутренний огонь – за первые месяцы 1953 г. он похудел почти на 8 килограммов, страшно опустился и уже мало походил на того Джона Кристи, каким был еще совсем недавно.
     Проведенная весной 1953 г. психиатрическая экспертиза заключила, что обвиняемый во время совершения преступлений, безусловно, был вменяем, отдавая себе полный отчет в характере совершаемых им поступков. При этом целый букет отмеченных перверсий демонстрировал прогрессировавшие изменения в психике. Джон Кристи не был импотентом в обычном понимании этого слова – он был способен совершать половые акты, много мастурбировал над телами своих жертв. Следы спермы были бнаружены на его носках и обуви.
     Образ этого странного преступника произвел сильное впечатление на современников и стал хрестоматийным. Если кто внимательно смотрел английские детективные сериалы “Таггарт”, “Инспектор Морс” тот мог заметить, что Джон Кристи неоднократно упоминается в них. Несомненно, для тихой Великобритании, где вплоть до середины 80-х гг. прошлого столетия совершалось всего 3–5 убийств в неделю, преступления такого рода далеко выходят за рамки обыденных.
     Королевским судом Джон Реджинальд Холлидей Кристи был приговорен к смертной казни.Он был повешен 15 июля 1953 года. Тупик Риллингтон–Плейс, ставший местом паломничества туристов, был перепланирован в широкую улицу Растон–Клоз. На месте дома 10 ныне находится автостоянка.

eXTReMe Tracker