| |
Пытки и казни.
Жилю де Рэ было предложено примирение с Церковью . Это позволяло избежать гибели на костре , посольку покаявшегося еретика нельзя было сжигать живым . Примирившихся с Церковью душили на костре гарроттой , что было все - таки быстрее и гуманнее смерти в огне . Маршал согласился на примирение с Церковью . В ночь на 26 октября 1440 г. шли напряженные переговоры между родными Жиля де Рэ и его судьями : обсуждался вопрос о судьбе тела маршала . В конце - концов стороны сошлись на том , что сожжение тела будет формальным , т . е. палач возведет приговоренного на костер , задушит его там гарроттой , разведет огонь , после чего вытащит из огня тело , которое будет передано родственникам для захоронения . Рано утром 26 октября Жиль де Рэ принес публичное покаяние в совершенных им преступлениях в кафедральном соборе г. Нанта , при большом стечении народа . Он попросил прощения у Церкви , Короля , родителей умерщвленных им детей , сказал , что страшится небесного суда и попросил всех , кто мог его слышать в ту минуту , молиться о спасении его души . Около 10 часов утра , доставленный к месту казни , маршал Франции был задушен на глазах огромной толпы местных дворян и горожан . Вместе с телом Жилем де Рэ на огромной поленнице дров оказались и его прежние верные телохранители - Гриар и Корилло . Правда , в отличие от своего могущественного покровителя , они не получили от суда такой милости , как удушение перед сожжением . Оба погибли в пламени огромного костра живыми , к немалому удовлетворению свидетелей казни . После разведения огня , тело Жиля де Рэ было сдернуто крюками с поленницы дров и согласно договоренности , передано родственникам ( двоюродному брату и племянникам ). Так окончился земной путь одного из ужаснейших преступников всех времен и народов . Подобный эпитет вряд ли может считаться преувеличением : Жиль де Рэ благодаря своему высокому положению в обществе , знатности и богатству , успел совершить столь большое число отвратительнейших преступлений , что хватило бы с лихвой на дюжину "среднестатистических" изуверов современности . Что было потом ? Родственники легендарного сподвижника Жанны д'Арк не захотели оскорблять его гробом фамильные склепы . Тело Жиля де Рэ обрело покой в монастыре кармелиток , расположенном на окраине г. Нанта . Автору ничего не известно о дальнейшей судьбе этого захоронения . Епископ Нантский Жан де Малеструа , приложивший немало сил для разоблачения преступлений маршала , в самый день его казни провел торжественную заупокойную службу и крестный ход по улицам города , собравший огромную толпу народа . Постепенно образ эрудированного русобородого великана превратился в народных преданиях в полную зловещего колорита фигуру обладателя синей бороды . Французские баллады и изустные предания несколько столетий обыгрывали перипетии реального исторического сюжета , с общей фабулой которого Вы только что познакомились , порой совершенно фантастически его трансформируя . Один из таких вариантов получил литературную обработку Шарля Перро и хорошо известен в России под видом детской сказки "Синяя борода" . Жиль де Рэ был казнен приговором светского суда , а епископальный еще полтора месяца продолжал разбор его дела и допрос различных свидетелей . Никто , правда , казнен уже не был . Больше других рисковал , конечно , Франческо Прелати , но постановлением герцога Анжуйского итальянский колдун был освобожден из церковной тюрьмы . Произошло это в июне 1441 г. Прелати пришлось отречься от всех своих оккультных заблуждений , выучить наизусть "Символ веры" , вынести наложенную на него тяжелую епитимию , но зато он остался жив . Отделался , чт называется , "малой кровью" . Постепенно были свернуты расследования в отношении и иных лиц , приближенных к Жилю де Рэ . Что можно сказать об образе действий этого человека и какое заключение о достоверности приписываемых ему деяний можно сделать на основании современных представлений о такого рода преступлениях и преступниках ? Прежде всего - необыкновенная точность деталей , зафиксированная протоколами допросов , укрепляет в мнении , что преступления Жиля де Рэ отнюдь не художественный вымысел палачей и судей . Из описаний процессов убийств , которые оставлены в стенограммах допросов Корилло , Гриара и самого де Рэ , можно заключить , что маршал принадлежал к той категории сексуальных преступников , которые стремятся не к непосредственному совокуплению с жертвой , а к мастурбации в процессе ее мучения . Сам по себе коитус мало привлекает извращенцев этого типа . Безусловно , такой перекос в сознании свидетельствует о серьезном дефекте личности . Причем , сами преступники этот дефект прекрасно осознают и всячески пытаются замаскировать , полагая , что его наличие лишает их "мужественности" и позорит в глазах всех , осведомленных о нем . Потому они скорее припишут себе совершение сколь угодно ужасного изнасилования , нежели признаются , что предпочли ему онанизм . Все эти поведенческие нюансы сделались объектом внимательного изучения криминологов лишь в 20 - м столетии , когда совершенство технической базы предоставило специалистам инструменты для точных химических и микробиологических исследований . В 15 - м веке возможности для такого рода исследований не было и обвинители маршала при всем своем желании не смогли бы доказать факт мастурбации . Жиль де Рэ вполне мог ограничиться рассказами об изнасиловании детей . И если бы его показания действительно давались под диктовку палачей , так , скорее всего , и было бы ( поскольку понятно , что с обывательской точки зрения изнасилование является актом более логичным , нежели онанизм ) . Но именно нетрадиционность предпочтений преступника придает его рассказу особенную достоверность . В 15 - м веке столь точный в деталях рассказ придумать было просто невозможно . Во всяком случае , с позиций современных знаний об этом предмете , несуразность деталей в таком выдуманном рассказе сразу бросалась бы в глаза . Следующим любопытным штрихом , добавляющим достоверности показаниям Жиля де Рэ и его телохранителей , является упоминание о существовании коллекции черепов убитых душегубом детей . Подобное стремление некрофилов окружать себя останками тел ( или их фрагментами ) , с которыми связаны наиболее острые сексуальные переживания , также хорошо изветсно . Эдвард Гейни хранил в супнице отрезанные женские носы , Деннис Нильсен - неделями прятал под полом полюбившийся ему мужской труп , Джеффри Дамер составил целую коллекцию лоботомированных черепов убитых им подростков . Эти примеры , взятые из истории криминалистики 20 - го столетия , можно множить и далее . Для 15 - го века непридание тела погибшего земле почиталось его высшим поруганием . Хранение коллекции отрезанных голов для добродетельного христианина той эпохи есть деяние совсем уж запредельное в своей чудовищности . Такую гремучую смесь извращений - педофилии , садизма , некрофилии , гомосексуализма - придумать и облечь в столь достоверный рассказ , какой прозвучал на суде в г. Нанте , человек 15 - го века вряд ли смог . Он мог пересказать то , что видел , но не придумать от начала до конца . Некоторые писатели , касавшиеся в своих трудах истории маршала де Рэ , указывали на разного рода изъяны имевшего над нам место суда . То неопределенно говорится , что герцог Бретонский замаскировал судебной расправой свое стремление поживиться имуществом маршала . То утверждается , что суд был необъективен и почти не уделил внимания убийствам детей , сосредоточившись всецело на разоблачении магических манипуляций обвиняемого . То вообще ставятся под сомнение факты совершения маршалом преступлений и намекается на возможность его оговора слугами . По большому счету , вряд ли такого рода тезисы можно считать обоснованными . В эпоху формирования мощных высокоцентрализованных монархических государств инспирирование судебных процессов в целях завладения имуществом обвиняемого представлялось делом сложным и неэффективным . То время предоставляло массу иных возможностей для передела владений . Скажем так : сутяжничество , как способ обогащения , скорее характерно для общества гражданского , нежели феодально - крепостнического . Несправедливо переносить на ту эпоху законы и нравы более позднего времени . | |
. |