| |
Пытки и казни.
Традиция приводить к присяге на Библии лицо , дающее показания , восходит именно к майоратному судопроизводству . Инквизиторы никогда этого не делали ; Святой Трибунал требовал от обвиняемого чтения молитв ( обычно это были "Отче наш" , "Богородица Дева ..." а также "Символ веры" в канонической редакции ) . Светские суды требовали формальной клятвы на Библии , которая сводилась к формуле "говорить правду , только правду и ничего кроме правды" ( т. н. латинская формула juramentum de calumnia ) . Будь суд над Жилем де Рэ инквизиционным , ему бы предложили прочесть молитвы , дабы показать , что он - добрый католик . Но поскольку судебная процедура повторяла светский суд , ему в начале процесса поднесли Библию и предложили поклясться на ней в правдивости всего , что он будет заявлять в дальнейшем . Завершая это вынужденное отступление следует заметить , что инквизиторы не отказывали обвиняемому в адвокатской защите и зачастую даже прямо предлагали воспользоваться услугами адвоката . Епископальные суды , напротив , были противниками такой практики . Итак , Жиль де Рэ от принесения присяги отказался . Также он заявил , что участвовать в судебных прениях не станет и вопросов никаких задавать не будет . В отличие от заседаний во время предварительного слушания , процесс с 15 октября проходил без зрителей . В зал приглашались только свидетели обвинения и т. н. "доносчики" , т. е. люди , желавшие сделать заявление добровольно . Всего в ходе процесса таковых свидетелей и "доносчиков" было допрошено 108 человек . Cначала разбирались пункты обвинения , связанные с алхимическими изысканиями Жиля де Рэ и его сношениями с нечистой силой . Многие свидетели утверждали , что видели своими глазами помещения по первому этажу замка Тиффож , украшенные кабаллистической и сатанинской символикой . Штатные алэхимики маршала Франции рассказали о сути проводившиэхся по его указанию экспериментов . Прелати дал весьма пространные и подробные показания как о своих отношениях с Жилем де Рэ , так и о специфическом интересе хозяина к магии . Так , по заявлению итальянца , Жиль де Рэ написал собственной кровью текст договора с демоном Бароном , в котором просил для себя три великих дара : всеведения , богатства и могущества . Поскольку демон требовал жертвы , маршал принес таковую : ею была курица . Но демон не удовлетворил собственную жажду крови обычной курицей и тогда Жиль де Рэ казнил ребенка - мальчика , имя которого Франческо Прелати назвать не смог . Маршал отрезал ребенку левую руку , вынул из глазницы левый глаз , вырезал сердце и в кубке с собственной кровью преподнес на алтарь Барону . В своих показаниях , продолжавшихся много часов , Прелати подробно и весьма живым языком рассказал о проделках своего "карманного" демона , явленных чудесах , предсказаниях и превращениях . Весьма неблагоприятными для Жиля де Рэ оказались показания священника Жиля де Силля . Он был не только одним из алхимиков маршала , но и его духовником . Во время допроса в суде де Силль признал , что маршал полностью отдавал себе отчет в противоестественности своих сексуальных наклонностей ; во время исповедей Жиль де Рэ всегда упоминал о совершенных убийствах детей и каялся в содеянном . Кроме того , маршал понимал богопротивность алхимических манипуляций , в совершении которых также раскаивался . При этом ни убийств детей , ни своих демонологических изысканий Жиль де Рэ не прекращал . Такое осознанное упорство маршала в греховных пристрастиях позволяло суду квалифицировать его деяния как упорство в ереси . При этом судей не особенно смутил тот факт , что священник , рассказывая о содержании исповедей обвиняемого нарушли тайну исповеди . Формально суд обсудил эту коллизию и постановил , что пересказ общего содержания исповедей может быть принят к рассмотрению . Показания духовника Жиля де Рэ выставили маршала в крайне невыгодном свете . По сути они уничтожали всякую надежду на смягчение будущего приговора . С 15 по 19 октября 1440 г. шли судебные слушания . Перерыв в процессе был сделан лишь в воскресенье 16 октября . После шести судебных заседаний ( они проводились по 2 в день ) суд постановил пытать маршала , дабы "побудить его прекратить гнусное запирательство" . Жиль де Рэ был пытан вмсте с 4 - я своими алхимиками . Растянутый на "лестнице" , маршал Франции быстро прекратил запираться и препираться и пообещал изменить свое поведение в суде . Доставленный в суд , Жиль де Рэ преклонил колени перед епископом Малеструа и кротко попросил снять с него отлучение от Церкви . Маршал принес присягу на Бибилии и изъявил готовность рассказать о своих преступлениях . Лишь в одном месте Жиль де Рэ выразил несогласие с прозвучавшими в зале суда обвинениями в свой адрес - когда пришлось говорить о заключении договора с демоном Бароном . "Пусть меня сожгут живым" , - заявил Жиль де Рэ , - "если кто - нибудь докажет , что я призывал Дьявола или заключал с ним договор , или приносил ему жертвы !" Перемена поведения маршала может быть объяснена не только и не столько даже пыткой , сколько соображениями иного порядка . Известно , что ему не разорвали ни одного сухожилия , не повредили ни единого сустава ; на судебное заседание Жиль де Рэ явился самостоятельно , ему отнюдь не требовалась помощь , чтобы передвигаться . Из этого можно заключить , что примененная к нему пытка не была избыточной и не имела чрезвычайно жестокого характера . Скорее всего , важнее оказался психологический элемент подавления воли - маршал понял , что суд в отношении него не ограничится полумерами и не позволит обвиняемому навязать свою волю . Если до этого Жиль де Рэ пытался шантажировать суд своей бескомпромиссностью , то теперь попытался умилостивить его покорностью . А нежелание признать факт заключения договора с демоном объясняется элементарным здравым смыслом : подобное признание превращало Жиля де Рэ в добровольного помощника Дьявола и уничтожало всякую надежду на снисхождение судей . | |
. |