Пытки и казни.
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ НА КАТОРГЕ.
Смертная казнь в самодержавной России применялась
очень ограниченно. Лишь тяжкие государственные преступления могли привести
подсудимого к смертному приговору суда. Именно очевидная необходимость
осуждения террористов на смерть вызвала запрет в 1878 г. на рассмотрение
судом присяжных заседателей дел , связанных с террором. Оправдание 31 марта
1878 г. судом присяжных террористки В. И. Засулич наглядно продемонстрировало
администрации , что такой суд не может быть эффективным инструментом подавления
политического террора.
Либерализация общественных отношений , осуществленная
в годы царствования Императора Александра Второго , привела к значительному
смягчению уголовного законодательства. Телесные наказания были запрещены
, фактически оказалась под запретом и смертная казнь за общеуголовные преступления.
Даже такие чудовища , как Полуляхов , Антонов - Балдоха,
Викторов , Пазульский и пр. , на совести которых порой
оказывались десятки замученных жертв , не осуждались на смерть.
Последней публичной казнью в общепринятом
понимании этого выражения , явилось повешение народовольцев - первомартовцев
на Семеновском плацу 3 апреля 1881 г. Как до , так и после нее исполнение
приговоров террористам обычно осуществлялось в Иоанновском равелине Петропавловской
крепости , либо в Шлиссельбургской крепости ( в 1878 - 79 гг. повешены
17 народовольцев , в 1880 г. - еще 5 ). Эти казни проводились в присутствии
специально назначенной для этого комиссиии с последующим уведомлением через
газеты. Лишь исключительный характер совершенного "первомартовцами" преступления
- убийство Государя Императора - потребовал от властей придания казни характера
массового действа.
Следует сказать , что условно "просвещенная"
Европа тех лет демонстрировала куда большую кровожадность и черствость
нравов. Публичные гильотинирования и повешения украшали быт демократичных
европейцев ничуть не меньше театральных премьер , церковных праздников
или карнавалов. О линчевании в США даже и упоминать кажется лишним. Сколь
диким казалось русскому человеку подобное восприятие казни как "зрелища"
хорошо известно всякому , знакомому с отечественной литературой. Наши классики
- И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский - в разное время оказавшиеся свидетелями
гильотинирования , оставили весьма любопытные рассуждения на эту тему.
Следует упомянуть , что в глубоко структурированном
обществе самодержавной России разным сословным группам полагались разные
виды казни. Дворяне и кадровые офицеры не могли быть повешены ; их расстреливали.
Примером того , что эта норма свято соблюдалась может служить казнь в 1882
г. морского офицера , народовольца Н. Е. Суханова ; шедшие с ним по "процессу
20 - и" и приговоренные к казни народовольцы были повешены , Суханов же
- расстрелян.
Недворяне в случае вынесения смертного приговора
должны были быть повешены.
Иногда особым пунктом приговора являлось
лишение всех прав состояния. Это означало , что осужденный терял все права
, вытекающие из его принадлежности к сословию. Именно поэтому были повешены
декабристы ; к моменту исполнения приговора они более не были ни дворянами
, ни офицерами.
Но несмотря на либерализм суда присяжных
и уголовного законодательства , преступников в России все же казнили ,
и немало. Только происходило это уже на каторге.
Каторга , безусловно , являлась в высшей
степени своеобразным явлением российской действительности. Нормы Уголовного
уложения , по которым жила вся страна , в условиях каторги не действовали.
Официально допускались телесные наказания - порка кнутом или розгами ,
но главное - каторжанская администрация имела право вынесения смертного
приговора.
Наиболее частой причиной казни на каторгах
России являлось нападение арестанта на конвой или сотрудников администрации.
Попытка побега , если только она не сопровождалась нападением на охрану
, могла привести к увеличению срока заключения и телесному наказанию ,
но никак не казни. Убийство заключенным другого заключенного , даже случаи
людоедства , тоже не грозили виновному смертью.
Понятно , что при таком разделении
ответственности жизнь каторжанина не стоила порой и 10 копеек ( были случаи
убийства за такие суммы ) ; администрацию же лучше всяких карцеров и кандалов
защищал страх смерти.
По всякому факту нападения на солдат
конвоя , тюремных смотрителей , чинов администрации или врачей возбуждалось
следствие , которое могло тянуться несколько лет. Его вела местная полиция
, подчинявшаяся начальнику каторги. Ему же докладывались результаты расследования
, на основании которых он выносил приговор. Судебного процесса в обычном
понимании на каторге не существовало. Не назначались представители обвинения
, защиты , не было судьи. Это не значит , конечно , что начальник каторги
был абсолютно неподконтролен властям ; он , разумеется , всегда информировал
о происходящем и Министерство юстиции , и Министерство внутренних дел ,
но следует ясно понимать , что возможности контроля его деятельности из
столицы были весьма ограничены и поэтому сам этот контроль зачатую был
сугубо формальным. Следует упомянуть , что в ходе рассмотрения дела у начальника
каторги , обвиняемый зачастую не вызывался для допроса и никогда не знал
о принятом в отношении него решении.
Приговоренный к повешению всегда содержался
отдельно от прочих каторжан. Делалось это с единственной целью - оградить
окружающих от ярости человека , которому уже нечего терять.
За три дня до казни к приговоренному
для напутствия приглашался каторжанский благочинный - священник , являвшийся
настоятелем местного прихода. Зачастую именно появление священника служило
для осужденного свидетельством того , что ему назначен смертный приговор.
Священнику разрешалось оставаться
в обществе приговоренного вплоть до самой казни. Единственным ограничением
служило лишь желание самого смертника - он мог отказаться от общения в
любую минуту. Случаи такого рода отказов исключительно редки ( так , известный
бандит и убийца Пазульский в ожидании казни не захотел встречаться со священником
и даже на эшафоте отказался поцеловать крест. Кстати сказать , ему после
этого было объявлено о помиловании ).
Обыкновенно в течение всех трех дней приговоренные
оставались вместе со священником , словно надеясь , что его общество способно
остановить исполнение приговора.
По свидетельствам современников известно
, что в эти последние дни резко менялось психическое и психологическое
состояние приговоренных. Люди практически переставали спать ; лишь немногие
могли забыться легким сном , не превышавшим обычно 1 - 1,5 часа в сутки.
Правила разрешали смертнику прогулки до захода и он накручивал вместе со
священником многие - многие километры в безостановочном движении в выделенной
для него части двора. Люди впадали в состояние крайне несвойственного им
в обычной обстановке нервного возбуждения , в котором оставались до самой
казни. Даже закоренелые безбожники начинали подолгу безостановочно молиться
, петь псалмы , вести разговоры о житии святых и загробной жизни. Из речи
приговоренных исчезали бранные слова , о матерщине и речи быть не могло.
Точное время и обстоятельства казни никогда
не сообщались приговоренным.
Все время , пока с приговоренным оставался
священник , конвойные старались не приближаться к ним. Вообще , в свои
последние дни смертники делались особенно опасны и всем смотрителям предписывалась
особенная бдительность при контактах с ними.
Вечером накануне казни приговоренный получал комплект
чистого белья.
Ночью следовали причащение Святых Тайн и
исповедь. Обыкновенно уже после этого священник облачался в черную ризу
, а смертник одевал полученное накануне чистое белье.
На казнь обычно выводили с рассветом. Точной
привязки к часу не существовало ; считалось , что смертник имеет право
в последний раз увидеть солнечный свет. Понятно , поэтому , что в зависимости
от времени года и географической широты места время это могло сильно розниться.
Последней привилегией смертника в этой жизни
была возможность умереть именно на рассвете , а не ночью или вечером. На
российской каторге приговоренному к казни не полагалось ни последнего ужина
с выбором блюд , ни посещения бани накануне , ни даже рюмки водки ( после
причащения спиртное непозволительно в течение 12 часов , таков православный
канон ).
Перед эшафотом зачитывалась конфирмация
, после чего сразу же начинали бить барабаны. Делалось это для того , чтобы
заглушить крики приговоренного. Обычно смертник начинал браниться и выкрикивать
проклятия в адрес начальства. Помимо лиц , обязанных присутствовать при
казни в силу своего служебного положения ( акт подписывали начальник каторги
, врач , секретарь канцелярии ) , к эшафоту обычно сгоняли не менее 100
заключенных. Делалось это для усиления психологического давления на арестантскую
массу.
Смертник все это время оставался в кандалах.
Лишь после конфирмации его расковывали.
Под барабанный бой приговоренного
взводили на эшафот. Часто бывало , что смертники не могли идти , у них
отказывали руки и ноги ; они ничком валились на землю. Это были типичные
случаи истероидного психоза , при котором парализуются двигательные функции
, но человек остается полностью в сознании , может говорить и даже кажется
спокойным. Такого приговоренного поднимали на эшафот на руках.
Нередко случалось , что в такие минуты падали
в обморок конвоиры. Видимо , эта возня у эшафота и в самом деле была очень
тяжелым зрелищем.
На эшафоте заключенный поступал в
распоряжение палача. Тот набрасывал на смертника саван. Это был огромный
мешок , полностью скрывавший человека. Саван выполнял несколько важных
функций.
Прежде всего , скрывал от глаз присутствовавших
лицо казненного , со всеми теми ужасными симптомами , которыми сопровождается
гибель от удушения в петле. Кроме того , нередко в момент казни на виселице
у осужденных имело место рефлекторное мочеиспускание ( и не только ). Крепость
нервов и самообладание не имели в данном случае большого значения. Наброшенный
саван позволял отчасти скрыть это явление и не превращать глубоко символический
акт воздаяния в глумление над телом. И наконец , не имевший рукавов саван
позволял палачу легко совладать с любым практически смертником , вздумай
тот оказать на эшафоте сколь - нибудь активное сопротивление.
С момента появления смертника на эшафоте
, он полностью попадал в руки палача. В самом прямом смысле ; набросив
саван , палач уже не снимал своих рук с плеч приговоренного. Он подводил
казнимого к виселице , набрасывал на шею смазанную салом петлю , заставлял
встать на "западню". "Западней" назывался люк , который после выбивания
из - под него подпорок проваливался под весом смертника. Стоящего на "западне"
человека палач продолжал удерживать за плечи , подпорки "западни" всегда
выбивал помощник.
Смертникам на эшафоте не связывали руки
за спиной и никогда их не ставили на табуретки , как это иногда показывают
в кинофильмах. Понятно , что редкий смертник отказал бы себе в последнем
удовольствии послать такую табутетку добрым пинком на головы стоящих перед
эшафотом солдат.
Некоторые приговоренные просили палача не
одевать на них саван и сами набрасывали на себя петлю. Обычно палачи не
отказывали в таких просьбах. Следует помнить , что работа палаческая есть
убийство , деяние , с точки зрения православного человека не менее греховное
, чем само то преступление , за которое виновного казнят. Поэтому , если
был шанс не брать этот грех на душу , то палачи старались такой шанс использовать.
Каторжанская администрация закрывала глаза на такого рода отступления от
правил.
Примером подобного отступления может служить
история с известным грабителем Пазульским , который
попросил казнить его без савана , сам набросил на шею петлю и взошел на
"западню". И после этого , кстати , был помилован.
В свое время получили известность обстоятельства
казни в 1890 г. некоего ссыльнокаторжного Кучерянского , приговоренного
к повешению за нанесение ран смотрителю Александровской кандальной тюрьмы
Шишкову. Накануне казни приговоренный добыл нож , нанес себе сильный порез
шеи , но самоубийство не удалось ; врач наложил ему повязку и остановил
кровотечение. Выведенный к эшафоту Кучерянский дождался , когда его раскуют
, после чего сорвал с шеи повязку и , перекрывая барабанный бой , стал
кричать присутствовавшим арестантам , чтобы они следовали его примеру и
убивали конвоиров. На эшафоте он сопротивлялся палачу Комлеву
и продолжал кричать до тех самых пор , пока под ним не провалилась "западня".
Последние слова его были : "Не робейте , братцы , смерть легка , веревка
- тонка !"
Но даже и после этой казни руки смертникам
связывать не стали , полагая , очевидно , что это явится нарушением русской
традиции.
|