| |
Пытки и казни.
Инквизиция создала четкую и хорошо продуманную концепцию ведения следствия и судебного процесса. Во всех уголках мира, где инквизиция занималась своей деятельностью, она это делала единобразно , логично и последовательно, сводя к minimum - у возможность ошибок и злоупотреблений собственных работников. Организацию процесса вообще можно назвать образцовой не только для 13-го столетия (инквизиция была создана в 1208 г. и получила повсеместное распространение в католическом мире после Латеранского собора 1215 г). Для сравнения достаточно напомнить, что еще в начале 20 - го века "суд Линча" в CША признавался почти официальным; группа благонадежных граждан вполне могла явиться в городскую тюрьму , чтобы казнить подозреваемого и это не считалось ни самосудом, ни массовыми беспорядками, ни попранием закона. Американская история сплошь пестрит подобного рода происшествиями. История же инквизиции не знает ничего похожего. Пытки - вот что осталось от инквизиции в короткой памяти потомков. Но пытки эти не были беспределом маньяков-мучителей. Само применение пытки требовало совместного постановления инквизитора и епископа, в чьей епархии слушалось дело. Отнюдь не каждого обвиняемого пытали, при весомости собранных улик обвинение не предлагало прибегнуть к пытке. Также регламент предписывал не начинать пытку в случае сознания обвиняемого в предъявленном обвинении. И история знает массу примеров, когда негодяи и заклятые враги католической церкви лицемерным раскаянием не только избегали пытки, но и вообще наказания в привычном нам понимании. Непримиримый враг церкви, глава альбигойского движения Раймонд Четвертый , граф Тулузский, принес церковное покаяние и с наложенной епитимией вышел на свободу, после чего приказал зверски замучить папского легата Пьера де Кастельно. Инквизиционный процесс имел несколько довольно любопытных правовых норм, призванных оградить невинных от оговора. Так , например, аннулировались все долговые обязательства обвиняемого, т.е. донос не мог служить способом взыскания кредитором денег. Обвиняемый имел право отвода свидетелей. Он не знал фамилии свидетельствовавших против него (их показания были анонимны) но ему предлагали назвать своих врагов , способных его оговорить. Если среди упомянутых им врагов оказывалось лицо, давшее показания против обвиняемого, то эти показания из дела устранялись. О праве на адвоката, на подачу кассационной жалобы и наказании за ложный донос даже и говорить много не надо - эти правовые нормы появились именно в инквизиционном процессе, а ныне они действуют по всему миру. Говоря об условиях проведения пытки, следует указать, она немедленно останавливалась в случае ранения обвиняемого или повреждения его суставов. При допросе с пристрастием обязательно присутствовал врач. Пытка проводилась один раз. Этот момент можно сравнить с тем, как пытали чекисты в молодой Советской России (после освобождения Киева от большевиков весной 1919 г. богатый материал по этой теме был получен при изучении работы Киевской Чрезвычайки, он нашел свое отражение в книге С.П. Мельгунова "Красный террор в России"). Всего регламент инквизиции допускал применение последовательно трех пыток - веревкой, водой, огнем. Тяжесть их возрастала от первой к последней, поэтому нельзя было начинать пытать сразу, скажем , с третьей. Если сознание обвиняемого было получено на первой же пытке , очередь последующих уже не наступала. Нельзя было применить все три пытки в течение одного дня.
Следует заметить, что Хуан Льоренте - историк светский, отнюдь не склонный обелять Церковь и Инквизицию. Но как человек честный, он писал о том , подтверждение чему находил в архивах и окружающей жизни. Когда в 1936 г. большевики взялись публиковать его "Историю испанской инквизиции" они бессовестно изуродовали оригинал, исказили перевод и без тени смущения выбросили из тескта все фрагменты, подобные приведенному выше. Такими методами "инженеры человеческих душ" лепили образ "палаческой Инквизиции". В вопросе об истории инквизиции и тяжести применявшихся пыток сходятся взгляды историков, принадлежащих, казалось бы, к совершенно различным научным школам и придерживающихся абсолютно различных взглядов по другим вопросам. Историки - масоны лгут потому, что подрыв религиозных устоев общества - прямая задача их идеологии; историки - протестанты и англикане - потому, что католичество - их непримеримый враг и нападая на католические институты они тем самым обеляют весьма неприглядные страницы собственной истории. На инквизицию "навешены" грехи, к которым она не имела ни малейшего отношения. Так чудовищная охота на ведьм, которая и в самом деле имела место в германских землях в 17 столетии, приписывается инквизиции. Князь - епископства Бамберг и Вюрцбург, где в течение 1625 - 1631 гг. были сожжены около 1500 человек по обвинению в колдовстве, действительно были католическими. Из этого по умолчанию делается вывод, что люди пострадали по вине "одержимости" инквизиторов. Но историческая правда такова, что в этих землях не существовало инквизиционных трибуналов и приговоры сотням мнимых ведьм выносили суды епископальные, не имевшие никакого отношения к инквизиционным. Наш сайт обязательно вернется к этой интереснейшей теме, поскольку она прямо касается истории пыток; в отдельном очерке будут разобраны обстоятельства этих гонений. Еще одним историческим штампом является утверждение, что будто бы именно инквизиция осудила на костер Жанну д'Арк. Это неправда. Французская инквизиция устранилась от подготовки и участия в судебном процессе над "Орлеанской Девой". Генеральный Инквизитор Франции отклонил два приглашения на участие в процессе. Вместо себя он послал чиновника, который специально задержался в дороге, пропустил допрос обвиняемой и на этом основании заявил, что не может иметь суждений по сути дела. Кстати, этот опоздавший инквизитор (звали его Жан Леметр) выразил удивление отсутствием у Жанны д'Арк адвоката; суду пришлось такового ей предложить. Согласитесь, подобные нюансы полностью переворачивают картину событий. Следует подчеркнуть, что такого рода шулерских "передергиваний" исторических фактов великое множество. Они наполняют собой школьный курс истории, они постоянно повторяются массой популярных псевдоисторических изданий. Другим аспектом упомянутого явления (т. е. целенаправленного искажения истории) является приписывание инквизиции преступлений, совершенных по постановлению церковных судов протестантских конфессий. Следует ясно понимать, что инквизиция - это католический институт, постоенный на базе монашеского ордена доминиканцев. У протестантов не было инквизиции; более того, инквизиция была их заклятым врагом. Но самые ужасные преступления против здравого смысла и человечности были совершены именно протестанскими церковными судами. По их постановлениям устраивались массовые казни, перед размахом которыми меркнут даже самые масштабные испанские autо de fe. Самое массовое в истории сожжение живых людей устроили отнюдь не инквизиторы! В 1589 г. по постановлению епархиального суда г. Кведлинбург в ходе одной казни были сожжены заживо 133 человека. В то время Саксония была территорией, отколовшейся в ходе Реформации от католического лагеря. Так что люди эти погибли отнюдь не по вине инквизиции. Историки взахлеб называют огромные цифры человеческих потерь, но при этом всячески избегают пояснять, какая именно конфессия обрекала этих людей на гибель. И потому неосведеомленный в перипетиях внутрицерковной борьбы человек приходит к выводу, что во всех этих ужасах виновата инквизиция. Кстати, сами цифры погибших очень часто являются оценочными и могут быть оспорены. Существующий на нашем сайте "Форум" стал площадкой для полемики, посвященной истории инквизиции и пыток.Кроме того, довольно большой и, надеемся , любопытный материал по этому вопросу можно видеть в еще одном разделе сайта, который называется : "Из истории смертных приговоров, казней и пыток. (любопытная статистика и факты). | |
. |