Пытки и казни.
ТРАДИЦИИ ЧЛЕНОВРЕДИТЕЛЬНЫХ
НАКАЗАНИЙ
НА РУСИ И
В РОССИИ .
( 15 - 19 века ).
Судебник
1555 г. объявил закон единственным источником
права . Пытки рассматривались как важный элемент
следственной процедуры и имели двоякое назначение
: а ) как способ казни , имеющий для всех
окружающих лиц большое воспитательное значение
и б ) как инструмент понуждения к сознанию
и даче показаний в ходе следствия . Но
помимо пытки , тяжелым испытанием для обвиняемого
являлось получаемое по приговору суда наказание
, связанное с причинением ему - обвиняемому - повреждений
различных частей тела . Причинение преступнику
таких повреждений , обычно выражавшееся в отсечении
различных членов , получило распространение на
Руси еще во времена первых московских
князей . С течением времени эта практика
получала все более широкое применение и
более детальную регламентацию .
Так , в
1549 г. Указом молодого русского Царя Иоанна
Васильевича ( Грозного ) по всей стране была
введена практика отсечения руки вору , повторно
пойманному при совершении преступления .
Кроме
того , с середины 16 - го столетия повсеместно
начинают применять следующие членовредительные
наказания : а ) отрезание руки холопа , оказавшего физическое
сопротивление хозяину ; б) отрезание ушей вора , пойманного
на первой краже .
Уложение
1649 г. допускало следующие членовредительные наказания
:
а ) Отрубание руки , которое применялось в отношении
:
того , кто замахнется
оружием на кого - либо в присутствии Государя
;
того , кто ранит
кого - либо на Государевом дворе ;
того , кто насильно
, против воли хозяев , войдет на чужой двор
;
судебного подъячего
за подлог , либо неправильное составление документа
;
земного ( площадного
) подъячего за “написание заочно заемной
кабалы” , т. е. за
подложное
оформление земельного залога .
б ) Отрубание пальца , которое допускалось за незначительные
преступления :
за нанесение
легкой раны ;
за кражу
в первый раз ( отрубались мизинец и
безымянный пальцы левой руки )
в ) Отрубание левой руки и правой ноги
допускалось за “один разбой , за церковную
татьбу ( обворовывание церкви ) , за убийство в
драке в пьяном виде , если при этом
совершено было ограбление убитого” .
г ) Сечение ушей применялось в отношении :
мошенников вообще
и карточных в частности ;
воров за
третью кражу рыбы из садка или пруда
( каково ! ) ;
одно только
левое ухо резалось за первую татьбу ;
правое ухо
отсекалось после левого за вторую татьбу
, а также за разбой .
д ) Вырывание ноздрей . Эта уродующая лицо
кара применялась исключительно для отметки
преступников и не рассматривалась как самостоятельное
наказание . Заключалось в иссечении ( откусывании
щипцами ) крыльев носа . Если иссечение делалось
небольшим ( например , за взятку палачу ) , то
рана зарастала и вырванные ноздри со
временем восстанавливались , практически не оставляя
следов экзекуции . Зная об этом , судьи в
своих постановлениях часто оговаривали : “ноздри
рвать до кости” . В этом случае крылья
носа отщипывались до хрящей . В петровское
время получило распространение повторное вырывание
ноздрей каторжанам ; делалось это для исключения
“халтуры” со стороны подкупленных осужденными
палачей .
е ) Сечение языка . Уложения допетровской эпохи - 1643
и 1649 гг . - не содержали указаний на
допустимость отсечения преступникам языков , но
на практике уже в то время эта
мера наказания применялась достаточно широко .
Обыкновенно назначалось за преступления , связанные
с оскорблениями , противоправными призывами , ложь под
присягой , божьбу на суде ( т. е. упоминание имени
Господа Бога всуе ) . После подавления казацкого
бунта 1688 г. в следственном деле так
обосновывалось вынесение приговора к усекновению
языка : “…за противность и ругательство ко
Святой Церкви , за выскребывание в Библии
орла , и за непристойные слова про Великого
Государя , и за возмущение народов” . Часто сечение
языка применялось к проповедникам из старообрядцев
и еретикам . Н. Евреинов так описывал осуществление
этой процедуры : “для производства наказания преступника
сажали на скамейку , вытягивали ему клещами
язык , отрезали не весь , а только часть , иногда
наискось . Случалось , что после такого увечья
наказанные все - таки продолжали говорить ; тогда
казнь повторяли” . Воинский Устав 1716 г. добавил
в арсенал членовредительских приемов прожжение
языка . Это наказание полагалось только военнослужащим
за богохульство и только перед казнью .
В
1653 г. для воров и разбойников смертная
казнь была заменена членовредительными наказаниями
. Кроме вышеназванных общих случаев , отрубание
различных частей тела применялось и в
некоторых особых . Так , палец правой руки иногда
отнимался за недонесение об обнаружении фальшивых
денег . Кроме того , после подавления восстания
Степана Разина , всем его сторонникам в зависимости
от степени вины отсекли по пальцу правой
руки или всю правую руку .
Следует
пояснить , что под отсечением руки ( если
это не оговаривалось особо судебным приговором
) понималось отрубание кисти по запястье
; под отсечением ноги - ступни по лодыжку ; под
отсечением пальца - отрубание выше первого сустава
.
В
Указе 1663 г. разъяснялось , что надлежит делать
с отрубленными частями тел : “отсеченные руки
и ноги у больших дорог прибивать к
деревьям и у тех же рук и ног
написать вины и приклеить , что те руки
и ноги воров , татей и разбойников и
отсечены у них за воровство , за татьбу ,
за разбой и за убийство и за
всякое воровство , чтобы всяких чинов люди
то их воровство ведали” . Отсеченные части
тел “денежных воров” ( фальшивомонетчиков ) приколачивались
к стенам монетных дворов .
Следует
подчеркнуть , что несмотря на всю мучительность
вышеназванных наказаний они не исчерпывали
собой судебный приговор . Их обыкновенно дополняло
битье кнутом , либо батогами , и высылка , после
излечения , в Сибирь .
|