На главную.
Архив.
Кто такой социопат ?

стр. 2 ( окончание )

   Локи направился в Лос-Анджелес, где ухитрился устроиться диктором радио, утверждая, будто у него большой опыт. Здесь он впервые узнал, как сильно может влиять на людей его голос, и стал пользоваться этим, когда хотел произвести впечатление. Однажды вечером он пошел на религиозное собрание с пожилой разведенной женщиной, с которой жил в то время. Сумма пожертвований поразила его. Он разузнал все подробности, изучил ситуацию и решил вступить в этот бизнес с помощью той же леди. Прочитав несколько книг по теософии, спиритизму и Христианской Науке ( Christian science — секта, основанная в конце XIX в. Мери Беккер - Эдди; до сих пор имеет в США много последователей. Согласно ее основной догме, причиной болезни и смерти является слабая воля человека, который сам стремится к ним. ), он основал культ под названием «Ваша радость». Вскоре при финансовой поддержке своей подруги и с помощью ее связей он стал, благодаря также своему красноречию и силе убеждения, популярным проповедником и евангелистом, а через некоторое время смог открыть филиалы в нескольких городах западных штатов. Со временем он установил правило, по которому верующие должны были отдавать его церкви все свои деньги. Он купил несколько жилых домов и поселил в них своих последователей, взимая с них квартирную плату. В каждом из домов он устроил кооперативные рестораны, продавая в них еду по высокой цене. С помощью этих и некоторых других методов большая часть доходов его последователей, а также их капиталы попали в церковный фонд, который был помещен в банк на его имя.
   Однажды он решил, что его пресытила роль проповедника, а кроме того, были и другие причины покончить со всем этим. Не подавая вида, что собрался уезжать, Локи хитроумно подготовил последователей к своему уходу, чтобы они не подняли тревогу раньше времени. Он перевел в деньги все церковные вклады, которые только смог перевести, и удрал с этими деньгами в Германию, где в течение некоторого времени вел шикарный образ жизни в обществе некоего американца Макси, грабившего банки. Когда Макси умер, Локи заинтересовался национал-социалистской партией. С начала второй мировой войны он под вымышленным именем готовил для нацистов антиамериканские пропагандистские материалы.
   После его исчезновения некоторые из его последователей прозрели и обратились в полицию. Но многие по-прежнему верят в него, поскольку он особым образом подготовил их к этому событию. Некоторые из них и по сей день клянутся, что это произошло во время одной из молитв и что они своими глазами видели, как ангелы унесли его на небо. Мать шестнадцатилетней девушки, которую он увез с собой в Германию, а впоследствии сбыл поставщику буэнос-айресского борделя, покончила с собой, когда один из друзей Макси, согласно плану этой операции, рассказал ей, какая судьба постигла ее дочь.
   История Локи иллюстрирует многое из сказанного ранее о социопатах. Очевидно, совесть не удерживала Локи от того, что он делал, и он поступал так, как ему хотелось. Ясно также, что его не останавливал и интеллект. Когда ему хотелось выпить или получить сексуальное удовольствие, он делал это, невзирая на последствия. Если бы его импульсами управлял его интеллект или совесть, он не заражался бы гонореей и не подвергал бы себя риску, подделывая чеки. Его поведение несколько отличается от поведения тех, у кого под влиянием родительского воспитания совесть была сформирована, но кто потом начинает плохо вести себя, чтобы бросить вызов собственной совести или отомстить родителям. С самого начала поведение Локи было ужасным, но он никогда не проявлял каких-либо признаков исправления. Во многих случаях он вредил себе больше, чем кому-либо другому.
   Некоторые события в жизни Локи типичны, их можно найти в биографиях многих социопатов. Почти всегда они плохо ведут себя в детстве и в школе. Если они поступают в хорошие школы, то их оттуда, как правило, исключают. Они влезают в долги, злоупотребляют, если это возможно, добрым именем своей семьи, раскатывают по стране, совершают самые экстравагантные выходки, подхватывают гонорею и прочие подобные заболевания, сидят в тюрьмах, попадают в переделки с женщинами, надувают людей бойкой болтовней, ни в чем не соблюдают дисциплину и причиняют горе почти всем, с кем общаются. В жизни таких людей многое просто само собой разумеется, и когда измученные родители в конце концов обращаются за советом к психиатру, то врач, выслушав начало их рассказа, нередко угадывает все остальное.
   Одни предпочитают думать, будто социопатами рождаются ; другие же, основываясь на имеющихся данных, утверждают, что такое поведение всемерно поощряется родителями больных. Согласно второй точке зрения, отнюдь не лишенной смысла, даже если родители социопата жалуются и высказывают недовольство по поводу выпадающих на их долю последствий поведения своего отпрыска, то на самом деле какая-то часть их психики наслаждается беспутством и разнузданностью их детей. Психотерапевт часто встречается с ситуациями, когда ребенок ведет себя плохо, а один из родителей или оба находят такое поведение милым и забавным. К несчастью, из их милых поступков нередко развивается деструктивное и социопатическое поведение. Например, алкоголик Дэн Часбек, слыша о пьянстве сына Диона, когда тот учился в колледже, радовался тому, как весело его сын проводит время и какой он дюжий парень. Но мистер Часбек возразил бы, если бы кто-нибудь заключил, что именно его отношение к сыну, его поощрения «милых забав» привели в конце концов Диона к самоубийству.
   Лечение юного социопата, еще зависящего от родителей требует сотрудничества всех, кто имеет к нему отношение. Если, как можно подозревать, его поведение в какой-либо форме поощряется родителями, то в процесс лечения должны быть включены и родители. Если в таком поведении есть что-то врожденное, то излечение социопатических тенденций при содействии родителей более вероятно, чем без них. В наше время психиатры настаивают не только на явке родителей, но даже предпочитают иметь дело со всей семьей сразу, составляя из нее «семейную терапевтическую группу». Социопаты редко обращаются к врачу по доброй воле, но могут проявить к лечению большой интерес, попав в тюрьму; в ряде случаев им приносит пользу групповая терапия, применяемая во многих тюрьмах.
   Любопытно, насколько установка социопата напоминает установку тех «диких» животных, которые, по-видимому, неспособны сформировать что-либо напоминающее Суперэго и которых можно «приручить» лишь внушением чувства страха. Между тем установка домашних животных свидетельствует, как можно предположить, об их способности образовывать нечто вроде Суперэго, гораздо более близкое к установке общественного человека.
.