На главную.
АРХИВ. Стенограммы, документы

Инквизиционные расследования : женившийся монах Паскуал Перес.


    Настоящий очерк представляет собой фрагмент из книги Х. Льоренте "История испанской инквизиции", изданной впервые в 1817 г. в Париже. Расследование преступления, которое совершил "против Веры" женившийся монах, является одним из типичных инквизиционных расследований по своим целям, способам проведения и полученным результатам. Именно своей обыденностью оно и интересно.


     10 июля 1564 года брат Паскуал Перес, белец, произнесший обеты в ордене иеронимитов, родившийся в деревне близ города Сан-Фелипе-де-Хатива, двадцати семи лет от роду, был арестован и отведен в тюрьму святого трибунала.
    Его обвиняли в том, что он покинул свое звание и женился по соседству с городом Эльче, где он жил. Первый вопрос, обращенный к нему, был : знает ли он повод, по которому его посадили в тюрьму. Он отвечал, что, вероятно, из-за женитьбы, на которую он решился, хотя был связан торжественным обетом монашеской жизни. Он признал этот поступок грехом. На вопрос, явилась ли мысль о греховности после брака или же она была у него уже при женитьбе, он отвечал, что в пору брака был занят единственно своей страстью и отвлечен от всего другого. Инквизиторы не были этим удовлетворены, потому что его ответы не позволяли заключить, считал ли он сладострастие вещью дозволенной. Они прибегли к средствам, которыми умели хорошо пользоваться, и обвиняемый сознался 17 сентября 1565 года, что, выйдя из своего монастыря, думал о том, что не может жениться по причине обета, произнесенного им при вступлении в монашескую жизнь ; но впоследствии дьявол искусил его и он подумал, что по отказе от монашеского образа жизни его обет уничтожен.
    Инквизиторы ничего не требовали больше : этого признания было достаточно, чтобы высказаться, что расследование этого дела принадлежало им, — претензия, которую нельзя считать не чем другим, как захватом светской юрисдикции, потому что сознание монаха не представляло верования, противоположного какому-нибудь определенно выраженному постулату веры. Как бы то ни было, они приговорили брата Паскуала к произнесению легкого отречения и передаче в распоряжение приора монастыря с тем, чтобы тот наложил на него в своем братстве епитимьи, установленные против монахов, публично согрешивших, и после четырехкратного их отбытий запретил ему навсегда выход из монастыря и перемену его на другой.